Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Резьба по дереву» творческой мастерской   «Резьба по дереву»

МБУ ДО "Солонешенский Центр детского творчества" Солонешенского района Алтайского края 

«Резьба по дереву»

творческой мастерской   «Резьба по дереву»

Далгаймер Владимир Робертович 

педагог дополнительного образования 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дерево -  самый доступный и любимый  вид материала для изделий декоративно-прикладного творчества, в частности, для резьбы по дереву. Красота текстуры, легкость в обработке, теплота, пластические свойства ценилось и в давние времена.  Для  различных видов резьбы по дереву  могут применяться разнообразные  древесные породы: липа, осина, ольха, береза, сосна,  ель, лиственница, ясень, кедр.

  Дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву» относится к художественной направленности  и является модифицированной, адаптированной  к местным условиям. Составлена на основе программы  С.А Волкова: Программа мастерской «Художественная обработка древесины» Центр дополнительного  образования. Разработанная в соответствии с методическими рекомендациям по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (Приказ Главного управления  образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г № 535

Программа составлена с учетом профильного коллектива. Состав творческой мастерской соответствует сроку реализации программы. Набор производится  по желанию детей. Форма занятий коллективная, в сочетании с индивидуальной. Программа предусматривает  трехгодичный курс обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество обучающихся в группах соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Адаптированная образовательная программа за период обучения предполагает освоение нескольких видов  резьбы по дереву:

- контурной;

- геометрической (трехгранно-выемчатой);

- плоско-рельефной, рельефной;

- кудринской;

- резьбы «Татьянка».

Актуальность

Программа «Резьба по дереву» очень актуальна, т.к. успешно решает проблему занятости подростков, в основном мальчиков, во внеурочное время.

Педагогическая целесообразность Художественной резьбой по дереву человек занимался еще в далекой древности. Он считал, что дерево является посредником между человеком и солнцем, символом благополучия, здоровья, долголетия и счастья. Создавая предметы из дерева, человек старался показать природную красоту этого удивительного материала. В наше время данный вид искусства находит свое применение в украшениях дач, беседок, в изготовлении деревянной утвари для дома и кухни – салфетниц, конфетниц, кухонных наборов, хлебниц, подсвечников, шкатулок, скамеек и многого другого, служащего украшением любой квартиры или дачи. Работа с деревом может стать делом жизни человека, любимым и увлекательным занятием, которое поможет сделать необходимые которое поможет сделать необходимые вещи, украсить дом, сохранить бюджет семьи. Подросткам 10 -15 лет полезны занятия с чередованием деятельности. Занятия резьбой по дереву именно таковы, так как в процессе работы технические операции при пользовании инструментами перемежаются с поисками оригинальных декоративных форм, приёмов выполнения. В результате перемены видов деятельности на разных этапах создания изделий подросток испытывает духовное удовлетворение и радость. Работая с инструментами и деревом, обучающиеся имеют возможность развиваться как духовно, так и физически. Занятия резьбой по дереву очень увлекательны. В процессе обучения у подростков появляется уверенность в своих возможностях, развиваются навыки работы с инструментами, навыки в области графической грамоты, активизируются внимание, память, вырабатывается чувство материала, воспитывается эстетический вкус. Создание собственных произведений дает обучающимся возможность развивать творческое воображение и дизайнерские навыки. При работе с подобным материалом дети имеют возможность соприкоснуться с миром природы, осознать его значимость в своей жизни, научиться его беречь. В этом заключается важная воспитательная функция данного вида деятельности.

Основные методы работы на занятиях: словесные, наглядные, практические.  

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:   развитие личности ребенка, способной к творческому самовыражению через овладение основами навыков резьбы по дереву

ЗАДАЧИ:

Образовательные:  сформировать систему знаний, умений, навыков по основам резьбы по дереву

·  научить самостоятельно разрабатывать эскизы и выполнять по ним

· качественные изделия из дерева;  познакомить с различными видами древесины, используемой при

· изготовлении изделий и ее свойствами;  обучить безопасным приемам работы и правилам личной гигиены.

 Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, а также уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
  •  развивать художественный вкус и уважение к народным традициям в искусстве; 
  • формировать бережное отношение к природе.

 Развивающие:

  • Развивать  формировать познавательные интересы;
  •   развивать техническое мышление, пространственное воображение;
  •   развивать интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности,  способствовать развитию внимательности и наблюдательности через освоение навыков резьбы по дереву

Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы:

 Работа по данному курсу ведется с 1993 года. Он разработан с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 10 – 15 лет и направлен на углубление и расширение знаний по художественной обработке дерева. Как показывает практика, обучающиеся получают знания, умения и навыки не только по обработке и отделке материалов, но и учатся организовывать выставки, используя различные формы представления работ. Учатся критически относиться к своим проектам, что формирует объективную самооценку, которая необходима в жизни. Содержание теоретического обучения предусматривает знакомство обучающихся с художественной обработкой материалов, основами композиции, с народными русскими промыслами. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с литературными и иллюстративными материалами, раскрывающими историю художественных промыслов, творчество народных мастеров. Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых обучающиеся  создают собственные композиции художественных изделий. Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного) правильного и безопасного выполнения работ, бережного отношения к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. Творческий процесс по созданию резных изделий носит воспитывающий и обучающий характер, позволяет обучающимся в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Занимаясь резьбой, обучающиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике. В программе уделяется особое внимание формированию у обучающихся общей культуры труда. Она рассчитана на овладение технологическими приемами и навыками при выполнении рабочих чертежей, прорисовки эскизов, создания изделий и их декоративного оформления художественной резьбой. Программа нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности, предусматривает приобщение обучающихся к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой они живут, учатся.

