Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ АКТУАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗНЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ  С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Ленинградская область Кировский район г.Кировск

 

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕРЕЗ АКТУАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗНЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

 С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

Учитель-логопед высшей категории

Рохман Е.Н.

 

 

Развитие речемыслительной деятельности у дошкольников и младших школьников – обязательный и неотъемлемый процесс преодоления речевых нарушений. Как часто мы видим детей, которые научились произносить все звуки, достигнув желанной «вершины» в виде звука Р, научились строить фразы, выделять «лишний» предмет, обобщать различные знакомые понятия, достаточно успешно систематизировать предложенные  рисунки,  предметы и т.п. Да, мы их этому научили. Но стоит ребенку задать вопрос, который связан с мысленными образами, не подкрепленными картинками, попросить второклассника решить задачу, как сразу становится ясно, что ребенок недостаточно понял нас. А, может, и вовсе не понял. Глазки не «горят».
         Попробуйте произнести на подгрупповом занятии в старшей группе для  детей с ТНР слово «машина», например, и сразу спросите: «Какую машину вы себе представили?»  Большинство детей-логопатов с удивлением ответит: «Никакую…»
        Мои многолетние наблюдения за дошкольниками  и младшими школьниками показали, что зрительные образы у них сформированы очень неполно, иногда искаженно. Детям сложно осмыслить многоступенчатую инструкцию, найти скрытый смысл фразы.   «А вы покажите нам картинку, тогда мы все поймем», - сказали мне однажды воспитанники подготовительной к школе группы.
       С момента  этой фразы прошло много лет. Это время я посвятила разработке и совершенствованию методических приемов для развития речемыслительной деятельности с помощью актуализации зрительных представлений.    Системой этой работы я хочу поделиться в данной статье. 
        Установлено, что за работу логических схем отвечает левое полушарие. Там же «находятся» наши слова, которые синхронизируются в процессе речи с образами, живущими в правом полушарии. Но, к сожалению, часто именно уровень  этой синхронизации у детей с ТНР недостаточен. Почему? Рискну ответить: мы так много работаем над развитием левого полушария, что, в конце концов, это приводит к подавлению правого, которое заведует целостным восприятием действительности, восприятием музыки, художественных образов.                Система моей работы по развитию речемыслительной деятельности начинается с предметных картинок. Только эти картинки рисуют сами дети.  Каждая лексическая тема может «дать» материал для рисования. Я прошу детей закрыть глаза и ответить мне, какой, например, мячик они «увидели». Чаще всего приходится ждать на несколько секунд дольше,  чем мы (взрослые) предполагаем, пока малыши «увидят» нужный образ. Это сразу видно по их мимике, даже при закрытых глазках.  Ответы бывают разными, но обязательно на лицах детей сквозит удивление: оказывается, что они могут «видеть» то, чего воочию перед ними нет!  Именно с этого простого момента и начинается работа по стимуляции правого полушария.  В нашей жизни появляется игра под названием «Нарисуй мои мысли». Цель этой работы - приучить детей к мысли, что каждое  слово значимо, и это можно мысленно представить и нарисовать на листе.