Система мероприятий, направленных на воспитание моральных качеств учащихся
МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А. Рябова», г. Тамбов
Название материала:
Система мероприятий, направленных на воспитание моральных качеств учащихся
Номинация: методика проведения системы воспитательных мероприятий
Вид методической продукции:методическое описание
Автор:Корчевная Марина Леонидовна,
учитель изобразительного искусства
МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А. Рябова»,
квалификационная категория -1,
Пояснительная записка
Цель: направить внимание ребят на осознание существования такой проблемы как гордыня.
Задачи:
1. Помочь учащимся увидеть негативные проявления гордыни в реальной жизни.
2. Помочь учащимся увидеть проявление этой черты характера у себя и одноклассников.
3. Вовлечь учащихся в диалог о необходимости систематической работы по искоренению такой черты характера - гордыня.
4. Приобщить учащихся к систематической работе по искоренению этой черты.
область применения: воспитательная работа классного руководителя
Возраст учащихся – 6-7 класс.
Ожидаемые результаты: изменения во взаимоотношениях между детьми в классном коллективе.
Формы и методы реализации:
- классные часы;
- этические беседы;
- диспуты;
- тестирование.
Тематическое содержание:
№ |
Название мероприятия |
Дата |
1 |
Диспут на тему: «Портрет моего одноклассника |
20-25 сент. |
2 |
Диспут на тему: «Понятие и его определение» |
3 - 8 окт. |
3 |
Классный час на тему: «В чужом глазу соринку разгляжу» |
11-15 окт. |
4 |
Тематическая беседа «Как я побеждаю Змея Гордыныча» |
13-18 дек. |
5 |
Тематическая беседа «Как япобеждаю Змея Гордыныча» |
14-18 март |
6 |
Тематическая беседа «Как я победил(а) Змея Гордыныча» |
16-20 май |
Прогнозируемые результаты:
Итогом этой работы является улучшение психологического климата в детском коллективе и в отношениях ученик – учитель, исчезновение межличностных конфликтов.
Содержательная часть
За основу данного направления работы была взята книга психолога Валерия Владимировича Синельникова «Избавление от гордыни».
В классном коллективе была проведена серия классных часов, отличных друг от друга по форме, подчинённых основной цели данного направления (нравственное воспитание) в работе.
С ребятами были проведены мероприятия:
Диспут на тему: «Портрет моего одноклассника»:
Вопросы для обсуждения:
- бывают ли межличностные конфликты в нашем классе?
- Причиной и Повод: в чём разница?
- Как понять высказывание: «Я не знаю, как я живу, но знаю, как жить всем остальным»?
- Как понять высказывание: «Я живу так, как могу и не мешаю жить другим»?
- Какова настоящая причина большинства конфликтов?
В результате диспута ребята были подведены к пониманию того, что отношение к сверстникам и людям вообще чаще базируется не на реальных, а на воображаемых историях.
Диспут на тему: «Понятие и его определение»
Вопросы для обсуждения:
- Что такое «чувство собственной правоты»?
- Что такое «Жалость к себе» и её проявления?
- Что означает «относиться к людям свысока»?
- Что такое «унижение» и его формы?
В результатедиспута были даны определения обсуждаемым понятиям и обозначено их негативное влияние на жизнь любого человека.
Классный час на тему: «В чужом глазу соринку разгляжу».
1 задание:
- Продолжи пословицу: «В чужом глазу соринку разгляжу,…» (а в своём – бревна не замечу», «Сколько людей, …» (столько мнений), «Где нет справедливости, …» (там нет счастья).
- О чём эти пословицы?
2 задание:
Ответить на вопросы теста (шаблон таблицы раздаётся каждому):
ФИ: ___________________ |
|
|
|
|
Формы проявления гордыни |
У меня |
У других (ФИО) |
1 |
Чувство собственной правоты и непогрешимости и неправоты окружающих |
|
|
2 |
Жалость к себе |
|
|
3 |
Отношение свысока |
|
|
4 |
Покровительственное отношение |
|
|
5 |
Унижение себя и других |
|
|
6 |
Я- "пуп Земли" до навязчивости |
|
|
7 |
Я- "важная персона" и могу позволить себе раздражение |
|
|
8 |
Зацикливание на том, что обо мне говорят и думают |
|
|
9 |
Хвастовство |
|
|
10 |
Отказ от помощи |
|
|
11 |
Желание возвыситься, получить славу и почёт |
|
|
12 |
Моя работа важнее и сложнее, чем у других |
|
|
13 |
Соперничество |
|
|
14 |
Желание спорить, доказывать свою правоту |
|
|
15 |
Стремление быть в роли судьи |
|
|
16 |
Использование слов в речи, значение которых другие не понимают |
|
|
17 |
Нежелание делиться своими знаниями |
|
|
18 |
Обидчивость. Нежелание прощать и благодарить |
|
|
19 |
Нечестность по отношению к себе и к другим |
|
|
20 |
Сарказм. Высмеивание окружающих |
|
|
21 |
Нетерпеливость |
|
|
22 |
Нежелание признавать, что у вас есть гордыня и духовные проблемы |
|
|
3 задание (аналитическое):
Проанализируйте каждый свою таблицу. Обсуждать результаты теста сейчас не будем. Каждый увидел «своё бревно». Соответственно понял, на что нужно обращать внимание в своём поведении.
