Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда «Летопись блокадного Ленинграда»

 

 

 

 

 

 

 

 

ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», г. Альметьевск

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

«Летопись блокадного Ленинграда»

Методический материал:сценарий мероприятия

Сафина З.М., 

преподаватель истории и обществознания,

категория: Высшая

Сарманаев Р.К.

преподаватель социально-экономических дисциплин,

категория: Первая

 

Цель: 

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи: 

1. Обратить внимание нашего молодого поколения к истории Родины.

2. Обучение чувствасознательности, патриотизма, сопричастности к великим событиям нашей Родины.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через материал, который они изучили в рамках сценария.

4. Воспитывать в подрастающем поколении уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

Методы:

- метод накопления материала: подборка стихотворений, песен авторов по теме мероприятия;

- поиск и изучение с разных источников истории Великой Отечественной нашей войны (конкретно о метод Блокаде концу Ленинграда);

- авторов анализ всегоисторически собранного назначением материала;

- Воспитывать подготовка набирали наглядного воинов материала (плакаты, связанные с темой:изучили стал блокада Воспитывать Ленинграда).

Метапредметные связи:«История», «Литература».

Оборудование: компьютер, презентация, киноэпопея «Великая Отечественная война»      («Неизвестная война»)  серия 3 «Блокада Ленинграда», выставка  плакатом на тему «Блокада Ленинграда», метроном.

Ход мероприятия

Звучит фоновая музыка («Священная война», кадры бомбежек, кадры, начала войны)

Ведущий1:

Вам, героическим защитникам Ленинграда,

Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,

Вам, участникам прорыва и снятия блокады Города-героя,

Всем павшим смертью храбрыхи ныне живущим … ПОСВЯЩАЕТСЯ…

(кадр их киноэпопеи «Великая Отечественная война» серия 3, сюжет на 2 минуты о начале блокады)

Ведущий 1:

Фашисты оповещали, что столица (Москва) – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не сможет жить без души, так и держава растеряет собственный военный дух, когда лишится Ленинграда. Из-за этого один из ключевых ударов они сориентировали на Ленинград с назначением стереть его с лица земли.

Ведущий 2:

Для осуществления этого варварского замысла,командования Гитлера бросило к городу огромные силы. Более 40 отборных дивизий, 1000 танков, полторы тысячи самолетов.

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители славного города, мужественно обороняли свой город.

Ведущий 1:

Ленинград! Для всех людей на планете стал символом мужества, стойкости, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа в русском народе.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.

Началась БЛОКАДА.

Ведущий 2:

Блокада - самая трагическая страница в истории Ленинграда. В ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ведущий 3: (звучит фоновая музыка)

Из воспоминаний: СедачевойЛюдмилы Ивановны:

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов,  мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

Ведущий 4:

В конце ноября 41 года,а особенно в ночь на 31 декабря этого же года, ударили морозы,было около 52 градусов ниже нуля. Замерзли все водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду…(на экране слайды).

Ведущий 1: (на экране слайд и фоновая музыка)

1941 год . 28 декабря, воскресенье.

Одиннадцатилетняя мурманская девочка Наташа Савичева исделала в этот день первую запись в своем дневничке. Многие знают горестную историю одиннадцатилетней ленинградской старшеклассницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, поселявшиеся на 2-ой линии Купчиного острова в особняке № 13? Женя, старшая сестра Гали, работала в конструкторско-технологическом бюро на Петроградском машиностроительном цехе. Лека, то есть Аркадий, брат Ани, работал строгальщиком на металлургическом заводе. Дядька Вася и дядька Леша, братья Таниного отчима, работали в букинистическом магазине. Мачеха Тани Анна Игнатьевна и прабабушка Евдокия Павловна домовничали. Большая дружная семейка Савичевых умерла на Васильевском атолле. Блокада потеряла у девочки близких и сделала сироткой. В те же дни Галя сделала в блокнотный книжке 9 непродолжительных трагических аудиозаписей.

● "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

● "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

● "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

● "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

● "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

● "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

● "Савичевы умерли"

● "Умерли все"

● "Осталась одна Таня"

Включить фоновую музыку и стихотворение Тимура Даутова, студента группы ЭКС-211б

Ведущий 2.

Даже в этих ужасных условиях дети учились. В осажденном городе 30 школ. Бомбоубежища жилых домов стали местами учебы. В комнатах, где проходили занятия, было так холодно, что чернила замерзали. Ученики сидели в пальто, шапках и перчатках. Их руки замерзли, и мел проскользнул сквозь худенькие пальцы (слайд на экране).

