тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

24.05.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый творчеству А.С. Пушкина «Пока в России Пушкин длится, метелям не...
21.05.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»​
10.05.2018 г.
Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
07.05.2018 г.
Всероссийский фестиваль, посвящённый Дню Победы «И мы в рядах Бессмертного полка...»
28.04.2018 г.
IV Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
19.04.2018 г.
III Всероссийский конкурс программ и методических материалов в сфере организации отдыха и...
19.04.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы (Из цикла викторин «...

СЦЕНАРИЙ «Праздник русского чая в классе «Особый ребенок»» Возраст 12-15 лет

МОБУ «Специальная (коррекицонная) школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2»

г. Соликамск, Пермского края

Исполнитель: учитель начальных классов,

классный руководитель 6 (вариант 2) класса Н.В. Белина 

Праздник русского чая в классе «Особый  ребенок» 25 января 2018г.

Пояснительная  записка.

Когда в наше  время с  экрана  телевизоров, из интернета  и  средств массовой информации выливается поток негатива и агрессии, прививать русские культурные традиции в школе становится актуальным. Чтобы сохранить ясность ума и остатки духовной нравственности, необходимо отвлечь наших детей от навязывания чужих ценностей и, чуждых нам идеологий и приоритетов.

Обучающиеся коррекционной школы имеют стойкое, выраженное недоразвитие познавательной сферы. Глубокое нарушение интеллектуального развития сочетается с грубыми нарушениями работоспособности, нейродинамическими расстройствами.

Дети с выраженной умственной отсталостью способны к внешнему контакту, подражательны, эмоционально отзывчивы. Они восприимчивы к музыке, интонационной выразительности речи. Эмоциональная сфера  таких  детей  более сохранна, чем двигательная, интеллектуальная и речевая.

Дети с тяжелыми нарушениями долгое время считались «необучаемыми». К сожалению, данное мнение в нашем обществе бытует и по сей день. Но обучение в широком значении данного слова означает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Исходя из этого, можно полагать, что совершенно не обучаемых детей не существует, так как каждый ребенок может усвоить какой-то определенный опыт.

Во  все  времена  пили  чай  на  Руси. Всем  известны  традиционные самоварные  посиделки за  чаем  с баранками и калачами, с пряниками и пирогами. Для  социальной  адаптации  и  коррекции всех психологических процессов у обучающихся с ОВЗ  было решено  провести в  классах «Особый  ребенок»  Праздник  русского  чая.  Для  этой  цели  были  объединены  дети и родители  6 и 8 классов «Особый  ребенок».

Заранее был проведен конкурс рисунков  на тему: Чайный сервиз». Лучшие  детские  работы  украсили  выставку «Чайные чудеса». Все ребята, участвовавшие  в  празднике,   были переодеты в народные  костюмы. В классе были накрыты столы. На столах стояли  тарелки с баранками, сушками, пряниками, пирогами и блинами. Была подобрана  русская  народная  музыка. На главном столе красовался самовар!

Цель:

Познакомить детей с историей чая, с чайными традициями на Руси.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «чай»,  рассказать об истории чая.

2. Познакомить с чайными  традициями на Руси.

3. Формировать основы духовно – нравственного воспитания.

4. Сплачивать родительский и  детский коллективы.

Ожидаемые результаты:

Достижение  обучающимися  коррекционной школы  уровня социальной компетентности, необходимой  им для успешной самостоятельной жизни в обществе.

Материально – техническое  оснащение:

Ноутбук с акустикой, электронные носители с народной музыкой, чайная  посуда, чай разных видов, к чаю: баранки, сушки, печенье, пряники, пироги, блины. К конкурсам: цветные буквы 2 набора для слова «ЧАЙНИК», валенок, канат, сушки , 4 тарелки, 4 табурета. Народные  костюмы для детей, костюм Василисы, Петрушки и сарафан с платком для Ведущей.         

ХОД:

Ведущая  в  народном  костюме:

Добрый день вам, гости дорогие,

Собрались со всех сторон все наши родные!

Всех друзей мы приглашаем с нами петь, играть, плясать!

И о русском  чае все, все, все  узнать!

Праздник  русского  чая  объявляю  открытым!

А помогут мне сегодня наши сказочные  герои  Петрушка и Василиса.

Входят  Петрушка  и  Василиса (родители)

Петрушка:

Дорогие гости!

Милости просим в нашу светлицу.

Не нужно платы, и робеть не надо.

Всем, чем богаты, тем вам и рады!

