Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Сценарий концерта-лекции, посвящённый 140-летию А.Ф.Гедике «Жизнь и творчество  Александра Фёдоровича Гедике» (методическая разработка)

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств имени Н. Гончаровой»  п. Полотняный Завод,  Калужской области

 

Сценарий концерта-лекции, посвящённый 140-летию А.Ф.Гедике «Жизнь и творчество  Александра Фёдоровича Гедике» (методическая разработка)

 

преподаватель I категории

Литвиненко С.В.

 

1. Пояснительная записка

Описание материала:

        Данная методическая разработка представляет собой открытый урок, проходящий в форме концерта-лекции, который посвящён 140-летию рождения и творчеству русского педагога-композитора Александра Фёдоровича Гедике. В концерте участвуют учащиеся хореографического отделения, в учебной программе которых присутствует предмет по выбору – фортепиано; учащиеся музыкального отделения. Занятия по общему фортепиано проходят по 0,5 часа (20 минут) в неделю. В концерте выступают ученики со 2 по 7 классы. Материал данной лекции рассчитан на детей школьного возраста и может быль использован, как внеклассный урок на музыкальном, общеэстетическом (3-й год обучения), хореографическом отделениях.

 

Форма проведения:

         Это мероприятие проводится в форме концерта на школьной сцене, где концертное выступление детей чередуется с рассказом педагога биографии композитора, забавных историй из его жизни, воспоминаний современников, рассказе о музыкальных произведениях. Возможно чтение теоретической части самими учащимися. Для иллюстрации рассказа, используется показ фотографий композитора и видео просмотр, которые транслируются на большой экран. Длительность мероприятия 50-60 минут.

Цели:

  • Проведение концерта-лекции;
  • Знакомство с творчеством А.Ф.Гедике;
  • Расширение кругозора;
  • Выступление учащихся на сцене перед сверстниками и взрослой аудиторией.

Задачи:

  • Закрепление умений и навыков, полученных на уроках;
  • Развитие осмысленного выразительного исполнения музыкального произведения;
  • Воспитывать внимание, бережное отношение к музыкальному тексту, уважительное отношение к авторскому замыслу;
  • Психологическое раскрепощение учащихся при выступлении на сцене;
  • Повышение самооценки учащегося;
  • Развитие эмоциональности;
  • Формирование чувства ответственности.

        

Приёмы и методы работы

         В подготовке к концерту были использованы основные педагогические приёмы и методы обучения:

  • наглядный (иллюстрация, демонстрация);
  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);
  • практический (упражнения, исполнение произведений);
  • объяснительно-побуждающий.

 

Оборудоваеие, наглядные материала

  • Музыкальные инструменты – рояль, синтезатор;
  • Ноутбук, микшер, колонки;
  • Проектор и переносной экран для демонстрации фото и видео материалов;
  • Тематическое оформление сцены;
  • Сладкие призы для участников концерта.

 

Требования к уровню подготовки учащихся и способы поощрения

         Научится играть на любом музыкальном инструменте крайне сложно. Для этого требуется затратить много времени, сил. Необходимо проявить  терпения и усидчивость. Ребёнку хочется побыстрее научиться играть и продемонстрировать своё умение перед родными и друзьями.

         Для такого случая просто незаменимы такие концерты-лекции. Участвовать в них можно учащимся с любой подготовкой. Творчество А.Ф.Гедике включает в себя произведения любой сложности, начиная с пьесок на трёх нотах и заканчивая крупными концертными сочинениями.С учащимися музыкального отделения в этом плане бывает проще, так как они осваивают инструмент на уроках специальности по несколько часов в неделю. В то время как дополнительный предмет по выбору (например, фортепиано на отделение хореографии) изучается всего один раз в неделю в объёме 0,5 академического часа. В этом случае допустимо выступление ребёнка в ансамбле с педагогом, когда практикуется игра только правой рукой учеником и левой – учителем. Так же можно на сцене играть по нотам.

         Но самое главное – это не отбить у ребёнка желание играть на инструменте, выступать на сцене. В конце мероприятия необходимо обязательно похвалить юного артиста, а ошибки и недостатки разобрать в классе на уроке.

