Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

"Школа юных вожатых"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 9" г. Чебоксары ЧР

"Школа юных вожатых"

Волошина Елена Петровна

Заместитель директора по ВР

 

 

Данный проект строится с учетом следующих принципов:

 

- целостность образовательной среды;

- демократизация и гуманизация жизнедеятельности коллектива (сотрудничество с другими людьми, группами, студиями);

- свободное творческое самоопределение (ориентация не только на результат творческого и исследовательского поиска, сколько на сам процесс);

- личностная ориентация (расширение системы творческих мастерских по потребностям, с целью дальнейшего творческого самоопределения);

- непрерывность образования (содержание проекта является составной частью и логическим продолжением образовательного процесса);

- экологическая воспитанность (повышение уровня общей экологической грамотности, понимание роли человека в преобразовании окружающей среды).

 

Участники проекта

 

       Данный образовательный проект дополнительного образования детей имеет

социально-педагогическое направление. Проект  рассчитан на детей среднего

и старшего школьного возраста.

Механизм реализации

 

         Проект реализуется в течение учебного года и в  период смены лагеря с дневным пребыванием детей. Типовой распорядок дня и календарный план проекта  реализует те педагогические принципы, которые положены в основу работы лагеря и направлены на достижение поставленной цели.

        В течение учебного года занятия проводятся два раза в неделю, в период смены лагеря с дневным пребыванием детей типовой день разбит на три части:

  • Первая – с 9.00 до 11.00 посвящена занятиям по основным направлениям
  • Вторая – с 11.00 до 12.00 посвящена проведению занятий по выбору, в этой части дня также проходят спортивные мероприятия
  • Третья – с 12.30 до 14.00 посвящена реализации культурной тематической программы

За смену  бывает несколько тематических дней, во время которых штатные занятия не проводятся, а организуются массовые интеллектуальные, интеллектуально-спортивные соревнования, направленные на формирование соответствующих ценностных установок.

Реализация проекта осуществляется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями и структурой функционирования лагеря:

проведение творческих конкурсов, деловых игр, мастер-классов, экскурсий, в рамках игрового сюжета жизни лагеря и стратегии воспитания: «гуманизма», «патриотизма», «духовности» и «нравственности».

Воспитание гражданственности осуществляется через игровую деятельность, в которую включены все участники смены, с использованием возможностей социо-культурного окружения.

 

     Прогнозируемый уровень освоения программы

К концу обучения программы «Юный вожатый» обучающиеся должны:

1. Владеть: приемами эффективного общения.

2. Знать:

  • Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков;
  • Нормативно-правовые основы работы вожатого;
  • Особенности временного детского коллектива;
  • Логику развития лагерной смены, методики организации тематических дней;
  • Методику организации коллективно-творческих дел, малые формы работы;
  • Возможности игры;
  • Особенности организации самоуправления в школе и в лагере;
  • Основы безопасности жизни и здоровья детей.

3. Уметь:

  • Проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);
  • Организовывать (организация жизнедеятельности в классе, отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
  • Сотрудничать с детьми, взаимодействовать с детьми
  • Анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную деятельность
  • Оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы  и т.д.

 

                           

    Принципы,  положенные в основу проекта

 

Принцип законности

Он означает необходимость неукоснительного следования положениям Конституции РФ, Закону РФ «Об образовании», Типовому положению об ОУ, уставу школы, а также другим законам и нормативно-правовым актам, действие которых касается сферы общего образования.

Принцип равноправия

В соответствии с ним все участники программы должны иметь равные права субъектов образовательного процесса и обладать правом решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе.

Принцип обновляемости и преемственности

Этот принцип требует периодического обновления программы. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе.

Принцип демократии

Предполагается вовлечение в программу возможно большего числа участников; при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительской демократии.

Принцип гуманности

Программа действует на основе нравственных ценностей народов России. Решения принимаются и реализуются в интересах личности ребёнка, его родителей, работников образовательного учреждения.

Принцип открытости и гласности

В соответствии с ним программа должна быть открыта для каждого. Необходимо обеспечивать получение оперативной и достоверной информации об их деятельности.

Принцип целевой направленности

Программа направлена на реализацию образовательных потребностей и интересов участников образовательного процесса.

 

Принцип согласия и совета

Перед принятием решения следует непременно посоветоваться, выслушать мнение друг друга и принимать решение на основе согласия.

Принцип свободы и самодеятельности

Означает возможность каждого субъекта программы свободно выбирать методы и формы реализации коллегиально принятого решения и при этом проявлять активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность.

Принцип критики и самокритики

В соответствии с ним должна обеспечиваться свобода высказываний, критики и самокритики, не допускающая при этом унижения достоинства окружающих людей.

Принцип отчетности

Руководители программы отчитываются о проделанной работе и её результатах.

 

Деятельность педагогического коллектива как организатора воспитательного процесса осуществляется в трех основных направлениях:

1. Создание и развитие временного детского коллектива

  • создание и поддержание комфортного социально-психологического климата в группах;
  • самореализация учащихся в структуре самоуправления;
  • оздоровительно-рекреационная деятельность учащихся;
  • социальная адаптация детей находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • приобретение опыта взаимодействия с местным сообществом;

2. Организация конструктивного взаимодействия педагогов и подростков

3. Создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет педагогически целесообразно оснастить воспитательный процесс

 

Пояснительная записка

               История российского образования никогда не развивалась отдельно от общества. Образование всегда являлось фактором экономического роста и благосостояния любого общества, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности.

