Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Сценарий сюжетно-ролевой и строительно-конструктивной игры «Радужный город»

Сценарий сюжетно-ролевой

 и строительно-конструктивной игры «Радужный город»

Цель игры: развивать диалогическую речь детей.

Задачи:

- Продолжать знакомить дошкольников со строительными профессиями; расширить знания детей об особенностях труда строителей; обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей.

- Научить детей сооружать постройки конструкции средней сложности.

- Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

- Расширять словарный запас детей: ввести понятия «стройка», «строитель», «каменщик», «архитектор», «крановщик», «кровельщик», «маляр», «плотник», «озеленитель», «подъемный кран», «КамАЗ», «цементовоз», «самосвал».

- Формировать у детей умение вести ролевой диалог.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

- Воспитывать уважение к труду строителей.

Предварительная работа:

- две-три прогулки к строящемуся объекту;

- беседа со строителем;

- настольный театр «Теремок», чтение произведений С.Баруздина «Кто построил этот дом?», А.Маркуши «Здесь будет город»;

- просмотр фильма о строителях;

-  рисование на тему «Строительство дома»;

- аппликация «Улица города»;

- изготовление атрибутов для игры;

- беседы по картинкам, на которых изображено строительство;                         - дидактические игры «Кому что нужно?», «Не скажи, а покажи», «Угадай по описанию», «Лото», «Магазин инструментов»;

- чтение и заучивание стихотворений, загадок о строительных специальностях и об инструментах;

- обсуждение пословиц и поговорок о труде;

- создание игровых ситуаций, побуждающих вступать во взаимоотношения с окружающими;

- чтение произведения  Н.Носова «Приключения Незнайки».

Обучение способам игрового отображения действительности:

- инсценировки;

- игры имитационного характера;

- побуждение к речевым диалогам с воображаемым собеседником (игра «Разговор по телефону»).

Организация предметно-игровой среды.

Оборудование и материалы:

   Крупный и мелкий строительный материал, конструктор «Лего».

   Машины: подъемный кран, КамАЗ, самосвалы.

   Униформа для строителей, водителей, повара; каски.

   Инструмент: для строителей – электродрель, молоток, клещи, отвертка,  насос, кисть с ведром, рубанок, ножовка и пр.; для озеленителя – лопата, грабли, лейка, ведро.

   Для озеленителя – лоскуты ткани зеленого цвета круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы (газоны, клумбы); плоскостные и полуобъемные цветы из ткани и картона; плоскостные и объемные деревья и кустарники.

   Для архитектора – чертежи, макеты, ноутбук.

   Для повара – скатерти, набор посуды, продуктов, плита, холодильник, мойка.

   Сшитые и связанные куклы – Незнайка, Знайка, Пилюлькин, Цветик, Пончик, Винтик, Шпунтик.

   Воздушный шар с корзиной.

   Игрушечные сотовые телефоны.

Примерный ход игры:

Дети получают видеописьмо из Цветочного города от коротышек, в котором сообщается, что жителей в Цветочном городе стало слишком много и они отправляются в путешествие на воздушном шаре, чтобы найти удобное и красивое место для нового города. Педагог предлагает построить город для коротышек – путешествуя, они обязательно его заметят с воздуха и захотят в нем жить.

  Вопросы к детям.

- Какие здания и учреждения необходимо построить, чтобы жителям города было удобно и комфортно? (дома, магазины, детский сад, школу, больницу, театр, цирк).

- Как можно украсить город? (разбить парки и скверы, оформить клумбы, построить фонтаны, красивые мосты).

- С чего начинается строительство домов? (создается рисунок – проект дома, затем расчищается под дом площадка, закладывается фундамент).

- Кто занимается созданием проекта? (архитектор)

- Кто работает на стройке? (каменщики, крановщики, водители, сварщики, маляры, штукатуры, кровельщики, прорабы).

- Какие машины помогают людям на стройке? (самосвалы, КамАЗы, подъемные краны)

- Как называются люди, украшающие город цветами, деревьями, кустарником? (озеленители).