Василиса:

Не стесняйтесь, проходите

В нашу горницу, друзья,

И улыбки  захватите,

Ведь без них никак нельзя.

Петрушка:

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Василиса:

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

Петрушка:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Василиса:

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущая:

Здравствуйте, Петрушка и Василиса, присоединяйтесь к нашим гостям!

(Петрушка и Василиса присаживаются к детям).

Ведущая:

Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям? Как о чем? О чае!

Мы гостей встречаем…чаем, чаем, чаем.

- Первым делом угощаем… …( чаем, чаем, чаем)

- Приглашаем к самовару с …(чаем,чаем,чаем)

- Кушайте, чтоб вкусно было с……( чаем, чаем, чаем)                                                                                                                            

На эту встречу нас собрал чай. Итак, чай. Что мы знаем о чае?

Чай-полезный напиток, пришедший к нам из далеких времён. Он утоляет жажду, придает бодрость,

Поднимает настроение. Для многих народов он необходим, как хлеб. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая.

Если вас приглашают на чай, это не значит, что надо прибежать выпить чашечку чая и убежать. Если вас приглашают на чай - это  значит, вас приглашают в гости, вас приглашают к общению. Даже есть такие  пословицы: «Хоть не богат, а гостям рад», «Гость в дом - радость в дом». По древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его.

И первый наш конкурс: «Принеси  команде  сушку».

Необходимо разделиться на команды «Родители» и «Дети». На тарелочках лежат сушки, брать для команды нужно только по одной сушке, участвуют поочередно все члены команды. Пока первый  участник команды не вернется, второй не бежит. Итак, готовы? Раз, два, три – беги!

Что же это за волшебный напиток такой?  Что же это за напиток такой – чай? Почему он пользуется таким большим успехом? Прежде всего, у чая мягкий, неповторимый аромат и ни с чем несравнимый вкус. Ещё чай – это богатейшая аптека: в свежих листьях чая в 4 раза больше витамина С, чем в лимоне. Чай устраняет усталость, и вы лучше работаете, лучше думаете. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почётных мест.                                       

Ребята, как вы думаете, в какой стране в самой первой появился чай? Какая страна является Родиной чая? Оказывается Китай. Существует такая легенда. Китайскому императору (царю) кипятили воду, и в воду упало несколько  листочков с чайного куста, напиток сразу потемнел и от него исходил приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.    

Культура чая-древнейшая, ей пять тысяч лет.

Китайское слово ча означает листочек. Чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах.

В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чиновники собирали с населения особые поборы - «чаевые».

Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.  

И мы подошли ко второму конкурсу «Выложи из букв слово «ЧАЙНИК».

Я вам даю два набора бук, вот столы, выходите двое  ребят. На скорость, кто быстрее необходимо выложить слово «ЧАЙНИК», в наборе есть лишние буквы, будьте внимательны. Раз, два, три- клади! Кто-то еще хочет поучаствовать? (играем 2-3 раза)

Ведущая:

Русское чаепитие отличается от китайского.

Оно связано с шумом кипящего самовара.

В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии.

Сначала чаем пользовались как лекарством, затем как напитком, снимающим усталость и благотворно влияющим на весь организм человека. Кстати, 15 декабря по всему миру отмечают  Всемирный день чая!

И хотя сейчас во многих семьях самовар потеснил чайник на праздничном столе, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.    В России же чай  пили только знатные и богатые люди, для бедных чай  был недоступен, многие даже не знали, как его пить. И появились такие шуточные стихи.                                                

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.                   

А я отроду не знаю, как же этот чай варить.                                          

Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок   

И приправил  луку, перцу, да петрушки корешок.                                      

Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,   

Остудил его немножко, на господский стол подал.                            

Гости с барином плевались, сам он очень озверел                                           

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.                                 

Я долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом-то догадался, что забыл я… посолить.                               

Ведущая:

Вот такое забавное стихотворение. Я уверена, что с вами такое не случится.   

Гостей, всех близких угощаем мы ароматным нашим чаем.                         

От всех невзгод  он исцеляет, да и усталость прогоняет.               

Силы свежие дарит, всем за стол присесть велит!

А теперь с Василисой и Петрушкой спеем вам

Чайные частушки.

Ведущая:

 Вкусный и горячий чай

 Разгонит скуку и печаль!                 

С Чаем русский человек

Богатырь из века в век!

Василиса:

Ой, чаек-чаек, пейте  чай - чаечек,

Чтобы лучше проходил

Каждый день-денечек!