На рубеже XX – XXI вв. наше общество стало стремительно меняться. В общественных отношениях все чаще стали обращать внимание на демократичность и открытость. Такие стремительные перемены коснулись и образовательной сферы, в первую очередь общеобразовательной школы. «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества». Современная школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей страны, жителей окружающего её локального сообщества. Она должна предоставлять местному сообществу возможность стать активными участниками в делах образования: в расширении его доступности, повышении эффективности и ответственности всего локального сообщества, в деле гражданского образования и воспитания детей, родителей, всего населения. Сегодня существует необходимость, чтобы на базе школы, микрорайона началось становление и развитие российского гражданского общества, основанного на конкретных делах в интересах людей.

               Образовательное учреждение имеет все ресурсы для того, чтобы стать полем активного взаимодействия государства и общества, что позволит реализовать не только заказ государства, но и родителей. Переосмысление школой своей образовательной задачи, роли и статуса в микрорайоне, развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволит ей выйти на новый уровень, стать гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества и, тем самым, минимизировать последствия кризиса в местных сообществах. Это в конечном итоге будет одним из значимых факторов преобразования местного населения в местное сообщество, одним из условий развития этого сообщества.

                 Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству. Наиболее эффективным способом развития этих качеств является совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, представителей власти, бизнеса и других членов сообщества, их объединение для достижения общей цели – лучшего будущего для каждого из нас.

Школа совместно с обществом дает своим выпускникам не только необходимый уровень академического образования, но и навыки гражданской активности и самореализации. Такая деятельность создает условия для решения социальных проблемы сообщества, не дожидаясь государственных решений, и снижает социальную напряженность.

Проблема воспитания детей и молодёжи была актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением.

Позитивному вхождению растущих граждан России в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детских общественных  объединений, представляющая право выбора среды общения, сферы действий, а так же право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых. Для нас данная проблема актуальна, прежде всего, потому что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной  действовать универсально, повести за собой, стремящегося «выложиться» для достижения общей цели, активно влияющего на окружающих, наиболее полно понимающих интересы большинства.   Программа «Лидер» разработана для желающих,  сделать жизнь свою и своих товарищей насыщенной, целенаправленной, неповторимой, самостоятельной и увлекательной.

Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Но лидеры в молодежной среде могут быть полезны для общества не сами по себе, а лишь как участники конкретного вида деятельности, в том числе как члены каких-либо детских и молодежных общественных объединений, имеющих цели, не противоречащие законодательству РФ. Сегодня очевидна потребность общественных объединений в новых формах организации их жизни и людях, обладающих необходимыми навыками применения таких форм.

 

Актуальность.
         Если в школе есть люди, которым не безразлично, что происходит в их втором доме, то им необходимо объединяться. Во-первых, для общения друг с другом. Во-вторых, из-за желания сделать что-то хорошее для себя, для окружающих людей и для школы.

В процессе этой деятельности подростки закаляются нравственно и физически, учатся находить факты для отстаивания своей точки зрения, проявлять настойчивость, самостоятельность, силу воли, ответственность за выполненное задание, требовательность и дисциплинированность.
         Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).
Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

 Новизна данного проекта в том, что он  нацелен на создание комфортной

 среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в

следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники,

совместную деятельность детей и взрослых. Программа имеет блочно-модульную

структуру, адаптируема для различных возрастных групп.

        Занятия в «Школе юного вожатого» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы и увлечения. Курс сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги, игры, часы общения по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, школе, методике организаций досуга детей.

         По окончании образовательного курса проводится практика, в виде организации «Выпускного вечера» для младших школьников 4-х классов и итоговое мероприятие «Зачетный поход».

 

Цели и задачи проекта

Цель: создание педагогических условий, способствующих социальному и профессиональному самоопределению подростка.

Задачи:

  • формирование готовности подростков к проектированию своего

профессионального жизненного пути;

  • овладение современными практическими умениями и навыками по организации

разнообразной деятельности детей и подростков в летний период;  освоение необходимых психолого-педагогических и медико-профилактических знаний;

  • обучение конкретным технологиям педагогической деятельности, умению их

применить в различных ситуациях;

  • развитие профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;
  • формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность,

чувства коллективизма, гордости за причастность к общему делу.

 

Содержательные блоки

Программа состоит из 3-х блоков:

  1. Операционный. Он включает 13 занятий, на которых у воспитанников - активистов формируются организаторские умения и навыки на основе моделированных управленческих ситуаций (развитие личностных качеств).
  2. Информационный - 7 занятий, на которых активистам детского самоуправления сообщается разнообразная информация, закрепляется на основе практического применения знаний (учеба актива самоуправления).
  3. Практический - им является управленческая практика, т.е. работа в органах самоуправления.

Блок I: Развитие личностных качеств

 

Тема занятия

Количество часов

Упражнения

1.

Развитие навыков общения и взаимодействия

3

Упражнения "Карлсон сказал", "Путаница", "Взаимодействия", "Пилка дров", "Корабль"

2.

Развитие навыков самооценки и понимания других.

3

Упражнение "Зеркало"
Упражнение "Комплимент"
Упражнение "Коршун и бабочка"
Упражнение "Я такой же как ты", "Ха" и "аХ"
Упражнение "Похвала", "Я не люблю","Стражники", "Пальцы", "Фокусировка"

3.

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием (адекватное поведение в стрессовой ситуации)

3

Упражнения "Хоровод", "Радость", "Ярость", "Самопохвала", "Гнев", "Грусть", "Куда уходит зрелость", "Удивление", "Аплодисменты", "Испорченный телефон"

4.

Развитие навыков принятия и исполнения решений

3

Упражнения "Сорви шапку", "Пальцы", "Рука к руке", "Броуновское движение", "Хромая обезьяна", "Рассмешить партнера", "Инициатор движения", "Пожелания", "Пишущая машинка", "Профессиональные вопросы"

5.

