Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Сценарий литературной гостиной по творчеству М.И.Цветаевой «Жить так, как пишу…»

МБОУ СОШ № 9 г.Татарска

 

Сценарий литературной  гостиной  по творчеству М.И.Цветаевой «Жить так, как пишу…»

 

Галёва Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

 

 

«Жить так, как пишу…»
(в рамках школьного проекта «Провинциальный Парнас»)
 Данное мероприятие проводится в рамках школьной декады МО учителей русского языка и литературы. Мероприятие организуется и проводится клубом «Любителей поэзии» - «Провинциальный Парнас», или «Литературная гостиная», которая  функционирует в МБОУ СОШ № 9 для учащихся 8-11 классов, объединяя их по интересам к истории Отечества, искусства, литературы, жизни и деятельности творцов отечественной и мировой культуры.
Содержание деятельности рассматривается как общественно-значимая, социальная и психологическая практика, основанная на взаимодействии учащихся, как вывод их на творческий, психологически осознанный,  путь поведения в условиях мероприятий различного уровня.
Образовательная цель: сформировать образовательное, информационное пространство углубленного познания культуры Российского государства средствами коллективной  деятельности в процессе клубной работы.
Развивающая цель: развивать потребности и мотивации старшеклассников к саморазвитию и  самообразованию в области культурологи.
Воспитательная цель: организовать средствами клуба «Любителей поэзии» познание искусства как формирование нравственно-эстетических, духовно-нравственных ценностей, заключающих в себе «память поколений».
Принципы психолого-педагогического обеспечения деятельности клуба «Любителей поэзии», или «Литературной гостиной»:
- комплексный подход в деятельности клуба на основе интеграции и дополнительного образования;
- внедрение личностно-ориентированной методики в культурно-просветительской деятельности учащихся, а также индивидуализации учебного взаимодействия с одарёнными подростками;
- распространение вариативности образовательных программ разного уровня, адаптированных на условиях развития способностей и возможностей каждого участника клубной деятельности;
- опора на национально-культурные особенности социума при составлении образовательно-воспитательных проектов, игровых, деловых тренингов по образовательным областям культуры и искусства.
    Мероприятие проводится в рамках празднования дня рождения М.И.Цветаевой.  Все участники и гости в ходе мероприятия получат новые знания о судьбе поэта и особенностях творчества, о том, какие музыкальные  произведения и кинофильмы, документальные фильмы созданы по творчеству М.И. Цветаевой. Весь информационный материал подготовлен  совместно с методистами городского дома культуры, с членами совета старшеклассников «Сталкер» школы №9, членами первичного отделения РДШ, заместителем директора по ВР, членами школьного клуба любителей поэзии.
Задолго до проведения мероприятия учащиеся  9-11 классов получили задание:  изучить  биографический материал поэта, прочитать художественные произведения, в том числе выходящие за рамки школьной программы, прослушать музыкальные произведения, написанные к стихам Марины Цветаевой. Каждому классу было дано конкретное задание:
11 классу – подготовить материалы по письмам и воспоминаниям А. Эфрон (дочери М.Цветаевой) с использованием документальных материалов.
10-м классам -  создать видеоролик  «Жизнь и творчество поэта  Марины Цветаевой».
9-м классам -  создать слайд-программу «Особенности поэзии Марины Цветаевой» с использованием романсов на её стихи.
Учащимся 9-11 классов было предложено написать сочинение-эссе по творчеству Цветаевой.
     В результате был собран материал, на основе которого составлялся сценарий литературно-музыкальной гостиной «Жить так, как пишу…»
 
В программе принимают участие 2 ведущих (учителя – он и она, чтецы, некоторые слова ведущих могут читать учителя русского языка и литературы, классные руководители или сами учащиеся).   В литературную гостиную могут быть включены родители, которые также сумеют поделиться своими знаниями о поэтических, музыкальных и других  произведениях искусства, так или иначе связанных с творчеством М.Цветаевой.
 
Ход мероприятия.
 
Мероприятие проводится на сцене городского дома культуры.
На экране – фотография М.Цветаевой
На  сцене –  2  столика, лёгкое затемнение.
Тихо звучит романс на стихи Цветаевой  «Золото моих волос». Хореографический дуэт в белых бальных платьях исполняет лирический танец. На экране - видеоряд.
 
Учитель – ведущий
 Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
- Не жалейте! всё сбылось,
Всё в груди слилось и спелось.
 
 Спелось, как вся даль слилась
В стонущей трубе окрайны.
Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный.
 
Несгорающую соль
Дум моих – ужели пепел
Фениксов  отдам за смоль
Временных великолепий?
Да и ты посеребрел,
Спутник мой!
К молодым сединам дел –
Дум моих причти седины.
 