   Педагог предлагает детям подумать, кто кем хочет быть. Обращает внимание детей на разделение труда строителей, подчеркивает, что в процессе общей работы каждый делает свое дело: один подвозит материал, другой кладет стены, третий готовит раствор и т.д. Напоминает, что использование техники помогает рабочим, облегчает их труд: машины подвозят строительный материал, подъемный кран поднимает его на большую высоту и т.д.

       Каждый город, каждый дом

       Создан радостным трудом.

       Без работы, без труда

       Не построить города.

   Дети распределяют роли, договариваются, кто какое здание строит. Воспитатель предлагает подумать, как будет называться новый город для коротышек. Дети выбирают название города, приступают к работе.

Примерные диалоги в ходе игры:

Прораб и водитель

В. – Здравствуйте. Я привез кирпич для фундамента. Куда мне его выгрузить?

П. – Здравствуйте. Мы вас уже давно ждем. Кирпич у нас почти закончился. Подъезжайте к подъемному крану. Сейчас вашу машину разгрузят. Вы разгружайтесь, а я попозже проверю ваши документы.

В. – Может, сейчас вам предъявить документы?

П. – Нет. Слышите, возле ворот сигналит машина с раствором? Мне нужно ее принять.

В. – Хорошо.

П. – Я освободился. Давайте документы. У вас все в порядке.

Звонит телефон.

П. – Здравствуйте. Да, все в порядке. И кирпич, и раствор привезли. У нас заканчиваются доска и гвозди. Ждем завтра от вас машину с материалом.

 

Строитель и повар

С. – Здравствуйте. Что у нас сегодня на обед?

П. – На обед щи, котлета с картошкой и салат из свежих овощей.

С. – А что у вас на третье?

П. – Есть компот, сок, кисель и чай. Что вы хотите?

С. – Мне дайте сок.

П. – Возьмите еще кекс или булочку.

С. – Дайте мне кекс. Спасибо.

П. – Пожалуйста. Приятного аппетита.

С. – Все было очень вкусно.

П. – Приходите к нам завтра. Я приготовлю вкусный борщ со сметаной.

 

Архитектор и озеленитель

А. – Зайдите пожалуйста ко мне в кабинет.

О. – (заходит) Здравствуйте.

А. – Здравствуйте. Нам нужно решить, где у нас будет городской парк, и какие деревья мы посадим в парке.

О. – Я думаю, что парк должен находиться в центре города, чтобы все жители могли в нем гулять.

А. – Я с вами согласен. А какие деревья там будут расти?

О. – Есть хорошие саженцы кленов и лип. Еще можно посадить березы и ели.

А. – А клумбы в парке будут?

О. – Да, конечно. Их лучше разместить вокруг фонтана.

А. – Думаю, парк у нас получится очень красивый.

Прораб и строитель

П. – Привет! Как ты тут один – справляешься?

С. – Справляюсь!

П. – До завтра второй этаж закончишь?

С. – Постараюсь.

П. – Надо доделать, а то завтра кровельщики придут – крышу крыть. Может, тебе помощника прислать?

С. – Нет, не надо. Справлюсь сам.

П. – Хорошо.

Озеленитель и водитель

О. –Здравствуй.

В. – Здравствуй.

О. – Сегодня нужно съездить в теплицу за рассадой цветов.

В. – А когда надо ехать, сейчас?

О. – Нет, лучше ближе к вечеру. Если днем посадим, цветы под солнцем могут погибнуть.

В. – Хорошо, тогда сейчас я отвезу на стройплощадку трубы для фонтана, а потом приеду за тобой.

О. – Ладно. Как освободишься, позвони мне. Я буду в сквере.

В. – А много рассады нужно везти?

О. – Я думаю, ящика три возьмем.

В. – Хорошо, тогда у нас еще бочки с водой поместятся.

О. – До встречи.

В. – До вечера.

   Воспитатель советует каменщикам, как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привезти, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т.д.

