Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Сценарий праздника по предмету «Русская народная культура» Святочное представление «Коляда пришла»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Методическая разработка

Сценарий праздника

по предмету «Русская народная культура»

Святочное представление «Коляда пришла»

Тюрина Наталья Александровна

Педагог дополнительного образования,  I категория

 

г.о.Лосино-Петровский

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка….…………………………………………......3
  2. Техническое обеспечение и оснащение…………………………......4
  3. Основная часть. Содержание праздника «Коляда пришла»……..5
  4. Заключение…………………………………………………………......13  
  5. Список литературы………………………………………………........14

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и др.). Каждый народ приносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Фольклористика обретает общественно-политическое звучание. Воспитание гражданина и патриота своей Родины – задача особо актуальная в наше непростое время.  Но ее решение невозможно без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Цель:  знакомство  детей  со  святочными  традициями  русского  народа,  формирование  ценностного  отношения  к  наследию  предков.

Целевая аудитория – дети 5-8 лет.

Задачи: 

  • приобщить  детей  и  родителей  к  совместному  изучению  русских  традиций;
  • развить  интерес  к  национальным  традициям;
  • дать  знания  по  истории  своей  страны;
  • воспитывать  на  образцах  отечественного  фольклорного  искусства;
  • открыть  новые  возможности  системного  использования  потенциала  народной  традиционной  культуры  в  учебно-воспитательном  процессе;
  • активизировать  личностные  качества  детей.

 

Ожидаемые результаты

Дети будут

  • знать: особенности православных зимних праздников, традиций и обычаев, историю фольклора: народной музыки, танцев, пения, устного народного творчества и народных игр
  • уметь: играть на русских народных инструментах (жалейки, дудочки, свистульки, ложки, бубны, трещотки, коробочки), исполнять элементы народного танца и хоровода

Личностные результаты: уважение к творчеству окружающих, способность работать в группе, потребность в познавательной и творческой деятельности, чувство уважения и любви к своим национальным истокам, к своей земле и своему народу. Творческая самореализация детей.

Механизм оценки результативности:  проведение после мероприятия занятия-обобщения.

Данный материал может быть использован педагогами образовательных учреждений при подготовке занятий по освоению отдельных компонентов народной культуры. Дети, родители и все, кого привлекает данная тема, могут творчески использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ:

  • магнитофон, диски;
  • в зоне выступления стол с самоваром и угощеньем, лавки. Рождественская елка. Музыкальные инструменты (жалейки, дудочки, свистульки, ложки, бубны, трещотки, коробочки и др.). В зале предметы национального быта и изделия народного творчества. Выставка детских тематических рисунков.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРАЗДНИКА

Звучит русская народная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на лавочки.

Ведущий.

Здравствуйте, ребята, маленькие и большие!

Здравствуйте, гости! Всех на праздник просим!

Наступил самый светлый, важный и веселый праздник на Руси – Святки. Зимние Святки всегда были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. Святки – от слова «святой». Длится праздник сей аж две недели. Первую неделю от Рождества Христова до 14 января называли «Святыми вечерами». А от Новолетия до Крещения  - «Страшными вечерами».

Святые вечера – это дни празднования Рождества Христова. В это время загоралась на небе очень яркая звезда, которую назвали Вифлеемской. Она указала людям место, где родился Богочеловек, Иисус Христос. Это был город Вифлеем. Люди пришли к младенцу Христу с дарами и подарками и прославляли Его.

Звучат Рождественские песнопения. Зажигаются благовония. Двое детей инсценируют стихотворение

«Легенда о рождении Христа».

Ведущий.

Каждая семья в своем доме отмечала светлый радостный праздник Рождества со своими родными и близкими. Зажигались свечи, рядом стояла нарядная елка.

Несите, дети, скатерть праздничную, будем стол накрывать. Нет, нет, скатертью стол не накрывают на Рождество. Постелить соломки, да зернышки набросать крестом надобно, чтобы урожайным да богатым был год.

А вот теперь и накроем стол скатертью браной, красивой, праздничной. На рождественском столе должно быть обязательно 12 блюд по числу месяцев в году. Чтобы каждый месяц был изобильным. Первую ложку рождественской еды выбрасывали за дверь. И говорили:

«Мороз, мороз, приходи на рождество,

Не губи весной жито, пшеницу, всякую пашницу».

Вторую ложку должен съесть самый старший в семье или глава семьи.

На Рождество существовал обычай: взрослые и дети собирались группами, ходили по домам, поздравляли хозяев с Рождеством специальными песенками: щедровками, посевальными.

