Сборник инструкционных карт для занятий учебной практики по слесарному делу обучающимся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский промышленный техникум»
Сборник инструкционных карт
для занятий учебной практики по слесарному делу
обучающимся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Составитель:
Лукьянчук Николай Антонович,
мастер производственного обучения
2019
Сборник инструкционных карт для занятий учебной практики по слесарному делу обучающимся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих /Н.А. Лукьянчук. – Курган: ГБПОУ КПТ, 2019.- с.
Сборник инструкционных карт содержит задания для выполнения практических занятий по слесарному делу учебной практики профессий 15.01.35 Мастер слесарных работ, 43.01.07 «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования», а также может быть рекомендован для других профессий и специальностей среднего профессионального образования, содержание стандартов которых направлено на формирование практических навыков выполнения работ по слесарной обработке металла. Содержание работ нацелено на формирование у студентов профессиональных компетенций для успешного прохождения производственной практики.
© Лукьянчук Н.А., 2019
© ГБПОУ «Курганский промышленный техникум», 2019
Содержание
Введение
Инструкционные карты
Критерии оценки выполнения заданий учебной практики
Список использованной литературы
Введение
При обучении студентов в профессиональных образовательных организациях документы письменного инструктирования были всегда актуальны. Документация письменного инструктирования - специальные учебные инструкции, в которых в словесной и графической форме даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнений.
На занятиях производственного обучения, прежде всего в учебных мастерских используются следующие основные виды документов письменного инструктирования:
- инструкционные карты - применяются при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ;
- инструкционно-технологические и технологические карты - применяются при выполнении студентами учебно-производственных работ комплексного характера;
- учебные алгоритмы - применяются на различных этапах учебного процесса.
Особое место среди документов письменного инструктировании занимают инструкционные карты. Применение их во многом способствует освоению студентами основ профессии, что впоследствии обеспечивает освоение профессии, специальности в целом.
В инструкционных картах представлена информация двух видов:
- - описания наиболее рациональной последовательности, правил-рекомендаций и указаний о выполнении изучаемых приемов и способов, правил и критериев контроля и самоконтроля выполняемых действий, правил и способов безопасности при выполнении действий, указания о применяемых средствах выполнения трудовых действий;
- - рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость.
Таким образом, инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу деятельности студентов при освоении соответствующей изучаемой трудовой операции, вида работы.
Инструкционные карты представляют изучаемый трудовой процесс в методически обработанном виде. Поэтому документацию письменного инструктирования следует рассматривать и использовать не только как учебную документацию для студентов, но и методическую документацию для мастера производственного обучения.
Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух позиций: «что делать» и «как делать».
Главное в инструкционной карте - «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу раздела карты - «порядок выполнения упражнений». В этом и состоит сложность разработки инструкционных карт. Инструктивные указания и пояснения в карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию. Это требует определенного навыка, что доступно далеко не каждому мастеру производственного обучения. Надо не только знать и уметь делать, но и уметь педагогически грамотно, убедительно и доходчиво излагать суть указаний и рекомендаций.
Особо важно научить студентов пользоваться картой, имеющейся на их рабочих местах, в процессе выполнения упражнений по отработке соответствующих трудовых приемов и операций. Если мастер в ходе текущего инструктирования обнаружил, что студент что-то выполняет не так, как было показано и что пояснено в карте, то не следует сразу указывать ему на ошибку, а предложить внимательно прочитать соответствующие пояснения в карте и самостоятельно исправить ошибку. Так же следует поступать, если студент сам обращается к мастеру за повторными пояснениями. Подобная методика обучения с применением инструкционных карт постепенно приучит, привьет «вкус» студентам к использованию учебной документации не только на начальных периодах обучения, но и в дальнейшем, когда основным документом письменного инструктирования будет уже не инструкционная, а технологическая документация.