Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Героизм во имя сохранения традиций предков.
МБОУ СОШ № 95 города Нижний Тагил Свердловской области
Воробьева Наталья Юрьевна
Тема: Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Героизм во имя сохранения традиций предков.
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; углубить знания о литературной балладе; показать героический характер баллады «Вересковый мед»; совершенствовать умения и навыки анализа поэтического текста; работать над выразительным чтением.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве Р.Л.Стивенсона, содержания и героев баллады «Вересковый мед»; владение элементами анализа текста; умение сопоставлять литературные произведения.
Оборудование: презентация к уроку: фотография вереска, портрет Стивенсона, кластер, технология написания синквейна и др., видеоурок
СЛАЙД №1
1)Актуализация опорных знаний
- Что такое баллада?
- К какому роду литературы она относится?
- С какими балладами вы уже знакомы?
- Какие произведения Р.Л.Стивенсона вы читали?
- Какие его произведения экранизированы?
СЛАЙД №2
СЛАЙД №3
2)Мотивация учебной деятельности
- «Кластер»
- Построить кластер ассоциаций к слову ГЕРОИЗМ
- Запись на доске, проверка
- Как вы думаете, как это понятие будет связано с нашим уроком?
- Важно ли в каком веке и в какой стране был проявлен героизм? Изменится ли к героическому поступку отношение от этого?
3)Постановка цели и задач урока
СЛАЙД №4
4)Работа над темой урока
1.Беседа
- Название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться, - «Вересковый мед». Какое настроение, эмоции будит в вас это название?
- Как оно может быть связано с понятием «героизм», соединив мысленно название произведения, жанр и понятие «героизм».
- Что такое ВЕРЕСК?
2.«Уголок юного ботаника»
- Вереск – это низкий вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.
- Продемонстрировать фотографию вереска
СЛАЙД №5
3.Выразительное чтение и анализ баллады «Вересковый мед»
- Кратко перескажите содержание баллады
- Какие приметы жанра баллады есть в этом произведении? (героический характер произведения, неординарность героев, легендарный сюжет, необычный пейзаж, диалог, эмоциональное сочувствие автора)
- Каким мы видим главного героя?
- Почему старый шотландец не раскрыл королю тайну верескового меда?
- Почему свою тайну он называет святой?
- Почему он пошел на убийство сына? Чего он боялся? (Что сын не выдержит пыток и выдаст тайну, в этом вопросе важно показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора, перед которым порой ставит человека жизнь, трагизм этого выбора)
- Как описана жестокость короля?
- Почему автор изобразил гордый народ карликами, гномами? Как себя чувствуют люди перед более сильными, имеющими власть? (Маленькими, беспомощными)
- Уверен ли король, что ему удастся завладеть секретом? (Нет, поэтому и злится)
- Что для старого медовара оказалось важнее смерти? (Не выдать традиции предков жестоким чужакам, которые не пощадили весь его народ)
4.Слово учителя о Р.Л.Стивенсоне
- Обычно мы знакомимся с биографией и творчеством писателя до изучения произведения. Но сегодня, мне показалось, будет важнее сделать наоборот.
- Как вы считаете, каким был автор этого произведения по характеру, какова была его жизнь, почему он написал такое произведение?
- Для российского читателя имя Роберта Льюиса Стивенсона связано прежде всего с его приключенческим романом «Остров сокровищ». Эта книга очень популярна и любима нашими читателями, она выдержала десятки изданий, по ее мотивам сняты известные художественные и мультипликационные фильмы.
- Давайте познакомимся с биографией и творчеством писателя, еще раз подумаем о прочитанной балладе, просмотрев видеоурок (7 минут 16 секунд)
Текст видеоурока:
Роберт Льюис Стивенсон
13 ноября 1850 года в Эдинбурге, культурном и политическом центре Шотландии, родился писатель Роберт Стивенсон. Его отец и дед были инженерами, строили маяки. Наверное, поэтому Роберт очень любил море. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях.
На третьем году жизни он перенес болезнь, по определению врачей, это был круп, и последствия заболевания оказались непоправимыми. Луис страдал тяжелым недугом, его часто лихорадило, он задыхался, страшный кашель в долгих приступах сотрясал его хилое тело, внешний облик его изменился, и метафорическое выражение "худой, как щепка" точно подходило ему.