   Когда город построен, прилетают коротышки на воздушном шаре. Город им очень нравится. Они интересуются всем, что построили дети, выбирают себе дома, в которых будут жить. Игра продолжается. По желанию детей возводятся новые дома, мосты и пр.

Роли

Ролевые действия

Архитектор

Раскладывает чертежи, выполняет чертеж здания, сооружает макет, работает за ноутбуком, звонит по телефону.

Строитель

Каменщик - кладет стены, маляр – красит стены домов, кровельщик – занимается крышей домов, плотник – делает окна и двери.

Водитель

Подвозит строительный материал на стройку, вывозит со стройки строительный мусор, подвозит рассаду цветов, саженцы деревьев и кустарник.

Крановщик

Управляет краном.

Прораб

Контролирует работу стро  Руководит работой строителей,   направляет воводителей на погрузку и  водителей на разгрузку, проверяет документы, звонит по                               звони   по телефону.

Озеленитель

Высаживает деревья и кустарник, сеет газонную траву, создает цветники, клумбы.

Повар

Готовит обед, накрывает на стол, убирает со стола, моет посуду.

Построение ролевого диалога

 

Озеле-нитель

Прораб

Повар

Води-тель

Строи-

тель

Кранов-щик

Архитек-тор 

Обсужда-ют план озелене-ния

Обсужда-ют, какой строитель-ный материал необходим для здания

 

Просит подвезти на стройку

 

 

Строитель

 

Сообщает о закон-чившемся материале, обсуждает выбор строитель-ных материа-лов, отчитыва-ется о работе, сдает готовое здание

Интересу-ется меню, заказыва-ет обед, благода-рит

Просит подвезти на ра-боту и с работы, в сто-ловую

Взаимо-действу-ют разные специаль-ности: камен-щики, маляры, плотни-ки и т.д.

Выгру-жает материа-лы, грузит строи-тельный мусор, указыва-ет, на какой этаж поднять плиту и пр.

Водитель

Подво-зит сажен-цы, цве-ты, по-могает с выгруз-кой

Предъявля-ет доку-менты, получает задание

Интересу-ется меню, заказыва-ет обед

 

Подво-зит строи-тельный матери-ал, везет строите-лей на работу и с работы, отвозит в столо-вую

Выгружа-ет материа-лы, грузит строитель-ный мусор

Крановщик

 

Получает задание, отчитыва-ется о выполнен-ной работе

Интересу-ется меню, заказыва-ет обед

 

 

 

Прораб

Распоря-жается о подвозе грунта, посылает рабочих в помощь

 

Интересу-ется меню, заказыва-ет обед

 

Проверя-ет доку-менты, дает задания

Контроли-рует работу, оказыва-ет по-мощь, дает советы

Контро-лирует работу

 

 

 

Озелени-тель

 

Просит выделить помощни-ков для работы

 

Просит привез-ти грунт, сажен-цы, трубы для фонтана

Просит сделать штакет-ники, скамей-ки, бесед-ки

 

Повар

Просит разбить клумбу перед столо-вой, кормит обедом, интересу-ется, что пригото-вить на завтра

Кормит обедом, интересу-ется, что пригото-вить на завтра, узнает, как продвига-ется работа

 

Кормит обедом, интересу-ется, что пригото-вить на завтра

Кормит обедом, интересу-ется, что пригото-вить на завтра, просит починить мебель (плотни-ка), кран (слесаря)

Кормит обедом, интересу-ется, что пригото-вить на завтра

Приложение

Стихотворения о строительных профессиях

          Архитектор                                                         Крановщик

Архитектор строит дом.                                  Парень низенького роста

Дом многоэтажный.                                         И не очень-то силен,

Строит дом карандашом                                 А смотри – легко и просто

На листке бумажном.                                      Управляет краном он.

Нужно все нарисовать,                                    Если путь закрыт, он сразу

Вычислить, проверить,                                    Может кран остановить,

Все квартиры сосчитать,                                 Крановщик всегда обязан

Лестницы и двери.                                           На работе зорким быть.