Горделивый златоцвет,
Роскошью своей не чванствуй:
 Молодым сединам бед
Лавр пристал – дуб гражданский.
 
 Это стихотворение было написано Мариной Цветаевой в сентябре 1922 года. Самого трудного и самого счастливого времени. Именно в этот год Марина Цветаева  уедет в Прагу, а затем и в Париж за своим мужем Сергеем Эфроном.
 Но что было между  1922 годом и 1941 годом? Что было до… И стало после…
 
Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце - как маятник - как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой – как всякая божия тварь.
 
 
Знать: Дух мой сподвижник и Дух – мой вожатый!
Входить без докладу, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато, -
Как Бог повелел и друзья не велят.
(на этих словах очень тихо начинает  звучать «Вальс» Штрауса)
Да, Марина Ивановна Цветаева писала так, как жила, и жила так, как писала. В её творчестве трудно выделить  в привычном понимании этапы становления поэта. Вся её поэзия, как и вся жизнь, - клубок прозрений и ошибок, она всегда хотела быть разнообразной и искала в поэзии различные пути.
Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи её узнаёшь по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации. В этом - сила её поэтического дарования.
 
И сегодня, уважаемая публика, мы рады пригласить Вас в нашу литературно-музыкальную гостиную, посвящённую дню рождения М.И. Цветаевой.  
Быть может, кто-то из вас услышит знакомые строки, кто-то откроет их вновь для себя, а для кого-то и поэзия, и вся жизнь Марины Цветаевой станет откровением.
 Итак, мы приглашаем ВАС!
Звуки вальса усиливаются.
Хореографический дуэт вновь делает несколько движений,  на столы ставятся подсвечники.
Выходит чтец. Музыка звучит тише.
Стихотворение
«В старом вальсе штраусовском впервые
 Мы услышали твой тихий зов»…. (читает  ученица)
 
1 ведущий (садится за столик)
 (На протяжении слов ведущих и чтецов музыка вальса очень тихо звучит до конца)
«Марина Цветаева родилась в семье, являвшей собой некий союз одиночеств», - так писала в своей книге воспоминаний её дочь Ариадна Эфрон. И сегодня мы будем ещё не раз обращаться к её воспоминаниям. Но давайте перелистаем страницы биографии поэта. Именно поэта. Марина Ивановна не любила, когда её называли «поэтесса».
 
2 ведущий. Родилась она 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к научно-художественной интеллигенции. Её отец, Иван Владимирович, трудом и талантом пробил себе дорогу в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского Музея  и основателем  Музея изящных искусств, ныне  это музей                      им. Пушкина.
 
1 ведущий. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая. У Марины были младшая сестра Анастасия, единокровные брат Андрей и сестра Валерия.
 
Чтец (тихо звучит «Вальс» Шопена)
Юная бабушка, кто целовал
Ваши надменные губы……….
 
1 ведущий. Ещё в шестилетнем возрасте Цветаева начала писать стихи, причём,  не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом. И Цветаева училась в Музыкальном Общедоступном училище по  классу фортепиано.
 
 
2 ведущий. В детстве она побывала в разных странах, училась во французском пансионе, а по возвращении жила в Ялте, а затем Тарусе, где в 1906 году скончалась мать Цветаевой,  Мария Мейн. Это стало страшным ударом и потрясением для Марины. Может, именно поэтому в её ранних стихах звучит тема одиночества и тема смерти. Слишком рано она постигла удары судьбы.
 
 
1 ведущий. О смерти Цветаева писала в юношеских стихах. Но отсюда не следует делать поспешные и далеко идущие выводы. Совершенно очевидно, что это было не более как данью литературной моде, которую задали в поэзии серебряного века символисты. Поэтому эти мотивы уже тогда, в юности, противоречили внутреннему пафосу и общему мажорному тону её поэзии.
 
 
 Чтец.
Стихотворение «Знай одно, что завтра будешь старой…»
 
1 ведущий.  После смерти матери Марине Цветаевой приходилось учиться в разных гимназиях, из одной она была исключена за свободомыслие и дерзость. Так или иначе, в 1908 году она окончила частную женскую гимназию и летом 1909 года Цветаева предприняла первую самостоятельную поездку за границу. В Париже она записалась на летний университетский курс по старофранцузской литературе.
 
2 ведущий. В сентябре — октябре 1910 года Цветаева напечатала в Товариществе типографии А. И. Мамонтова за свой счёт первый сборник стихов — «Вечерний альбом», в который включены в основном её школьные работы. Её творчество привлекло внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. Зимой 1910/1911 годов  Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова».  А в феврале 1912 года  вышел второй сборник Цветаевой — «Волшебный фонарь», в марте 1913 года третий — «Из двух книг».
 