Форма обучения – очная. Формы проведения занятий – аудиторные. Формы занятий: занятия в объединениях могут проводиться по группам или индивидуально.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Обучающиеся, освоившие программу «Резьба по дереву» приобретают следующие личностные, метапредметные и образовательные результаты:

Личностные результаты:

  • создание устойчивой мотивации к ручному труду в технике резьбы по дереву;
  •   проявление необходимых качеств личности для художественно-творческой деятельности: трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность художественный вкус;  стремление активно участвовать в творческих конкурсах и выставках;
  •   полноценное усвоение знаний и умений, предложенных для изучения по программе; 
  • проявление уважительного отношения к труду, бережного отношения к природе и народным традициям в искусстве 
  • ранняя профилизация

 Метапредметные результаты:

  • стойкий интерес к познавательной деятельности;
  •   самостоятельность получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
  •  умение активно участвовать в индивидуальной и коллективной деятельности;
  •   умение продуктивно использовать техническое мышление, пространственное воображение в любой деятельности.

Предметные результаты:

 Знать/ понимать:

  • основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; 
  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  •  виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  •  профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, древесины, созданием изделий из них, получением продукции.
  •  Уметь:  рационально организовывать рабочее место;
  •   находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
  •  составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; 
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  •   выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  •  соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием.

Прогнозируемые результаты обучения по годам обучения.

 К концу 1 – ого года обучения обучающиеся должны:

знать

Уметь

  • Технику безопасности при работе с режущими инструментами. 
  • Названия и предназначение основных и вспомогательных инструментов.

 ·Правила и последовательность подготовки рабочего места к работе. 

·Особенности основного материала - древесины и ее свойства. 

  • Названия различных пород древесины

 ·Художественные и технологические особенности геометрической (двух-трехгранно-выемчатой) резьбы.

  •   Способы отделки изделий из древесины.
  •  Правила выполнения эскиза
  •   Правила составления композиции

 рисунка 

· Особенности построения геометрического узора.

  • Правила геометрического построения

 

  • Подготовить рабочее место к работе.
  •   Пользоваться основными и вспомогательными инструментами.
  •  Подготовить деревянную основу  под элементы геометрической резьбы.
  •  Выполнять правку режущего инструмента.
  •  Определять породу древесины и охарактеризовать ее свойства.
  •   Выполнять элементы резьбы двугранных, трехгранных выемок, скобчатых и миндалевидных углублений.
  •  Создавать несложные изделия в технике трехгранно-выемчатой резьбы
  • Выпиливать лобзиком

.·  Выполнять отделку изделий из древесины:

- Обработка напильниками.

 - шлифование наждачной шкуркой.

- Отбеливание.

 - Сборка изделия.

 - Склеивание древесины.

- Лакирование. 

  • Самостоятельно изготовить эскиз и изделие по этому эскизу
  •  Изготавливать изделие по готовому эскизу
  •  Выполнять задания по образцу.
  •   Сочетать различные узоры.

·  Создавать учебные проекты

 

К концу 2 – ого года обучения обучающиеся должны:

знать

уметь

·Технику безопасности при работе с режущими инструментами.

  • Историю развития обработки дерева.  Строение дерева. Физические и механические свойства.
  •  Способы обработки древесины ручным инструментом. 
  • Законы композиции.
  •   Приемы выполнения резьбы.

·  Правила заточки и правки инструментов.

  ·Последовательность отделки изделий.

.·Основные законы композиции

  • Правила составления геометрического узора. 

 

· Обрабатывать древесину ручным инструментом:

- пиление.

- строгание.

- долбление, резание, сверление.

- соединение элементов заготовок. 

·Самостоятельно разработать эскиз

 ·Изготовить различные изделия (шкатулка, солонка, наборы столовых досок, туалетная полка, полки под цветы и т.д.)

 ·Выполнять элементы резьбы и мотивы рисунка.  Использовать в работе компьютерную технику.

 · Исполнять по образцу декоративную резную композицию.

 ·Выполнять заточку и правку режущего инструмента

 · Выполнять различные орнаменты

 

К концу 3-его года обучения обучающиеся должны:

Знать

уметь

  • Технику безопасности при работе с режущими инструментами. Технику безопасности работы на токарном станке. 
  • Историю резьбы по дереву.

·  Особенности плоскорельефной и рельефной резьбы. 

·Рисунок волокон в зависимости от направления среза. 

·Особенности композиционного построения рельефной резьбы.

  • Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. 

·Правильность крепления заготовки на токарном станке.

  ·Приёмы точения цилиндрических, конических и фасонных поверхностей.  · Приёмы точения внутренних поверхностей.

  ·Способы украшения изделий резьбой, выточенных на токарном станке.

· Подготовить рабочее место к работе.

 ·  Подготовить древесный материал для работы.

 · Пользоваться инструментами для работы с рельефной резьбой и, при работе на токарном станке.

 · Выполнять резьбу в стиле плоскорельефной и рельефной резьбы, резьбы «Татьянка»

  · Создавать несложные композиции рельефной и плоскорельефной резьбы.  · Выполнять отделку изделия. 

· Подобрать материал для работы на токарном станке. 

· Пользоваться инструментами.

 · Устанавливать заготовку на токарном станке. 

· Точить различной формы изделия.

  • Точить внутренние поверхности. 

· Выполнять отделку изделий

Диагностика результатов освоения программного материала проводится по трем уровням (высокий, средний, минимальный), по полугодиям и по двум показателям: 

· Теоретические знания и владение специальной терминологией 

· Практическая подготовка, включающая в себя:

- Практические умения и навыки, предусмотренные программой.

- Владение специальным оборудованием и оснащением

- Творческие проявления

- Навыки соблюдения в процессе деятельности правил Т/Б

- Аккуратность выполнения

 - Самостоятельность применения приемов работы

Формы и порядок подведения промежуточной и итоговой аттестации

  • В течение всего периода обучения в данном детском объединении организуются промежуточные выставки выполненных подростками работ. Систематически обучающиеся участвуют районных и краевых выставках - конкурсах.
  • Для проверки освоения теоретических знаний, в течение всего года после изучения каждой темы, педагог проводит устный опрос.  (Приложение 4)
  • Наблюдение за развитием умений и навыков каждого ребенка проводится также в течение всего учебного года. Данные результатов заносятся в диагностическую карту в середине и конце учебного года.  (Приложение 3)
  •  В конце каждого учебного года проводится диагностика в форме контрольного итогового занятия, на основании результатов которого обучающиеся переводятся на следующий год обучения и выпускаются. 
  • Уровень усвоения теоретических знаний проверяется при помощи контрольных тестов (см. Приложение  2). 
  • Уровень практической подготовки проверяется путем выполнения контрольных заданий, включающих в себя небольшую по объёму практическую работу с последующим рассказом обучающихся о приёмах её выполнения. Результаты выполнения контрольного задания позволяют педагогу оценить уровень практической подготовки.
  •  В конце каждого учебного года организуется итоговая выставка работ обучающихся  Результаты итоговых контрольных заданий и тестов заносятся в карты результативности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

(Первый уровень)

1 год обучения.

