тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

27.06.2018 г.
Всероссийский конкурс «#Летниеденёчки»
06.06.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая летнему отдыху детей (Из цикла...
31.05.2018 г.
II Всероссийский конкурс детских работ из фантиков для воспитанников ДОУ «Волшебство сладкоежки!»
24.05.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый творчеству А.С. Пушкина «Пока в России Пушкин длится, метелям не...
21.05.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»​
10.05.2018 г.
Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
07.05.2018 г.
Всероссийский фестиваль, посвящённый Дню Победы «И мы в рядах Бессмертного полка...»

Роль цвета в портрете

Тема урока: роль цвета в портрете

Цели: 

* Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете.

* Дать понятие цвета, тона и освещения в портрете.

* Развить понимание того, что можно выражать настроение и характер героя портрета.

* Воспитывать интерес к человеку как личности.

Оборудование: репродукции картин В.Боровиковского, М.Врубеля, В.Серова, Рембранта, Пикассо.

Ход урока: 

1.

а) организационный момент.

Разминка: сатирический набросок-минутка на тему (я в образе забавного животного).

б) приветствие.

в) проверка готовности учащихся к уроку.

г) смачивание красок.

2.

Сообщение темы урока- учитель:"На предыдущих уроках вы научились рисовать голову человека, решать композиционные задачи в портрете. Сегодня вы познакомитесь с цветовыми решениями образа, научитесь передавать цветом настроение и характер героев портрета."

3.

Изучение нового материала.

а) сообщение теоретических сведений. 

Учитель:"Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятие, его увлечения, духовный мир и психический склад- тема портретиста. Большую роль в раскрытии всех этих или нескольких перечисленных аспектов ирает цвет.

Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразные явления. Через нее художник и в портрете выражает тончайшие движения чувств, часто с трудом поддающиеся расшифровке словами.

Рассмотрим это на примере нескольких портретов художников Боровиковского, Врубеля, Серова, а так же ознакомимся с особенностями цветового решения в портретах Рембранта и Пикассо. 

Изучая работы первых трех художников мы говорили о индивидуализме подходов к портрету каждого через самобытность. Давайте поговорим  и выделим цветовые отличия."

б) учитель раздает карточки с характерными признаками трех художников, а ученики определяют под чьей работой закрепить данные выписки отличий. 

 * Боровиковский 

I- лица похожи на ангелочков 

II- лицо освещено мягким светом персика и румянцем, показывая о чистоте души и безмятежности бытия

III- свет на портрете падает из-за спины героя, показывая о благополучии быта и заботе только о душе

IV- тень художник показывает зеленым цветом

 * Врубель

I- работы выполнены в холодных тонах с добавкой серого

II- глаза-"озёра слёз", что отложило отпечаток жизненного надлома художника, психологических срывов

III- темы портретов мифологически-библейские - утонченные, изящные, трагичные.

 * Серов

I- первый художник, вышедший с портретом на природу -> много солнца

II- лица освещены тёплыми лучами, даже если в тени, что говорит о безмятежном  

III- каждый мазок кисти разного цвета краски и мазки крупные, словно пластилин

 

Просмотр репродукций и распознавание авторов портретов.

Повтор изученного материала прошел удачно, а тперь рассмотрим работы Рембранта и определим как он подчинил цвет для выражения характеров своих героев.

На портрете Флора мы видим: 

а) лицо освещено уютным теплым светом, говорящим о доброте, бытовой сдержанности героя

б) фон окружён бронзовыми тенями, говорящими о том, что человека окружает тяжелая жизнь того времени, голод и болезни, но это не мешает его душе быть светлой.

Те же отличия мы можем видеть и в его "Автопортретах" и "Святом семействе" и "Возвращении блудного сына".

Благодаря своей неповторимой кисти художник донес через века дух того времени.

"-А кто из вас угадает автора вот этих работ в стиле абстракционизма?

-Пабло Пикассо

-Здесь нет полутонов и цветовых пятен, но цвет, используемый в портрете, говорит о настроении, о характере, даже раскрывает сюжет."

 

4. 

Актуализация знаний учащихся

Учитель:" Работу над портретом, как всегда, мы начинаем с эскиза. В своих эскизах портрета вы должны так же выяснить для себя и предстваить, каким по настоящему будет ваш портрет:лирическим, или героическим, или задумчиво-сосредоточенным и т.д. Одним словом, вы должны "прочесть" модель. Она  должна подсказать вам и живописно-пластическая решение, и как нарисовать портретуемого- или погрудно, или во весь рост, или поколенно с руками, или одну голову с плечами. Затем перед вами возникает вопрос: в какой обстановке, на каком фоне будет изображён человек.

Дать какие-то опередёлнный рецепты невозможно. Можно лишь посоветовать, имея ввиду всевозможные детали обстановки комнаты или цеха, что аксесуары окружения имеют только второстепенное, подчинённое значение и вводить их в портрет нужно по стольку, по скольку они смогут помочь раскрыть образ и той идеи портрета, которую вы в него вкладываете. 

Цвет, используемый вами в портрете будет так же зависеть от выбранного вида портрета.

Если портрет лирический, то это могут быть приглушенные светлые тона, задумчиво сосредоточенный- то в этом случае будет другое колористическое решение рисунка."

5.

Практическая работа.

Задание.

Выполнить рисунок- автопортрет или рисунок-портрет близкого человека (работа красками).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 

- Контроль организации рабочего места; 

- Контроль правильности выполнения приёмов работы;

- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- Контроль объёма и качества выполненной работы.

Во время практической работы учитель так же оценивает зарисовки- минутки, выполненные в начале во время организационного момента для более эффективного настроя ученика к работе; и наиболее характерные и оригинальные работы поощеряет дополнительной пятёркой в дневник. 

Физкульт минутка.

6.

Итог урока.

** Выставка работ учащихся 

** Заключительное слово учителя:"Подводя итог урока, хотелось бы спросить вас: 1?) Возможно ли выразить настроение и характер через цветовую гамму? 2?) Научились ли вы выбирать цветовое решение для образа героя?"

"Закончить урок хотелось бы словами портретиста В.Серова:" Любое человеческое лицо так сложно и своеобразно, что в нем всегда можно найти черты, достоиные художественного воспроизведения- иногда положительные, иногда отрицательные."

Учитель оценивает работы по пятибальной шкале и задаёт домашнее задание.