1 ведущий. В этих сборниках Цветаева заявила о себе как о новом, ни на кого не похожем поэте. Образы, которые созданы ею в ранней лирике, будут ещё не раз встречаться в её последующей поэзии: «блеск волос»,  назвала себя «нежной, бешеной, шумной, очаровательной, умной». И всё это в ранней молодости, когда есть жажда жить!
 
Чтец.
Стихотворение «Быть нежной, бешеной и шумной…»
 
После стихотворения. Видеоряд под песню «Бессоница».
 
1 ведущий. Именно в  тот год, когда появляется второй сборник Цветаевой «Волшебный фонарь», она выходит замуж  за Сергея Эфрона.
 
2 ведущий. В мае 1911 года, гостя в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле, Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном.  29 января 1912 года они обвенчались в церкви Рождества Христова в Большом Палашовском переулке. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
(тихо звучит лирическая мелодия)
 
1 ведущий. «Они встретились – семнадцатилетний и восемнадцатилетняя – 5 мая  1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой, коктебельском, волошинском берегу. Он стал помогать ей – красивой и кроткой красоты юноша, почти мальчик. Марина загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду  за него замуж!» - так пишет в своих воспоминаниях Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой.
 
2 ведущий.  Конечно, тот самый камень Сергей нашёл, розовый, освещённый изнутри, он вложил его в ладонь Марины, и она хранила его всю жизнь. Ариадна писала в воспоминаниях: «Он уцелел по сей день».
 
1 ведущий. В творчестве Марины Цветаевой есть стихи, посвящённые мужу, написаны они в разные периоды их счастливой и непростой жизни: «Я с вызовом ношу его кольцо…», «Писала я на аспидной доске…»,  стихотворение «И не спасут ни стансы, ни созвездья…»
 
2 ведущий. Есть среди них стихотворение, написанное 26 декабря 1913 года в Феодосии, «Генералам двенадцатого года». Оно посвящено Сергею и написано было  в короткий промежуток времени, как писала Ариадна, между первой мировой войной и периодом бестревожного счастья.
 
 1 ведущий. В нашей литературной гостиной прозвучит романс на эти стихи. Музыка Андрея Петрова.
(Звучит романс «Генералам двенадцатого года» в исполнении воспитанницы школьной вокальной студии)
 
1 ведущий. Ариадна Эфрон пишет в книге воспоминаний о своей матери, причём называет её просто Марина:
- Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося её лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.
Умея давать, умела и брать, не чинясь; долго верила в «круговую поруку добра», в великую, неистребимую человеческую взаимопомощь.
 
Беспомощна не была никогда, но всегда — беззащитна.
 
Снисходительная к чужим, с близких — друзей, детей — требовала как с самой себя: непомерно.
 
Видеоряд «В огромном городе моём ночь.
 
2 ведущий. В нашей литературно-музыкальной  гостиной звучит всем известный романс Микаэла Таривердиева на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».  Эти строки обращены к будущему мужу сестры, Анастасии Цветаевой, Михаилу Минцу.
 Звучит романс «Мне нравится» (поёт воспитанница школьной  вокальной  студии).
 
2 ведущий. Уже шла первая  мировая война, но в личной жизни Цветаевой это был самый светлый период. В 1917 году родилась её вторая дочь Ирина. Марина продолжала писать.  И всё же жизнь не баловала её. Она преследовала с редким ожесточением. Цветаева всегда была обездолена и одинока. И в тот самый год, когда родилась Ирина, Марина уже была на пороге страшных испытаний.  Свою душевную муку она прятала глубоко, под бронёй гордыни и презрительного равнодушия. На самом же деле она люто тосковала по простому человеческому счастью: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!».
 
1  ведущий.
 Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
 
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла!-
Старшую у тьмы выхватывая –
 Младшей не уберегла.
 
Две руки – ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
 
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
 
В 1920 году от голода умерла младшая дочь Цветаевой Ирина.  Но все катастрофические состояния души возникли ещё  в тот самый радостный и такой жестокий 1917 год.
 
Видеоряд «Дети в детский дом».
 
2 ведущий. Печальнее всего – ощущение своей ненужности. Сергей Эфрон, муж Марины, ушёл на Дон в белую гвардию Корнилова, а затем эмигрировал. Ариадна в своих воспоминаниях скажет: «Мама дважды сломала  свою жизнь из-за отца. Первый раз, когда уехала за ним из России, второй – когда за ним же и вернулась».
 