Обобщающее занятие "Дом самоуправления" - деловая игра

1

 

                                                       

                                         Блок II: Учеба актива самоуправления

Тема занятия

Количество часов

1.

Детская организация в ОУ. Принципы и задачи детского самоуправления.

1

2.

Обучение интерактивным методам

  1. Творческие задания
  2. Работа в группах.
  3. Обучающие игры.
  4. Социальные проекты.
  5. Обсуждение и разрешение проблем.

3

3.

Как организовать дело? Практикум "Конструируем КТД"

1

4.

Игра как средство развития самоуправления. Деловая игра (технологическая схема деловой игры)

1

5.

Работа с документами. Протоколы, отчеты, анализ.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок III: Практический                                                         

Игры, используемые при работе с подростками в группах

 

Название

Краткое описание

Цель игры

Количество детей

Примечания

1.

"Путаница"

Каждый берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.

Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.

5-10

Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.

2.

"Вася - Вася"

Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, второго - имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма.

Знакомство, внимание, наблюдательность и координация.

5-10

Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. Довольно сложно, участники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса.

3.

Имена - качества

Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д. начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса - любовь, Сергей - скромность) которое он мог бы принести в эту группу сегодня.

Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности

Любое

Подходит для начала занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.

4.

Вопросы на бумажках

Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант - на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.

Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны

Любое

Возможный уход от серьезной работы - написание вопросов типа "Какого цвета у меня волосы?". Ведущий заранее может сказать, каково было бы ему получить такой "вопрос отмазку".

5.

Мозговой штурм

Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.

Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.

Любое

Техническое обеспечение - ватман, маркеры разных цветов.

6.

"Поиск общего"

Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д.

Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности

8-30

Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

7.

"Времена года"

Участники молча развиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомически изображает свое время года, задача остальных - угадать какое.

Разрядка, знакомство, сплочение группы

10-25

-

8.

"Дни рождения"

Участники молча сроятся в линейку по дням рождения.

Разрядка, знакомство, сплочение группы

5-30

-

9.

"Эхо"

Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо.

Взаимодействие "личность - группа", обратная связь.

5-25

При желании можно добавлять жесты.

10.

"Зеркало"

В парах один человек повторяет движения другого. Вариант - вся группа повторяет движения одного.

Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь.

Любое

-

11.

"Выход-вход в круг"

Задача одного из участников любым способом выйти или войти в круг, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы - от физических до убеждения.

Противостояние группе, умение убедить, умение сказать "нет"

6-12

Может стимулировать групповой процесс

12.

"Семеро козлят и волк"

Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью "волк", треть - "коза", треть - "козленок". "Козлята" идут в свой дом, а "волки" и "козы" (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить, что они "козы" и, что им надо открыть дверь. "Козлята" решают пускать или нет. Если пустили "волка" то он забирает 1-2 "козлят", ели "козу" не пустили, то 1-2 "козленка" умирают от голода.

Умение сказать "нет", умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным отношениям

12-25

Подростки обычно действуют по принципу "нравится - не нравится", а не делают выводы из формы и содержания убеждения.

13.

"Мои особенности и преимущества"

Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнять информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем.

Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого.

7-15

Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять.

14.

Карта моей души

Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать где и что находится.

Формирование "Я - концепции", возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу.

10-20

Если всем захочется делиться рисунками, процесс может затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участников хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем.

15.

"Преодоление препятствий"

Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: "Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из "препятствий" было преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствий. Одно условие - не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен быть и препятствием и преодолевающим"

Необходимо мобилизовать всю свою волю к победе и обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять "что хочет препятствие", как и каким образом его следует преодолевать.

7-10

Очень эмоциональная игра. В ее процессе поощряется открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение.

16.

"Клубок"

Каждый из участников держа в руках клубок говорит о том, как его коснулась лично обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую "паутинку" можно распутать, а можно скомкать

Осознавание общности проблем и возможности взаимоподдержки

Любое

Ведущему следует задать тон серьезного разговора. Упражнение эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания.

17.

Деловая игра "Предотвращение употребления ПАВ"

Участникам предлагается представить себя руководителями учебных учреждений. Задача - предотвращение употребления их в учебном заведении ПАВ. Как это сделать, решается с помощью техники мозгового штурма

Осознавание степени своего участия в решении проблемы

Любое

Правила проведения мозгового штурма

18.

Кочки

На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача - не становясь на пол построится в правильном порядке.

Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблем.

7-10

-

19.

"1,2,3,4,5"

Участники произносят счет "1,2,3,4,5" делая движения руками (как бы стуча в дверь, сначала правой рукой, потом левой, сначала на уровне головы, потом на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз "ХИ", затем назад и 5 раз "ХА". Убыстряя тем делают это 5 раз, затем 4,3,2,1.

Разрядка, позитивные эмоции.

Любое

-

 

  

УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ

 

 Управление и контроль осуществляется на трёх уровнях:

На организационно-методическом уровне

  • выработка перспектив и общей программы действий, согласование отдельных её элементов  с акцентом на целях, выбранных самими детьми
  • совместная работа детей и педагогов в органах самоуправления, включение детей в решение проблемных управленческих ситуаций
  • взаимное информирование о деятельности, согласование действий детей и педагогов в рамках единого педагогического сообщества
  • методическая помощь педагогов органам самоуправления

 

На нормативном уровне

  • определение компетенции органов самоуправления и четкое разграничение полномочий при организации конкретной деятельности

 

На социально-педагогическом уровне

  • установление атмосферы конструктивного диалога педагогов и учащихся, позволяющей наиболее эффективно решать поставленные задачи;
  • соблюдение этических норм во взаимоотношениях детей и взрослых, основанных на признании интересов и прав каждой из сторон, уважении к чужому мнению, терпимости и стремлении к компромиссному решению проблемных ситуаций;
  • создание творческой обстановки для выражения членами детского сообщества своих интересов и мнений;
  • повышение уровня педагогической культуры, реализация демократического стиля руководства в отношении учащихся.

