Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Родительский клуб «Мы вместе» Группа «Олененок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №30 комбинированного вида

 

Родительский клуб «Мы вместе»

Группа «Олененок»

 

Четвекина Елена Владимировна

воспитатель

 

   В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.  Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
         Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
      Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам.  Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
       На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:
  • Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.
      На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, нетрадиционные собрания, совместный досуг.
       Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для реализации содержания этой работы в нашей группе  используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые), устные индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми, выполнение индивидуальных поручений, интернет сообщества наглядная агитация.
       Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома
       Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
       Практика работы педагогов с родителями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.
 
  • Совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.
  • Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера и т.д.
       Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видео презентации, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, уголки для родителей.
       Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
          Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.
         Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.
                     Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку всесторонне развиваться.  
       При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на мой взгляд, являются:
  • неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
  • педагогическая и психологическая неграмотность;
  • нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
  • нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.
       Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому я ориентировалась на такую форму работы, как “Родительский клуб”.
       Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
  • основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
  • правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
  • как поступать в критических ситуациях.
      Так был организован родительский клуб «Мы вместе». Участниками этого клуба являются дети 5-6 лет и их родители, педагоги, а также специалисты.
 
Паспорт программы
 
1.
Название клуба:
«Связующая нить»
(практические занятия с элементами тренинга)
2.
Цель программы:
ЦЕЛЬ:    Преодоление барьера недоверия  родителей к ДОУ,   установление и развитие  доверительно-партнерских отношений  между родителем и ребенком, семьей и педагогами, удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ,  а так же осуществление адаптационных мер  при переходе детей из домашней среды в ДОУ,  пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
3.
Руководитель программы:
Четверкина  Елена Владимировна
4.
Участники:
Педагоги, специалисты, дошкольники и их родители.
5.
Ожидаемые результаты:
Улучшение взаимодействия родителей и детей, установление партнерских отношений между родителями и ДОУ.
6.
Форма организации:
Групповая, очная, заочная
 
       
ЦЕЛЬ:    Преодоление барьера недоверия  родителей к ДОУ,   установление и развитие  доверительно-партнерских отношений  между родителем и ребенком, семьей и педагогами, удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ,  а так же осуществление адаптационных мер  при переходе детей из домашней среды в ДОУ,  пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
 
 Основные задачи программы:
  • Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
  • Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
  • Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
  • Вовлекать родителей в жизнь детского сада.
 
В содержании работы включены следующие методы:
  • методы телесно-ориентированной терапии;
  •  метод продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепки, кружок «Ниточка+Иголочка»);
  •  метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);
  •  метод музыкальной терапии;
  • метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
  • метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;
  • метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
  • метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
  • метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
    Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психоло­го- педагогической культуры.  Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.  Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а ток же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям входят:
- возрастные особенности детей;
- условия, необходимые для полноценного психологического развития;
- игры и упражнения для развития и обучения детей.
       Другими словами, родители должны получать своевременную информацию об актуаль­ном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а также о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
 
       Общая структура занятия
        Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
       Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
       Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
       Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Родители делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
       Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
       Программа клуба предусматривает 4 занятия в год. Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждое занятие для родителей рассчитано на 40-60 минут.
 
       Работа клуба  организована по трем этапам:
  • Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
  • Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
  • Непосредственная работа “Родительского клуба”.
      
      Мне хотелось бы сказать еще об одной общеизвестной форме работы с родителями – проведение родительских собраний. Проведение их по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их структуру, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.
В структуру совместных мероприятий  могут входить следующие компоненты:
  • Слово воспитателя  по теме собрания;
  • Представление семейного опыта;
  • Выступление специалиста (по запросу родителей);
  • Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
  • Просмотр видеофильма;
  • Выступления желающих родителей;
  • Открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
  • Выступление детей;
  • Подведение итогов.
       Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения
       В результате данной работы педагога-психолога, педагогов с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.
      
Перспективно - тематический план  занятий на 2016-2017 год
Цель: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок — родитель».
 