         Кроме того, мотивировать ученика к более прилежной подготовке к концерту может хорошая оценка за выступление независимо от того блистательно ли ребёнок отыграл свою пьесу на сцене или по каким-то причинам не смог раскрыться полностью, ошибся или остановился во время игры. Сладости или памятные призы, полученные в завершение концерта, помогут сохранить только лучшие воспоминания и самые приятные эмоции от своего выступления и ощущения причастности к миру большого искусства.

2. Ход мероприятия

Участники концерта-лекции:

         -  Концертные номера исполняются учащимися школы;

-  Текст читает ведущий;

- Музыкальное сопровождение воспроизводится через большие колонки, фотографии и видеозаписи транслируются на большой экран, стоящий на сцене с помощью звукооператора.

 

Жизнь и творчество Александра Фёдоровича Гедике

            Ребята, садясь за фортепиано, вы никогда не задумывались, что за композитор написал произведение, которое вы играете, каким он был, как прошла его жизнь, какие произведения еще были написаны им, для кого?..  Сегодня у вас есть возможность поближе познакомиться с творчеством одного из таких композиторов, пьесы которого вы все сегодня играете, побольше узнать о нём.

 Речь идёт об  Александре Фёдоровиче Гедике – русском композиторе, педагоге, органисте.

(фото молодого Гедике)

            Александр Гёдике (так правильно произносится его фамилия) родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам — Генрихович), был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович (по метрике — Фридрих-Александр-Пауль Гёдике), работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории фортепиано. Двоюродным братом Гёдике был композитор Николай Карлович Метнер.

Мать Александра Гедике была француженка, Жюстина-Адель-Августина Лекампион, из семьи фермера. Рано осиротев, они со старшей сестрой воспитывались у дяди с тётей в Нормандии, а по достижении ей 16 лет были отправлены к родственникам в Россию для устройства на работу гувернантками.

По воспоминаниям сестры, в детстве Александр Гедике был сорванцом. В 9 лет он поступил в детскую школу Зубова, в 10 лет в подготовительный класс Третьей московской гимназии. В гимназии, по собственному признанию, учился неважно. Уже в 12 лет стал часто подменять отца за органом на церковных службах. Учился играть в основном самостоятельно. Играл на фортепиано и виолончели в домашнем ансамбле, занимался переложением пьес для домашнего ансамбля. После 4-го класса оставил гимназию и перевёлся на 5-й (а по воспоминаниям сестры 4-й) класс консерватории, где начал заниматься в классе фортепиано, а позднее и в классе композиции.

По воспоминаниям Гедике, занятия в консерватории в то время были не интенсивными: например, в шестом классе — лекции по культуре и литературе — 4 часа в неделю, курс эстетики (скульптура и живопись) — 1 час в неделю, 1 час занятий по специальности, 4 часа гармонии, 2 часа хорового пения, — всего лишь двенадцать часов в неделю.

«ЭТЮД». Играет Степан Астахов

В 1898 году Александр Гедике окончил Московскую консерваторию. Занимаясь в консерватории, написал скрипичную сонату, марш, элегию и фугу для большого оркестра, сочинял романсы и фортепианные пьесы.После окончания консерваторииГедике остался преподавать в родной консерватории, начал давать частные уроки. Работал в Николаевском и Елизаветинском женских институтах.

Гедике женился на Екатерине Петровне Чернышёвой, тёте одной из своих частных учениц. Поселившись с женой на Немецкой (ныне Бауманской улице),Александр Фёдорович купил для занятий комнатный орган и установил его в своём доме.

В Московской консерватории Гедике учил играть на рояле, органе и совместной игре на разных инструментах. Класс этот называется классом камерного ансамбля. Для того чтобы руководить таким классом, нужно знать основные приемы игры на многих инструментах и, кроме того, умело объединять их вместе. Работа такого педагога похожа на работу дирижера в оркестре.

Видео: Трио для скрипки, виолончели и ф-но (1мин.30 сек., звук убавить.)

