Сценарий открытого урока музыки Сказка будет впереди
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Шегарская средняя общеобразовательная школа №1"
Сценарий открытого урока музыки
Сказка будет впереди
Каличкина Татьяна Евгеньевна
учитель музыки
Пояснительная записка
Тема урока: «Сказка будет впереди».
Цель урока:
Образовательная: Знакомство с музыкальной сказкой.
Воспитательная: воспитывать толерантное отношение друг к другу, интерес к предмету;
Развивающая: способствовать развитию мышления, восприятия, памяти, внимания.
Задачи урока:
Регулятивные:- понимать поставленную учебную задачу и находить средства ее осуществления
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями
Познавательные:
классификация объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательств
Коммуникативные: уметь задавать вопросы; отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
Работая в группе уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные:- раскрытие индивидуального творческого потенциала в процессе коллективной работы
-проявлять чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости
-уметь оценивать собственный вклад в работу группы
Краткое описание. Урок проводится во 2 классе, III четверти. Раздел «В музыкальном театре». Урок посвящен получению новых знаний о музыкальном театре, знакомство с музыкальной сказкой, музыкальными инструментами.
Тип урока: открытие новых знаний.
Целевая аудитория: обучающиеся 2 класса.
Планируемый результат: Знать музыкальные инструменты: гусли, ложки, металлофон, барабан, маракас, тарелки.
Основные понятия: Музыкальная сказка, гусли, ложки, металлофон, барабан, маракас, тарелки.
Межпредметные связи: Музыка, технология, окружающий мир, литературное чтение.
Ресурсы:
- презентация;
- раздаточный материал (памятка по работе в группе, алгоритм работы в группах);
- ватман, распечатанные рисунки;
- клей, ножницы;
- ноутбук
- музыкальные инструменты
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Используемые источники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/urok-muziki-vo-klasse-po-teme-skazka-budet-vperedi-549499.html;
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645554/
Ход урока.
1 этап. Выделение проблемы урока и формулирование творческого задания для учеников. Создание проблемной ситуации.
1 слайд.Просмотр фрагмента из сказки «Олень золотые рога». (начало сказки - Сказительница).
Учитель -Итак, ваши варианты, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети - О сказках.2 слайд
Учитель - Правильно, о сказках.Тема нашего сегодняшнего урока «Сказка будет впереди». А какие сказкибывают?
Дети -Народные, авторские,волшебные, сказки о животных.
Учитель -Ребята, но ведь мы на уроке музыки, значит, о каких сказках мы будем говорить?
Дети –Музыкальных.
Учитель - Правильно. А чем музыкальная сказка отличается от обычной?
Дети – В музыкальных сказках поют и играет музыка.
Учитель – Правильно,а какие музыкальные сказки вы знаете?
Дети – «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят»…
Учитель – А как вы думаете, мы с вами на уроке музыки сможем поставить музыкальную сказку?
Дети – Да!
Учитель –А что нам для этого нужно, давайте подумаем!
Учитель крепит на доску карточки с надписями плана работы.
- Нарисовать афишу
- Оформить декорации
- Придумать костюмы
- Разучить роли
- Создать музыкальный оркестр
Учитель -Молодцы! Посмотрите на доску, наш план работы готов!
Мы с вами сегодня попробуем сами поставить музыкальную сказку. А какая это же будет сказка и какие герои придут к нам? 3 слайдВнимание на экран (на экране картинки героев сказки «Теремок»), так как называется наша сказка?
Дети – Теремок!
Учитель - Правильно, ребята, «Теремок». И, сейчас давайте вспомним нашу сказку.
Дети прослушивают сказку.
Ребят, вот мы встретили героев, а что нам нужно, что бы сказка была музыкальной?
Дети - Музыка, инструменты.
Учитель -Молодцы! А у героев сказки будут одинаковые инструменты?
Дети -У каждого героя будет свой музыкальный инструмент.
Учитель -Почему?
Дети - У каждого героя разный характер.
Учитель -Итак, вашему вниманию представлены герои сказки, на экране,а у меня на столе инструменты. Я сейчас буду играть на каждом из этих инструментов, а вы должны определить, какого героя этот инструмент будет озвучивать.
Дети выбирают инструменты для героев сказки. На доске учитель крепит карточки с названием инструментов и героев сказки, в соответствии как распределили ребята.
Учитель -Молодцы, мы определили героев и музыкальные инструменты, но, прежде чем будем готовиться к постановке, давайте подумаем, люди каких профессий принимают участие в создании любого спектакля вообще, посмотрите на доску и выберите правильный ответ. (на доске варианты ответов людей с разными профессиями). (Ответы детей)
- Артисты
- Режиссер – человек, который руководит постановкой спектакля.
