Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Сценарий устного журнала ««Природа всегда нова…» (Русская природа в творчестве И.И. Шишкина и П.И. Чайковского)»

Сценарий устного журнала ««Природа всегда нова…» (Русская природа в творчестве И.И. Шишкина и П.И. Чайковского)».

Номинация «Методические материалы».

Вид методической продукции – сценарий мероприятия.

Образовательная организация – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20» города Донской Тульской области.

Автор – Гордеев Андрей Сергеевич, учитель химии и экологии МБОУ «Гимназия №20», высшая квалификационная категория.

Пояснительная записка

Цели:

  • образовательная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И. Шишкина и П.И. Чайковского, их вкладом в развитие русской и мировой культуры;
  • воспитательная – способствовать формированию у учащихся любви к прекрасному в природе и в человеке, чувства гордости за достижения своих выдающихся соотечественников;
  • развивающая – совершенствовать информационную культуру личности, умение выступать с публичным сообщением.

Область применения – устный журнал может быть проведён в рамках классного часа или внеурочного мероприятия, приуроченного к предметной декаде эстетических или естественнонаучных дисциплин.

Возраст учащихся – 15 – 18 лет (8 – 11 классы).

Необходимое материально-техническое обеспечение – персональный компьютер с программным обеспечением Microsoft Office, мультимедийный проектор, экран и аудиоколонки для демонстрации электронной презентации и воспроизведения музыкальных фрагментов.

Учитель. История нашей Родины богата и многогранна. Она включает в себя не только череду различных исторических событий, в которых зарождалась и крепла наша великая страна. История России – это ещё и история российской культуры, в которую навечно вошли имена наших великих писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов, архитекторов. Среди них – имена художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина и композитора Петра Ильича Чайковского, творчество которых пронизано любовью к России, к прекрасной русской природе. Сегодня вы поподробнее узнаете о жизни и творческом пути этих великих деятелей российской культуры из сообщений ваших одноклассников, послушаете музыку Чайковского и увидите картины Шишкина на слайдах презентации.

1-й обучающийся.  2012 год в международном календаре был отмечен как Год леса. Он призван напомнить людям об исключительной роли лесов как уникального пространства и важности их сохранения. Певцом русского леса называют художника Ивана Шишкина, одного из крупнейших русских пейзажистов. Всю жизнь он соз­давал образы своей родины, передавая особый дух её природы.

На высоком берегу реки Камы стоит старинный город Елабуга. Тут в семье купца в 1832 г. родился Иван Шиш­кин. Мальчику повезло с отцом: тот интересовался историей, археологией и смог привить сыну любовь к родной стране и её природе.

Ваня учился в Казанской гимназии, но бросил учёбу: он счи­тал, что уклад учебного заведения убивает в нём индивидуаль­ность и свободу художественного мышления. Юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния. Уговорить семью было непросто, а вот отец поддержал сына. В училище был сфор­мирован принцип, которому художник Иван Шишкин следовал всю жизнь. С точки зрения Шишкина, как и его учителя Апол­лона Мокрицкого, умение достоверно изобразить предмет глав­нее, чем поиск новых способов его передачи.

Сегодня часто именно это вызывает неприятие у части современ­ных зрителей. Однако и сейчас пейзажи Ивана Шишкина не утратили своей цен­ности. В них очевидно особое отноше­ние художника к природе: в каждой тра­винке или веточке он видел шедевр расти­тельного мира. Шишкин был внимателен к фрагменту: он рассматривал стволы, стебли, листочки, мох, траву. Такой подход отразился и в технике художника: он так прописывал детали, что картины, написанные красками, напо­минали работы пером и тушью.

На экране последовательно сменяются: «Берёза и рябинки», «Мухоморы», «Камни», «Травки», «Папоротники в лесу», «Сныть-трава. Парголово».

При всей достоверности витает в этих пейзажах и некий романтический дух. Однако очевидно, что автор работ относится к природе не как человек, увлечённый красотами при­роды, но как исследователь, внимательно природу изучающий. Чувствуется спокойно-вдумчивое отношение к ней. Отсюда картины, где главными персонажами являются семейство таких мало поэтичных грибов, как мухоморы, или простые камни. Обычная лесная трава или юные рябинки около берёзы – всё это для художника является той самой природой, «лучше кото­рой ничего быть не может».