(1-я фотография молодого Гедике)

В 1900 году, на международном конкурсе имени Антона Рубинштейна, Гедике получил первую премию за сочиненный им концерт для фортепиано и сонату для скрипки.

Александр Федорович был очень разносторонний музыкант.

   Прежде всего, он много сочинял. Им написано несколько опер, особенно следует отметить оперу "У перевоза", рассказывающую о пугачевском восстании. Он создал три симфонии, огромное количество пьес для рояля и других инструментов, много песен и романсов, а также произведения для различных ансамблей. Особую известность приобрели обработки Гедике русских народных песен.

«ПЕСНЯ». Исп. Виктория Беляева

Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы он сказал ученику резкость. Хотя он часто говорил ученикам, что вот-вот рассердится, — он никогда не сердился. Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызывали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально.

А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность. Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он не пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей.

Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам: "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!". Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Александра Фёдоровича иногда принимали за пожилого крестьянина, что его забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом. Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. Ходил с тростью, не спеша, был человеком довольно высокого роста.

   Александр Федорович Гедике был неутомимым тружеником. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал "подходящего настроения". Он очень много успевал сделать за день.

   У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.

   С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.

   Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию?! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы.

   С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей.

      Дома у Гедике было огромное количество кошек и выхоженная им покалеченная собака шпиц, которую хозяин звал Шарко или Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка. Со своими питомцами он разговаривал как с людьми.

«ЭТЮД» Исп. Александра Королёва

Хотя А. Ф. Гедике внешне никогда не суетился, внутри, по утверждению друзей, он был очень беспокойным и впечатлительным человеком. Очень переживал, в особенности за других людей, принимал всё близко к сердцу.

А. Б. Гольденвейзер вспоминал забавный случай, когда он уговорил Гедике научить его рыбачить. Гольденвейзер, руководимый Гедике, рыбача в первый раз в жизни, поймал тогда около дюжины мелких рыбёшек; Гедикеже, будучи заядлым рыбаком, как ни старался, не поймал ни одной. И хотя он ничего не сказал, этот случай так раздосадовал Александра Фёдоровича, что он больше никогда не рыбачил.

(2- яфотография Гедике)

            Забегая вперёд, хочется рассказать ещё об одном впечатлении, связанном с Гедике-композитором.

В необычайно торжественной обстановке, в переполненном Большом зале консерватории 19 марта 1957 года шёл концерт, посвященный 80-летию Александра Фёдоровича Гедике. Оркестр Филармонии играл 3-ю симфонию юбиляра. Солировали в этот вечер выдающиеся артисты, сам Гедике играл на органе—соло и в ансамбле.Во втором отделении — поток поздравлений, бездна адресов; среди массы других — конечно же, от детских музыкальных школ.

И вот в какой-то момент от этой депутации отделился маленький мальчик, не спеша уселся за рояль и в сдержанном темпе заиграл… «Заиньку». «Заинька» в Большом зале!!! Представьте себе, что после этого творилось — зал буквально рухнул от аплодисментов: всё выглядело тем более уморительно, что игра ребенка была полна серьезности и достоинства. И, конечно, юбилею Александра Фёдоровича это «происшествие» придало черты абсолютной неповторимости…

Для вас ту самую пьесу «Заинька» сыграет Екатерина Сухова.

Пока Катя готовится, хочу рассказать о процессе работы над этим произведением. После разучивания текста камнем преткновения встала техническая сторона – никак шестнадцатые ноты не хотели играться четко и ровно. Тогда в одном из домашних заданий было задано сочинить или подобрать слова к этой пьесе. И когда задание было выполнено, игра мелкими длительностями сразу стала ровной и чёткой, процесс игры стал более понятным и увлекательным. Вот стихи, которые Катя подобрала к пьесе, их можно петь как слова песенки:

Ветер играет на опушке

Бродит в берёзовой верхушке.

Ветер, мой ветер, полетай скорей,

Вдаль уноси за тысячу морей.

 

Месяц гуляет в облаках

И смотрит на землю с высока.

Звёздочки в небесах дрожат,

Землю от сумрака сторожат.

 

Смотреть работу полностью