Поют дети:

Малые ребята

Стояли в ограде.

Христа выжидали.

Христос народился,

Во граду явился.

Сеял, сеял, посевал,

С Новым годом поздравлял!

Дети идут по кругу, имитируют рукой движения сеятеля, поют:

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок.

Дитям на орехи,

Родителям на потехи.

С Новым годом!

С Новым счастьем!

2-3 детей по очереди выкрикивают стишок:

Щедрик-петрик!

Дай вареник,

Ложечку кашки,

А наверх – колбаски,

Чтоб не было мало,

Дай кусочек сала!

Звучит русская народная мелодия «Ой, вставала я ранешенько»

Ведущий.

Святки имеют дохристианское происхождение. Изначально эти дни были посвящены встрече и началу солнечного года, возрождению Солнца. Вместе с этим праздновали начало нового цикла земледельческих работ, а также почитали предков. По версии историка Карамзина, Коляда – древний языческий бог пиршества и мира. И под Москвою был обычай называть Сочельник (в ночь с 6 на 7 января) Колядою и в ночь на Рождество возить в санях по русским деревням одетую в рубашку поверх теплой одежды девушку, которую выдавали за Коляду.

Труженикам-земледельцам хотелось верить, что добрая Коляда обещает снежную зиму, теплую весну, обильный урожай. А чтобы все это сбылось, Коляде следовало немного помочь – исполнить в ее честь специальные песенки, которые так и назывались – колядки. С самого утра ряженые детишки бегали по дворам, пели хозяевам детские колядки. И нам пришло время колядовать.

В исполнении группы детей звучат колядки.

Первая колядка.

                                  Приходила Коляда накануне Рождества, -

                                  Кто подарит пирога, тому полон хлев скота.

                                  У доброго мужика родись рожь хороша,

                                  У скупого мужика родись рожь плоха:

                                  Колоском пуста, соломкой густа.

                                  Кто не даст пирога – тому куричья нога!

Говорком:

                                  Пест да лопата,

                                   Корова горбата.

Вторая колядка:

                                   Коляда-маляда, уроди пирога,

                                   Уроди пшеничку на всякую птичку.

                                   Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

                                    По копеечке давайте колядовщикам-ребятам.

Третья колядка.

                                    Постой, мужик, не беги

                                     Подай наши пироги.

                                     Не режь, не ломай

                                     Лучше весь подавай.

                                     Коляда-коляда, не жаднись никогда,

                                     Хлеба дай ломтину и денег полтину

                                     Или курочку с хохлом, петушка с гребешком.

Родители.

Не зря мы ждали колядовщиков, готовились. До ночи пироги пекли да пряники. Пряники – не простые, именные, которые называются «козульки». Видите, ребята, они напоминают фигурки коней, коров, овечек. Люди надеются, что козульки прибавят приплод у скота. Угощайтесь!

          Звучит русская народная музыка.

Ведущий.

Угощайтесь, дети, а я вам расскажу веселую историю,

Старину стародавнюю,

Стародавнюю да небывалую.

Утром лег, да поужинал,

Ночью встал, да позавтракал.

То вам не чудо, не диковинка,

Я видел чудо чуднее того:

Среди моря лягушка самовар раздувает,

Щука и карась чай распивают.

То вам не чудо, не диковинка,

Уж я видел чудо чуднее того:

Курица под лавкой объягнилася,

Корова с горы на лыжах покатилася.

Это вам не чудо, не диковинка,

Еще вот вам чудо чуднее того:

Козел по чистому полю летает,

Мякину из соломы выедает.

И тому чуду не дивуйтеся,

Я видел чудо чуднее того:

Жареный гусь на гуслях играет,

Вареный петух ему подпевает.

После шумного веселого обхода домов молодежь собиралась на посиделки и устраивала веселый пир. А какое же веселье без музыки?

Ребенок.

                           Бубны, трещотки, ложки!

                           Кто хочет поиграть немножко?

                           Становитесь в ряд.

                           Все сыграем в лад.

Участники оркестра играют на русских народных инструментах русскую народную мелодию «Ах вы, сени»

Ведущий.

Дети, а загадки вы умеете отгадывать?

1.                  Как на праздник-коляду

                      Угощенье я пеку.

                      Пироги да плюшки,

                      Сладкие …          (ватрушки).

2.                   На светлый праздник вы пришли,

                       Ваши песни сладки,

                       Я гостей всех угощу

                       За их прекрасные …        (колядки).

