Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Семинар для педагогов ДОУ

«Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Цель: Попытаться определить составляющие профессионального имиджа педагога; показать на практике значение имиджа для успешной профессиональной деятельности.

Задачи:

1.Дать понятие профессионального имиджа педагога.

2.Раскрыть модель имиджа педагога.

3.Показать на практике значение имиджа для успешной профессиональной деятельности.

Понятие имиджа

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

 «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей детей, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешне поведенческие.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Есть и другие точки зрения на структуру имиджа.

Таким образом, имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно, говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Социально-психологический аспект имиджа педагога

Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.

Педагог, не владеющий методическим мастерством, педагог неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Влияние педагога тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Индивидуальность педагога – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует детей, пробуждает у них тоже отношение к делу. Вот и я тоже хочу вас немного смотивировать, и попрошу представить, что мы живем и работаем в Японии. Предлагаю вам представиться по японски. Для этого у каждого есть памятка с русскими имена и названием по японски. И так представлюсь:ЧИКАТОНА(Таня)

Всем весело, попрошу вас запомнить это состояние и включать его каждый раз когда вам грустно.

Личность педагога

Личность педагога – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что дети слышат от него, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот педагог, который сам имеет интересы и увлечения.

Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.

Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем более личностно значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».

Педагогическая этика

Педагогическая этика – основа личности педагога. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.

1)Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности педагога независимо от того, желает ли этого он или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.

2)Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия Отсутствие справедливости – опасный враг: доказано, что в таких классах задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся, а некоторые учащиеся превращаются в невротиков.

3)Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление педагога поддерживать свой престиж, свою репутацию

4) Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании педагога, представитель, который контролирует выполнение педагогом его профессионального долга.

Модель имиджа педагога

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ребенка. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота педагога о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение детей – это сущность труда педагога. Следовательно, забота педагога о своем имидже – это также профессиональное требование.

Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

-  визуальная привлекательность;

-  вербальное поведение;

-  невербальное поведение;

-  манеры, этикет;

-  соответствие необходимому образу;

-  обаяние.

Визуальная привлекательность

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих Визуальная привлекательность - это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность - это показатель культуры человека.

Основной стиль педагога – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для педагога профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания . Одежда педагога несет еще большую психологическую нагрузку.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает.

Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остро модных деталей.

Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Вербальное поведение

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.

Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Этикет

Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический прием, а работа педагога связана с психическим напряжением и стрессами. И наконец – общительность. Хороший педагог не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.

 ПАМЯТКА «КАК ПРАВИЛЬНО СОЧЕТАТЬ ЦВЕТА В ОДЕЖДЕ»
- Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
- Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
- Серый – базовый цвет, хорошо сочетается с капризными цветами: фуксия, красный, фиолетовый, розовый, синий.
- Розовый – с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно - голубым.
- Фуксия (темно – розовый) – с серым, желто-коричневым, зеленым лаймом, зеленой мятой, коричневый.
- Красный – подходит к желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
- Томатно – красный: голубой, зеленая мята, песчаный, сливочно – белый, серый.
- Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
- Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
- Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
- Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
- Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, зеленая мята, пурпурно-розовый, зеленый лайм.
- Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
- Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
- Светло – оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
- Темно –оранжевый: бледно – желтый, оливковый, коричневый, вишнёвый.
- Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
- Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
- Бледно-желтый: фуксия, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
- Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
- Светло – зеленый: золотисто-коричневый, коричневый, розовый, темно-оранжевый, темно-синий, серый.
- Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
- Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
- Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
- Бирюзовый: фуксия, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
- Электрик красив с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
- Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
- Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
- Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
- Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, зеленая мята, светло-оранжевый.
- Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С - Пб., 1996.
  2. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.
  4. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
  5. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
  6. Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.
  7. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
  8. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
  9. Ожегов С.И. Толковый словарь
  10. Станиславский К. С. Работа актёра над собой.// Собр. Соч.: В 8 т. - М.: Искусство, 1955.
  11. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  12. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах/ под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых.- Брянск.: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.- Кн.1-174 с.
  13. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение,2006.
  14. Маркова Т.А. Детский сад и семья. - М.: Просвещение,1986.
  15. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1981.
  16. Вераксы Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-синтез,2011.