Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Семинар-практикум "Конфликты, как один из факторов эмоционального выгорания пе-дагогов"

МДОУ "Детский сад №92 "Ивушка"

 

Семинар-практикум "Конфликты, как один из факторов эмоционального выгорания пе-дагогов"

 

Гергарт Наталия Владимировна

педагог-психолог

 

 
Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов
Задачи:
Познакомить с понятием конфликт, стадиями и причинами конфликта;
• Снизить уровень эмоционального напряжения;
• Определить стиль разрешения конфликтной ситуации педагогов;
• Ознакомить со схемой, техниками разрешения конфликтной ситуации;
• Развивать эмпатию, сплоченность коллектива.
 
Упражнение-разминка «Новости».
Участники по очереди рассказывают о том, что нового, хорошего у них происходило в последнее время.
Между конфликтами в жизни человека и эмоциональным выгоранием существует двойная взаимосвязь: эмоциональное выгорание повышает уровень конфликтности у человек, а конфликты, в свою очередь приводят к еще большему эмоциональному выгоранию. Как разорвать замкнутый круг?
 
1. Теоретические вопросы
Конфликт (с латинского столкновение) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами. 
Изучением конфликтов занимались многие отечественные и зарубежные авторы (Александр Романович Лурия, Почебут Людмила Георгиевна, Чикер Вера Александровна, Гришина Наталья и др.) Но на данный момент общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества не существует. Разные авторы классифицируют  конфликты по какому-то определенному признаку: по составу участников, по причинам, по длительности, по формам протекания, сферам проявления и многим другим признакам.
Классификация конфликтов
По длительности:
  • кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
  • длительные (от нескольких часов до нескольких суток);
  • затяжные (бессрочные, пока не найдется конструктивное решение).
По составу конфликтующих сторон:
  • внутриличностные (носителем является отдельная личность, содержание конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности);
  • межличностные (заключается в столкновение между отдельными людьми в процессе их взаимодействия);
  • внутригрупповые  (это конфликт между микрогруппами в коллективе, сюда же можно отнести и конфликт между отдельным представителем группы и группой в целом);
  • межгрупповые (представляет собой столкновение интересов различных групп).
По степени выраженности конфликтного противостояния:
  • открытые (явно выраженное столкновение оппонентов в виде ссоры, споров; как правило, они основаны на производственных причинах);
  • скрытые (протекают без выраженных внешних агрессивных действий со стороны противоборствующих сторон, используются косвенные способы воздействия друг на друга; чаще основаны на личных отношениях);
  • потенциальные (это, как правило, еще не возникший конфликт, так как стороны не осознали складывающуюся ситуацию, как конфликтную; хотя все основания для конфликта уже существуют).
 