 

№ заня

тия

Тема

Кол-во часов

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2,5

0,5

2

2-4

Особенности  контурной резьбы. Материал.

 Инструменты. Выполнение заданий по образцу (на светлом фоне).

7,5

0,5

7

5-7

Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического  характера.

7,5

0,5

7

8-32

Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно-выемчатой резьбы). Азбука геометрических элементов. Узор геометрического характера из изученных (азбучных) элементов (работа по образцам).

62,5

2,5

60

33-49

Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического  характера (сочетание контурной и геометрической  резьбы, на темном или светлом фоне)

42,5

2,5

40

50-71

Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору обучающегося).

55

1,5

53,5

72

Заключительное занятие.

2,5

1,5

1

 

ИТОГО:

180

9,5

170,5

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

 

         1. Знакомство  с искусством резьбы по дереву. История развития деревянной резьбы и ее современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы творческой мастерской. Техника безопасности при резьбе по дереву. Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты. Правила, приемы и техника выполнения резьбы.

         Практическая работа: Подготовка рабочего места.

         2. Контурная резьба. Назначение, применение контурной резьбы. Примеры из истории  народного декоративно-прикладного искусства. Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости  от инструмента, деревянной поверхности.

         Этапы выполнения контурной композиции. Резьба косячком. Резьба линий полукруглыми стамесками и уголками.

         Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок. Подчистка стыков линий резьбы. Чеканка фона. Контурная резьба на светлом фоне.

         3-4. Практические занятия.

Изготовление строганой основы под резную композицию растительного характера по размерам образца.

         Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции. Отдельные операции в соответствии с характером и особенностями контурной резьбы.

         5. Контурная резьба по тонированной древесине. Ознакомление с произведениями народных мастеров на анималистическую тему. Цвет как  активное средство создания художественного образа. Контраст. Его значение в создании декоративной композиции.

         Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Использование естественного цвета древесины. Использование искусственного цвета и тона. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Материалы, инструменты. Способы перевода рисунка на темный фон. Приемы работы сидя, стоя (с поворотом заготовки и без поворота).

         6-7. Практические занятия.

         Подготовка основы. Работа над эскизом (на темном фоне). Использование набросков, зарисовок животных. Декоративная трактовка форм животного мира.

         Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.

         8. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры  резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Скобчатая (ногтевидная) резьба.

         Резьба азбуки:

         9. Резьба двухгранных выемок. Резьба лесенки, сколышков (куличиков)

10. Резьба треугольника, цепочки.

11. Резьба змейки, витейки, розетки.

12. Резьба ромбов, елочки.

13. Резьба сотов, звездочки, розетки.

14. Резьба чешуек.

15. Резьба сияния в квадрате, прямоугольнике.

16. Резьба сияния в ромбе, круге.

17. Резьба вертушки.

Практические занятия:

 Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка (поперек волокон) резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы «азбуки» (каждый из резных элементов повторяется  многократно на протяжении всей полосы). Исполнение резьбы.

18. Использование резной пластины с «азбукой» в качестве справочного  материала при сочинении композиции. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов.

19-32. Практические занятия: Подготовка основы  под резьбу, разметка. Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной композицией.

33. Декоративная  пластина с композицией из растительных элементов или анималистического  характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на темном или светлом фоне). Примеры композиций  анималистического характера и с растительными элементами из истории народного декоративно-прикладного творчества. Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности.

34-50. Практические занятия: Создание, работа над эскизом композиций. Декоративная переработка рисунков птиц, зверей,  аквариумных рыбок под сочетание геометрической и контурной резьбы. Подготовка основы под резьбу. Исполнение в материале.

51. Выполнение простого предмета (строганного или точеного) с резной заставкой. Простые изделия.  Учет функционального назначения изделия и его связь с декором. Экономических требований. Пропорции предмета, их художественное значение. Понятие масштабности, соразмерности форм и ее элементов. Разработка резной заставки. Зависимость способа (обработки) отделки от утилитарного назначения изделия.

52-71. Практические занятия.

Создание проекта. Изготовление (столярным или токарным способом) основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки. Отделка готового изделия – тонирование, лакирование в зависимости  от выбранного вида резьбы – геометрической и контурной по светлому или темному фону.

72.Заключительное занятие.

Итоги деятельности обучающихся за первый год занятий. Организация выставки изделий воспитанников. Вручение призов. Наград. Задание на летний период.

Программа предполагает также праздники, конкурсные и игровые программы, выставки.

Ожидаемый результат от реализации программы.

Обучаемый должен знать:

Особенности  искусства резьбы по дереву. Основы контурной,  геометрической  (трехгранно-выемчатой) резьбы. Способы переноса рисунка на основу. Способы отделки изделий. Используемый материал, инструменты.

Обучаемый должен уметь:

Выполнять контурную резьбу по светлой и тонированной древесине. Делать разметку трехгранно-выемчатой резьбы. Составлять орнамент из азбучных элементов, выполнять резьбу.

 

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН.

Второй уровень.

(2 год обучения).

 

№ заня-тий

Темы

Кол-во часов

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2,5

0,5

2

 

2-3

 

Рельефная, плоскорельефная резьба.

Инструменты. Материалы для рельефной резьбы.