 

3.                    Как собака благодушна,

                       Баловница, егоза…

                       За хозяйкой ходит следом,

                       Что за зверь это?        (Коза).

Есть такое древнее поверье, что коза – символ жизненной силы земли. Эту силу коза приносит хозяину избы и его пашне, чтобы лучше вырос хлеб.

Под веселую русскую народную музыку в зал входит Коза (девочка в костюме или шапочке-маске).

Коза.

Где коза ходит-

Там жито родит.

Где коза хвостом –

Там жито кустом.

Где коза ногою –

Там жито копною.

Где коза рогами –

Там жито стогами.

Одарите козу-благодетельницу, кормилицу, поилицу. Дайте, добрая хозяюшка, шмат сала, решето пшеницы, да на копыта рукавицы.

 Козе не подают, она падает перед детьми.

Дети.

Ой, коза пала.

Ведущий.

Померла родимая,

Померла красавица.

Все бегают вокруг козы.

Ведущий.

                              Эй, ты, Мехонос, дуй козе под хвост.

                              Ой, ты, Гаврила, дуй козе в рыло.

Дети выполняют действия. Коза лежит.

 

Ведущий.

                                 Дайте же ей сала,

                                 Чтоб коза встала.

Дети поют.              

                                   Тут коза встала

                                    И жива стала.

Коза встает, кланяется и приглашает всех сыграть в хороводную игру «Пошла коза по лесу». Коза ходит по кругу и выбирает себе принцессу.

                                     Пошла коза по лесу,

                                     Нашла себе принцессу.

                                     Давай, коза, попрыгаем

                                     И ножками подрыгаем.

                                     И ручками похлопаем

                                      И ножками потопаем.

                                      Головкой покачаем

                                      И снова начинаем.

Участники хоровода выполняют движения в соответствии с текстом

Ведущий.

После Святой недели наступают Страшные вечера. По народному поверью вся нечистая сила выходит гулять по белу свету, чтобы вредить людям. Вот люди и рядились в нечистую силу и обязательно надевали звериные маски: медведя, коня, свиньи, журавля. А поверх костюмов вешали обилье колокольчиков. Музыкой ряженых был невообразимый шум: звон, лязг, грохот, треск, стук, скрежет. И для создания такой музыки ряженые использовали печные заслонки, железные ведра, ложки, палки, сковородки и т.п. Порезвятся духи вволю, а потом их выгоняют подальше.

На Крещение – время гаданий. Так давайте и мы от этой традиции не будем отходить. Что нас ждет в этом году?

Звучит русская народная музыка. В зал вносится веревочка, на ней подвешены в красивых мешочках, звездочках или других предметах предсказания-пожелания для детей. Дети разбирают сюрпризы.

 

Ведущий.

Вот и закончились Святки от Рождества Христова до Крещения. Веселый праздник Коляды. Поют дети песни – помогают земле-кормилице, обещают обильный хлеб на крестьянских полях. Будем и мы надеяться, что доброта людей и славной Коляды принесут в новом году сытость, счастье и веселье.

Колядовщики и Коза возвращаются в зал на передний план.

Все хором исполняют заключительную колядку.

                               Коляда-Коляда, золотая борода,

                               Золотой усок – по рублю волосок,

                               Вдоль по улице бежит, хлеба каравай тащит!

Родители.

                               За столы всех приглашаем,

                                Русским чаем угощаем!

                                К чаю пироги вам сладки,

                                Чтобы помнили колядки!

Звучит русская народная мелодия «Воробьиха-барыня». Все усаживаются за столы и угощаются.    

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Праздники для детей  - особая, яркая,  живая сторона народной культуры. Они несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу. На празднике дети естественно и непринужденно получают положительные эмоции, интерес, духовное развитие. Здесь раскрываются творческие возможности детей и есть условия добиваться полной гармонии с природой.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аникин В.П. Детский фольклор. – Л., 1983.

2.     Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия / Сост. Б.Н. Морохин. – Изд. 2-е. – М., 1986.

3.     Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – М., 1996.

4.     Науменко Г.М. Фольклорный праздник. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. «ЛИНКА-ПРЕСС», М., 2000.

5.     Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1999.

6.     Поэзия крестьянских праздников / Вступ. статья, сост., подгот. текста и примеч. И.И. Земцовского. – Л. – 1970. (Библиотека поэта. Большая серия)

7.     Фольклор в школе. Сост. Л. Куприянова, 1991.

8.     Фольклор Московской области. Вып. 1: Календарный и детский фольклор./ Сост. В. Сорокин. – М., 1979.

9.     Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. – Л., 1974.