 

Вводная диагностика

 Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

• анкетирование;

• беседы в отрядах;

• планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря

Беседы на отрядных сборах

Конференция (возможность вынесения проблемы, идеи, события на общее обсуждение)

Итоговая диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок «Наш лагерь»)

Отзыв

Беседы в отрядах

Цветопись

Народный форум (фабрика достижений лагеря)

 

 

 Критерии оценки эффективности реализации проекта

Педагогическое обеспечение

  • Сонаправленность целей и задач педагогического коллектива и детей. Программа должна реально учитывать интересы ребёнка, помогать развивать личностные способности, что отвечает основным положениям парадигмы личностно ориентированного образования.
  • Уровень взаимоотношений педагогов и детей. Лишь при условии демократичных отношений педагогов и  учащихся, их взаимном уважении возможна действительная активность детей.

 

Нормативное обеспечение проекта

  • Наличие документов, регламентирующих реализацию программы. Такие документы обеспечивают соблюдение прав и обязанностей субъектов программы в различных ситуациях, сопутствующих внедрению новаций, утверждению прогрессивных идей и мнений, реализации демократических основ взаимодействия с учетом половозрастных, индивидуальных особенностей детей, особенностей самого учреждения.

 

Функциональные показатели

  • Гибкое распределение функций и обязанностей участников программы. Переход от назначения ответственных за тот или иной участок работы к приобретению каждым ребёнком опыта полномочного и ответственного организатора разных сторон жизни коллектива.
  • Расширение с течением времени направлений программы.

 

Количественные критерии оценки результативности проекта

  • Количество инициатив, выдвинутых участниками программы. Заинтересованность детей, установка на широкий спектр идей и мнений, подлинная демократичность основ детского самоуправления позволяют детям расширить горизонты социального творчества.
  • Количество самостоятельно проведенных детьми КТД.
  • Количество лицеистов, реально принявших участие в работе различных органов самоуправления после участия в программе.

Качественные критерии оценки результативности реализации проекта

  • Общий порядок, организованность в учреждении. По мере участия в программе у её участников развиваются навыки самоорганизации деятельности, растет опыт обеспечения работы, растет ответственность каждого ребёнка за общее дело, повышается уровень социальной зрелости, осознанности отношения к деятельности и коллективу, меняются установки детей в социальной сфере.
  • Уровень общей культуры, культуры общения детей. Расширение и накопление опыт общения, выработка социальных навыков, повышение уровня общей эрудированности, изменение стиля общения с педагогами, статуса ученика положительно влияют на уровень общей культуры и воспитанности детей.
  • Объем, качество работы, проделанной органами ученического самоуправления. Чем выше уровень развития системы ученического самоуправления, тем больше накопленный детьми опыт самореализации, тем организованнее их деятельность.
  • Мотивация участия в деятельности органов ученического самоуправления. С течением времени мотивы участия будут меняться с формальных на внутренние. При эффективном развитии деятельности органов самоуправления детьми выдвигаются чаще всего мотивы социальной значимости, самореализации, стремления к достижению поставленных коллективных целей.
  • Ценностные приоритеты лидеров самоуправления. Важным показателем качества реализации программы является содержание главных жизненных ориентиров детей. Многие ценности порождаются особенностями социально-экономической ситуации в обществе и особенностями молодёжной субкультуры, но в коллективе высокого уровня преобладают гуманистические, просоциальные ценностные ориентиры.

Общественный резонанс.

  • Авторитетность органов самоуправления.
  • Заинтересованность детей в представительстве класса, защите чести школы на более высоком уровне. Укрепление связей между различными органами самоуправления по мере установления реального взаимодействия способствует образованию единой системы.

Мониторинг.

В современных словарях и педагогических справочниках понятие мониторинг определяется как контроль с периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью. Он может быть педагогическим, психологическим, социологическим и др. (в зависимости от цели исследования).

Специфика мониторингового исследования заключается в следующем:

- наличие конкретной цели исследования (например, изучение уровня развития коллектива; психологического климата в коллективе; взаимоотношений между членами в коллективе; эффективности применения каких-либо форм воспитательной работы и т.д.);

- выстраивание программы (плана) исследования, которая включает:

  1. выбор методик исследования (социометрические, проективные методики, анкетирование, тестирование и т.д.);
  2. определение количества и сроков замеров (не менее 3-х замеров в рамках одного исследования);
  3. проведение мониторингового исследования;
  4. обработка полученных данных;
  5. аналитические выводы.

 

Были приняты следующие формы и методы отслеживания результатов проекта.

  1. Анкетирование учащихся

По окончании проекта

 

  1. Анкетирование родителей

По окончании проекта

  1. Анкетирование педагогов.
     

По окончании проекта

  1. Анкетирование представителей различных организаций   и ведомств, сотрудничающих со школой

По окончании проекта

 

  1. Собеседование с педагогами.
     

 

По окончании каждой недели проекта

  1. Мониторинг-карты (заполняются на отрядном круге)

 

По окончании каждой недели проекта

  1. Наблюдения за участием детей в деятельности смены

В течение смены

 

 

  1. Психологические тесты.
     

В течение смены

  1. Метод «Незаконченных предложений».