2,5

0,5

2

4-9

 

Орнаментальная композиция (работа по образцам)

17,5

1,5

16

10-40

 

Декоративная пластина с композицией на произвольную тему (творческая работа)

77,5

2,5

75

 

41-71

 

 

Резные пластины по сюжетам народных сказок, былин,  предметы утилитарного назначения (коллективная творческая работа)

77,5

2,5

75

72

Заключительное занятие

2,5

1,5

1

 

ИТОГО:

180

9

171

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

1. Вводное занятие. Краткий обзор итогов 1-го года обучения. Режим работы творческой мастерской в новом учебном году. Организационные вопросы. Правила техники безопасности при резьбе по дереву, организации рабочего места.

Практическая работа: Упражнения по заточке и правке инструментов. Изготовление державок для закрепления резной пластины при работе.

2. Сущность рельефной резьбы. Примеры из истории народного декоративно-прикладного  творчества. Оборудование, материалы, инструменты, приспособления. Знакомство с образцами работ учащихся  предыдущих лет обучения или с изделиями руководителя творческой мастерской. Плоскорельефная резьба, ее виды, особенности, техника выполнения. Глухая рельефная резьба. Прорезная резьба. Техника прорезной резьбы. Ажурная резьба.

3. Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, ее специфические  черты. Отличие рисунка с натуры  от подготовительного рисунка для резьбы, имеющего декоративный характер. Фактура, текстура материала как активные средства художественной выразительности. Стадии выполнения рельефной резьбы. Приемы обработки фона.

4-9. Практические занятия:

Зарисовка орнаментальных резных композиций с образцов народного творчества. Подготовка деревянной пластины под резьбу. Перевод рисунка на материал. Надрезание и подрезание контуров. Углубление фона. Моделирование деталей резьбы. Фактурная проработка фона.

10. Декоративная пластина с композицией на произвольную тему (творческая работа). Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления и рекомендации по применению. Выбор материала и учет его текстуры при выполнении деревянного рельефа. Способы склейки основы под резьбу. Виды отделки резных поверхностей.

11-40. Практические занятия:

Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка с тональной передачей планов рельефа. Подготовка основы под резьбу. Исполнение резного рельефа. Отделка поверхности резьбы доступным способом.

41. Резные пластины по сюжетам народных сказок или  предметы утилитарного назначения (декоративные тарелки, панно).  Проект оформления конкретного помещения. Выделение зоны для декоративных пластин с рельефной резьбой. Особенности работы над рисунком  к сказкам с учетом декоративных и технологических свойств и условностей  рельефной резьбы.

Организация коллективной творческой работы над резными пластинами.

42-71. Практические занятия:

Исполнение проекта. Коллективная работа над подготовительными рисунками.

Подготовка основы  под резьбу (способом точения, строгания, долбления). Исполнение резьбы. Отделка изделий.

72. Заключительное занятие:

Итоги за 2-й год обучения. Советы и рекомендации по самостоятельной творческой         работе обучающихся. Подготовка и оформление выставки творческих работ воспитанников творческой мастерской «Резьба по дереву».

 

Программа предполагает также праздники, конкурсные и игровые программы, выставки.

 

Ожидаемый результат от реализации программы.

 

Обучаемый должен знать:

Что такое плоскорельефная, рельефная резьба. Виды плоскорельефной, рельефной резьбы. Применяемые материалы, инструменты. Приемы работы с  инструментами. Виды клеёв, способы склейки основы под резьбу.

 

Обучаемый должен уметь:

Приготовить основу под резьбу в зависимости от подготовленного эскиза. Выполнять все виды плоскорельефной, рельефной резьбы. Производить окончательную отделку изделий. Производить заточку инструмента.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

Третий уровень.

(3 год обучения).

 

Т Е М А

Кол-во часов

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2,5

0,5

2

2-3

Декоративные и технологические  особенности кудринской резьбы. Инструменты. Материалы. Приемы выполнения работ

5

0,5

4,5

4-13

Растительные мотивы в кудринской резьбе (декоративная пластина, предмет утилитарного назначения и т.д.)

Резьба с подушечным фоном (работа по образцам)

25

0,5

24,5

14-23

Анималистические композиции (на плоских поверхностях). Резьба с подобранным фоном)

25

0,5

24,5

24-36

Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях (характер фона по выбору обучающихся).

32,5

0,5

32

 

37

 

РЕЗЬБА «ТАТЬЯНКА»

Декоративные и технологические особенности резьбы «Татьянка». История появления, автор. Инструменты, материалы. Технология выполнения резьбы.

 

 

2,5

 

 

0,5

 

 

2

38-47

Растительный орнамент. Особенности подготовительного рисунка. (Резная пластина, предмет утилитарного назначения и т.д.)

25

0,5

24,5

48-58

Использование растительного и животного орнаментов в резных композициях.

25

0,5

24,5

59-71

Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях.

35

0,5

34,5

72

Заключительное занятие.

2,5

0,5

2

 

ИТОГО:

180

5

175

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

              1.  Вводное занятие. Краткий обзор итогов 2-го года обучения. Режим работы творческой мастерской в новом учебном году. Организационные вопросы. Правила техники безопасности при резьбе по дереву, организации рабочего места.

         Практическая работа: Подготовка рабочего места. Упражнения по заточке и правке  инструмента.

         2. Кудринская резьба. История зарождения кудринской резьбы. Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства. Современное состояние кудринской резьбы. Инструменты, материалы, приспособления для кудринской резьбы. Характерные особенности. Основные элементы кудринской резьбы. Подготовка основы под резьбу.

         3. Характер подготовительного рисунка для этого вида работ. Соответствие очертаний деталей композиции радиусам резчицких стамесок. Показ приемов работы полукруглыми стамесками, косым ножом. Характеристика инструмента. Стадии выполнения резьбы. Способы проработки фона.

         4. Ознакомление с резными композициями растительного характера в кудринской резьбе. Декоративная особенность построения растительных узоров. Сочетание мягких заоваленных элементов с деталями, обогащенными контурными прорезками (листья, лепестки цветов и др.) Техника исполнения резьбы с подушечным фоном.

         5-13. Практические занятия: Изготовление резной композиции с растительными мотивами в виде декоративной подарочной пластины или простого предмета утилитарного назначения (допускается работа по образцам).