Причины конфликтов
Причины конфликтов, так же, как и классификации очень разнообразны.
Причиной внутриличностных  конфликтов могут стать:
  • внутренние установки, заложенные родителями с детства, но оказавшимися непригодными во взрослой жизни;
  • религиозные убеждения;
  • собственные убеждения.
 В результате у человека происходит когнитивный диссонанс. Человек не может сделать выбор, понять, простить себя. Ум постоянно ищет выход, натыкается на непримиримые разногласия между чувствами и разумом, идет по кругу. Люди, которые годами не могут разрешить внутренние конфликты, становятся агрессивными или наоборот, податливыми и безвольными, Такие личности склонны искать виновных во всем, даже в мелочах. Они любят обвинять других. Внутриличностный конфликт – это проблема между реальным и желаемым состояниями человека.
Причиной межличностного конфликта может стать:
  • различие в целях;
  • недостаточная информированность сторон о событии;
  • некомпетентность одной из сторон;
  • низкая культура поведения;
  • личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики и многое другое.
Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
Стадии конфликта
Вне зависимости от причин межличностный конфликт проходит ряд этапов (стадий).
1. Возникновение конфликтной ситуации. На этой стадии происходит потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм. Т.е. конфликт уже зарождается, но стороны этого еще не осознали. Именно на этой стадии конфликт может остановится и не развиться дальше. Если этого не произошло, то возникает вторая стадия.
2. Стадия осознания конфликта. Участники конфликта начинают осознавать свои верно или ложно понятые интересы, что приводит к переходу потенциального конфликта в реальный.
 3. Следующим этапом становятся реальные конфликтные действия (проявления конфликтного поведения), участники начинают высказывать свои претензии друг другу, возникает спор, повышается эмоциональный градус. С повышением эмоционального градуса становится все сложнее услышать друг друга, конфликт углубляется.
 4. Наступает четвертая стадия – кульминация. Именно на этой стадии могут возникнуть очень активные агрессивные проявления на фоне отсутствия эмоционального контроля, вплоть до физического воздействия участниками конфликта друг на друга. А за таким сильным эмоциональным всплеском неизбежно следует этап снятия или разрешения конфликта.
5. Разрешение конфликта может носить как конструктивный, так и разрушающий характер. А вот как разрешиться конфликт во многом зависит от стратегий (способов) поведения участников конфликтной ситуации.
2. Практическая часть
Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте удобно, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Обсуждение
3. Диагностика ведущего поведения в конфликтной ситуации
Участникам встречи предлагается ответить на вопросы теста и подсчитать баллы.
4. Подвижная игра «Панда парк»
Участникам встречи предлагается представить, что они попали в парк к пандам. Так как эти животные очень миролюбивые, игривые, участникам предлагается перевоплотиться в этих животных и преодолеть препятствие в одиночку, парой, втроем, впятером. Ведущий и помощник в это время слегка раскачивают веревку (канат), препятствие можно преодолеть под веревкой, перепрыгнув веревку, перешагнуть через веревку.
5. Продолжение блока теории
Стратегии разрешения конфликта
Исследованиями стратегиями разрешения конфликтов занимались Томас и Килменн. Они выделяют 5 стратегий, способов поведения людей в конфликтных ситуациях. В основе стратегий лежит двухмерная модель:
1- вертикальной ось (кооперация) - отражает вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, она может быть в низкой, средней и высокой степени выраженности.
2 – горизонтальная ось (напористость) – отражает степень внимания к защите собственных интересов. Так же в трех степенях выраженности.
Соответственно этим двум основным измерениям авторы выделяют следующие способы регулирования конфликтов:
- Избегание (уклонение, уход), выбирается в случае низкой степени внимания как к своим интересам, так и к интересам оппонента. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта.
-   При средней степени внимания к интересам обоих сторон выбирается компромисс. Уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
- При высокой степени внимания к интересам обоих сторон человек выбирает стратегию сотрудничества. Участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон,  признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». Обе стороны оказываются в выигрыше.
- При высокой степени внимания к своим интересам и низкой к интересам оппонента выбирается соперничество (принуждение). Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию.
- Приспособление (уступчивость) характерна при низкой степени внимания к своим интересам и высокой к интересам оппонента. Целесообразна, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.
6. Схема разрешения конфликта
В основе разрешения конфликта лежит диалог – беседа и включает в себя три этапа.
1. Подготовка к беседе:
- снижение эмоционального напряжения (техники быстрого снятия эмоционального напряжения);
- составление карты конфликта (для оценки конфликтной ситуации, снижения влияния эмоций, проработки аргументов, проверки наличия необходимой информации, выбора стратегии)
- составление плана беседы.
2. Проведение диалога:
На этапе проведения диалога: необходимо управлять своими эмоциями, Я – высказывания, работа с конфликтогенами – словами, действиями и т.п., использование техник условного согласия и уточнения.
3. Реализация соглашения.
 
