Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

"Системнодеятельностный подход в образовательном процессе"

Материал, методы и приемы, предложенные в данной статье, можно использовать на любых уроках с переработкой на необходимую тему или даже предметную область.

 Автор материала предлагает, в качестве примера,  работая по учебной линии «Полярная звезда», рассмотреть темы:  «Мы во Вселенной»,  « Расы и народы», «Биосфера – живая оболочка Земли» - география 5класс (ФГОС ООО).

I. Организационный момент урока, тема:  «Мы во Вселенной»:

Использование на данном этапе приема из технологии «Творческих мастерских» - «Индуктора» является оправданным. Запускается музыкальная заставка «Прекрасное  далеко» (автор  Шумилова Ольга) с песней из детского отечественного  фантастического  кинофильма «Гостья из будущего».  После просмотра будет логичным  провести, совместно с учащимися,  целепологание  и определить задачи урока, при этом можно  заострить  внимание на том, что 2016 год прошел  как  Год  Российского  кино.

II. Изучение нового материала при помощи приема работы с текстом: «Цепочка чтения».

Педагог, являясь координатором,  задает направление деятельности:  цепочка чтения по абзацам,   по рядам,  начинаем с 1 парты 2 ряда.  Задаем   вопрос к,  уже  прочитанному  абзацу.

 Или  цепочка чтения по вариантам (читает  I  вариант);   или цепочка чтения в шахматном порядке и т.д. (ребенок должен обязательно следить, иначе потеряет свою очередь чтения и место в тексте).

III. Опрос домашнего задания, при помощи приемов «Цепочка…»

1. Прием «Логическая цепочка»

Педагог начинает цепочку:

- …Иванов Петя скажи, пожалуйста, что представляет собой Солнечная система? (и сразу задает задание другому учащемуся)  - Иванова Валя будет рецензировать и оценивать ответ Иванова Пети.

 Далее,  необходимо, если такая форма используется впервые, объяснить обучающимся, что отвечающий задает вопрос  рецензору  и назначает того, кто будет рецензировать и отвечать следующим, каждый  рецензор  получает уже две отметки за рецензию и ответ на новый вопрос. На первый взгляд, все сложно, на самом деле дети очень быстро осваивают прием и потом достаточно только говорить «Логическая цепочка» и дети уже понимают, о чем идет речь.

2. Другой прием направлен на запоминание предметных терминов -  «Цепочка шагов»:

Педагог задает тему и количество терминов по данной теме.

- Цепочка шагов 5, тема «Мы  во Вселенной»

 Ребенок делает  первый шаг и называет, например,   «Звезда».   Второй шаг  – «Солнечная система». Третий шаг  – «Млечный путь». Четвертый  шаг – «Галактика».  Пятый шаг  – «Орбита» и т.д. Чем старше ребенок, тем больше цепочка шагов.

3. Следующий прием – «Цепочка цифровых или  геометрических фигур -  терминов»

Это терминологический диктант наоборот. Педагог зашифровывает термины под различными геометрическими фигурками,  по вариантам, или цифрами, например:

      5 - Вселенная           1. Вселенная – это  космическое пространство

      6 - Солнце                2. Солнце – горячая  Звезда Солнечной системы

      7 -  Млечный путь    3. Млечный путь – наша  галактика

      8 - Галактика           4. Галактика – это часть Вселенной, звездная система

Педагог читает вопрос:

- Космическое пространство -  это? 

- Наша галактика – это?

- Горячая звезда Солнечной системы – это?

- Звездная система, часть Вселенной – это?

Дети выбирают фигурку или цифру, несущую правильный ответ и получается

       5678               - цифровая или графическая цепочка( смотря как задает педагог)

У педагога  заранее заготовлен  ключ,  и пока дети выполняют какое – то  задание, педагог за 2 минуты проверит работу, актуально предложить учащимся самопроверку по готовым ключам или проверку друг друга.

IV. Выход на работу в группах.

Игра «Узнай семью».

Педагог расставляет на парты таблички, например, с названиями рас, тема

«Расы и народы»:

1. Европеоидная            2. Монголоидная              3. Негроидная

Дети, вытягивают талончики с признаками расы, по одной на каждом:

1.  - Узкий разрез глаз, -  желтоватая кожа, - выступающие скулы, - жесткие прямые черные волосы –  признаки монголоидной расы;

2. - Светлая кожа, - прямые или волнистые мягкие  волосы, - узкий нос – признаки европеоидной расы;

3. - Темная кожа, - темные глаза, - курчавые волосы, - широкий нос, - толстые губы – признаки негроидной расы

Далее, определяя, какой расе принадлежит признак, они рассаживаются для работы в группе. Педагог может регулировать состав группы по уровню обученности  детей, предлагая карточку определенному ребенку, получая гомосоставные  -  или  гетеросоставные -  группы. За правильное определение признака ставится либо «ПЛЮС»,  либо сразу отметка, в зависимости от того, как планирует оценочную деятельность педагог.

V. Работа в группах.

1. Игра «Географическое лото».

Игра  представляет собой иллюстрированное лото (автор Мамаева О.Н.),

Рисунки на больших и малых карточках не дублируют друг друга. На больших карточках картинки с изображением географических объектов, а на маленьких карточках текст, дающий описание или отличительные особенности объекта. Педагог раздает каждой группе большие карточки и либо сам читает вопросы на маленьких карточках,  либо по назначению  или желанию вместо него это делает любой ученик. Ведущий поочередно берет из коробки,  предварительно перемешанные и положенные «Лицом» вниз малые   карточки и читает, написанный на них текст. Тот из  играющих на чьей карте имеется соответствующий тексту рисунок, говорит, что это такое, если ответ правильный , получает карточку и закрывает свой рисунок. Например, ведущий объявляет: «Самая длинная параллель», то у кого есть изображение экватора, говорит – «Экватор» и получает карточку для закрытия картинки.

Выигрывает и получает отметку «ОТЛИЧНО»  та группа, которая раньше всех закроет свои карты.

Лото можно изготовить самостоятельно, я использую развивающую игру для детей в возрасте от 10 до 15 лет, которую приобрела за 1 рубль 55 копеек в далекие 90 –е ( мой педагогический стаж составляет 31 год), а «все новое, хорошо забытое старое» сказано не мной, но я полностью согласна.

2. Работа над новым материалом  в группах  по теме:  «Биосфера – живая оболочка Земли»

Группы получают, заготовленные педагогом,   опорные схемы

и задания:

- Составить рассказ  по информации, содержащейся на  опорных схемах.

Время работы – 15 минут, представление проекта работы в группе -  5 минут.

Учащиеся должны выбрать спикера, который будет представлять совместный продукт, а затем в группе оценить работу каждого учащегося по его вкладу в общее дело.

Разрешается использование учебника, доп. литературы, находящейся  на партах, источников  интернет – ресурсов (если есть доступ к компьютерам).