         14. Столярные операции по изготовлению основы декорируемого предмета.  Примеры анималистических композиций (с изображением птиц, рыб, различных зверей в творчестве мастеров кудринской резьбы). Приемы введения таких изображений  в резной растительный орнамент. Особенности резьбы  с подобранным фоном. Инструменты. Приемы обработки выбранного (удаленного) фона. Способы отделки резной поверхности.

         15-23. Практические занятия: Изготовление и декоративное оформление кудринской резьбой  деревянной шкатулки-ларца, декоративного панно, разделочных досок и т.д.

         24. Столярные и токарные операции по подготовке основы декорируемого изделия. Приемы безопасной работы. Ознакомление с разными композициями на точеных или долбленых изделиях (чаши, кубки, тарелки, блюда, ковши, черпаки и т.д.). Особенности перевода рисунка и исполнения резьбы на криволинейных поверхностях. Отделочные операции.

         25-36. Исполнение на токарном станке чаши (тарелки, блюда и т.д.) или путем долбления (ковши, черпаки, подносы и т.д.) Их декоративное убранство в технике кудринской резьбы.

РЕЗЬБА «ТАТЬЯНКА».

         37. История появления резьбы «Татьянка». Автор резьбы. Стиль резьбы. Инструменты, приспособления, материал. Особенности заточки инструмента. Технология выполнения резьбы.

         Практическая работа:  Подготовка и заточка стамесок для резьбы «Татьянка».

         38. Характерные особенности композиционного построения резьбы «Татьянка». Растительный орнамент. Особенности подготовительного рисунка, его отличие от рисунков традиционных видов резьбы. Этапы выполнения резьбы. Стандартные элементы.

         39-47. Практические занятия: Подготовка деревянных пластин под резьбу. Перевод рисунка на материал. Надрезка контура рисунка, вырезание орнамента специальными стамесками. Отделка изделия.

         48. Переплетение растительного и животного орнаментов в данном виде резьбы. Приемы выполнения животного орнамента, применяемые  инструменты.

         49-57. Практические занятия: Подготовка рисунка и основы под резьбу. Нанесение рисунка на основу, исполнение резьбы.

         58. Приемы безопасной работы при подготовке точеной и долбленой основы под резьбу.

Ознакомление с различными образцами резных изделий (чаши, кубки, тарелки, ковши и т.д.) Перевод рисунка и исполнение резьбы на криволинейных поверхностях, отделочные операции.

         59-71. Практические занятия:  Исполнение на токарном станке или путем долбления  тарелки, чаши, блюда, черпака и т.д. Отделка их резьбой.

 

72. Заключительное занятие. Подведение итогов за 3-й год обучения. Организация выставки изделий воспитанников творческой мастерской «Резьба по дереву».

         Программа предполагает также праздники, конкурсы, игровые программы, выставки.

         Советы и рекомендации по самостоятельной творческой работе воспитанникам.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ:

  • Столярные верстаки;
  • наборы стамесок для резьбы по дереву;
  • нож-косячок – 12 шт.;
  • инструмент общего пользования (стамески широкие и т.д.) – 6 шт.;
  • пиломатериал (кедр) – 2 кубометра;
  • наждачная бумага  различной зернистости (набор по 20 см.) – 60 шт.;
  • паста «Гои» - 2 брикета;
  • электроточило – 1;
  • наждак круглый – 1 шт.;
  • войлочный круг – 1;
  • карандаши твердые – 10 штук,
  • ластик-резинка – 6 штук,
  • линейка – 6 штук,
  • циркуль – 6 штук,
  • угольник (столярный) – 6,
  • лак ПФ – 3 б.;
  • клей ПВА, эпоксидная смола – 200 гр.
  • Станки: токарный, слесарный, строгальный
  •  Набор рабочих чертежей и рисунков для резьбы по дереву.
  •  Образцы готовых изделий: Набор разделочных досок, декоративные тарелки,  конфетница,  солонка,   панно и т.д.

 

Методическое обеспечение  программы «Резьба по дереву»

1-й год  обучения

Таблица 1

№ п/п

Тема или раздел программы

Форма занятий

 Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

 Формы подведения итогов

1.

 Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности

Групповая Лекция, инструктаж

Рассказ, беседа, иллюстрации, демонстрации

Литература используемая в учебном процессе Стенды: «Правила техники безопасности» «Фрагменты резных изделий»

Устный опрос

2.

Особенности  контурной резьбы. Материал.

 Инструменты.

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Объяснение, инструктаж

Альбомы по резьбе

Устный опрос (знание названий инструментов, их применение

3.

Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического  характера.

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Объяснение, демонстрации,

упражнения

 

Устный опрос Практическая работа по выполнению

резьбы

4.

Технология и декоративные особенности геометрической (трехгранно-выемчатой резьбы).

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Объяснение, демонстрации

Образцы резьбы

Плакат: «элементы резьбы и приемы выполнения»

Устный опрос

Практическая работа по выполнению

трехгранно-выемчатой

резьбы

5.

Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического  характера

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Объяснение, демонстрация

Образцы работ

Практическая работа по выполнению

резьбы

6.

Выполнение простого предмета с резной заставкой (вид резьбы по выбору)

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Инструктаж, практические работы

Плакат: виды резьбы

 Создание несложных изделий в технике трехранно-выемчатой резьбы

7.

Заключительное занятие.

Групповая. Подведение итогов

Проверочные контрольные работы

 

тестирование

-выполнение контрольного задания

-итоговая выставка

Методическое обеспечение  программы «Резьба по дереву»

2-й год  обучения

Таблица 2

№ п/п

Тема или раздел программы

Форма занятий

 Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

 Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Групповая Лекция, инструктаж

Рассказ, беседа, иллюстрации, демонстрации

Литература, применяемая на занятиях

Устный опрос

2.

Рельефная, плоскорельефная резьба.

Инструменты. Материалы для рельефной резьбы.

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Инструктаж, объяснение

Альбомы по резьбе

Устный опрос

Практическая работа

 

Орнаментальная композиция (работа по образцам)

Групповая

Инструктаж, объяснение

Образцы изделий

Практическая работа

3.