В течение смены

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Каждый ребенок:

  1. Станет увереннее. Благодаря комфортной психологической атмосфере, которая царит на программе, участнику будет легко проявлять себя, как в творчестве, так и в общении. 
  2. Подружится с ровесниками, так как каждая команда готовится к выступлениям, соревнуется в спортивных состязаниях, радуется победе, огорчается неудачам вместе. 
  3. Будет учиться целеустремленности, упорству - задачи в испытаниях требуют от участников стратегии, мобильности, зачастую нестандартного подхода. 
  4. Научится ценить время - один из самых важных жизненных ресурсов. 
  5. Обретет знания об основах ораторского мастерства и будет чувствовать себя увереннее, выступая перед аудиторией. 
  6. Будет часто смеяться, улыбаться и заряжаться положительной энергией перед учебным годом. 
  7. Освоение участниками программы основных демократических процедур гражданского общества, формирование культуры правовых и деловых отношений, поиски эффективных способов разрешения противоречий, возникающих в процессе сотрудничества;
  8. Разработка и апробация новых форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися в целях дальнейшего использования полученного опыта в педагогической практике Учреждения;
  9. Личностное развитие участников в процессе игрового взаимодействия.

Заключение.

 

       Изменения в обществе требуют и изменений в школе. Если мы хотим, чтобы школа готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях и на уважении к правам человека. Только на основании этого возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников.

       Участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям.

       Успех работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей во многом зависит от уровня подготовки не только педагогических кадров, но и уровня подготовки вожатых. Работа с младшими школьниками требует от вожатых самых разнообразных знаний и умений. Реализуя данную программу, школа создаёт условия — пространство для овладения учащимися ключевыми образовательными компетенциями. Полученные знания, умения, опыт апробируются в совместной деятельности с классными руководителями и младшими школьниками в подшефных классах. В процессе совместной деятельности происходит овладение проектной технологией в различных образовательных областях, умением решать практические проблемы из разных образовательных областей, различными способами деятельности и общения, активное участие в социальной практике, активное самоопределение в избранных областях деятельности. В результате так называемой педагогической практики формируется портфолио, содержание которого подтверждает готовность к деятельности в лагере.

        Мы считаем, что подростковый возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определение своих склонностей и способностей, поэтому наша программа построена таким образом, что каждый ученик может попробовать себя в качестве лидера.

          Мы выделили основные направления проекта: социальное проектирование, социальная инициатива, социальное взаимодействие. Каждое направление имеет свои задачи и формы работы.

       В системе воспитательной работы школы важная роль отведена деятельности вожатых, которые включены в состав актива органов школьного ученического самоуправления.

    Помощь вожатых в организации и руководстве досуговой работы с младшими школьниками трудно переоценить.

Вожатый – воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса, как в условиях образовательного процесса школы, так и в условиях детского лагеря.

      Однако, достаточный уровень педагогических знаний, вожатым крайне необходим для их успешной работы по организации досуга детей не только в школе, во вне урочное время, но и в клубах по месту жительства, и в летних оздоровительных лагерях, в каникулярное время.

Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей – и здесь не обойтись без помощи специальной литературы, овладеть методикой организации временного детского коллектива, познакомить детей с традициями и возможностями лагеря, научится организовывать прогулки, походы, экскурсии, и, наконец, выяснить планы и ожидания ребят, с которыми придется работать. Главное в работе вожатого – это не злоупотреблять своей «властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой детского самоуправления.

   С каждым годом растет число активистов, которые стремятся воплотить свои мечты в реальность. В связи с этим школьная жизнь стала интереснее, колоритнее.

Ученическое самоуправление - самостоятельная воспитательная технология.

Сегодня в каждой школе есть масса вопросов, которые имеют разные варианты решения, от выбора которых зависит жизнь учеников. В нашей школе большинство этих вопросов решается с учетом мнения ученического самоуправления.

            Если директор школы, перед тем, как принимать решения, касающиеся учеников, будет приглашать ученический совет и советоваться с ним, прислушиваться к мнению ребят, то ученики увидят: самоуправление – это не формальность, это способ  повлиять на политику школы. В этой ситуации им будет небезразлично, кто представляет их интересы в ученическом совете. Постепенно, не сразу, самоуправление будет набирать вес, становиться престижным, расширять сферу своего влияния. Это будет означать, что ученики перестали быть в школе чужими, и перестали считать свою школу чужой. А это – уже совсем другая школа.

          Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу. Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы на этом пути. Мы надеемся, что с нашей помощью наша школа будет отвечать высоким требованиям и родителей и учащихся.

 

Приложения

Если на месте тебе не сидится,
Хочется петь, танцевать, веселиться,
Хочется в игры с детьми поиграть -
В "Школе вожатого" будем вас ждать.
Если вы неугомонный народ
Школа вожатых вас ждет
.

Наши законы:

 

1. «Закон ноль-ноль» - т.е. уважительного отношения ко времени, точной явки без опозданий на все мероприятия, соблюдение регламента времени. Например, на выступление дается одна минута.

2. «Закон территории». Означает, что уход за ее пределы должен быть согласован со старшими, пребывание посторонних людей на территории лагеря также требует согласования; все, что находится на территории лагеря, охраняется всеми - и детьми. И взрослыми.

3. «Закон зеленого друга». Его смысл предельно прост: на территории лагеря строго сохраняются все зеленые насаждения. Никому не позволяется срывать цветы и листья с веток деревьев и т.п.

4. «Закон доброго отношения друг к другу». По этому закону устанавливаются дружеские, уважительные отношения сверстников, старших и младших. Коллектив осуждает грубость, оскорбления и защищает каждого члена летнего лагеря.