В своём дневнике Шишкин писал: «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров то, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы?..».

Если уже даже ранние пейзажи молодого худож­ника вызывали большой интерес, то работы, сделанные на Валааме, только подтвердили высокий (и всё растущий) уровень мастерства Шишкина. Многие пейзажисты стремились работать на Валааме. Природу этих суровых мест отличала особая специ­фика: могучие скалы, вековые деревья, особая красота озера, величие панорам, некая суровость и даже дикость пейзажа.

На экране «Вид на острове Валаам. Местность Кукко».

Вы видите сейчас один из двух пейзажей, за которые Иван получил золотую медаль и право на загранич­ную поездку. Академия художеств в Петербурге могла гордиться таким студентом. Она таким образом фиксировала факт — художник теперь должен совершенствовать мастерство у самых лучших мировых мастеров.

Иван Шишкин посетил Берлин, Дрезден, Прагу, Дюссельдорф...

Три года длилась поездка за границу, которая показала, что русский художник там не только учился, но и сам в чём-то был учителем. Выяснилось, что его работы поражали и восхищали иностранцев. В Швейцарии, где Шишкин писал лесные пей­зажи, его узнавали местные жители.

Художник вспоминал: «Куда ни пойдёшь, везде показывают — пошёл вот этот русский, даже в магазинах спра­шивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так велико­лепно рисует?».

Вскоре Иван становится академиком. Возрастает количество наград, которые он получает за свои работы. Худож­ник возвращается домой. Он истосковался по родным пейзажам и с упоением пишет родные просторы.

На экране «Полдень. В окрестностях Москвы».

Бескрайнее золотое поле, убегающая вдаль за горизонт дорога, высокое чистое небо, по которому томно плы­вут летние облака. Картина кажется типичной для русской при­роды, даже хрестоматийной: среднерусская равнина. Но откуда тогда ощущение благодати, радости и оптимизма? По бескрай­ней дороге идут люди – похоже, возвращаются домой с полевых работ. Картина поэтично отображает видение Шишкиным буду­щего России — золотого, чистого, радостного.

Тема леса для Ивана Шишкина не просто была любимейшей. Леса являлись для художника неиссякаемым источником для творчества. И хоть в то время существовало целое созвездие выдающихся мастеров русского пейзажа, каж­дый работал в собственном направлении. Куинджи, Поленов, Саврасов, Левитан — они были разными, но все блистательны и оригинальны. Если сравнить, например, Шишкина и Куинджи, то нельзя не признать, что если первый более совершенен в передаче света, то второй — более силён как рисовальщик.

2-й обучающийся. Лес на картинах Ивана Шишкина незабываем. Вот что писал о своих впечатлениях от одной из картин Шиш­кина Иван Крамской: «Шишкин нас просто изумляет своими познани­ями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему..., тут он всё знает. Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом... Шишкин — это человек - «школа».

На экране — последовательно «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лесные дали».

Глядя именно на эту картину, писал Иван Крам­ской. Но слова эти можно отнести практически ко всем рабо­там Шишкина. Вот «Лесные дали», своего рода картина-символ безграничных богатств Родины. В эту картину стоит вглядеться внимательней. Перед нами панорама вятских лесов, утопающих в голубоватой дымке. Справа – слегка наклонившаяся сосна, возле которой лежат две каменные глыбы. В глубине виден дикий девственный лес во всем богатстве своего растительного мира. Плывут по небу лёгкие облака, отражаясь в зеркальной глади реки. И словно песня звучит над всем этим раздольем и великолепием. Ощущение праздника передаёт всё: игра света и цвета, блики, тени, общий тон картины. Она словно перепол­нена интересными деталями и ассоциациями.

На экране «Среди долины ровныя».

