Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Героизм во имя сохранения традиций предков.

МБОУ СОШ № 95 города Нижний Тагил Свердловской области

Воробьева Наталья Юрьевна

Тема: Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Героизм во имя сохранения традиций предков.

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; углубить знания о литературной балладе; показать героический характер баллады «Вересковый мед»; совершенствовать умения и навыки анализа поэтического текста; работать над выразительным чтением.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве Р.Л.Стивенсона, содержания и героев баллады «Вересковый мед»; владение элементами анализа текста; умение сопоставлять литературные произведения.

Оборудование: презентация к уроку: фотография вереска, портрет Стивенсона, кластер, технология написания синквейна и др., видеоурок

СЛАЙД №1

1)Актуализация опорных знаний

  • Что такое баллада?
  • К какому роду литературы она относится?
  • С какими балладами вы уже знакомы?
  • Какие произведения Р.Л.Стивенсона вы читали?
  • Какие его произведения экранизированы?

СЛАЙД  №2

СЛАЙД №3

2)Мотивация учебной деятельности

  1. «Кластер»
  • Построить  кластер ассоциаций к слову ГЕРОИЗМ
  1. Запись на доске, проверка
  • Как вы думаете, как это понятие будет связано с нашим уроком?
  • Важно ли в каком веке и в какой стране был проявлен героизм? Изменится ли к героическому поступку отношение от этого?

3)Постановка цели и задач урока

СЛАЙД №4

4)Работа над темой урока

1.Беседа

  • Название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться, - «Вересковый мед». Какое настроение, эмоции будит в вас это название?
  • Как оно может быть связано с понятием «героизм», соединив мысленно название произведения, жанр и понятие «героизм».
  • Что такое ВЕРЕСК?

2.«Уголок юного ботаника»

  • Вереск – это низкий вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.
  • Продемонстрировать фотографию вереска

СЛАЙД №5

3.Выразительное чтение и анализ баллады «Вересковый мед»

  • Кратко перескажите содержание баллады
  • Какие приметы жанра баллады есть в этом произведении? (героический характер произведения, неординарность героев, легендарный сюжет, необычный пейзаж, диалог, эмоциональное сочувствие автора)
  • Каким мы видим главного героя?
  • Почему старый шотландец не раскрыл королю тайну верескового меда?
  • Почему свою тайну он называет святой?
  • Почему он пошел на убийство сына? Чего он боялся? (Что сын не выдержит пыток и выдаст тайну, в этом вопросе важно показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора, перед которым порой ставит человека жизнь, трагизм этого выбора)
  • Как описана жестокость короля?
  • Почему автор изобразил гордый народ карликами, гномами? Как себя чувствуют люди перед более сильными, имеющими власть? (Маленькими, беспомощными)
  • Уверен ли король, что ему удастся завладеть секретом? (Нет, поэтому и злится)
  • Что для старого медовара оказалось важнее смерти? (Не выдать традиции предков жестоким чужакам, которые не пощадили весь его народ)

4.Слово учителя о Р.Л.Стивенсоне

  • Обычно мы знакомимся с биографией и творчеством писателя до изучения произведения. Но сегодня, мне показалось, будет важнее сделать наоборот.
  • Как вы считаете, каким был автор этого произведения по характеру, какова была его жизнь, почему он написал такое произведение?
  • Для российского читателя имя Роберта Льюиса Стивенсона связано прежде всего с его приключенческим романом «Остров сокровищ». Эта книга очень популярна и любима нашими читателями, она выдержала десятки изданий, по ее мотивам сняты известные художественные и мультипликационные фильмы.
  • Давайте познакомимся с биографией и творчеством писателя, еще раз подумаем о прочитанной балладе, просмотрев видеоурок (7 минут 16 секунд)

Текст видеоурока:

Роберт Льюис Стивенсон

13 ноября 1850 года в Эдинбурге, культурном и политическом центре Шотландии, родился писатель Роберт Стивенсон.  Его отец и дед были инженерами, строили маяки. Наверное, поэтому Роберт очень любил море. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях.

На  третьем году жизни он перенес болезнь,  по  определению  врачей,  это  был  круп,  и последствия  заболевания  оказались  непоправимыми.  Луис  страдал   тяжелым недугом, его часто  лихорадило,  он  задыхался,  страшный  кашель  в  долгих приступах  сотрясал  его  хилое  тело,  внешний  облик  его   изменился,   и метафорическое выражение "худой, как щепка"  точно  подходило  ему.