Декоративная пластина с композицией на произвольную тему (творческая работа)

Учебное занятие

Инструктаж, объяснение

Образцы изделий

Самостоятельная работа

4.

Резные пластины по сюжетам народных сказок, былин,  предметы утилитарного назначения (коллективная творческая работа)

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Инструктаж

Практическая работа

Образцы работ

С.В. Дементьев

«Резьба по дереву»

Практическая работа по выполнению

резьбы

5.

Заключительное занятие.

Групповая. Подведение итогов

Учебная дискуссия

 

тестирование

-выполнение контрольного задания

-итоговая выставка

 

Методическое обеспечение  программы «Резьба по дереву»

3-й год  обучения

Таблица 3

№ п/п

Тема или раздел программы

Форма занятий

 Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

 Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Групповая Лекция, инструктаж

Рассказ, беседа, иллюстрации, демонстрации

Литература используемая в учебном процессе

Устный опрос

2.

Декоративные и технологические  особенности кудринской резьбы. Инструменты. Материалы. Приемы выполнения работ

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Рассказ

демонстрация

Альбомы «Кудринская резьба»

Устный опрос (знание названий инструментов, их применение

 

Растительные мотивы в кудринской резьбе

Резьба с подушечным фоном (работа по образцам)

Учебное занятие

инструктаж

Объяснение, упражнения

Образцы изделий

Устный опрос Практическая

работа

 

Анималистические композиции (на плоских поверхностях). Резьба с подобранным фоном)

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Объяснение, демонстрации

Образцы резьбы

 

Устный опрос

Практическая работа

 

Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях (характер фона по выбору обучающихся).

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Объяснение, демонстрация

Образцы работ

Практическая работа

 

 

 

РЕЗЬБА «ТАТЬЯНКА»

Декоративные и технологические особенности резьбы «Татьянка». История появления, автор. Инструменты, материалы. Технология выполнения резьбы.

Индивидуально-групповая

Учебное занятие

Инструктаж, практические работы

Плакат: «Резьба «Татьянка»

 Создание несложных изделий в технике резьбы «Татьянка»

 

Растительный орнамент. Особенности подготовительного рисунка.

Групповая. Подведение итогов

Проверочные контрольные работы

Образцы изделий

-тестирование

-выполнение контрольного задания

-итоговая выставка

 

Использование растительного и животного орнаментов в резных композициях.

Учебное занятие Инструктаж

Объяснение, упражнение

Образцы изделий

Устный опрос

Практическая работа

 

Исполнение резного рельефа на точеных или долбленых изделиях.

Индивидуально-групповая

Инструктаж, объяснение

Образцы изделий

Практическая работа

 

Заключительное занятие.

групповая

Учебная дискуссия

 

Тестирование

Контрольное задание

Итоговая выставка

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы:

- Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)  программ, утвержденные приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014  N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег.№33660;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в      Российской Федерации"

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Афанасьев  А.Ф., «Резьба по дереву», М., Культура и традиции, Легпромбытиздат, 1998 г.

Беляков Н.Д. Кружок «Умелые руки»

Буриков В.Г., Власов В.Н., «Домовая резьба», М., «Нива России» совместно с компанией «Евразийский регион», 1996 г.

Гусарчук Д.М., «300 ответов любителю художественных работ по дереву», Изд. 2-е, стереотип, М., «Лесная промышленность», 1977 г.

Глозман А.Е.  «Школа резьбы по дереву.- М.: Эксмо», 2007

Ильяев М.Д., «Прикоснувшись к дереву резцом», М., Экология, 1996 г.

Лебедева Е.И., Бургунова Е.М., «Резьба по дереву», М., Аделакт, 2005 г.

Логачева Л.А., «Основы мастерства резчика по дереву», М., изд. «Народное творчество», 2005 г.

Федотов Г., «Волшебный мир дерева», М., Просвещение, 1987 г.

Хворостов А.С., «Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву», пособие для учителя, 2-е изд., М., Просвещение, 1985 г.

Хворостов А.С., Хворостов Д.А., «Художественные работы по дереву: Макетирование и резное дело», Учебно-методическое пособие, М., Гуманит, Изд. Центр ВААДОС, 2002 г.

 Хворостов А.С., «Декоративно-прикладное искусство в школе», Пособие для учителей, М., Просвещение, 1981 г.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

 Дементьев С.В. Резьба по дереву. - Москва, 2003 г.

 Виноградов А.Н. Резьба по дереву. - Минск, 2003 г

Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. - Москва, 1999 г.

Хворостов А.С. Резные работы по дереву. - Москва, 1998 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение  1

Оценочные материалы по программе

1. Теоретическая подготовка.  Теоретические знания по основным темам программы и владение специальной терминологией.

  • Минимальный уровень ( 1 балл) – ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины и владеет менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой , т.е правильно ответил не более чем на 1- 3 вопроса теста
  •   Средний уровень (2 балла) - ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой, объём освоенных знаний составляет чуть более ½ объёма знаний, предусмотренных программой , т.е ребенок правильно ответил на 4 - 6 вопроса теста. 
  • Высокий уровень (3 балла) – специальные термины ребенок употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием, им освоен практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период, т.е. ребенок правильно ответил на 7 – 9 вопроса теста.

 

Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Резьба по дереву»

Таблица 1

Показатели

Возможные уровни

Формы диагностики

Сроки

 

  1. Теоретическая подготовка

 

Теоретическая подготовка Теоретические знания по основным темам программы и владение специальной терминологией

Для оценивания перечисленных показателей выделяются 3 уровня: высокий - 3 б

 средний – 2 б минимальный – 1 б Описание по каждому уровню относительно измеряемого показателя дано в приложении №1

 

Устный опрос

 

 

 

тестирование

В течение года

 

 

 

 

Конец года

2. Практическая подготовка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой

2.2. Владение специальным оборудованием оснащением

 2.3. Творческие проявления

2.4. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил Т/Б

2.5. Аккуратность выполнения

2.6 Самостоятельность применения приемов работы

 

 

Для оценивания перечисленных показателей выделяются 3 уровня:

Высокий -3б

Средний -2б

Минимальный -1б

Описание по каждому уровню относительно измеряемого показателя  дано в приложении 3

Участие в выставках

 

Выполнение контрольного задания. Итоговая выставка

 

Наблюдение

 

 

Наблюдение.