1 ведущий. Сергей Эфрон с 1918 года служил в рядах Добровольческой армии на юге России. Цветаева жила в Москве, в Борисоглебском переулке, с ноября 1918 года служила в Информационном отделе Комиссариата по делам национальностей (Наркомнац), в апреле 1919 года — в Центральной коллегии попечения о пленных и беженцах (Центрпленбеж), в ноябре 1920 года — в театральном отделе Наркомпроса. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918—1920 годы Цветаева пишет романтические пьесы, поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
 
2 ведущий. С января 1921 года  Цветаева регулярно посещала литературные вечера Всероссийского союза поэтов и заседания «Никитинских субботников», выступала с чтением своих новых произведений. В начале 1922 года в Москве вышел сборник «Вёрсты», горячо принятый читателями и критиками, а в Берлине — сборник «Разлука» с полной редакцией поэмы «На красном коне».
 
Учитель читает стихотворение «Кабы нас с тобой да судьба свела…».
1 ведущий. Эфрон к тому времени уже был в Праге. Там его отыскал находившийся в заграничной командировке Илья  Эренбург и передал ему письмо от Цветаевой. В июле Цветаева, также через Эренбурга, получила первое за три с половиной  года письмо от мужа. В конце года она начала готовиться к отъезду из России: переписывала набело рукописи, приводила в порядок архив, раздавала и распродавала вещи.
 Звучит тихо музыка (для письма Эфрона)
 
Учитель-ведущий зачитывает письмо Сергея Эфрона (на фоне музыки)
 
Учитель-ведущий. В первом письме была и приписка к дочери Ариадне.
1 ведущий.  (звучит лирическая музыка). Зачитывает письмо от  Цветаевой к Эфрону.
После письма:
-Стихи действительно писались, несмотря ни на что и благодаря всему, будучи- неизбежностью.
 
Чтец «Вчера ещё в глаза глядел…».
 
 (Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа…»)
 
(Звучит музыка к воспоминаниям)
 
1 ведущий.  Путь к воссоединению семьи был долгим.  11 мая 1922 года Цветаева с дочерью выехала из Москвы в Ригу, где сделала пересадку на берлинский поезд. После недолгого пребывания в Берлине три года жила в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия (Марина называла его МУР) перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
 
Видеофрагмент «Рождение сына».
 
2 ведущий. В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке. В этот период Цветаева участвовала в издании журнала «Вёрсты», в котором публиковались некоторые её сочинения. В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком. Ему в 1925 году она посвятила свои строки.
(учитель литературы читает «Расстояния, зимы, мили…»)
 
2  ведущий. Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 году в Париже выходит последний прижизненный сборник поэта - «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…» Речь идёт о Москве, о России.
 
1 ведущий. С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете.
«Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода».
 
— Из воспоминаний Марины Цветаевой
 
2 ведущий. 15 марта 1937 года выехала из-за границы в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал  Сергей Эфрон.
 
1 ведущий. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. Но                 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке, Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году. Но об этом Марина уже ничего не узнает.
 
Видеоряд «Кончается жизнь».
 
2 ведущий. 31 августа 1941 года Марина  покончила жизнь самоубийством, это случилось в эвакуации, в Елабуге, куда вместе с сыном она была определена на постой.
(Тихо звучит лирическая музыка А.С. Зацепина из к/ма «Красная палатка»)
 
 В записке сыну она напишет: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик. В дружбе и во вражде была всегда пристрастна и не всегда последовательна. Заповедь «не сотвори себе кумира» нарушала постоянно».
 
Видеоряд «Год примеряю смерть».
 
1 ведущий. Ариадна Эфрон в своих так и незаконченных воспоминаниях напишет: «Если бы она была не собой! Но  собой она была всегда».
 
2 ведущий. Целостность её характера, целостность её личности была замешана на противоречиях. Постигать сегодняшний день, главным образом, через и сквозь прошедший, всем болевым опытом поверяя грядущее. 
 
Видеоряд «Лебединый стан»
 
Выходит учитель-ведущий (на заключение).
 
Прошло более 125 лет со дня рождения Цветаевой, и почти 80 лет со дня гибели. Но жизнь Цветаевой -  ещё не прочитанная книга для многих. Стихи её трудно читать. Они не похожи ни на чьи другие. Может быть, потому, что сама она была ни на кого не похожа. О себе она говорила: «Ведь я не для жизни. У меня всё – пожар! Я – ободранный человек, а вы все – в броне!» И ещё: «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить через сто лет».
 
Идёт видеоряд  под песню «МОНОЛОГ» («Уж сколько их упало в эту бездну…»)
 
 Затем все приглашаются на сцену (тихо звучит «Вальс» Шопена).
 
 Ведущие благодарят всех участников и зрителей.
 
Руководитель проекта:
- Дорогие зрители, любители поэзии, наша гостиная закрывается, мы ждём вас. До новых встреч!