- Художники-декораторы - на сцене обязательно должны быть декорации.
- Костюмеры.
- Раз это музыкальный спектакль, то должен быть – оркестр
- Для того, чтобы о спектакле узнали будущие зрители, должны быть афиши, а значит и художники, создающие рекламу.
Учитель -Все эти люди работают на общий результат, каждый из них вносит свой вклад для достижения общей цели - создания замечательного спектакля. Как вы думаете, чтобы их результат был успешным, как они должны работать?
Дети - Дружно, слаженно, прислушиваясь к мнению друг друга.
Учитель -Конечно, вы абсолютно правы. вот и мы с вами сегодня, работая над созданием спектакля, обязательно будем помнить, что успех общего дела зависит от работы каждого, и что для достижения лучшего результаты нужно обязательно прислушиваться к мнению другого, работать в команде, быть доброжелательными, не ссориться и не обижать друг друга.
2 этап. Организация выполнения учениками творческого задания.
А сейчас мы с вами разделимся на группы. Я предлагаю каждому из вас, взять себе с волшебного дерева тот фрукт, который больше нравится.(перед доской стоит заранее приготовленное дерево, на котором разные фрукты по количеству детей)И рассаживаемся по группам:(учитель ставит таблички с названиями групп на парты)
- Художники-декораторы4 (абрикосы)
- Костюмеры5 (сливы)
- Оркестр6 человек (груши)
- Артисты6 человек (яблочки)
Учитель -Ребята, а вы когда-нибудь занимались этим?
Дети – Нет!
Учитель -Возьмите выбранные вами фрукты и поставьте на них оценку, которую вы ожидаете в конце работы.
Работать мы будем в группах, одновременно, каждая группа на своем месте. Работаем 7 минут. Асейчас я скажу, чем конкретно будет заниматься каждая группа и раздам задание. А так как вы еще неопытные работники, я приготовила вам подсказки.(учитель раздаёт заранее приготовленные подсказки).
Чтобы работа шла быстрее и слаженнее, советую вам сначала всем вместе определить, что будете делать, потом распределить работу между собой. Например, одни вырезают, другие наклеивают и т.д.
3. Этап. Демонстрация обобщенного продукта учащихся класса.
Задания группам:(карточки с алгоритмом)
Художники-готовят теремок и афишу нашего спектакля.
Теремок:
- Раскрасьте ставни и приклейте к теремку.
- Приклейте окошко на крышу теремка.
- Приклейте травку на низ теремка.
Афиша:
Приклейте слова на ватман:
- Внимание! Внимание!
- 27 февраля
- Состоится
- Музыкальная сказка
- «Теремок»
Приклейте картинки с героями сказки и теремок на ватман.
Материалы: ватман, ножницы, скотч для крепления, картинки с героями сказки.
Костюмеры: делают маски для героев.
Материалы: трафарет. Ножницы, клей.
Достаньте из конверта маску, подберите к маске трафарет и наклейте на трафарет маску.
Артисты: репетируют свои слова.
- Распределите роли в группе
- Определите последовательность выступления героев.
- Каждый артист репетирует СВОИ слова.
Оркестр:подыгрывает во время выступления героя сказки.
- Распределите инструменты в группе.
- Вспомните, какой инструмент относится к какому герою.
- Определите последовательность выступления.
- Репетируйте игру на инструменте.
Учитель: Ну что, все группы справились с работой?
Дети – Да!
Учитель -Вешаем афишу, устанавливаем декорацию.
Все подготовительные работы проведены блестяще. Теперь те, кто не занят в спектакле, садятся в «зрительный зал» и наслаждаются музыкальной сказкой! Начинаем наше представление!
Демонстрация музыкальной сказки «Теремок».
4. Этап. Организация рефлексивной деятельности учеников и учителя.
Учитель -Ребята, а как оценивается работа артистов и работников театра?
Дети – Аплодисменты.
Учитель -Правильно аплодисментами. Уважаемые зрители, оцените, пожалуйста нашу работу!
Аплодисменты
Учитель -Ребята, вы все большие молодцы, замечательно поработали. Я очень рада, что вы работали дружно и слаженно, поэтому у нас получилась такая замечательная сказка. Понятно, что на самом деле на подготовку настоящего спектакля уходит значительно больше времени. Для достижения высокого актерского мастерства проводится не одна репетиция, а множество. Но вы большие умнички!
А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу, прикрепить свои фрукты к дереву, если ваша оценка совпадает с оценкой вначале урока, а у кого не совпадает, тот может оставить фрукт у себя.