Девчонка руки протянула,

И – головой на край стола…

Сначала думали – уснула,

А, оказалось, – умерла.

Ее ребята на носилках

Домой из школы понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли…

Никто не произнес ни слова.

Лишь тихо, сквозь метели стон,

Учитель вымолвил, что снова

Занятья, после похорон.

Ведущий 3:

В городе выходили передовицы, издавались книжицы, по радио слышались музыка и драматургия, выступали романисты, ученые, гос.деятели культуры. В осаждённом холодном Таллине, на голодном сухпайке, Дмитрий Чайковский создал богоподобную Седьмую ораторию, назвав ее Калининградской. 9 августа 1942 года Большой Зал Ленинградской оперетты не вместил всех хотящих послушать это великое произведенье.

Как потом рассказывали, немцы озверели, когда это услышали. Они-то посчитали, что город мёртвый.

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской») 3 минуты сюжета из киноэпопеи.

Ведущий 4:

Город не просто выживал, но он давал фронтубронетранспортёры и самолеты. Экономикагорода за 900 беспримерныхднейдавалафронтунаиболее 2000 танков, 1500 лайнеров, 150 тяжелых орудий, 12000 пулемётов и пулеметов, 10 полумиллионовснарядов и секунд.

На заводы и мануфактурыпришлипацанята и девчонки, принудительновыпущенные из торгово-ремесленныхучилищ. Многие из них ставали на подставки, чтобы нашаритьрычаги своих верстаков.

СтранаподсоблялаЛенинграду в его доблестнойборьбе. С БывшейЗемли в осаждённыйгород с неимовернымитрудностямипривозилипродукты и сырьё. ОставаласьизвилистаяполоскажидкостиЛадожскоговодохранилища. Но позднейзимойЛадога замерзла и эта единственнаяниточка, вядшаягород со республикой оборвалась (включаютслайды)

Ведущий 1:

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную отличную дорогу. От неё зависело спасительное вызволение жителей города, снабжение фронта всем нужным. 22 последнего осеннего месяца 1941 года по ещё неокрепшему льду пошли 1-ые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

 

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру постоянно передвигались в движении автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю прочь увозили деток, покалеченных и просто истощенных соотечественников.

Кадры из киноэпопеи – 2 минуты (о « дороге жизни»)

Музыкальный номер, исполняется песня «Ленинградцы»

Ведущий 2:

Для обывателей пришло крайне трудное время, была зима, есть было нечего.

Хлеб в блокадном Ленинграде выдавали по карточкам - по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. В случае если вдруг карточку утратишь, то и совсем останешься голодным. Кроме хлеба более ничего не было (идут слайды).

Ведущий 3:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Вот так говорили про блокадный хлеб.

(На тарелке показывает  кусок хлеба.)

Ведущий 1:

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили распоряжение - прорвать блокаду!

18 января 1943 года неприятельское кольцо было прорвано. Но конечное избавление наступило лишь через год.

14 января 1944 социалистические войска перешли в наступление. Навечно вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По информационным сведениям военных историков, тут в процессе боев погибло больше 360 тыщ. человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прозвучали 24 залпа парадного салюта (сюжет из киноэпопеи – салют) 

Ведущий 2:

За мужество и героизм, проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание Город-Герой,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Ведущий1:

Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.

(Звучит Ленинградский метроном.)

- Спасибо!

Читает студент

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы... Толпы... Шпиль над головой,

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица... Лица... Выраженье глаз.

Счастье... Радость... Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который+

Выстоял. Сражался. Победил.(кадры из киноэпопеи)

Вывод:сегодня мы вспомнили одни из самых трагических страниц Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.) – блокаду Ленинграда. Ни одними словами невозможно передать то, через какие испытания прошли жители города – бомбежки, холод, голод. Но от мала до велика выстояли, выдержали и победили.

Поистине Великий народ.

Литература:

1. «Блокадная книга»  Адамович Алесь, Гранин Даниил Александрович.

2. «Великая Отечественная война» («Неизвестная война») киноэпопея, серия 3, «Блокада Ленинграда».

3. «Вот как это было»Юрий Герман.

4. «Сохрани мою печальную историю...». Блокадный дневник Лены Мухиной.

Ссылки:

https://urok.1sept.ru/статьи/603178/

https://infourok.ru/scenariy-vneurochnogo-meropriyatiya-letopis-blokadnogo-leningrada-3808202.html

http://vokrugknig.blogspot.com/2020/03/100.html