Система творческих учебно-познавательных задач для работы с одаренными детьми
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №71" ГО "Город Лесной"
Система творческих учебно-познавательных задач
для работы с одаренными детьми
Плотникова Татьяна Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Виды одаренности
в соответствии с видами деятельности
в соответствии с видами деятельности
в практической деятельности
|
-организационная
-спортивная
-одаренность в ремеслах
|
в познавательной деятельности
|
-интеллектуальная
|
в художественно-эстетической
|
-сценическая
-хореографическая
-литературно-поэтическая
-изобразительная
-музыкальная
|
в коммуникативной деятельности
|
-лидерская
|
Общие принципы обучения одаренных детей
принцип развивающего и воспитывающего обучения
|
цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся
|
принцип индивидуализации и дифференциации обучения
|
цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать особенности одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме
|
принцип учета возрастных возможностей
|
содержание образования и методы обучения должны соответствовать специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах
|
Дифференциация в урочной и внеурочной деятельности
-
Темп работы с учебным материалом
-
Темп усвоения учебного материала
-
Уровень усвоения предметного содержания
-
Уровень владения метапредметными умениями
-
Предрасположенность к разным видам деятельности
-
Особенности психологического типа ученика при работе в группе
Результат дифференциации – индивидуализация и вариативность с учетом предпочтений учеников к разным видам деятельности
Формы индивидуализации работы с одаренными детьми
1. Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области
2. Практико-ориентированные формы сопровождения профессионального самоопределения
3. Исследовательская и проектная деятельность в режиме наставничества
4. Очно-заочные школы, каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы творческие лаборатории
5. Система олимпиад, творческих конкурсов, фестивалей, турниров
6. Ученические научно-практические конференции, форумы, семинары.
Основные рекомендации, фестивалей, турниров
1. Содержание школьного образования – среда для развития. Нельзя ограничивать выбор предметов и сужать их содержание.
2. Обучение детей с признаками одаренности не на основе селекции, а на основе элективной дифференциации обучения (индивидуализированное обучение в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды с возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики образовательных потребностей каждого ребенка). Профильность и разноуровневость.
3. Развитие всех детей через повышение качества образования и развитие их креативного мышления.
4. Методы, обеспечивающие рост компетентности.
5. Создание интеллектуально-культурной среды.
Последовательность освоения творческих учебно-познавательных задач
Внепредметные творческие задания
|
Предметные творческие задания
|
Межпредметные творческие задания
|
Творческие задания на основе проблемных ситуаций из реальной жизни
|
|
|
|
|
Типология творческих заданий
поисковые
|
Невозможно решить задачу по готовым алгоритмам, знания нужно применять в новых условиях. Для распознания правила или алгоритма требуется преобразование условия, задачи этого типа часто предполагают не единственное решение, а множество (иногда даже бесконечное) вариантов решения одной и той же задачи
|
проблемные
|
Характеризуются отсутствием жесткого алгоритма решения задач, побуждают ученика к поиску ассоциаций, аналогий, самостоятельному конструированию принципов, ключевых идей, утверждений, требующих обоснования и доказательства, а также всестороннего исследования всех компонентов задачи и ее решения. Для учащегося, решение проблемной задачи, сопоставимо с исследовательской работой, в результате которой появляется новое знание, новый принцип решения или новый тип задач
|
креативные
|
Характеризуется высоким уровнем самостоятельности, активности и творческой деятельности. Этот тип задач предполагает самостоятельное видение и постановку проблем в задачной ситуации, самостоятельное выдвижение гипотезы и разработку плана решения, конструирование нового способа решения. В процессе решения может выводиться предписание (алгоритм, рекомендация), раскрытие новых сторон изучаемых объектов (событий), высказывание собственных суждений, оригинальных идей и оценок на основе всестороннего анализа исходных данных
|
Основные рекомендации
1. Содержание школьного образования – среда для развития. Нельзя ограничивать выбор предметов и сужать их содержание.
2. Обучение детей с признаками одаренности не на основе селекции, а на основе элективной дифференциации обучения (индивидуализированное обучение в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды с возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики образовательных потребностей каждого ребенка). Профильность и разноуровневость.
3. Развитие всех детей через повышение качества образования и развитие их креативного мышления.
4. Методы, обеспечивающие рост компетентности.
5. Создание интеллектуально-культурной среды.