Задушевно, лирично это полотно, названием которого стала строка такой же задушевной песни. Русское раздолье. Широко раскинувшаяся степь, чередующиеся освещен­ные и затемнённые пространства, засохшие стебли на тропе. И это всё выступает фоном для величественного дерева. Шишкин любил изображать именно это дерево. Дуб в народной традиции является богатырём, символом стойкости, силы, благородства.

На экране последовательно «Дубы», «Дождь в дубовом лесу», «Дубки», «Мордвиновские дубы» и «Дубовая роща».

Другое любимейшее художником дерево – сосна. На полотнах Шишкина сосны встречаются очень часто. Свя­зано это не только с тем, что в русском пейзаже это дерево встре­чается очень часто. Сосна – дерево, исполненное особого оча­рования. У неё бывает очень оригинальный силуэт. Сосновые стволы из-за характерной разноцветности создают даже в мрач­ную погоду иллюзию игры солнечного света.

На экране последовательно «Бор в Сестрорецке», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Сосна. Мерикюль», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге», «Вечер в сосновом лесу», «Дебри», «Сестрорецкий бор», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Кама близ Елабуги».

Звание профессора Шишкин получил за картину «Лесная глушь». Как и настоящий лес, этот пейзаж раскрывается постепенно. Зрителю невозможно увидеть всё сразу – настолько здесь много деталей. Если всматриваться долго и внимательно, то глаз зрителя заприметит лисицу и улетающую от неё уточку. Критик Василий Михеев удивительно точно написал про кар­тину «Лесная глушь».

На экране «Лесная глушь».

«Быть может, сам этот северный «дремучий лес» менее настраивает душу на лирический порыв, чем море; быть может, бесконечно богатый и разнообразный в своих подроб­ностях, он под тенью своих ветвей так манит к здоровому, спо­койному созерцанию его тайн, что личность его созерцателя постепенно исчезает, и только природа леса охватывает всецело художника».

На экране — «Первый снег», «На севере диком...», «Зима».

Зимний пейзаж является значительно более ред­ким. Но мастерство Шишкина позволило ему создать не одну такую картину. Картина «Зима» оставляет ощущение скованно­стью морозом, а погружённость в тень основного лесного мас­сива сочетается с освещенной солнечным лучом небольшой полянкой. Она очерчена розоватым цветом. От этих пробле­сков снег на земле и ветвях сосен кажется сверкающе голубым. Птичка на ветке огромного дерева делает картину живой. Талант Шишкина в том и проявился, что особое атмосферное состоя­ние зимнего леса ему удалось создать при ограниченном исполь­зовании цвета, обыгрывая полутона. Только большим художни­кам доступно такое.

Но сколь бы ни был велик творец, его жизнь не складывается только из творчества. Жизнь имеет свою житей­скую канву. И у Шишкина создание прекрасных полотен про­исходило на фоне житейских событий. К сожалению, не только счастливых.

Ивану Ивановичу Шишкину было 42 года, когда умерла его жена Евгения Васильева, сестра художника Фёдора Васильева. Чуть позже умер их сын. Второй женой Шишкина стала талант­ливая художница Ольга Лагода. Ольга умерла через год после свадьбы. И эта утрата стала причиной тяжелейшей душевной драмы. Когда страдание становилось невыносимым, Шишкин с друзьями из училища живописи и ваяния уезжал в деревню. Художник пил, стараясь избавиться от душевной боли. Но побеждала сильная натура, он брал себя в руки и снова рисовал. Поразительно, как в таких драматических обстоятельствах соз­давались шедевры!

Иван Иванович Шишкин и умер за мольбер­том, работая над картиной «Лесное царство». Виктор Васнецов писал когда-то Шишкину: «Корни наши так высоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать». Время показало правоту этих слов. И сегодня полотна Шишкина способны вызывать у зрителей сильные эмо­ции. Целостное ощущение мира природы, любовь и прекло­нение перед ним нельзя смешивать с копированием. У Шиш­кина ценнейшим качеством живописи является глубочайшее проникновение в душу пейзажа. В его полотнах зритель нахо­дит ошеломляющую открытость и обезоруживающую откровен­ность, с которой переданы и неброская прелесть русской при­роды, и любовь автора к Родине.