Петрушка:

На столе лежат баранки,

Самовар уже кипит.

Черный чай в сухой жестянке,

Словно гвоздики звенит!

Ведущая:

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

Василиса:

В пляске не жалей ботинки,

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чае есть чаинки,

Значит, письма пишут вам.

Петрушка:

Просим всех не расходиться,

Вкусным чаем насладиться.

К чаю ароматному

Угощенье знатное!                                

Василиса:

Пейте чай, конфет берите,

Чаще в гости заходите!

В нём здоровье,  в нем добро

И чудесное тепло!

Ведущая:

Подошли к концу вопросы,

А праздник не кончается.

Гости ждут все угощенья,

Праздник продолжается.

Ведущая: А теперь всех приглашаю за стол! Все пьют чай.

Ребята, а теперь предлагаю вам поиграть в русскую  народную  игру «Кто дальше  бросит валенок». (Играем в игру)

Ведущая:

А теперь, предлагаю всем  потанцевать под нашу  русскую  народную  песню! (звучит музыка) Танцуют все!

Петрушка:

- Посидеть за самоваром рады все наверняка.   

- Ярким, солнечным пожаром у него горят бока.

- Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.

- К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Василиса:

 Пряники русские, сладкие, мятные.

 К чаю ароматному - угощенье знатное!

 Пряники печатные до того нарядные,

 Вам вопросы зададим, сладостями угостим.

А теперь, «Конкурс загадок».

1) Был листок зелёным – чёрным стал томлёным (чай).

2) Был как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал (сахар).

3) Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит (самовар).

4) Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).

5) Кольцо не простое и не золотое, блестящее, хрустящее, всем на загляденье, ну и объеденье! (сушки, бублики, баранки).

Ведущая:

Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние.

Торопись, честной народ! Тебя развлеченье ждет.

Дорогих гостей  ждет множество затей:

В игры можно поиграть, силу, ловкость показать,

От души повеселиться, вкусного чайку напиться!

Ведущая:

В старину русские  люди на праздниках и застольях любили  помериться  силушкой  своей  богатырской! И я вам предлагаю  помериться  силой – Перетягивание  каната! 

Ведущая:

А теперь, конкурс для родителей «Собери пословицу. Найди пару».

Конкурс  разрезанных  пословиц  для  родителей.

1. Цыплята и курица пьют чай на улице.

2. Чай пить приятно жить.

3. Чай пить не дрова рубить

4. Выпей чайку забудешь тоску.

5. Чай не пьешь откуда силу возьмешь.

6. Пей чай, не вдавайся в печаль.

7. Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!

8. Чай у нас китайский, а сахарок хозяйский.

9. Чай пить-не дрова рубить.

Петрушка:

Не уснём на  чайных посиделках,

Эй, ребята и родители, не скучай!

 Начинаем мы, для самых умных,  викторину под названием «Русский чай».

Викторина «Русский  чай».  Проводит Василиса.

1) Что означает слово «чай»?                                                         

 а) утоляющий жажду;

 б) белые реснички;

 в) молоденький листочек;(+)

 2) Где зародился обычай чаепития?

 а) в Грузии;

 б) в Японии;

 в) в Китае (+); 

 3) Вопрос родителям: Какую обувь в России надевали на самовар

 а) сапог (+);

 б) калошу;

 в) валенок;                                                       

 4) В каком городе была построена первая фабрика по производству самоваров?

 а) В Вологде;

 б) в Туле (+);                                

 в) в Москве;

 5) Ну-ка, детишки, вам вопрос: В каком из этих  произведений чайник шепнул утюгу: « Я дальше идти не могу»?

 а) « Мойдодыр»

 б) «Винни-Пух и все-все-все»

 в) «Федорино горе»(+)                                                                

 6) Кто является автором стихотворения «Иван Иваныч Самовар»?

 а) Агния Барто;

 б) Корней Чуковский;

 в) Даниил Хармс (+)

 7) И последний вопрос: Про какой чай говорили: «Такой чай, что Москву насквозь видно»?

 а) про жидкий чай (+)

 б) про чай с сахаром;

 в) про чай с вареньем.

Ведущая:

Мне очень хочется, чтобы всё, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого.

Ну, а напоследок я полезный дать хочу совет:

Если  хворь  с кем приключится, чаем можете лечиться,

Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает.

И сонливость переборет, и с усталостью поспорит,       

Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг.    

Наш  праздник  подошел к концу! Всего вам доброго!

Конец.