Тема занятия
Участники
Форма
Сроки
1. «Общение без проблем»
Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.
родители, педагоги
Практическое занятие,
 
октябрь
2. «Внимание: Гиперактивный ребенок!»
Цель: помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
родители, педагоги
Обучающий семинар с элементами тренинга,
  презентация
декабрь
3. «Маленькие агрессоры. Кто они?»
Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
родители, педагоги
Практическое занятие с элементами тренинга,
 наглядная информация,
февраль
4. «Играя, обучаем вместе»
Цель: показать необходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам         формирования навыков сотрудничества с детьми.
родители, педагоги
Семинар – практикум,
буклеты с играми, наглядная информация
Апрель-май
5. «Вы спрашивали мы отвечаем»
Цель: Удовлетворить потребность родителей в психолого-педагогической культуре через нагдядно-печатную информацию.
 
психолог, родители
Май
Итоговый
журнал по вопросам  родителей
(вопрос-ответ)
Педагог  
 
 
Приложения
 
Конспект практического занятия «Общение без проблем!»
Задачи:
  • помочь родителям понять характер общения с ребенком,
  • расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.
Предварительная работа: аудиозапись детских высказываний (использованы высказывания детей 5-6 летнего возраста) по вопросам:
  • Самое страшное для меня наказание?
  • Самое приятное поощрение?
Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.
 
Ход заседания
Упражнение “Знакомство”
      П. Здравствуйте! Я рада видеть вас в родительском клубе “Связующая нить»”. Давайте познакомимся, друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.
       Например: Я, Лилия Вениаминовна, мой ребенок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем.  При этом вы выбираете себе кружок из коробки.  Родители,  высказываются и передают коробку своему соседу.
       П. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.
       Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными, несвойственными нам сегодня глазами.
     Упражнение: “Моё солнышко”
      П. Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком. Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.
      Родители выполняют задания
      П. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.
       Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и, кажется, нет выхода. Но, для выживания в этом мире, человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходиться слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес “обидчика”, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь наверно можно, при условии правильного воспитания.
       Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?
  Ответы родителей.
       П. Если обобщить все сказанное получается, что тогда, когда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Наверно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. Никому не известно, что ждет его, да и каждого из нас. И пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт.
       Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?
Где же ударов больше всего получает малыш?
      Отвечают родители.
       П. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.
       Упражнение “Круг общения малыша”
       П. Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш малыш (высказывания родителей записываются на листе № 1). Прежде всего, ваш ребенок общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает по-своему, поставляя малышу свои эмоции. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.
        Упражнение “Стрелы воспитания”
       П. Предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана № 2 на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых.
       Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.
       Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания родителей на листе № 1).
       П. Посмотрите, у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но, свобода и контроль не совместимы, и если не ослабить пресс, малыш с подрезанными крыльями вряд ли сможет взлететь.
       Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого давайте посмотрим, как же мы воспитываем своих детей?
У вас на столах лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.
Родителям предлагаются карточки:
 
Как я воспитываю своего ребенка?
наказываю
поощряю
 
 
 
 
       Родители вписывают свои высказывания в соответствующую графу.
       П. Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка, и как поощряем.
(Родители называют, а ведущий кладет на ту или иную чашу весов монетку.)
       П. Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (Как правило, чаша с наказаниями.)
       Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.
       Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.
       Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.
       Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?
       Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.
      Как правило, детство — это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.
       Психолог предлагает пополнить чашу поощрений.
Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать.
А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (Включается аудиозапись).
Надеюсь, это не требует комментария.
      Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность,  наши повседневные заботы.
       А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?
       Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.
       Зачитывается стихотворение
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму как ты живешь, по правде или нет.
       Закончить наше заседание я хочу словами Аллы Исааковны Баркан: “Всю жизнь мы стремимся познать сладости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далеком детстве, и из которого ушли.
       Божественное наказание — изгнание из рая. А ваш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными методами воспитания, где наказаниям - зеленый свет”.
Имеем ли мы право, лишать ребенка детства?!
       В конце занятия родителям дарятся памятки “Прежде чем воспитывать…”
 