7. Техники снятия эмоционального напряжения
Вы не сможете ни о чем договориться, пока Вы и Ваш собеседник не придете в состояние готовности воспринимать информацию. Чтобы добиться этого, нужно уметь справляться с эмоциями и создавать условия для общения. Что мы можем для этого сделать? Вам помогут специальные психологические техники, которые дают возможность снизить эмоциональное напряжение.
Условно их можно разделить на техники, позволяющие человеку регулировать свое собственное эмоциональное состояние, и техники снятия эмоционального напряжения у собеседника.
  1. Техника «Признание вины»
Если вы знаете, что в сложившейся ситуации есть ваша вина — немедленно признайте ее. Ситуация от этого не изменится, а поводов для излишне эмоционального общения у оппонента станет меньше.
  1. Техника «Близкая дистанция»
На дистанции социального общения (0,5-1,2 м) сложно вести разговор на повышенных тонах. Электронные средства коммуникации обезличивают общение — написать грубость в электронном письме, мессенджере или переписке в соцсети, сказать по телефону что-то неприятное и бросить трубку легко. Решиться на то же в ходе личного общения труднее. Если конфликт возник в ходе переписки или телефонного общения, договоритесь о личной встрече.
  1. Техника «Слушаю молча»
Предоставьте собеседнику возможность выговориться. Не пытайтесь перекричать, перебить. Как только человек скажет все, что он собирался сказать, у вас будет время сказать все, что вы хотите, а он будет готов услышать вас.
  1. Техника «Присоединение»
Старайтесь установить и поддерживать контакт глаз с партнером, кивайте, наклонитесь или подайтесь корпусом вперед, неявно «присоединитесь» — примите позу такую же, как у собеседника. Если оппонент стоит — встаньте, если сидит — сядьте. Вы и Ваш собеседник для конструктивной беседы должны находиться на одном уровне.
  1. Техника «Одного вопроса»
Решайте спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты, не вспоминая все, что накипело. Обсуждайте один, единственный вопрос!
6. Техника «Имя»
Старайтесь в ходе беседы как можно чаще произносить имя собеседника, это позволяет собеседнику понять, что он значим для нас как личность, что мы его уважаем.
7. Техника «Пути решения»
Спросите у собеседника, какой выход из ситуации он считает наилучшим. Будьте готовы сказать, что вы его цените, и его мнение и отношения с ним очень важны для вас. Необязательно, что вы примете его — главное, ваш партнер по общению вынужден будет контролировать эмоции, иначе собраться с мыслями ему будет трудно. Далее предложите свои варианты.
8. Техника «Улитка»
Регулируйте темп беседы. Чуть затягивайте темп своей речи, если собеседник слишком быстро и эмоционально говорит, делайте паузы в речи. Это позволит осознать собеседнику Вашу речь, а также самому снизить свой темп и, соответственно, напряжение.
9. Техника «Внешнее согласие»
Фраза «может, Вы и правы», не говорит, о том, что вы согласны, это понимают все, но она лишает собеседника права на продолжение словесной атаки.
10. Техника «Правильных уточняющих вопросов»
Задавайте уточняющие вопросы безоценочного характера.
Нельзя: «Вы и правда так считаете? Да, ну!»
Можно: «Я правильно поняла, Вы считаете, что… »?
11. Техника «Вербализация чувств через «Я-высказывания»
Формула вербализации собственных чувств – это Я-послания.
  •  
Я удивлен...
Я огорчен...
Мне неуютно...
Меня задевает...
Меня угнетает....
  1. Техника «Метафорическое описание»
Техника особенно подходит для описания собственных негативных чувств. Метафора позволяет использовать юмор, который смягчает неприятную остроту ситуации.
Пример:
У меня сегодня состояние, будто слоны на мне всю ночь танцевали (усталость).
У меня мысли сегодня разлетаются во все стороны, как парашютики от одуванов.
8. Рефлексия встречи, подведение итогов.
 
