Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Система творческих учебно-познавательных задач для работы с одаренными детьми

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №71" ГО "Город Лесной"

 

Система творческих учебно-познавательных задач
 для работы с одаренными детьми

 

Плотникова Татьяна Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

 

 

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Виды одаренности
в соответствии с видами деятельности
в практической деятельности
-организационная
-спортивная
-одаренность в ремеслах
в познавательной деятельности
-интеллектуальная
 
в художественно-эстетической
-сценическая
-хореографическая
-литературно-поэтическая
-изобразительная
-музыкальная
в коммуникативной деятельности
-лидерская
 
Общие принципы обучения одаренных детей
принцип развивающего и воспитывающего обучения
цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся
принцип индивидуализации и дифференциации обучения
цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать особенности одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме
принцип учета возрастных возможностей
содержание образования и методы обучения должны соответствовать специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах
 
Дифференциация в урочной и внеурочной деятельности
  • Темп работы с учебным материалом
  • Темп усвоения учебного материала
  • Уровень усвоения предметного содержания
  • Уровень владения метапредметными умениями
  • Предрасположенность к разным видам деятельности
  • Особенности психологического типа ученика при работе в группе
Результат дифференциации – индивидуализация и вариативность с учетом предпочтений учеников к разным видам деятельности
 
Формы индивидуализации работы с одаренными детьми
1. Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области
2. Практико-ориентированные формы сопровождения профессионального самоопределения
3. Исследовательская и проектная деятельность в режиме наставничества
4. Очно-заочные школы, каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы творческие лаборатории
5. Система олимпиад, творческих конкурсов, фестивалей, турниров
6. Ученические научно-практические конференции, форумы, семинары.
 
Основные рекомендации, фестивалей, турниров
1. Содержание школьного образования – среда для развития. Нельзя ограничивать выбор предметов и сужать их содержание.
2. Обучение детей с признаками одаренности не на основе селекции, а на основе элективной дифференциации обучения (индивидуализированное обучение в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды с возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики образовательных потребностей каждого ребенка). Профильность и разноуровневость.
3. Развитие всех детей через повышение качества образования и развитие их креативного мышления.
4. Методы, обеспечивающие рост компетентности.
5. Создание интеллектуально-культурной среды.
 
Последовательность освоения творческих учебно-познавательных задач
 
Внепредметные творческие задания
Предметные творческие задания
Межпредметные творческие задания
Творческие задания на основе проблемных ситуаций из реальной жизни
 
 
 
 
Типология творческих заданий
поисковые
Невозможно решить задачу по готовым алгоритмам, знания нужно применять в новых условиях. Для распознания правила или алгоритма требуется преобразование условия, задачи этого типа часто предполагают не единственное решение, а множество (иногда даже бесконечное) вариантов решения одной и той же задачи
проблемные
Характеризуются отсутствием жесткого алгоритма решения задач, побуждают ученика к поиску ассоциаций, аналогий, самостоятельному конструированию принципов, ключевых идей, утверждений, требующих обоснования и доказательства, а также всестороннего исследования всех компонентов задачи и ее решения. Для учащегося, решение проблемной задачи, сопоставимо с исследовательской работой, в результате которой появляется новое знание, новый принцип решения или новый тип задач
креативные
Характеризуется высоким уровнем самостоятельности, активности и творческой деятельности. Этот тип задач предполагает самостоятельное видение и постановку проблем в задачной ситуации, самостоятельное выдвижение гипотезы и разработку плана решения, конструирование нового способа решения. В процессе решения может выводиться предписание (алгоритм, рекомендация), раскрытие новых сторон изучаемых объектов (событий), высказывание собственных суждений, оригинальных идей и оценок на основе всестороннего анализа исходных данных
 
Основные рекомендации
 
1. Содержание школьного образования – среда для развития. Нельзя ограничивать выбор предметов и сужать их содержание.
2. Обучение детей с признаками одаренности не на основе селекции, а на основе элективной дифференциации обучения (индивидуализированное обучение в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды с возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики образовательных потребностей каждого ребенка). Профильность и разноуровневость.
3. Развитие всех детей через повышение качества образования и развитие их креативного мышления.
4. Методы, обеспечивающие рост компетентности.
5. Создание интеллектуально-культурной среды.