3-й обучающийся. (На фоне музыки «Сентиментального вальса П.И. Чайковского): Есть в Предуралье удивительный по своей красоте уголок природы, куда очень удачно вписался небольшой город Воткинск, имеющий славную историю. Ещё в 1759 году здесь был построен Камско-Воткинский железоделательный завод. Рос­сия узнала о прекрасных мастеровых, которые принесли славу заводу изготовлени­ем металла, якорей и пароходов. Много знаменательных событий было в истории Воткинска, но самым важным и дорогим для сердца каждого русского человека явилось то, что 7 мая 1840 года здесь родился великий композитор, автор замечательных симфоний, опер и балетов Пётр Ильич Чайковский.

Детство, проведённое в родном Воткинске, оставило неизгладимый след в жизни композитора. В этом – огромная заслуга его родителей. Отец Петра Ильича – Илья Петрович – был начальником железоделательного завода. Прекрасный специалист, он своей деятельностью дал новый импульс в усовершенствовании производства. Но необычайно важна и другая сторона многогранной натуры Ильи Петровича – огромная любовь к музыке, чуткое восприятие прекрасного, юношеская восторжен­ность, радушие. Эти же качества отличали и мать композитора – Александру Андреевну Чайков­скую. Внутреннее благородство, невероятная деликатность, теплота и любовь, ис­ходившие от этой удивительной женщины, приводили в восторг всех, кто общался с нею.

С самого раннего детства будущего гения поразила музыка, звучавшая в доме. Илья Петрович играл на флейте, Александра Андреевна – на рояле, во время праздников играл заводской оркестр. Ребёнок не просто слушал музыку, он воспринимал её всем своим маленьким существом. Тот момент, когда мать впервые подвела Петю к роялю и открыла тайну появления чарующих звуков, стал для него главным, неза­бываемым событием. Впоследствии Пётр Ильич скажет: «Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку».

Музыкальные впечатления ребёнка постоянно пополнялись самобытными народными напевами, которыми так богата уральская земля, и особенно – удивительными уголками уральской природы, красотой здешних мест. (Начинает тихо звучать «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). Мрачные лесные чащобы сменяются солнечными ромашковыми полянами, вокруг которых застыли в величавом хороводе тонкоствольные берёзы, птичий гомон весе­ло вторит звону бубенцов, медово дышат в лицо вешние травы, а высоко в небе, в безбрежном голубом просторе, звучит торжественный гимн всей этой благодати. Как будто невидимые колокола славят весну, жизнь, землю, людей... Кто знает, – не эти ли мотивы звучат в знаменитом «Вальсе цветов» из балета Чай­ковского «Щелкунчик», который вы сейчас слышите?!

Гувернантка Пети Чайковского Фанни Дюрбах вспоминала: «Я никогда не видела такого красивого захода солнца, когда небеса покрывались такими яркими изуми­тельными красками; я особенно любила тихие, мягкие вечера в конце лета. Челны рыбаков качались на пруду, гладком, как зеркало, в котором отражалось солнце. С балкона мы слушали нежные и грустные песни – только они одни нарушали тишину этих чудных ночей».

Именно здесь, на берегу пруда, в тенистых аллеях парка, в созерцании прекрасных пейзажей окрестностей Воткинска зародилась у Петра Ильича восторженная всепо­глощающая любовь к природе. Уже в зрелом возрасте он утверждал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Природа и Родина были для него не­разделимы. Пётр Ильич испытывал уверенность, что у него «врождённая влюблённость в рус­ский элемент вообще». Шестилетним ребёнком он воскликнул: «О, Отчизна, кото­рую люблю!», а, будучи уже в зените славы, признавался: «Я ещё не встречал чело­века, более меня влюблённого в матушку-Русь!».

«Зимние грёзы» - такое поэтическое название дал Чайковский своей Первой сим­фонии. Он писал: «Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой, и рус­ский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть». Любовь к русской зиме зародилась у Петра Ильича в раннем детстве. Созерцание зимней при­роды с её величественной гордой красотой служило для Чайковского источником постоянного вдохновения, воплотившись в музыкальных пейзажах и лирических откровениях «Зимних грёз». (Начинает тихо звучать отрывок из Первой симфонии).