 
Обучающий семинар  для родителей с элементами тренинга
 «Внимание: Гиперактивный ребенок!»
Задачи:
  • помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;
  • обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
  • обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка;
Ход занятия
  1. Упражнение «Ритуалы приветствия»
Цель: снятие напряжения, настроить группу на рабочий лад, формировать оптимистическое настроение.   
       Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.  Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на  середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно  ­приветствует всех членов группы.
       Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий  справа от первого, и т.д.            
       Варианты приветствия:
  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
       Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей встречи  «Гиперактивные дети» выбрана не случайно. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в последнее время приобретает все большую актуальность. Сегодня, вы познакомитесь, с понятием гиперактивности, поиграете в игры, в которые нужно играть с такими детьми, научитесь лучше понимать своего ребенка.
  1. Мини-лекция «Что такое гиперактивность».
     «Гипер ... » (от греч. hyper - «над», «сверху») - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activis» и означает «действенный, деятельный». Причины по­явления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы, перенесенные ребенком инфекцион­ные заболевания и др. Внешние проявления гиперактивности это - невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко  отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать,  им  трудно долго сидеть на одном месте, молчать, Подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, раздражительны, вспыльчивы и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы,  толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.  Вероятно, каждому педагогу и родителю знаком этот портрет.
       Часто гиперактивности  сопутствуют проблемы  во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет, и продолжается до подросткового возраста. Чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.  Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.
      Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние  раздражители.
      Определить признаки импульсивности   поможет анкета «Признаки импульсивности»
Импульсивный ребенок
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую
 можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он  кричит в ответ.
11. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
12. Обычно уверен, что справится с любым заданием
13. Может нагрубить родителям, воспитателю.
14. Временами кажется, что он переполнен энергией.
15. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
       Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности  с помощью данной анкеты. Затем   надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.
Результат:  15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности;
 7 -14 баллов   о  средней; 
 1-6 баллов - о  низкой.
       3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
  • Слишком говорлив
  • Отказывается от коллективной игры
  • Чрезмерно подвижен
  • Имеет высокие требования к себе
  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Ощущает себя отверженным
  • Любит ритуалы
  • Имеет низкую самооценку
  • Часто ругается со взрослыми
  • Создает конфликтные ситуации
  • Отстает в развитии речи
  • Чрезмерно подозрителен
  • Вертится на месте
  • Совершает стереотипные механические движения
  • Постоянно контролирует свое поведение
  • Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • Сваливает вину на других
  • Беспокоен в движениях
  • Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
  • Часто спорит со взрослыми
  • Суетлив
  • Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
  • Любит заниматься головоломками, мозаиками
  • Часто теряет контроль над собой
  • Отказывается выполнять просьбы
  • Импульсивен
  • Плохо ориентируется в пространстве
  • Часто дерется
  • Имеет отсутствующий взгляд
  • Часто предчувствует «плохое»
  • Самокритичен
  • Не может адекватно оценить свое поведение
  • Имеет мускульное напряжение
  • Увлекается коллекционированием
  • Имеет плохую координацию движений
  • Опасается вступать в новую деятельность
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
  • Робко здоровается
  • Годами играет в одну и ту же игру
  • Мало и беспокойно спит
  • Говорит о себе во 2-м и 3-м лице
  • Толкает, ломает, рушит все кругом
  • Чувствует себя беспомощным
       Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе,  выдается карточка «Портрет "осо­бого" ребенка», на кото­рой перечислены индивидуальные особенности всех категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивным  детей, дополня­ют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа за­читывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.
       Надо отметить, что некоторые индивиду­альные особенности и поведенческие прояв­ления, зафиксированные в карточке, нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возни­кать разногласия. Задача ведущего состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каж­дому желающему участнику и лишь, затем вы­ступать в роли эксперта.
       После того, как портрет составлен, основ­ные характеристики ребенка данной катего­рии фиксируются на доске или на стенде.
  • Игра «Подпрыгни, пожалуйста»
 (Модификация игры «Саймонд сказал», или «Пожалуйста»)
Цель: развитие внимания в слуховой модальности.
       Перед началом игры все участники встают в круг. Ведущий просит детей назвать «волшебные», или вежливые, слова. Это «спасибо» и «пожалуйста». Далее Ведущий сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники выполнят их только в том случае, если тренер попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». Если ведущий забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо. Например: «Подпрыгните, пожалуйста» (все участники выполняют команду), «а теперь хлопните в ладоши три раза» (команда не выполняется).
       4. Мини-Лекция «Как выявить гиперактивного ребенка»
       Диагноз « синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицин­ской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствующую диагно­зу коррекционную работу. Если диагноз отсут­ствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (воспитатель, учитель, психолог, ро­дители и т. д.) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним.
       Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогут в практической работе.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорив.
Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других  нет.)
Вывод: Если в возрасте до 7 лет появляются, хотя бы шесть из перечисленных признаков, взрослый может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
       По результатам наблюдения при необ­ходимости следует обратиться к невропатоло­гу и провести соответствующее медицинское обследование.
  • Игра «Черепахи»
Цель: научить  контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию.
      Участники встают по одну сторону ковра, тренер стоит на другой стороне, напротив. По его команде участники должны двигаться к нему. Их задача — идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.
       В процессе обсуждения участники  рассказывают, трудно ли им было двигаться медленно и как им это удалось сделать.
        5. Мини лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»
      Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную  беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять, например, каждые 15­-20 минут выдавать ему жетоны,
 которые в те­чение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда (если работаем с ребенком в об­разовательном учреждении), дополнительное время для игры, совместная прогулка с роди­телями, совместное чтение (если работаем с ребенком дома), в зависимости от особеннос­тей и желания конкретного ребенка.
       Взрослому необходимо помнить, что инст­рукции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к ма­нипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохра­нять спокойствие.
  • Упражнение «Инструкция»
       Ведущий вызывает из группы одного же­лающего - водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача во­дящего - в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате ко­торых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего.  Затем ведущий просит всех участников под­нять листы с выполненным заданием, проходя по кругу, сверить их с эталоном. (Возможный вариант: ведущий закрепляет эталон на доске (блокноте)). Тогда каждый участник сам срав­нивает свою работу с эталоном).  После выполнения упраж­нения участники обсуждают, точно ли ими вы­полнена инструкция водящего. Как правило, большинство участников допускают ряд ошибок. В этом случае группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует четкую, лаконичную инструкцию.
          6. Памятка для родителей гиперактивных детей.
  • Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
    1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
    2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет”, "нельзя”, "прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
    3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
      • Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
        1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
        2. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
        3. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
          • Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
            1. И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
  1. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что "Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).
           Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.
          Подведение итогов, рефлексия:
Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным.
 
