Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность рода и семьи» Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс

МАОУ «Гимназия №6» г.Стерлитамак РБ

 

«Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Ценность рода и семьи»

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс

 

Степашина Елена Викторовна

учитель начальных классов

 

 

Предметные УУД. Определять решаемую проблему, поставленную задачу и формулировать цель своей деятельности, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения; углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об  этих понятиях; оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Метапредметные УУД.  Анализировать услышанную информацию, выделять в ней главное и формулировать своими словами; устанавливать причинно-следственные связи; участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы.
Личностные УУД. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации; воспитывать культуру речи.
Задачи:
-воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;
-учить дорожить близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;
-подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
-показать важность ценности семьи: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.
 
Основные термины и понятия: род, семья, родословная, нравственные отношения, ценности.
Оборудование: видеопроектор, презентация, музыкальные композиции (Л.Лещенко «Родительский дом»; Э.Пьеха «Семейный альбом»), ручки, листы бумаги(цветы), стихи на тему «Семья», рисунки-карточки фигурок людей(взрослых и детей), карточки со словами, иллюстрации родословного древа, толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний
      -Сегодня мы с Вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему. И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые с ним ассоциируются.
А что это за слово вы узнаете,  решив ребус ( на доске).
На доске изображены ребусы:
                                      
«СЕМЬЯ» (Слайд 1)
   - Какие слова возникли у вас, когда вы услышали слово «семья». У каждой группы есть 3 карточки на столе, на этих карточках  вы должны написать по1 слову. (Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, любовь, терпение, доброта, понимание, верность, уважение, праздник…)
     Представители от группы выходят со своими карточками. Учитель вывешивает на доску слова-ассоциации.(только не повторяющиеся).
     -Давайте с помощью этих слов  попробуем составить определение слова «семья».(Семья – это…)
     -А где можно узнать более точное толкование этого слова? ( в словаре) Найдите, прочитайте. (Семья – группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей, сплоченных общими интересами.)
     -Как вы запомнили – что такое «Семья»? - (родственники, которые вместе живут).
    Слайд 2.  Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.
III.  Работа по теме
1. Осознание понятий «род», «семья», «родословная»
     -А теперь ребята я предлагаю каждому из вас составить образ своей семьи.
Самостоятельная работа детей. Слайд 3.
     -У каждого на парте заготовка цветка. На лепестках цветка подпишите имена членов вашей семьи. А затем мы  разместим ваши цветы-семьи  на нашей полянке. (Один ученик клеит цветок на полянку)
    - Ребята, а может ли 1 семья существовать отдельно от других людей? Почему?
      Давайте поместим все цветы на полянку.
     -Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
            Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.
            Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
 Фигурки  людей на доске или на слайде показывают все действия.   Слайд 4
  Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья (обвести все в круг). Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы:  следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
            И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
       -Мы подошли к теме нашего урока «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность рода и семьи».   Слайд 5.
      - Слово «семья» мы уже рассмотрели. А что же такое род? А от какого слова оно произошло?  (родить, родители). Демонстрация на слайде.  Слайд 6
    -Сначала жили прапрабабушки и прапрадедушки. Они были родителями кого? (прабабушки и дедушки) и т.д. Ребята, а вся эта цепочка и есть  «род» (всплывает слово), т.е. линия, соединяющая поколения родственников.
     -Сейчас мы своими словами объяснили понятие род.  А есть научное толкование этого слова. Где мы его можем  найти? ( в словаре).  Найдите.
Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка.
    - Ребята как вы поняли, что такое род?
2. Знакомство с генеалогическим древом
     - В современном обществе сейчас нет такого обычая, чтобы все жили вместе, т.е. дети живут отдельно от родителей и создают свои семьи. Но каждый культурный человек  не должен забывать свои корни, должен знать свою родословную.
     -К этому уроку вы должны были подготовить свое родословное дерево и рассказать по нему, давайте посмотрим, что у вас получилось – насколько вы знаете свою родословную.
На доску вывешиваются деревья.
      -Посмотрите сколько среди нас ребят, которых можно назвать культурными, образованными, воспитанными.
Физкультминутка «Аплодисменты».   Слайд 7
Встаньте те - кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!  
3. Понятие о семейных ценностях.
Групповая работа. Строительство дома из основных понятий на парте (на столе разложены основные семейные ценности)
     -А теперь давайте поговорим о том, какая должна быть семья. Выберите из слов, лежащих у вас в конверте, те, которые на ваш взгляд, правильно описывают отношения в семье. Для того, чтобы предложить свое слово, вы должны посоветоваться в группе, обсудить. Затем выходит 1 представитель от группы к доске, объясняет, почему группа выбрала именно то или иное понятие и прикрепляет карточку.
Любовь, дружба, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.
- Может ли семья быть счастливой, если будет держаться на этих ценностях? (да).
Учитель сверху ставит крышу домика с названием «семья».
     -Есть пословица. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Если жить вместе, с такими отношениями, дружно – то это будет самая-самая крепкая семья. Слайд 8
Закрепление.
     - Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
( В какой-то степени можно.)  Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение, забота  и взаимопонимание.
Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 9.
     У каждого из вас лежат карточки 3 цветов. Если вы все поняли и можете  об этом рассказать – то приготовьте красную карточку. Если вы все поняли, но рассказать об этом затрудняетесь – то приготовьте зеленую карточку, если вы до конца не поняли материал урока – то выберите желтую карточку.
     -А теперь покажите, какой цвет вы выбрали.
     -Молодцы. Спасибо за урок.
Домашнее задание. Слайд 10
Составить кроссворд про семью, используя как можно больше тех слов, которые мы использовали на уроке
 
Литература:
  1. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. Энциклопедия слов. – М.: Гардарики, 2001
  2. Бунеев Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлева И.И.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. – М.:Баласс, 2014
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы:справочные материалы для общеобразовательных учреждений./ под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.:Просвещение, 2010