Склонный к поэтическим мечтаниям молодой человек едет бескрайними русскими просторами, а вокруг распушила, раскидала свои затейливые сокровища добрая волшебница-Зима. То, что испытывает при этом человек, обязательно сливается в мелодию, которая постепенно захватывает всё его существо.

Время неумолимо отсчитывало минуты, месяцы, годы. Рано, очень рано виски Чай­ковского посеребрила седина. Много печального произошло. Единственное увлече­ние – серьёзный каждодневный труд. В нём – смысл жизни, утешение, надёжное ук­рытие от житейских бурь. Большую непреходящую радость приносит общение с русской природой, в которой подчас живут люди. Многое можно почерпнуть, наблюдая, к примеру, золотой лет­ний закат, полный весёлого птичьего гомона, отдаваясь торжественной тишине но­чи, музыке лунного света, душистой свежести полей и лесов. А вот уже ясное лет­нее утро неспешно и торжественно сменяется ликующим праздником солнечного света – иные краски, запахи, ощущения рождают в душе и иные звуки.

Впечатления от общения с природой навсегда западают в душу, особенно если пе­реживаешь их в полном уединении, где-нибудь в отдалённом российском захолустье.

Первый концерт для фортепиано с оркестром, любимое детище Чайковского, был написан быстро, почти за месяц, однако его замысел рождался постепенно, испод­воль, все больше и больше разрастаясь в живую многокрасочную картину, где глав­ным действующим лицом стала достойная вечного восхищения, могучая и живо­творная русская природа. Всё свежо, стройно, гармонично в музыке концерта, на­поминающей живой человеческий голос, повествующий о восторженной любви ко всему живому на земле... (Звучит начало Первого концерта для фортепиано с оркестром).

В 1877 году Чайковский создаёт свой знаменитый балет «Лебединое озеро» - цель­ную симфоническую поэму, в звуках рассказывающую о любви, что оказалась сильнее зла. На премьере балета, когда в зале погасли свечи и на освещенную лунным светом как ходил в детстве с матушкой в Петербурге в зоологический сад и как она, указы­вая на стройную стаю неслышно скользящих по воде красавцев лебедей, сказала: «Лебёдушки – точно красны девушки в танце плывут. Засмотришься. До чего же благородная и преданная птица! В народе легенда ходит, будто когда лебедь подругу теряет, он взмывает в самую высь неба и оттуда грудью кидается на скалы; наверное, в каждой легенде есть доля правды...». Именно о лебединой верности, о чистой прекрасной любви повествует замечательный, всеми любимый балет «Лебединое озеро». (Звучит вступление к балету «Лебединое озеро»).

Прекрасной русской природе посвятил Чайковский цикл пьес для фортепиано «Времена года». Знаменитые 12 пьес – каждый месяц, друг за другом, от января до декабря. В этой музыке бездна поэзии. Пестрит шумный масленичный хоровод, мчатся наперегонки лихие тройки со звонкими заливистыми бубенцами, трубят по­утру охотничьи рога, льются над безбрежным степным привольем песни жнецов и косарей.

В жаркий июньский день хорошо брести пыльным полевым просёлком, отдавшись во власть солнца, ветра, ароматов цветущих трав. Ну, а в октябре хочется присесть в сумерки возле окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете. Да будет благословенна эта светлая мечтательная грусть!

(Звучит «Баркарола»).Пётр Ильич Чайковский писал: «Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, про­гулка вечером по степи, бывало, приводила меня в какое-то изнеможение от наплы­ва любви к природе?...» Всё его творчество – это возвышенный и в то же время ли­рический гимн природе России и человеку, оберегающему природу от зла. (Звучит «Адажио» из балета «Спящая красавица»).

Литература

1.     Природа всегда нова… Час искусства Ивана Шишкина // Библиотека предлагает. – 2012. - №1.

2.     Калинина Н.А. Пётр Ильич Чайковский: Повесть. – М.: Детская литература, 1988. – 143 с.: фотоил.