Болезнь ограничивала и делала односторонним жизненный опыт Стивенсона. "Детство мое, - вспоминал он, - сложная смесь переживаний: жар, бред, бессонница, тягостные дни и томительно долгие ночи. Мне более знакома "Страна Кровати", чем зеленого сада". В ответ на упрек, почему он воспевает светлые стороны жизни, избегая теневых, он отвечал, что невольно отворачивается от всего болезненного, не желая ворошить пережитые печали. Нормально учиться Стивенсону не пришлось. В школу он пошел рано, c шести лет, но систематических занятий выдерживать не мог. Частые пропуски, переезды, недостаток прилежания не способствовали успехам. Даже читать он научился не сразу, а когда научился, увлекся чтением, открыв еще одну страну - "Страну Книг".
Отец Стивенсона рассчитывал, что его сын продолжит семейную традицию и станет инженером - строителем маяков. В семнадцать лет, согласившись с желанием отца, Луис поступил в Эдинбургский университет. Курс наук сочетался с практикой на строительных площадках, и Луис не без удовольствия принимал в ней участие. Однажды, это тоже входило в программу практических занятий, он в скафандре спускался на морское дно, чтобы изучить рельеф скалы, выбранной для постройки маяка. Но спустя некоторое время будущий писатель заявил, что строителем маяков он не будет и мысль о профессии инженера оставляет навсегда.
Тогда же было решено, что Луис станет адвокатом, он надеялся, что занятия адвокатурой оставят довольно свободного времени для занятий литературных.
В 23 года он прославился как писатель. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон боролся за выбранную еще в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь. Врач прописывал Роберту покой, однако писатель нарушал предписания - плавал на каноэ, пешком путешествовал по Европе и Америке, плавал по южным морям и даже построил дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовала история его родины - Шотландии.
Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.
Он написал много интересных произведений: приключенческий роман «Остров сокровищ», который принёс автору мировую славу, романы «Черная стрела», «Похищенный», балладу «Вересковый мед». Баллада «Вересковый мёд» родилась в Шотландии в 1875 году.
Баллада - это лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера, в котором явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора, бывают баллады народные и литературные.
Родина героев баллады «Вересковый мёд» - Шотландия. Здесь можно увидеть горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А ещё в Шотландии холодная погода, которая закалила местных жителей. Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди.
Своё название Шотландия получила после того, как туда переселились жители Ирландии, которые в латинской традиции назывались скоттами. Кроме скоттов территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов, которые относятся к древнейшим народам Шотландии. В начале IХ века они были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними, образовав новую национальность - шотландцев.
В основу баллады Стивенсона «Вересковый мёд» легло горестное событие – война, во время которой были покорены племена пиктов.
Вереск, который не боится ни холода, ни cнега, ни ветра, – растение пиктов, их жизнь, и эти маленькие и трудолюбивые люди мужественно защищали свою родную землю.
Это была война не на жизнь, а на смерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.
По приказу безжалостного короля-завоевателя пиктов согнали с их земли и всех убили. Но король всё ещё недоволен, ведь он так и не узнал секрета изготовления прекрасного напитка.
Узнать рецепт король может только у последних оставшихся в живых пиктов – старика и его сына. Но и угроза пыткой не испугала старика и юношу, они молчат. Старик просит врагов убить сына, понимая, что у молодого человека может не хватить сил вынести пытки. Старика теперь ждёт смерть на костре, но тайну он так и не выдаст, ведь
Из вереска напиток
Забыт давным-давно...
Для пиктов вереск – это не просто напиток, это традиция предков. Выдать секрет – значит предать свой народ, родину. Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Они погибли непокоренными, непобежденными.
Отметим черты баллады в «Вересковом меде»:
- исторический сюжет
- трагический эпизод в истории войны – смерть последних пиктов
- элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями
- характеры героев раскрываются в драматическом диалоге
- эмоциональное сочувствие автора
- пейзажный зачин и пейзажная концовка
О чём заставляет задуматься баллада Стивенсона? О том, как сложна и противоречива жизнь, как трагичен выбор, перед которым порой жизнь ставит человека, о таких пороках, как жестокость, гнев, злоба и о том, к чему они могут привести.
А память о мужественных и смелых пиктах продолжает жить в сердцах людей...
5)Рефлексия
- Ознакомившись с биографией писателя, скажите, почему он написал такое произведение, как «Вересковый мед»?
- Какова в произведении позиция автора? Как и где она проявляется?
- Какие человеческие качества прославляются в этой балладе?
6)Самостоятельная работа
СЛАЙД № 6, 7 (Перед небольшой самостоятельной работой вспомнить технологию написания синквейна)
- Составьте синквейн о старике-медоваре (на отдельных листочках 5-8 минут)
7)Домашнее задание на выбор:
- Составить кроссворд по балладе «Вересковый мед»
- Приготовить выразительное чтение баллады (или отрывка) наизусть