Конспект практического занятия «Я злюсь, когда…»
Задачи:
  • осознание состояния агрессии и гнева, 
  • отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева,
  • проигрывание различных эмоций и состояний.
Ход занятия
  • Упражнение «Комплименты»
Цель: снятие напряжения, сплочение группы.
       Участники мероприятия становятся в круг. Каждый участник называет свое имя и приветствует рядом стоящего жестом, словами и говорит комплимент.
  • Упражнение «Связующая нить»
Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.
       Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, говорит: «Я злюсь, когда меня отвлекают от важной работы» и   передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, говорит тоже самое,  только свою версию, почему он злится, и передает клубок следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Ведущий говорит: «слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире, и у нас одни проблемы на всех, которые мы и будем решать вместе».
  • Упражнение «Представь себя…»
Цель: создание позитивного настроения, сплочения группы, развитие наблюдательности, раскованности, способности к самовыражению, возможности посмотреть на себя со стороны.
       Участники образуют большой круг. Каждый участник,  по очереди выходит в центр (придумывает заранее. От лица, какого героя фильма, сказки, литературного произведения он будет действовать) и называет это имя.
       Например: «Я – Золушка», «Я – Робин Гуд». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза. Человек, чье имя названо. Наблюдает за этим процессом со стороны.
  • Танец свободы и победы  «Святой Георгий»
Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению. Сплочению группы.
       Это древний танец, в котором стоящие участники группы «убивают» вообразимым копьем представленного в центре круга дракона (змея. Противника…). При этом благодаря эффекту группой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины,  за проявленную агрессию служит другой повторяемый элемент танца  - танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что «убили дракона». При выражении радости каждый проявляет свои чувства свободно. Как хочет и как может.
 