Список использованной литературы
1. Калашникова, О.А. Семинар-практикум для педагогов. Как решать конфликты. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-aleksandrovna-kalashnikova/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-umenie-reshat-konfliktnye-situaci.html
2. Электронный сборник наработок и методических материалов участников проекта «Профилактика эмоционального и профессионального выгорания специалистов системы дошкольного образования в период пандемии», АНО «Калейдоскоп», г.Череповец, 2021г.
 
 
Приложение 1
 
Методика Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения
в конфликтной ситуации
ОПРОСНИК
1. А. Иногда я предоставляю право решать проблему другим.
В. Я стараюсь подчеркнуть общее в наших позициях, а не обсуждать спорные моменты.
2. А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь учесть все интересы: свои и оппонента.
3. А. Обычно я твердо стою на своем.
В. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.
4. А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов противоположной стороны.
5. А. При выработке решения ищу помощи со стороны других.
В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.
6. А. Я пытаюсь не создавать себе репутацию неприятного человека.
В. Я пытаюсь навязать другим свою позицию.
7. А. Я пытаюсь отложить решение вопроса, чтобы иметь время тщательно его обдумать.
В. Я жертвую одними выгодами, чтобы получить взамен другие.
8. А. Обычно я твердо настаиваю на своем.
В. Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы.
9. А. Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться.
В. Я прилагаю некоторые усилия, чтобы повернуть дело на свой лад.
10. А. Я твердо настаиваю на своем.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы.
В. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.
12. А. Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации.
В. Я готов кое в чем уступить оппоненту, если он тоже мне уступит.
13. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».
В. Я настаиваю на принятии моих условий.
4
14. А. Я излагаю оппоненту мои соображения и интересуюсь его идеями.
В. Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий.
15. А. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.
В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.
16. А. Я стараюсь щадить чувства других.
В. Я пытаюсь убедить оппонента в выгодности принятия моих условий.
17. А. Обычно я твердо настаиваю на своем.
В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.
18. А. Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше
В. Я согласен кое в чем уступить оппоненту, если он тоже кое в чем мне уступит.
19. А. Я пытаюсь сразу же, открыто, обсудить все интересы и спорные вопросы.
В. Я пытаюсь отложить принятие решения, чтобы иметь время тщательно его обдумать.
20. А. Я пытаюсь сразу же обсудить противоречия.
В. Я пытаюсь найти справедливое сочетание из выгод и уступок для каждого из нас.
21. А. При подготовке к переговорам я стараюсь учитывать интересы оппонента.
В. Я больше склонен к непосредственному и открытому обсуждению проблемы.
22. А. Я стараюсь найти позицию, находящуюся между позицией оппонента и моей.
В. Я настаиваю на своих интересах.
23. А. Очень часто я стараюсь удовлетворить все интересы, свои и оппонента.
В. Иногда я предоставляю право решать проблему другим.
24. А. Я стараюсь пойти навстречу оппоненту, если его условия слишком для него много
значат.
В. Я пытаюсь склонить оппонента к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий.
В. При подготовке к переговорам я пытаюсь учитывать интересы оппонента.
26. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».
В. Я почти всегда пытаюсь удовлетворить все пожелания, как свои, так и оппонента.
27. А. Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации.
В. Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше.
28. А. Обычно я твердо стою на своем.
В. При выработке решения я постоянно ищу помощи со стороны других.
29. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».
В. Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться.
30. А. Я стараюсь щадить чувства других.
В. Я всегда стараюсь найти решение проблемы совместно с оппонентом.
 
Подсчет баллов
  • Соперничество: ЗА, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.
  • Сотрудничество: 2Б, 5А, 8Б,11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б.
  • Компромисс: 2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.
  • Избегание: 1А, 5Б, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 21А, 23Б, 27А, 29Б.
  • Приспособление: 1Б, 3Б, 4Б, 6А, 11Б, 15А, 16А, 18А, 24А, 25Б, 27Б, 30А.