Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

С. Есенин. Поэтическое изображение природы

МКОУ" Частоозерская СОШ"

С. Есенин. Поэтическое изображение природы

Максимова Зинаида Анатольевна

 

 

Урок - мастерская

Тема:С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы.

Цель урока:

  • Познакомить детей со стихотворением С. Есенина «Я покинул родимый дом»
  • Познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина.
  • Почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества.
  • Работать над пополнением словарного запаса детей;
  • Прививать детям навыки творческого создания текста; развивать воображение, мышление.

Оборудование: презентация к уроку;; индивидуальные карточки для создания текста(см. Приложение).

 

                                                      ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Здравствуйте! Меня зовут З.А. У нас сегодня гости. Мы хозяева класса и поэтому обязаны создать для наших гостей комфортные условия,  а для этого мы должны поработать так, чтобы нашим гостям было у нас интересно.

-урок литературы мы проведем в форме урока-мастерской. Мастерская предполагает работу в группах, в парах. Правила работы у вас на столе. Прочитайте их.

 

- есть ли вопросы по правилам?

 

- Выберите главного в группе. Его мы будем называть спикером. (выбирают)

 

- Представьтесь, пожалуйста. У вас очень ответственная роль. Когда мы будем работать в группах, то после обсуждения вы будете давать ответы от имени всей группы

 

 2Индуктор.

- Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов. Вспомните самое теплое, которое согревает сердце, душу. Запишите это слово на листке.

 

- Произнесите вслух, что записали.

- напишите на листке слово «дом». Вчитайтесь, всмотритесь в это слово.

- Запишите в столбик рядом слова, которые  связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.

-Обменяйтесь с соседом листочками и дополните его список словами, которые есть у вас, но нет у него

 

- Обсудите в парах и произнесите вслух те слова, которые вам захотелось озвучить

(составляю кластер)

Дом -это

-положите свою ладонь на чистый лист бумаги. Обведите ее и внутри запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Назовите главного человека в доме.

Сообщение темы урока

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением  Есенина о родном доме и попытаемся понять, чем же был дом для поэта.

Тема нашего урока звучит так: «Малая родина в лирике С.А.Есенина»

-Как вы понимаете выражение малая родина?

  1. Обращение к новой информации.

1.  Слово о поэте                                                                   Слайды № 2,3,4,5

- Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой высокий берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь начал свою жизнь русский поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.

 

      - Давайте послушаем стихотворение С.Есенина «Я покинул родимый дом» в исполнении С.Безрукова. Вы,ребята, попытайтесь запомнить, какая картина рисовалась в вашем воображении при знакомстве с произведением, а затем поделитесь своими впечатлениями, чувствами, вызванные строками стихотворения.

 

2.«Я покинул родимый дом»  Чтение стихотворения

- Вам понравилось стихотворение?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука) Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением является грусть, тоска.

 

- Какие картины вы представляли в вашем воображении?

- какой образ в конце стихотворения?

(клен- хранитель родного очага. 1924 г, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище и первое, что он предложил сесттрам–посадить клен)

 

А сейчас проследим своеобразие стихотворения, выделив в  нем изобразительные средства

Перед вами листы с заданиями. Выполните задания, обсудив их в группе

Для 1 группы:

1.Найдите в тексте олицетворения, т.е неживая природа как живая, перечислите их.

 

2. Найдите в тексте эпитеты.

3. Я не скоро, не скоро вернусь!

     Долго петь и звенеть пурге.

- Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге?»

 

Для 2  группы

 

1.Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца?

 

2.найдите в тексте метафору.

 

3. В три звезды березняк над прудом

     Теплит матери старой грусть

-Что вы представляете, когда читаете эти строки?

 

- Итак, время истекло, послушаем спикеров

 

АФИШИРОВАНИЕ

 

ОБОБЩЕНИЕ ПО 1 ГРУППЕ.

  1. Олицетворения:

Березняк теплит

Луна распласталась

Петь пурге

Стережет клен

Клен на меня похож

 

Одушевленность природы-одна из главных черт поэтического мира Есенина. Длянего природа вечный источник красоты и гармонии мира.

Слово теплит, как вы понимаете его значение? «Теплит матери старой грусть» - хранит.образ природы помогает утешить грусть матери

  1.  

Родимый дом

Голубую Русь

Тихая вода

Старый клен

 

- Ребята, если разница в значении прилагательных родной и родимый?

-Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?

(родной- прилагательное стилистически нейтральное, не окрашено эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.

-Почему вода названа тихой? (нет ветра)

Почему поэт называет Русь голубой?

(синий и голубой – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов., образ голубых небес)

 

клен сторожит- излюбленный образ поэта. Он является олицетворением русской деревни для поэта. А вы знаете клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым, от того клен на него и похож.он одинок сравнивает себя с одиноким и старым кленом.

3.События , которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.

 

ОБОБЩЕНИЕ ПО 2 ГРУППЕ:          

1.сравнение «словно яблонный цвет седина», автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.

 

2.метафора «золотою лягушкой луна»

-Что обозначает она?

(отражение луны в воде прудасравнивается с золотой лягушкой)

3.мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами.

 

Физминутка «Пожелания вашему дому»

Руки над головой, пальцы соединены – это крыша идеального дома…Руки скрещены на груди – много света в доме. Глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево- любовь дому.

 

РАЗРЫВ

-ЧТО же является «истоком поэзии» и вдохновение у С.Есенина?

(его малая родина). Дом для Поэта- родина, родная природа, семейный очаг, мама,, весь мир, вечная природа

Послушайте как поэт говорит о родине: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине»

 

.       Рефлексия

- Творческая работа. Синквейн.

-А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.

-Давайте попробуем составить синквейн к слову «поэт»

Поэт

Талантливый,наблюдательный

Вдохновляет, волнует,завораживает

Один из ярчайших проявлений русского гения

Есенин