 
  • Игра «Толкалки»
Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, отработка навыков самоконтроля игры по правилам, снятие напряжения, расширение контакта в группе.
      Упражнение выполняется в парах. По знаку ведущего участники попарно упираются  друг в друга в ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Ведущий следит за тем за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.
       Постепенно можно ввести новые варианты игры. Например, участники, взявшись за руки, тянут напарника на себя.
  • Игра «дракон кусает свой хвост»
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
       Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона».
«Голова» дракона пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий следит, чтобы участники не опускали друг друга.
  • Игра «Ворвись в круг»
Цель: снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях. Развитие групповой сплоченности.
       Участники встают в круг и крепко держатся за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему удается, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.
       Ведущий следит за тем, чтобы никому не причинили боли, чтобы была предоставлена возможность собственными силами  проникнуть в круг.
        После выполнения упражнения обязательно обсуждение.
- что вы чувствовали, когда были частью круга?
-  что вы чувствовали, когда пытались проникнуть в круг?
- что вы чувствовали, когда проникли в круг?
  • Упражнение «Баржа»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.
      Участники встают в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, то есть «грузят баржу». Называют все, что может чувствовать  и переживать человек, например радость, грусть, злость, счастье….
  • Презентация «Игра без правил»
Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки.
      Тема упражнения «Я злюсь и раздражаюсь, когда …». В данном задании важно искренне, честно и открыто высказать свои чувства, посмотреть на себя глазами другого.
  • Упражнение «Только  вместе»
Цель: Физический контакт. Возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.
       Участникам нужно разбиться на пары, встать спина к спине и попробовать медленно. Не отрывая своей спины от партнера, сесть на пол. И точно так же встать. Поменяться парами. После игры обсуждение:
- что было самым трудным  в этом упражнении?
- с кем вставать и садиться было легче всего?
  • Рефлексия «Колокол»
Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
       Участники становятся в круг, поднимая поочередно правую и левую руки, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «БОМ!» и синхронно с силой бросают руки вниз.
       На вдохе поднимают руки. На выдохе произносят «БОМ» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз.
      Подведение итогов, рефлексия.
 
Семинар практикум для родителей  «Играя, обучаем вместе»
Задачи:
  • обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми,
  • повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
показать родителям значимость игры для полноценногоэмоционального развития ребенка.
научитьуправлять ребенком с помощью игры;
показать необходимость совместнойобучающей деятельности родителей и детей;
обучение практическим приемамформирования навыков сотрудничества с детьми,
Предварительная работа:
  • В группе оформить с детьми приглашения для родителей
  • Оформить плакаты «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
  • Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность»
  • Магнитофонная запись  ответов родителей других групп на тему: «Нужно ли руководить играми детей?»
  • Магнитофонная запись ответов детей на  вопросы:
    • Вы любите играть?
    • В какие игры играете дома?
    • У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
    • Играют ли с вами взрослые? Кто?
    • Как бережёте игрушки?
 