5. «Закон поднятой правой руки». Это сигнал «внимание». По этому сигналу необходимо перестать разговаривать, шуметь, чтобы спокойно воспринимать информацию.

6. «Закон песни». Предполагает уважительное отношение к песне: знаешь – поешь, не знаешь – слушаешь. И никогда не мешаешь песне разговорами, озорством.

 

Примерное планирование распорядка дня  обучающихся в период смены с дневным пребыванием

1 день

Время проведения

Мероприятие

Место проведения

Ответственный

9:00-9:20

Оргсбор «Здравствуй, друг!». Заключение «Ожиданий-соглашений».

Спорт. зал

Вожатая

9:20-9:30

Большое рукопожатие

Спорт.зал

9:30-10:10

Игры на знакомство и взаимодействие в группах

Кааб.№ 22

Вожатая

Спорт.зал

10:10-11:00

Верёвочный курс

Территория школы

Вожатая

 

11:00-12:00

Мастер-классы (по вертушке):

- «Метод взаимодействия»/ «Основы актерского мастерства»

Каб. № 22

Вожатые

 

12:00-12:30

Обед

 

 

12:30-13:30

Упражнение Джеффа/Аукцион ценностей

Кааб. № 22

Вожатая

13:35-14:00

Рефлексия. «Огоньки». Легенда об «огоньке».

Площадка школы

Вожатая

 

2 день

Время проведения

Мероприятие

Место проведения

Ответственный

9:00-9:10

Оргсбор «И снова здравствуйте!».

Спорт. зал

Вожатая

9:10-9:20

Большое рукопожатие

Спорт.зал

9:20-10:10

Упражнения и игры на установления контакта

Площадка школы

Вожатая

10:10-11:50

Мастер-классы (по вертушке):

- «Основы оформительского мастерства»/ «Как вести за собой»

Каб.№ 22

Вожатые

11:50-12:20

Обед

 

 

12:20-13:30

Учебно-практический курс «Социальное проектирование»

Актовый зал

Вожатая

13:30-14:00

«Парламентские слушания»

Территория школы

Вожатая

14:00-14:30

ЛЭП – «Любите эти песни». «Легенда об орлятском круге»

Каб. № 22

Вожатая

14:30-14:40

Рефлексия. «Огоньки».

Каб.№ 22

Вожатая

 

3 день

Время проведения

Мероприятие

Место проведения

Ответственный

9:00-9:10

Оргсбор «И снова здравствуйте!».

Спорт. зал

Вожатая

9:10-9:20

Большое рукопожатие

Спорт. зал

9:20-10:10

Упражнения и игры на установления контакта

Спорт. зал

Вожатая

10:10-11:50

Мастер-классы «Социальное проектирование»

Каб. № 22

Вожатая

11:50-12:10

Обед

 

 

12:10-14:00

Деловая игра «Хочу быть лидером»

Территория школы

Вожатая

14:00-14:20

Рефлексия. «Огоньки».

Каб. № 22

Вожатая

 

4 день

Время проведения

Мероприятие

Место проведения

Ответственный

9:00-9:10

Оргсбор «И снова здравствуйте!».

Спорт. зал

Вожатая

9:10-9:20

Большое рукопожатие

Спорт. зал

9:20-10:10

Упражнения и игры на установления контакта

Территория школы

Вожатая

10:10-11:50

Мастер-классы (по вертушке):

- «Снимаем видеорепортаж»/ «Танц-пауза»

Каб. № 22

Вожатые

11:50-12:10

Обед

 

 

12:10-13:00

«Лабиринт»

Каб. № 22

Вожатая

13:00-14:00

«Стражники-мятежники»

Территория школы

Вожатая

15:40-16:30

Рефлексия. «Огоньки». «Расскажи мне обо мне»

Каб. № 22

Вожатая

 

Материалы к занятию
"Как организовать свое дело"

Главная цель КТД - создать условия для самореализации каждого ребенка, для проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую созидательную деятельность. Особая роль в КТД отводится самодеятельности и самостоятельности; в детском коллективе существует формула четырех "само": сами придумываем, сами планируем, сами делаем и сами анализируем. Вообще, КТД - это целая совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В ней есть несколько этапов:
I этап: Коллективное придумывание дела или предварительный этап подготовки КТД

Этот этап включает в себя диагностику интересов и потребностей детского коллектива, формулировку проблем, сбор - старт и выборы совета дела. Для начала на этом этапе необходимо сформулировать задачу: чего мы хотим. На задачи в свою очередь влияет характер дела, его жанр. Ведь оно может быть познавательным, трудовым, развлекательным, спортивным и т.д. В этом случае придумывание будет состоять в выборе названия, девиза, формы. Лучший прием здесь - "мозговая атака".

  II этап: Коллективная разработка дела или коллективное планирование

На этом этапе осмысливаются задачи, определяются участники, объем и сроки работы, состав микроколлективов, запускается механизм самопланирования: совет дела уточняют, конкретизируют задачи, план подготовки и проведения, организуют работу добровольцев по оформлению мероприятия. При формировании групп необходимо учитывать:

  • Желание объединяться, взаимоотношения детей;
  • Возможный темп работы каждого ребенка;
  • Разную информированность участников группы в разрабатываемом вопросе;
  • Разные способности детей;
  • Возраст, пол, характер детей.

III этап: Осуществление программы достижения общего результата

На этом этапе проведения дела осуществляется программа достижения общего результата. Мера активности на этом этапе адекватна участию ребят на двух предыдущих этапах. По педагогическому замыслу именно она делает данное дело своим для каждого члена коллектива.

IV этап: Коллективный анализ дела.