3-е задание: как только увидите у себя или товарищей проявление этих качеств, вслух скажите слово «Стоп» для себя и «того парня», который потерял контроль над своими эмоциями.
4 задание (домашнее):
Завести дневник (общая тетрадь), где ежедневно по вечерам будете отмечать наличие/отсутствие проявления этих качеств. Те листочки, что раздала, нужно вклеить в тетрадь, а дальше расчертить самостоятельно по образу и подобию, что даны:
№ |
Формы проявления гордыни |
Дата |
||||
|
|
|
|
|
||
1 |
Чувство собственной правоты и непогрешимости и неправоты окружающих |
|
|
|
|
|
2 |
Жалость к себе |
|
|
|
|
|
3 |
Отношение свысока |
|
|
|
|
|
4 |
Покровительственное отношение |
|
|
|
|
|
5 |
Унижение себя и других |
|
|
|
|
|
6 |
Я- "пуп Земли" до навязчивости |
|
|
|
|
|
7 |
Я- "важная персона" и могу позволить себе раздражение |
|
|
|
|
|
8 |
Зацикливание на том, что обо мне говорят и думают |
|
|
|
|
|
9 |
Хвастовство |
|
|
|
|
|
10 |
Отказ от помощи |
|
|
|
|
|
11 |
Желание возвыситься, получить славу и почёт |
|
|
|
|
|
12 |
Моя работа важнее и сложнее, чем у других |
|
|
|
|
|
13 |
Соперничество |
|
|
|
|
|
14 |
Желание спорить, доказывать свою правоту |
|
|
|
|
|
15 |
Стремление быть в роли судьи |
|
|
|
|
|
16 |
Использование слов в речи, значение которых другие не понимают |
|
|
|
|
|
17 |
Нежелание делиться своими знаниями |
|
|
|
|
|
18 |
Обидчивость. Нежелание прощать и благодарить |
|
|
|
|
|
19 |
Нечестность по отношению к себе и к другим |
|
|
|
|
|
20 |
Сарказм. Высмеивание окружающих |
|
|
|
|
|
21 |
Нетерпеливость |
|
|
|
|
|
22 |
Нежелание признавать, что у вас есть гордыня и духовные проблемы |
|
|
|
|
|
*** Каждому следует наблюдать только за собой, за своим «бревном».
Задание 5 (рефлексия):
- Что нового узнали?
- была ли информация полезной?
*** В конце мероприятия анкеты собираются и анализируются педагогом.
Сводная таблица по всем пунктам анкеты для педагога:
№ п/п |
ФИО ученика |
Чувство собственной правоты и непогрешимости и неправоты окружающих |
Жалость к себе |
Отношение свысока |
Покровительственное отношение |
Унижение себя и других |
|||||
У меня |
У других (ФИО) |
У меня |
У других (ФИО) |
У меня |
У других (ФИО) |
У меня |
У других (ФИО) |
У меня |
У других (ФИО) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце каждой четверти проводится тематическая беседа «Как я победил(а) Змея Гордыныча», где ребята делятся своими достижениями, приносят свои дневники с заметками.
Перечень литературы:
- Синельников, В.В. Избавление от гордыни/ В.В.Синельников. – Ь.: Центрполиграф, 2018 – 152. [8] с., ил. – (трансформация негативных эмоций)
- Гайдаенко, Е.А. 100 идей для детей, родителей и классных руководителей / Е. А. Гайдаенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 185 с.
- Дик, Н.Ф. Как воспитывать ребят без напряг и передряг: оригинальные методы воспитательной работы в 8-11-х классах / Н. Ф. Дик, Е. П. Сгибнева. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 313 с. - (С нашим классным - жизнь прекрасна!)
- Дик, Н.Ф.Увлекательная внеклассная работа в 5-8 классах: викторины и турниры, образовательные программы и практикумы, активные формы внеклассной работы, психологический марафон, беседы / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 313 с. - (С нашим классным - жизнь прекрасна!)
- Дьячкова, Н.М. Формирование эмоционального климата классного коллектива / Н. М. Дьячкова. - М.: ЛКИ, 2008. - 155 с.