Ребята, посмотрите, у нас с вами есть ещё один теремок, (на доске заранее приготовленная картинка теремка)который мы сейчас должны заселить. У вас на столах лежат герои сказки с различным настроением.И я предлагаю вам выбрать героя, который соответствует вашему настроению и поместить его в наш теремок. Садитесь, ребята!
Постановка домашнего задания.
4 слайдИтак, домашнее задание:
- Нарисовать понравившегося вам героя сказки.
- Сочинить продолжение сказки «Теремок», что же стало с нашими героями, когда они построили свой дом.
До свидания, ребята!
Приложения
Сказка «Теремок».
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
Влез медведь на крышу и только уселся — бах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Слова героев сказки.
Слова мышки |
|
Слова лягушки |
|
Слова зайки |
|
Слова лисички |
|
Слова волка |
|
Слова медведя |
|
Памятки.
Памятка работы в группе.
|
Подсказки группе «Декораторы». Художники -готовят теремок и афишу нашего спектакля. Теремок:
Афиша:
|
Подсказки группе «Костюмеры». Костюмеры:Делают маски для героев. Материалы: трафарет. Ножницы, клей.
|
Подсказки группе «Артисты». Артисты: репетируют свои слова.
Последовательность героев сказки «Теремок».
|
Подсказки группе «Оркестр».
Оркестр: подыгрывает во время выступления героя сказки.
Последовательность героев сказки «Теремок».
|
Технологическая карта урока музыки, 2 класс
Автор: Татьяна Евгеньевна Каличкина, учитель музыки МКОУ «Шегарская СОШ №1»
Тема |
«Сказка будет впереди».
|
Цель урока
|
Образовательная: Знакомство с музыкальной сказкой. Воспитательная: воспитывать толерантное отношение друг к другу, интерес к предмету; Развивающая: способствовать развитию мышления, восприятия, памяти, внимания. |
Задачи урока |
Регулятивные:- понимать поставленную учебную задачу и находить средства ее осуществления - уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; -формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности - определять наиболее эффективные способы достижения результата. - проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями Познавательные: классификация объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательств Коммуникативные: уметь задавать вопросы; отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль; Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; Работая в группе уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Личностные:- раскрытие индивидуального творческого потенциала в процессе коллективной работы -проявлять чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости -уметь оценивать собственный вклад в работу группы
|
Планируемый результат |
Знать музыкальные инструменты: гусли, ложки, металлофон, барабан, маракас, тарелки. |
Основные понятия |
Музыкальная сказка, гусли, ложки, металлофон, барабан, маракас, тарелки. |
Межпредметные связи |
Музыка, технология, окружающий мир, литературное чтение. |
Ресурсы:
|
- презентация; - раздаточный материал (памятка по работе в группе, алгоритм работы в группах); - ватман, распечатанные рисунки; - клей, ножницы; - ноутбук - музыкальные инструменты |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах |
Структура и содержание урока
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты
|
|
Предметные УУД |
Метапредметные УУД |
||||
1. Этап – выделение проблемы урока и формулирование творческого задания для учеников. Создание проблемной ситуации
Цель: создание условий для возникновения у учеников мотивации учения, внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
|
|
Вопрос №1: О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О сказках) Вопрос №2: А какие сказки бывают? (Народные, авторские, волшебные, сказки о животных). Вопрос №3: А как вы думаете, мы с вами на уроке музыки сможем поставить музыкальную сказку? Да А что нам для этого нужно? Нарисовать афишу Оформить декорации Придумать костюмы Разучить роли Создать музыкальный оркестр
|
Учатся понимать особенности музыкальной сказки.
|
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные
|
2. Этап - организация выполнения учениками творческого задания.
Цель: формирование познавательных и творческих способностей учащихся. |
|
|
|
Решать творческие задачи на уровне импровизаций; анализировать информацию,
|
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
3. Этап - демонстрация обобщенного продукта учащихся класса.
Цель: организация демонстрации творческих работ учащихся, обеспечение условий сотрудничества.
|
|
|
В течение 3 минут ребята представляют спектакль с использованием всех подготовленных атрибутов (афиша, декорации, костюмы, музыкальное сопровождение и т.д.) |
Сформировать представления о музыкальной сказке, музыкальных инструментах.
|
Регулятивные: Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении. Личностные: учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга. |
4. Этап – организация рефлексивной деятельности учеников и учителя.
Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и взаимооценку творческой деятельности. |
|
|
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям. |
|
Личностные: Осознавать единство и целостность окружающего мира; учиться признавать незавершенность своих взглядов на мир; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга Познавательные: анализировать и оценивать географическую информацию, делать обобщающие выводы |
Постановка домашнего задания |
|
|
|
|
Личностные:учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; Познавательные: анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы
|