Этап включает в себя обсуждение, анализ, решения и рекомендации по проделанной работе. Суть анализа - сопоставление результата с замыслом. Чем ближе они сходятся, тем выше удовлетворенность от дела. Можно анализ построить проще: предложить каждому ответить на 3 вопроса - что было хорошо, что не получилось, что надо учесть на будущее. Важный акцент в анализе - доброжелательный разговор о личном вкладе каждого в проведенное дело, выражения благодарности особо отличившимся. Лучший прием для анализа - разговор на кругу "по солнышку". Каждый видит глаза каждого и говорит обязательно, даже если ему нечего добавить к сказанному. Тут важно, какие суждения ребят будут повторятся чаще других.

V этап: Последействие.На этом этапе выполняются те решения, которые приняты общим сбором коллектива, распространяется положительный опыт, реализуются рекомендации.

 

Деловые игры.

 

«Выборы»

 

Цель: формирование органов самоуправления и выявление лидеров.

Реквизит: ватман, маркеры, тетради

В рамках игры отряды выступают как политические партии.

1.Каждая партия должна представить свою программу устройства жизни лагеря и графически представить схему эффективного на их взгляд взаимодействия взрослых и детей в лагере. В ходе дискуссии вырабатывается состав Совета самоуправления, и разрабатываются необходимые должности с их полномочиями.

2.Каждая партия выдвигает своего кандидата на пост президента лагеря.

Кандидат готовит выступление, и проводятся прения между кандидатами, а затем голосование. Перед голосованием выбирается избирательная комиссия, готовятся избирательные бюллетени, заполняются протоколы и т.д.

3. Церемония инаугурации президента. Составление клятвы президента.

Подведение итогов игры.

 

Лидер и его команда

 

Задачи:

• развитие творческих и организаторских способностей подростков;

• познание основных идей и принципов деятельности лидера-организатора;

• выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению;

• развитие навыков работы в группе, в команде

Участники:

• команды (по 15 представителей отряда),

• группы поддержки команд.

Организаторы:

• ведущий;

• хранитель времени;

•летописец;

• помощник (выносит реквизит, консультирует команды);

• жюри;

• независимые наблюдатели.

Результат игры:

Заполнение кроссворда, в котором зашифрованы основные принципы лидерской деятельности (в выражениях). Ключом к каждому выражению служит смысловая нагрузка конкурсов. В финале игры участники и зрители еще раз проговаривают выражения, зашифрованные в кроссворде.

Условия:

Команды участвуют в семи конкурсах, в каждом конкурсе один человек — лидер, а остальные — его команда. В очередном конкурсе лидер меняется, таким образом, каждый член команды может попробовать себя и в роли лидера-организатора, и в роли исполнителя. Независимые наблюдатели работают с командой и делают заметки для анализа эффективности работы команды. Жюри оценивает каждый конкурс по семибалльной системе. Ведущий, помощник, летописец, хранитель времени — нейтральные лица, выполняют свои функции в игре.

Кроссворд заполняется после каждого конкурса, номер выражения в сетке кроссворда соответствует порядковому номеру конкурса. Выражение, зашифрованное в кроссворде, является ассоциацией, возникающей по содержанию конкурса. Выражение отгадывается группами поддержки, за каждый верный ответ команда, чья группа поддержки отгадала, получает дополнительно 3 балла.

 

Ход игры

 

№'

 

Название конкурса

 

Содержание

 

Реквизит

 

1

 

«Имидж лидера XXI века» (домашнее задание)

 

Показ лидерской моды с комментариями и музыкой (1 модель, до трех минут)

 

Реквизит команд

 

2

«Пойми меня

Игроки встают цепочкой спиной друг другу. Первый получает информацию на карточке. Задание: передать информацию по цепочке без слов, при помощи жестов и символических выкриков

Карточки с информацией (по количеству команд

3

«Как вести за собой»

Провести игру, в которой могут принять участие все участники игры

Реквизит команд

4

Четкие цели

Коллективно обсудить психологическую ситуацию за 2 минуты. Дать вариант ее решения

Карточки с психологическими ситуациями

5

Мозговой штурм

Команды методом мозгового штурма подбирают как можно больше слов по теме «Детское объединение, «Лидерство» , «Самоуправление»

Листы ватмана и маркеры по количеству команд

6

Фотография

Командам нужно нарисовать образ своего отряда и обосновать его

Листы ватмана, краски, маркеры

 

Деловая игра «Наша эмблема»

 

Цель: научить детей разрабатывать эмблему объединения.

Подготовка: таблички с названиями министерств, бумага, канцтовары, спички.

Ход игры

Формирование команд

Вызывается по одному человеку от отряда и предлагается им ситуация: Представьте, что Вы стали председателем совета министров в какой-то определенной стране и Вам надо сформировать свой кабинет министров. Выберите, пожалуйста, из присутствующих тех людей, с кем бы Вы хотели работать.

Команды занимают свои места, каждой выдается табличка с названием министерства.

Аукцион названий

Командам дается время на подготовку, по истечении которого главы министерств должны зачитать свой список названий детских объединений. Жюри отбирает наиболее удачные названия.

Символика

Каждой из команд дается название из числа тех, которые предложила она сама. Капитаны команд — председатели советов министров получают коробок спичек.

Задание: за определенное время составить на плоскости эмбле­му детского объединения, название которого команда получила в предыдущем конкурсе.

Защита эмблемы

Для этого конкурса необходимо создать экспертный совет, состоящий из членов жюри и выбранных от команд кандидатов. Главы министерств защищают эмблему своего детского объедине­ния. Если эмблема не прошла защиту, то команда должна придумать новую.