 

 

 

Наблюдение

 

 

наблюдение

В течение года

 

 

 Конец года

 

 

 

 

В течение года

         
  1. Практическая подготовка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой.

  • Минимальный уровень (1 балл) – ребенок владеет менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков 
  • Средний уровень (2 балла) - объём усвоенных умений и навыков составляет более ½
  •   Высокий уровень (3 балла) – ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой

1.2.Владение специальным оборудованием и оснащением

  • Минимальный уровень (1 балл) - ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием 
  • Средний уровень (2 балла) - ребенок работает с оборудованием с помощью педагога
  •   Высокий уровень (3 балла) - ребенок работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений.
    1. Творческие проявления
  • Минимальный уровень (1 балл) – начальный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания) 
  • Средний уровень (2 балла) - репродуктивный уровень развития креативности (ребенок выполняет задания на основе образца)
  •  Высокий уровень (3 балла) - творческий уровень (ребенок выполняет практические задания с элементами творчества)

  1.4.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил Т/Б

  • Минимальный уровень ( 1 балл) - ребенок овладел менее чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой .
  •  Средний уровень (2 балла) - ребенок овладел более чем ½ навыков соблюдения правил· безопасности, предусмотренных программой .  Высокий уровень (3 балла) - ребенок овладел всем объемом навыков соблюдения· правил безопасности, предусмотренных программой

1.5.Аккуратность выполнения

  • Минимальный уровень (1 балл) – изделия выглядят неопрятно
  •  Средний уровень (2 балла) – изделия выполнены на недостаточно высоком уровне с эстетической точки зрения
  • Высокий уровень (3 балла) - изделия выполнены на высоком уровне с эстетической точки зрения

1.6. Самостоятельность применения приемов работы

  • Минимальный уровень (1 балл) – Отсутствие умения и навыка самостоятельного  применения приемов работы
  •  Средний уровень (2 балла) – Самостоятельное применение приёма на уровне умения
  • Высокий уровень (3 балла) - Самостоятельное применение приёма на уровне навыка

 

 

Приложение  2

Тестовые вопросы 1-й год обучения

  1. К плосковыемчатой резьбе относят:
    а) резьбу с заоваленным контуром;
    б) накладную резьбу;
    в) домовую резьбу;
    г) геометрическую резьбу.


2. Какой бывает прорезная резьба?
а) накладной;                                                         в) плоскопрорезной.
б) рельефной;


3. Что не является инструментом для выполнения резьбы по дереву?
а) стамеска - клюкарза;                                          в) стамеска угловая;
б) стамеска - церазик;                                            г) стамеска — косяк.


4. Можно ли наносит удары киянкой по рукоятке стамески?
а) да, можно;                                                           в) нельзя;
б) в редких случаях;                                               г) на усмотрение резчика.


5. Чем размечают заготовки для резьбы?
а) линейкой,  циркулем, угольником, трафаретом, ручкой;
б) транспортиром, кронциркулем, линейкой;
в) трафаретом, карандашом, стамеской.

Ответы: 1-г, 2-а, 3-в, 4-в, 5-а.

Тестовые вопросы 2-й год обучения

 

 1.Какой инструмент используется для зачистки деталей древесины?

а) рейсмус;

 б) наждачная бумага;

в) стамеска.

 2. Как называется приспособление для закрепления заготовки при резьбе?

 а) струбцина;

 б) стусло;

в) клещи.

3. Более гладкой поверхность получается при зачистке

а) поперек волокон;

б) круговыми движениями;

в) вдоль волокон.

4.Какие виды стамесок используются в резьбе по дереву?

 а) прямые, полукруглые;

 б) круглые, квадратные;

в) острые, тупые.

5.На занятиях по резьбе по дереву нужно соблюдать?

 а) правила техники безопасности;

 б) правила дорожного движения;

в) правила поведения в школе

 6.Что такое шпон?

 а) прессованные листы из пропаренной и измельченной до мельчайших волокон древесины;

б) листы, полученные путем прессования опилок, стружки и древесной пыли;

 в) тонкий слой древесины, полученный путем строгания или лущения.

7. Какая из пород древесины имеет белый с красноватым оттенком цвет и слабо выраженную текстуру? Она твердая, но быстро загнивает.

 а) береза; б) дуб; в) осина: г) лиственница.

8. Для каких целей служит струбцина?

 а) для закрепления заготовок;

 б) для удобной фиксации чертежей и эскизов;

 в) для закрепления инструмента.

 9. Как называется нож ,часто используемый при резьбе по дереву?

а) боголюбский;  б) богословский;   в) богородский;

10. Какое из понятий основано на ритмичном повторении, каких либо элементов резьбы?

а) портрет;   б) орнамент;   в) колорит

 

 Ответы:1-б, -а,3-в,4-а,5-а,6-в,7-а,8-а,9-в,10-б.

 

 

 Тестовые вопросы 3-й год обучения

 

1. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

 а) столяр; б) распиловщик;

в) токарь.

2. Какая из пород древесины не является хвойной?

а) сосна;  б) кедр; в) пихта; г) ольха.

 3.Что такое фанера?

а) пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной длины;

б) пиломатериал, состоящий из трех и более слоев лущеного шпона;

в) пиломатериал, полученный при продольном распиливании бревна пополам.

4.Что такое пиление?

а) образование опилок в процессе работы пилой;

б) разрезание древесины на части при помощи пилы;

в) обработка заготовки по разметке.

 5.Какой из инструментов не используется для сверлении;

а) коловорот; б) сверло; в) дрель; г) отвертка.

6.Что такое лобзик?

 а) приспособление для пиления материала по кривым линиям;

б) вид пилы для разделения заготовок на части;

 в) приспособление для закрепления заготовок из фанеры.

7. Для чего применяется отделка изделий из древесины?

