Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Сценарий мастер класса Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г.К. Жукова»г. Курска

Учитель начальных классов Орлова Анжелика Николаевна

Сценарий мастер- класса

«Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы»

Добрый день!

Упражнение «Поздоровайся глазами»

- Уважаемые коллеги, давайте мы начнём наш мастер-класс с   упражнения «Поздоровайся глазами».

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь взглядом создать позитивное настроение.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Все эти умения помогут обучающемуся успешно справиться и с комплексной работой, которая является одним из видов итогового контроля. Мы, учителя, пока боимся этих инноваций. Но могу вас уверить, что бояться абсолютно нечего. Самое главное – это научить обучающегося работать с тестом. Именно этим мы и займемся на нашем мастер-классе.

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

-Для выяснения образовательных целей, ваших ожиданий и опасений от мастер-класса используем следующий Методический прием «Фруктовый сад»

  Этот прием целесообразно использовать в работе с обучающимися. Учителю он позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий).

  Ученикам данный прием поможет более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию). Спасибо!

У каждого учителя возникает вопрос как же помочь читателям - школьникам установить правильные взаимоотношения с сигналами текста?

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что дети испытывают затруднения в понимании слов, словосочетаний, фразеологизмов, в прогнозировании, в выделении главной мысли текста, в ведении диалога с автором. 

Постановка задач мастер-класса       

Сегодня мы рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом. К концу мастер-класса мы попытаемся сформировать  «банк» методических приемов, которые, я надеюсь, пригодятся Вам в работе, при подготовке к комплексное контрольной работе.

Первой ступенью работы с текстом является понимание каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, входящего в текст. Потому что не зная отдельных слов, обучающийся может либо совсем не понять текст, либо понять недостаточно полно, либо исказить его смысл.

Поэтому работу с текстом начинаем именно с нахождения непонятных слов, слов, употребленных в переносном значении. Можно также предложить следующее задание:

  • Найдите знакомые слова в новом, непривычном употреблении.

В лесу раздавался топор дровосека. Н.А. Некрасов

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат. С. Орлов

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя. А.С. Пушкин

         Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.

  • Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок.  Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте.

           «В лесу»

Большое значение в работе с текстом имеет прогнозирование. Даже читая заголовок, читатель в общих чертах предугадывает, о чем пойдет речь дальше.

  • Предположите, о чем пойдет дальше речь в тексте, который начинается с предложения:

Соболь – небольшой, меньше кошки зверек.

Не менее важно уметь находить в тексте главную мысль. Обучающимся, особенно на первых порах, трудно выполнить данное задание. Здесь можно использовать задания на восстановление рассыпанных текстов. Такая работа требует и схватывания главной мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и прогнозирования предстоящего текста. И самое главное, эта работа должна вестись постоянно, а не эпизодически.

На начальном этапе можно дать следующие задания:

  • Соберите рассыпанный текст так, чтобы получилось осмысленное предложение.

Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был.

  • Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы».

Зеленые снежинки распускаются в весеннем лесу.

Деревня пошла продавать далеко.

Старушка от рынка была молоко.

Обучающимся начальных классов трудно понять что такое «главное» и «неглавное» в тексте, т.е. выделить главную мысль. Мой опыт показывает, что лучше всего учить ребенка выделять основную мысль на стихотворных текстах и произведениях фольклора.

  • Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.

Закатилось солнце за лесок,

Стал лесок и темен и высок.

Кто-то притаился за сосной,

Что-то прошуршало за спиной,

Загорелись в елках огоньки…

Ой! –

Глаза у страха велики!  (В. Левановский)

В работе с текстом не мене важно понимание – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Работа с вопросами может быть разной. Я использую следующие методические приемы:

  • Ответы на готовые вопросы.

  • Самостоятельная постановка вопросов к тексту.

  • Смешанная: постановка вопросов к тексту и ответы на заданные вопросы. Мне кажется самый интересный прием.

  • Читайте текст и отвечайте на предлагаемые вопросы.

Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принес черную грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Но не только струи дождя лились на людей, а какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху.

У вас возникают догадки о дальнейшем рассказе?

Вместе с дождем с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов.

Американские ученые заинтересовались этим сказочным происшест­вием и выяснили, что это не единичный случай.

        Какие вопросы у вас возникли? Сверьте их с дальнейшим текстом.

Какие силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю?

Сформулируйте свои догадки и сверьте с дальнейшим текс­том.

Сильные ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые ими предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю рыбный дождь.

Не возникают ли у вас еще какие-то предположения?

         В разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет.

После того как у школьников сформированы отдельные приемы внимательного чтения, можно переходить к выработке у них умения беседовать с текстом, т.е. с автором. Давайте побеседуем с автором. После прочтения каждой фразы вы должны задать вопрос автору или прокомментировать прочитанное.

Три маленькие хрюшки

Отчаянно кричат.

Пора помыть им ушки,

А хрюшки не хотят.

Напрасно мы купали

В корыте поросят.

Они от нас сбежали

И в лужице лежат.

Но нельзя забывать о воображении. Ведь для детей воображение – естественная форма их мысли. Оно помогает им освоиться в еще не совсем понятном им окружающем мире.

  • На что похож кленовый листок?

  • Какое сравнение может быть в тексте?

Летняя ночь была теплая, как ...