Чтоб стоял он много лет,                                Под руками три штурвала,

Чтобы был в квартире свет,                            По порядку вертит их

Ванны, умывальники                                       Не боится этот малый

Для больших и маленьких.                              Блоков самых тяжелых.

                 Кровельщик                                                  Водитель

Чтобы в доме было сухо и тепло,                    Умело он ведет машину –

Чтобы снег зимою в дом не занесло,               Ведь за рулем не первый    

                                                                             год!                                                               

Чтоб не мокли люди в доме под дождем,       Слегка шуршат тугие шины,

Кровельщик железом покрывает дом.            Он груз по городу везет.

              Маляр                                                                 Плотник

Красить комнату пора,                                      Летят опилки белые,

Пригласили маляра.                                           Летят из-под пилы.

Но не с кистью и ведром                                   Это плотник делает

Наш маляр приходит в дом.                              Рамы и полы.

Вместо кисти он принес                                    Топором, рубанком

Металлический насос.                                       Выстругивает планки.

Брызжет краска по стене,                                  Сделал подоконники

Солнце светится в окне.                                    Без сучка-задоринки.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине.

Новый дом почти готов,

Примет к празднику жильцов.

Вот, кто строит этот дом –

Дом, в котором мы живем.

 

Стихотворения об инструментах

               Топор                                                                 Кисть

Не простое это дело –                                         И белить, и красить можно,

Топором махать умело.                                      Ею можно рисовать,

Топором рублю я ловко,                                     Только надо осторожно,

Здесь нужна своя сноровка.                               Чтоб себя не замарать.

               Молоток                                                            Отвертка

Молоток в хозяйстве нужен,                              Я с отверткою в руке.

Он с гвоздями очень дружен.                             Сам себе я нравлюсь.

Я гвоздочки забиваю,                                          Наяву, а не во сне

Сына с дочкой забавляю.                                    С любой задачей      

                                                                               справлюсь.  

                Пила

По хозяйству мне пила

Очень сильно помогла.

Я дощечки распилил

И скворечник смастерил.

Загадки о строительных профессиях

Из кирпича мы строим дом,                         На работе день-деньской

Чтоб смеялось солнце в нем.                       Он командует рукой.

Чтобы выше, чтобы шире                            Поднимает та рука

Были комнаты в квартире.                           Сто пудов под облака.

               (каменщики)                                                    (крановщик)

 

Не художник он, но краской                        Знает каждый в доме житель -

Пахнет неизменно.                                        Этот дом возвел…

По картинам он не мастер –                                          (строитель)

Мастер он по стенам!

               (маляр)

 

Есть у нас сады и парки,

Скверы и газоны с травкой.

Клумбы в городе цветут.

Кто же потрудился тут?

              (озеленитель)

Загадки об инструментах

Бьют Ермилку по затылку,                       Сам худ – голова с пуд.

Он не плачет, только носик прячет.         На работу вышел – каждый      

               (гвоздь)                                         услышал.                       (молоток)

 

Весь я сделан из железа,                           По деревянной речке

У меня ни ног, ни рук.                              Плывет кораблик новый,

Я по шляпку в доску влезу,                      Свивается в колечки

А по мне все стук да стук.                        Дымок его сосновый.

                 (гвоздь)                                                              (рубанок)

 

Сам деревянный,                                       Две ручки,

А голова железная.                                    Во все брюхо зубки.

                 (молоток)                                                           (пила)

 

Вострушка-вертушка                                Древесину ест едок,

Уперлась в винт ногой,                             Сто зубов в один рядок.

Потерял болтун покой                                                   (пила)

                  (отвертка)

Пословицы и поговорки о труде

Всякая работа мастера хвалит.

Торопливый дважды одно дело делает.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Кончил дело – гуляй смело.

За всякое дело берись умело.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Каков мастер, такова и работа.

Семь дел в одни руки не берут.

Дело мастера боится.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Мало хотеть, надо уметь.