Болезнь ограничивала и делала односторонним жизненный опыт  Стивенсона. "Детство мое, - вспоминал  он,  -  сложная  смесь  переживаний:  жар,  бред, бессонница, тягостные дни  и  томительно  долгие  ночи.  Мне  более  знакома "Страна Кровати", чем зеленого сада". В ответ на упрек, почему он  воспевает светлые  стороны  жизни,  избегая  теневых,   он   отвечал,   что   невольно отворачивается от всего болезненного, не желая ворошить пережитые печали.     Нормально учиться Стивенсону не пришлось. В школу он пошел рано,  c шести лет,  но  систематических  занятий  выдерживать  не  мог.  Частые  пропуски, переезды,  недостаток  прилежания  не  способствовали успехам.  Даже читать он научился не сразу, а когда научился, увлекся чтением,  открыв  еще одну страну - "Страну Книг".

Отец Стивенсона рассчитывал, что его сын продолжит семейную традицию  и станет инженером - строителем маяков. В семнадцать лет, согласившись с желанием отца, Луис поступил в Эдинбургский университет. Курс наук сочетался с практикой на строительных площадках,  и  Луис  не  без удовольствия принимал в ней участие. Однажды, это тоже входило  в  программу практических занятий, он в скафандре спускался на морское дно, чтобы изучить рельеф скалы, выбранной для постройки маяка. Но спустя некоторое время будущий писатель заявил, что строителем маяков он  не  будет  и  мысль  о  профессии  инженера  оставляет навсегда.

Тогда же было решено, что Луис станет адвокатом, он надеялся, что занятия адвокатурой оставят  довольно  свободного  времени для занятий литературных.

В 23 года он прославился как писатель.  Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон боролся за выбранную еще в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь. Врач прописывал Роберту покой, однако писатель нарушал предписания - плавал на каноэ, пешком путешествовал по Европе и Америке, плавал по южным морям и даже построил дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовала история его родины -  Шотландии.

Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.

Он написал много интересных произведений: приключенческий роман «Остров сокровищ», который принёс автору мировую славу, романы «Черная стрела», «Похищенный», балладу «Вересковый мед».  Баллада «Вересковый мёд» родилась в Шотландии  в 1875 году.

Баллада - это лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера, в котором явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора, бывают баллады народные и литературные.

Родина героев баллады «Вересковый мёд» - Шотландия.  Здесь можно увидеть горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А ещё в Шотландии  холодная погода, которая закалила местных жителей. Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. 

Своё название Шотландия получила после того, как туда переселились жители Ирландии, которые в  латинской традиции назывались скоттами. Кроме скоттов территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов, которые относятся к древнейшим народам Шотландии. В начале IХ века они были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними, образовав новую национальность - шотландцев.

В основу баллады Стивенсона «Вересковый мёд» легло горестное событие – война, во время которой были покорены племена пиктов.

Вереск, который не боится ни холода, ни cнега, ни ветра, – растение пиктов, их жизнь, и эти маленькие и трудолюбивые люди мужественно защищали свою родную землю.

Это была война не на жизнь, а на смерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.

По приказу безжалостного короля-завоевателя пиктов согнали с их земли и всех убили. Но король всё ещё недоволен, ведь он так и не узнал секрета изготовления прекрасного напитка.

Узнать рецепт король может только у последних оставшихся в живых пиктов – старика и его сына. Но и угроза пыткой не испугала старика и юношу, они молчат. Старик просит врагов убить сына, понимая, что у молодого человека может не хватить сил вынести пытки. Старика теперь ждёт смерть на костре, но тайну он так и не выдаст, ведь

 

Из вереска напиток

Забыт давным-давно...

 

Для пиктов вереск – это не просто напиток, это традиция предков. Выдать секрет – значит предать свой народ, родину. Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Они погибли непокоренными, непобежденными.

Отметим черты баллады в «Вересковом меде»:

  • исторический сюжет
  • трагический эпизод в истории войны – смерть последних пиктов
  • элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе  с героями
  • характеры героев раскрываются в драматическом диалоге
  • эмоциональное сочувствие автора
  • пейзажный зачин и пейзажная концовка

О чём заставляет задуматься баллада Стивенсона? О том, как сложна и противоречива жизнь, как трагичен выбор, перед которым порой жизнь ставит человека, о таких пороках, как жестокость, гнев, злоба и о том, к чему они могут привести.

А память о мужественных и смелых пиктах продолжает жить в сердцах людей...

 

5)Рефлексия

  • Ознакомившись с биографией писателя, скажите, почему он написал такое произведение, как «Вересковый мед»?
  • Какова в произведении позиция автора? Как и где она проявляется?
  • Какие человеческие качества прославляются в этой балладе?

6)Самостоятельная работа

СЛАЙД № 6, 7 (Перед небольшой самостоятельной работой вспомнить технологию написания синквейна)

  • Составьте синквейн  о старике-медоваре (на отдельных листочках 5-8 минут)

7)Домашнее задание на выбор:

  • Составить кроссворд по балладе «Вересковый мед»
  • Приготовить выразительное чтение баллады (или отрывка) наизусть

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ВИДЕОУРОК