  • Допишем стихотворение по двум первым строчкам:

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа,  и вот…

Он глотает фталазол

И на всех ужасно зол. (мрачно)

Поднял он ужасный крик:

К острой пище не привык. (каламбур)

Две недели сторожа

Ищут бедного ежа. (сочувствие)

Бегемот во всю хохочет:

Еж ему нутро щекочет. (весело)

Обучающиеся часто испытывают трудности в составлении плана. Чем же важен план текста? Во-первых, план помогает понять текст, лучше запомнить материал, а также является средством самоконтроля и самооценки. Чтобы составить план, нужно понять текст. А чтобы понять текст, нужно уметь выделить в нем существенное, разделить на части. Здесь можно использовать методику восстановления текста.

  • Прочитайте заголовок:

  •  

Предположите, о чем будет говориться в тексте.

  • Восстановите текст.

Мимо ехал колхозник Егор. Под деревом он заметил мальчика. Мальчик был еще жив. Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню.

Стояла холодная зима. Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами.

Вдруг началась метель. Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Дорогу замело. Мальчик долго бродил по лесу. Он устал, сел под ель и заснул.

  • Проведем диалог с текстом.

«Заблудился - возникают вопросы: кто заблудился? Где заблу­дился? Почему заблудился? Кто заблудился, предположить очень трудно. Где заблудился? Чаще всего это бывает в лесу или на каких-то просторах в непогоду. Почему заблудился? Плохо ориентировался в этой местности или была непогода.

Стояла холодная зима. Наверное, заблудился из-за метели или пурги.

Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами. Значит, заблудился мальчик в лесу. Наверное, началась метель, и он потерял дорогу.

Вдруг началась метель. Значит, правильно наше предположе­ние.

Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Все подтве­рждается.

Дорогу замело. Еще одно подтверждение.

Мальчик долго бродил по лесу. То же самое.

Он устал, сел под ель и заснул. Известно, что в таких случаях люди замерзают. Но Ваня, наверное, не погиб; рассказ называется «Заблудился», если бы он погиб в лесу, рассказ назывался бы как-то иначе. Наверное, его кто-то спасет. Но кто?

Мимо ехал колхозник Егор. Вот он и спасет Ваню.

Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню. Все правильно».

После такого диалога ребенок должен выделить главную мысль рассказа, а для этого перечислить, о ком или о чем говорится в рассказе и что об этом говорится: «Здесь говорится о времени года, о Ване, о метели и о дяде Егоре. О Ване говорится, что он пошел в лес и заблудился. О дяде Егоре, что он нашел Ваню и спас. О погоде говорится, что была суровая зима и, когда Ваня пошел в лес, началась метель.

Теперь можно выделить главную мысль рассказа: Ваня заблудил­ся, и его спас дядя Егор».

После этого текст нужно разбить на части, сгруппировав возле каждой существенной мысли относящийся к ней материал. Наконец, каждую часть нужно озаглавить.

Вначале с вопросами, о ком или о чем говорится в тексте и что об этом говорится, к ребенку обращается учитель. Однако после непро­должительной тренировки дети должны сами задавать себе вопросы.

Такая работа с текстом и составленный план помогает готовить различные виды пересказов и успешно справиться с комплексной контрольной работой.

         Итак, давайте ответим на вопрос: что же такое умение работать с текстом?

Я думаю, что работа с текстом заключается в следующем:

  • Сначала нужно понять материал;

  • Затем выделить в нем наиболее существенную информацию;

  • Запомнить информацию.

Проходя курсы в КИРО, я прослушала лекции Ольги Владимировны Соболевой о работе с текстом. Материал этих содержательных, интересных и лекций очень увлек меня. Я изучила книгу Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой «Как учить работать с книгой», а также задачник по литературному чтению Граник Г.Г., Соболева О.В. «Путешествие в Страну Книги». Мне очень понравились методы и приемы работы с текстом, изложенные там. Теперь я применяю их в своей практике. На основе книги Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой «Как учить работать с книгой» и материалов Интернет я переработала и адаптировала для своих детей Памятку по работе с текстом. Все памятки, которые я использую в работе хранятся у обучающихся в специальных папочках. Вы можете видеть здесь и Памятку – инструкцию работы с текстом. (показать папку)

Памятка-инструкция

по самостоятельной работе с текстом

Работайте с заголовком!

Прочитав заголовок, остановитесь!

  1. Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.

  2. Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.

  3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.

  4. Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.

  5. После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.

Работайте с текстом!

Обращайте внимание на непонятное в тексте.

  1. Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает.

  2. Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретно примеры.

Ведите диалог с автором!

  1. По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.

  2. Проверяйте свои предположения в процессе чтения.

Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.

Выделяйте главное!

  1. Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.

  2. По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.

  3. Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.

  4. В случае необходимости делайте выписки.

  5. Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.

     На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!

     Запоминайте материал!

  1. Объясните себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана.

  2. Перескажите текст по плану.

  3. Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.

Проверяйте себя!

  1. Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.

  2. После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.

Итак, подводя итоги нашего мастер-класса, можно сделать вывод, что совсем не нужно бояться комплексной контрольной работы, а нужно планомерно, постоянно, на всех уроках работать с текстом. Давайте вспомним, какие методы и приемы можно использовать для работы с текстом.

  • Работа со словом, словосочетанием, предложением.

  • Прогнозирование.

  • Работа с рассыпанным текстом.

  • Использование стихотворений, произведений фольклора.

  • Работа с вопросами.

  • Беседа с автором.

  • Развитие воображения.

В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание –  составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна  Вам всем знакомы.

Работа с текстом

Интересная, нужная.

Понимать, составлять, прогнозировать.

Работать с текстом нужно на всех уроках.

Идеальный читатель.