 а) для улучшения ее механических качеств;

б) для предупреждения проникновения влаги;

 в) для изменения формы изделия

8. Что применяется для выполнения прозрачной отделки

 а) морилка; б) нитрокраска; в) масляная краска.

 9. Как подготовить поверхность для отделки лаком?

 а) влажной тряпкой удалить с заготовки пыль; б) обработать поверхность шлифовальной шкуркой;

 в) обработать поверхность рубанком.

 10.Что применяется для выполнения непрозрачной отделки?

 а) лак; б) нитрокраска; в) морилка.

11. Какой инструмент используется для зачистки деталей древесины?

а) рейсмус; б) наждачная бумага; в) стамеска.

 

Ответы 1-а,2 -г,3-б,4-б,5-в,6-а,7-б,8-а,9-б,10-б.

                                                                                                         

      Приложение  3

Диагностическая карта

усвоения детьми содержания преподаваемого предмета

Ф.И.О. педагога Далгаймер В.Р.

Мастерская  «Резьба по дереву»

Год обучения __________ Дата ____________

Таблица 1

№ п/п

Ф.И. обучающегося

 

Практическая подготовка

_______ полугодие

Темы по программе

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень –  3

Средний уровень – 2

Минимальный уровень – 1

 

 

Приложение  4

Вопросы для устного опроса на знание программного материала

I года обучения

  • Технику безопасности при работе с режущими инструментами
  •   Названия и предназначение основных и вспомогательных инструментов.
  •   Правила и последовательность подготовки рабочего места к работе
  •   Особенности основного материала - древесины и ее свойства
  •   Названия различных пород древесины
  •  Художественные и технологические особенности геометрической (двух- трехгранно-выемчатой) резьбы.
  •   Способы отделки изделий из древесины.
  •   Правила выполнения эскиза
  •  Правила составления композиции рисунка
  •   Особенности построения геометрического узора.
  •  Правила геометрического построения
  • Какие элементы резьбы знаете?
  •   Как определить направление резания?
  •   Что называется ритмом в резьбе?
  •   Чем отличается простой ритм от сложного?
  •   Какие ритмические орнаменты знаете?

 

Вопросы для устного опроса на знание программного материала

II года обучения

 

  • Технику безопасности при работе с режущими инструментами.
  •   Историю развития обработки дерева.
  •   Строение дерева. Физические и механические свойства.
  •   Способы обработки древесины ручным инструментом.  Законы композиции.
  •  Приемы выполнения резьбы.
  • Правила заточки и правки инструментов.
  •   Последовательность отделки изделий.
  •   Основные законы композиции.
  • Правила составления геометрического узора.
  •  Требования к работе над учебным проектом
  •  Какой основной инструмент для резьбы применяется?
  •   Какие вспомогательные инструменты
  •   Как нужно обращаться с резцом?
  •  Какое дерево лучше подходит для резьбы?
  •  Какой инструмент применяется для выпиливания криволинейных контуров?

 

Вопросы для устного опроса на знание программного материала

III года обучения

  • Технику безопасности при работе с режущими инструментами.
  •  Технику безопасности работы на токарном станке.
  •  Историю резьбы по дереву.
  •  Особенности плоскорельефной и рельефной резьбы.
  • Особенности резьбы «Татьянка»
  •   Рисунок волокон в зависимости от направления среза.
  •  Особенности композиционного построения рельефной резьбы.
  •  Способы украшения изделий резьбой, выточенных на токарном станке.
  •   Требования к работе над проектом
  •   Какой клей применяем для склеивания древесины?
  •   Как называется наша резьба?
  •  Почему резьба называется геометрической?
  •   Почему резец должен быть хорошо наточен?

 

Приложение 5

Список конкурсных мероприятий, в которых могут принимать обучающиеся по программе «Резьба по дереву»

Таблица 1

№ п/п

Название мероприятия

уровень

Календарные сроки

организация

1.

Конкурс «Рождественская звезда»

муниципальный

декабрь

ЦДТ

2.

Конкурс «Рождественская звезда»

краевой

январь

АКДТДиМ

3.

Конкурс «Сибириада»

муниципальный

февраль

ЦДТ

4

Конкурс «Сибириада»

краевой

март

АКДТД и М

5

Конкурс «Чудо-дерево»

муниципальный

октябрь

ЦДТ

6

Конкурс «Чудо-дерево»

краевой

Октябрь-ноябрь

АКДТДиМ

7.

Конкурс «Знатоки техники» (деревообработка)

краевой

март

АКЦИТР

 

Приложение 6

 

Участие обучающихся в конкурсах, выставках за 2014-2015 учебный год

Таблица 2

Ф.И. обучающегося

класс

Год обучения

Название мероприятия (краевые)

результат

Крохин Константин

11

3

«Сибириада»

1 место

Репин Александр

8

3

«Сибириада»

1 место

Неустроев Алексей

8

2

«Сибириада»

2 место

Шишкунов Антон

9

3

«Рождественская звезда»

3 место

 

Участие обучающихся в конкурсах, выставках за 2015-2016 учебный год

Таблица 3

Ф.И. обучающегося

класс

Год обучения

Название мероприятия (краевые)

результат

Неустроев Алексей

9

3

«Рождественская звезда»

«Чудо-дерево»

3 место

1 место

Репин Александр

9

3

«Рождественская звезда»

1 место

Пушкарев Никита

8

2

«Чудо-дерево»

«Сибириада»

1 место

2 место

Данилов Иван

6

2

Сибириада»

2 место

 

Участие обучающихся в конкурсах, выставках за 2016-2017 учебный год

Таблица 3

Ф.И. обучающегося

класс

Год обучения

Название мероприятия (краевые)

результат

Лаушкин Алексей

10

3

«Рождественская звезда»

«Чудо-дерево»

2 место

 

1 место

 

Репин Александр

9

3

«Рождественская звезда»

1 место

Крохин Илья

6

2

«Рождественская звезда»

«Сибириада»

Чудесная страна» (международный конкурс)

1 место

 

1 место

 

1 место

 

Рыжов Артем

7

2

«Сибириада»

3 место

Пасюра Дмитрий

6

2

«Чудесная страна» ((международный конкурс)

Лауреат 1 степени