Ход семинара.
(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л.  Дербенёва)
Вступление:
       Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
       «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Основная часть:    
1. Приветствие-разминка.
       Упражнение «Настроение». Участники по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты), например: «Меня зовут Лилия Вениаминовна, у меня сегодня радостное настроение, я готова к общению  с вами» (улыбается, разводит руками, выражая доброжелательность и открытость).
        Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет об игре.
2. Демонстрация мультфильма «Маша и медведь» (при наличии видеооборудования).
       Для создания настроения и актуализации темы семинара вниманию участников представляется фрагмент любой серии мультфильма «Маша и медведь».
3. Беседа «Игры нашего детства». 
       После просмотра фрагмента мультфильма родителям предлагается поделиться своими впечатлениями и вспомнить, в какие игры они играли в детстве. Ведущий также может поделиться собственным опытом или привести примеры из литературы, например прочитать стихотворение «Страна кровати» Роберта Льюиса Стивенсона (перевод В. Брюсова).
Когда я много дней хворал,
На двух подушках я лежал,
И чтоб весь день мне не скучать,
Игрушки дали мне в кровать.
Своих солдатиков порой
Я расставлял за строем строй,
Часами вёл их на простор
По одеялу, между гор.
Порой пускал я корабли;
По простыне их флоты шли;
Брал деревяшки иногда
И всюду строил города.
А сам я был как великан,
Лежащий над раздольем стран
Над морем и громадой скал
Из простыни и одеял.
 4. Прослушивание магнитофонной записи с ответами детей на вопросы.
• Вы любите играть?
• В какие игры играете дома?
• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
• Играют ли с вами взрослые? Кто?
• Как бережёте игрушки?
      Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Поэтому наша задача – направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать друг другу, учится терпимости к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить.         Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, «казаки-разбойники», бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости?
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз ...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится. Но может быть и, наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
5. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»
  • прослушивание магнитофонной записи с ответами родителей других групп.
  • вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?
Обобщение педагогом:
       Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
       В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.
Наверное, многие родители, хотели бы  иметь какой – то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни доказано, что процесс воспитания зависит не только от родителей. На него не малое воздействие оказывают и сами дети своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, взаимодействие детей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения.
Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения малыша. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся,  поиграем и почувствуем, как в жизни помогают эмоции.
6. Игры и упражнения:
  • «Я и мое настроение»
Цель – развитие эмоционально-личностной сферы, расширение словарного запаса игроков.
В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя  и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию). Например:
Веселый - грустный;
Добрый – злой;
Молчаливый – общительный. И т.д.
Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.
  • «Знакомство с друзьями».
  • – формировать умение устанавливать доверительные отношения между людьми в атмосфере сотрудничества.
Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. Можно рассказать о любимых домашних делах, хобби и т.д.
  • «Построй в темноте»
  • - развитие произвольного внимания, сосредоточения.
Приготовьте для игры 10–12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился.
  • «Запомни звуки»
Цель – формировать умение концентрировать внимание, развивать слуховую память.
Для игры необходима коробка с различными предметами, звучание которых хорошо знакомо всем (дудочка, барабан, погремушка, деревянные ложки, баночка с песком).
Задача играющих – угадать, какой предмет звучал. Звуки (ритмичный рисунок можно «зарисовывать», отстукивать, отхлопывать). Такая игра организует и увлекает, помогает управлять эмоциями.
  •  
  • – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.
Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка, и т.д. Когда темп замедлится, ведущий считает до трех: «Круглый раз, круглый два, круглый – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.
  • «Спичечный узор»
  • – развивать познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителем и ребенком.
Играющие берут три-пять спичек, бросают их на стол, запоминают узор и прикрывают его листом бумаги. После этого выкладывают узор по памяти и сравнивают с оригиналом.
  • «Давайте поздороваемся»
  • развитие и коррекция  невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.
Игроки хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:
1 хлопок – за руку;
2 хлопка – соприкоснувшись плечами;
3 хлопка – спинами.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст гиперактивному ребенкувозможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.
Существует много игр для коррекции агрессии.
  •  
  • – снять напряжение, развить коммуникативные навыки, поднять эмоциональный настрой участников группы.
       Все участники прикрепляют друг другу листок бумаги и рисуют на нем солнышко. А затем пишут пожелания друг другу на этом же листке.
7. Игра-задание
       Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
Вопросы:
  1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  2. Рассказываю о своих играх в детстве
  3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение:
       Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
8. Практикум Упражнение «Подарите нам игру!»
      Психолог предлагает участникам семинара научить друг друга какой-нибудь игре,  или самим придумать игру.  После нескольких игр объявляет о проведении в детском саду тематических пятниц «Мамины-папины игры»: перед тем как брать ребёнка домой, родителям предлагают поиграть со всеми детьми группы в какую-либо игру своего детства.
 Подведение итогов, рефлексия:
       Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.
       Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых  отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового умения, принимать активное участие в играх детей, принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке, организовать семейные экскурсии по интересам детей.  
Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным
      Раздаточная информация: Каждый участник получает раздаточный печатный буклет - памятку  «Поиграйте, родители с нами!» или «Как научить ребенка играть?». 
 
Литература
  1. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.,  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.—СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.—190., ил.
  2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.,  Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми.—СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.—136с.: ил.
  3. Смирнова Т.П., Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей. Серия «Психологический практикум».—Ростов н/Д: «Феникс», 2003.—160с.
  4. Романов А..А., Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей.—М.: Школьная Пресса. -  48 с.—(«Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 39).
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.—М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2000.—160 с. (В помощь психологу.)
  6. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Работа педагога-психолога В ДОУ: Методическое пособие.-М.: Айрис – пресс, 2005.- 384 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  7. Широкова Г.А. справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 384 с.
  8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: - М.: ВАКО, 2009.- 320 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  9. Елена Лютова-Робертс, Галина Монина. Статья № 23/2006 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Программа тренинга для родителей гиперактивных детей. «Учимся понимать своего ребенка».
  10. Материалы, находящиеся в свободном доступе интернет сайтах.
  11. Ссылка на сайт: психологический центр Адалин  (adalin.mospsy.ru)