Фабрика эмблемы

На листе бумаги надо воспроизвести эмблему, которую команда придумала.  На кануне конкурса проводятся практикумы:

1. Нарезные буквы из цветной бумаги.

2. Виды шрифтов.

3. Значение цвета.

4. Значение геометрических фигур.

Критерии оценки:

— название объединения,

— отражение направлений деятельности, заложенных в назва­нии,

— соблюдение пропорций,

— красочность,

— общая идея объединения.

Путем всеобщего голосования выбирается лучшая эмблема.

 

Деловая игра «Фирма»

 

Задачи:

• обучить организаторской технике;

• развивать умения и навыки по подготовке и проведению коллективно-творческих дел;

• выявление творческих способностей.

Подготовка

• Приготовить карточки с надписями: оформители, музыканты, режиссеры-постановщики, администраторы, снабженцы; музыкальный, танец, игра, фокус, шумовой оркестр, театр мимики, нанайская борьба, художественный свист, клоунада, частушки.

• Приготовить бумагу, пишущие принадлежности.

• Выбрать жюри.

Ход игры

• Формирование команд.

• Задается ситуация: «Впереди Новый год (8 Марта и т. д.) — это праздник для вас, ваших учителей, родителей. Все ваши идеи, мысли и мечты можно воплотить наяву».

Задание: каждой команде написать разработку (сценарий) праздника, зачитать его. Жюри выбирает лучший сценарий и зачитывает его.

— Распределение на группы по карточкам: оформители, музыканты, снабженцы, режиссеры-постановщики, администраторы (решают организационные вопросы, приглашают гостей, обеспечивают порядок и т. д.).

Задание: обработать выбранный сценарий по своему профилю, защитить его.

— Критическая ситуация: «До вашего праздника осталось 15 минут. Все настоящие актеры заболели. Зрители уже собрались, концерт должен состояться».

Задание: самим приготовить выступления (по два номера на команду):

— музыкальный номер;                  — танец;

— игра;                                             — фокус;

— шумовой оркестр;                        — частушки;

— театр мимики;                             — нанайская борьба;

— художественный свист;              — клоунада.

— Показ праздничного концерта

Обучающая игра «Организаторское лото»

 

Задание: разложить в правильной последовательности этапы коллективно-творческого дела (названия написаны на карточках).

Время — 5 минут.

Карточки раздаются каждой группе в «беспорядке». В конце игры ведущий зачитывает правильную последовательность этапов КТД, а участники подсчитывают количество ошибок, проводят их анализ.

Правильная последовательность карточек:

1. Идея дела.

2. Обсуждение идеи дела с группой товарищей.

3. Коллективное планирование дела (конкурс предложений, «мозговая атака», работа групп).

4. Создание совета дела.

5. Работа совета дела с предложениями в план дела.

6. Утверждение плана дела.

7. Распределение сил на подготовку заданий.

8. Создание и работа творческих групп по подготовке дела.

9. Организация помощи взаимодействия.

10. Рекламирование дела.

11. Смотр готовности.

12. Проведение дела.

13. Подведение итогов дела советом дела.

14. Сбор по подведению итогов дела (оценка дела и совета дела, награждение, «уроки на будущее»).

15. Последействие (уточнение, пополнение «копилки интересных дел»).

 

Исследовательская игра «Общественное мнение»

 

Возраст участников: от 14 лет
Количество участников: практически не ограниченно.
Цель игры: собрать максимум информации об участниках выезда.
В игре принимают участие от 5 до 10 команд (по 10-20 человек). Игра является командной.
Ввод в игру: Информация правит миром, а так как у нас нет в наличии времени, которое в обычной жизни требуется для знакомства, мы попытаемся узнать максимум информации друг о друге за короткий срок. Каждой команде путем (жеребьевки) выдается тема исследования.

Тематики могут быть примерно следующие:
1. Возрастно-половой состав участников выезда.
2. Литературные предпочтения
3. Музыкальные предпочтения
4. Цвет волос и глаз
5. Цель приезда, ожидания
6. Отношение к любви, дружбе
7. Места проживания, учебы
 

Лагерь XXII века

Ролевая игра

 

Познавательная ролевая игра проводится для всего лагеря с предварительной подготовкой детей и последующей защитой своих проектов.

В каждом отряде создается «творческая мастерская». Представитель отряда получает закрытый конверт с одной из тем:

  • «Архитектура и дизайн лагеря»
  • «Молодежная мода в лагере»
  • «День самоуправления в лагере»
  • «Режим дня в лагере»
  • «Воспитатели и вожатые» и т.д.

 

Необходимо отряды обеспечить всем реквизитом: бумага и ручки, макеты, рисунки, магнитофонные записи и т.д. Отряд за 2 дня разрабатывает свой проект, готовит защиту проекта в творческой форме (элементы театрализации, звуковое оформление, видеофильмы), обоснование и необходимые наглядные пособия: макеты, плакаты, схемы, рисунки, звуковое оформление.

Каждая творческая мастерская представляет на обсуждение свой проект (10–15 мин). Зрители и члены «ученого совета» (жюри) задают вопросы по проекту. «Ученый совет» подводит итоги и вручает дипломы победителям.

На подготовку проекта не следует давать более 2-х дней, т.к. интерес ребят гаснет.

В «ученый совет» входят не менее 7–9 человек. Это могут быть представители администрации лагеря, медицинские работники, воспитатели, родители.

Старшие отряды могут делать свой проект самостоятельно, без помощи вожатых и воспитателей. При работе с младшими детьми желательно, чтобы с каждым отрядом работал кто-то из старших ребят или вожатые, иначе все проекты могут получиться слишком простыми.

При вручении дипломов победителям «ученый совет» аргументировано оценивает работу всех «творческих групп».