Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме» (конспект учебного занятия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

 

«Религия и мораль.

Нравственные заповеди в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме»

(конспект учебного занятия)

 

Усманова Луиза Фаязовна

учитель начальных классов

 

Цель урока: формирование у учащихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества
Задачи урока:
  • предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Форма проведения: беседа, семинар
Форма организации учебного занятии: групповая
Методы: словесный, инструктивно-продуктивный, метод проблемного обучения
Средства обучения: учебник, раздаточный материал
Литература: https://zeland.me/10-zapovedej-religij-mira.html
 
 
Ход урока
I. Организационный этап.
"В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу". (народная мудрость)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. На предыдущих уроках мы познакомились с основными религиями мира. Назовите их. Сегодня мне хотелось бы выяснить, чем они похожи и различаются.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний
О религиях.
В стране религий много, не робей!
Здесь кришнаит, буддист, католик,
Вот мусульманин, хочешь? - иудей,
На вкус любой, лишь выбирай какую!
И издавна средь них ведется спор,
Кто всех верней, кто истинней. кто прав.
До драки доходили, до ножей,
Да что там до ножей, - до истребленья
И вырезали целые селенья,
Имея имя Бога на устах....
Один кричит: "Над нами Божий Сын!",
Ему в ответ: "Аллах всех круче!",
А рядом ухмыляется раввин,
Уж он то знает истину получше.
Одни укрыли женщину до пят,
А сами обрастают бородою,
Кто носит крест, кто режет плоть,
А кто-то череп гладко бреет.
Как все это наивно и смешно,
А если гибнет кто, то и трагично.
Ведь Бог всем жизнь дает равно,
Не глядя на наряды и отличья.
 
Формулирование учебной проблемы, планирование.
- Как думаете, какая из религий правильная? Обоснуйте свой ответ.
Разделимся на 4 группы (по количеству религий.) Каждой группе нужно будет представить одну из религий. По одному человеку от каждой группы подходят ко мне и выбирают листок с названием религии. (листочки перевернуты, названий не видно)
Ваша задача – создать проспект по выбранной вами религии.
План:
1. Название религии.
2. Основатель.
3. Священная книга.
4. Хранители традиций.
5. Священное сооружение.
Каждой группе я даю конверты с иллюстрациями и напечатанными словами.
Вы выбираете то, что относится к вашей религии. Наклеиваете на листы в соответствии с планом и защищаете свою работу.
(Каждая группа выполняет задание)
IV. Защита проектов.
На доску вывешиваем получившиеся проекты.
Каждая команда расскажет о религии, по которой они работали.
Христианство:
Ислам:
Иисус Христос
Мухаммад
Библия
Коран
Епископ, священник, дьякон.
Мулла, имам, хафиз
Церковь
Мечеть
Евхаристия крещение, венчание
Намаз, шахада, пятничные молитва
Иудаизм:
Буддизм:
Патриарх Авраам
Сиддхартха Гаутама
Тора
Трипитака
Раввин
Лама
Синагога
Пагода
Шаббат
Мантра
 
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Прочитаем мудрые мысли из священных книг религий.
Буддизм: "... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти".
Иудаизм: "И изрёк Бог слова сии: "... Почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради ..."
Христианство: "Не суди да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
Ислам: "Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления"
Чему учат эти мудрые мысли? (ответы учащихся каждой группы по выбранной религии)
Что общего на ваш взгляд можно найти в разных религиях? Перед вами 10 заповедей каждой их религий (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Ознакомьтесь с ними и сравним с заповедями Ислама.
- Зачитайте заповеди общие для всех религий.
- Есть ли различия?
VI. Рефлексия
- Можем ли мы сказать, что одна из них лучше другой? Почему?
Как вы думаете, как должны относиться люди разных религий друг к другу?
Можно ли осуждать человека, унижать его, если он исповедует другую религию?
Итак, мы сравнили основные заповеди 4 религий. Выскажите свое мнение.
         Каждая религия несет в себе светлое начало. Принципы мирного, справедливого существования красной нитью проходит через каждую религию. Неважно, какому Богу вы поклоняетесь. Важно, каждому соблюдать каноны. И только в этом случае мир и согласие поселятся в душе человека и между людьми.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Иисус Христос
Сиддхартха
Гаутама
Патриарх Авраам
Мухаммад
 
Христианство
Буддизм
Иудаизм
Ислам
 
Коран
Библия
Трипитака
Тора
Пагода
Церковь
Мечеть
Синагога
епископ
раввин
мулла
священник
дьякон
лама
хафиз
имам
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
10 заповедей православия.
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 
6. Не убивай. 
7. Не прелюбодействуй. 
8. Не кради. 
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
10 основных положений Ислама
1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого;
2. Почитайте отца и мать;
3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью (это делалось арабами на основании старинного языческого обычая);
4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно;
5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною,
исключая того случая, если вам предоставлено право на это;
6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия, разве вы будете руководиться при этом желанием принести пользу сиротам;
7. Честно соблюдайте вес и меру;
8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его;
9. Будьте справедливы на суде;
10. Крепко держитесь союза с Богом вашим.
10 заповедей иудаизма.
1. Да не будет у тебя других богов перед ликом моим. 
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклон. 
3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно. 
4. Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай, а день седьмой субботу посвяти Господу своему… 
5. Почитай отца твоего и мать твою. 
6. Не убивай. 
7. Не прелюбодействуй. 
8. Не кради. 
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 
10. Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего…
Десять заповедей Буддизма
1. Убийство. Не убивай, но спасай чужую жизнь - первая заповедь буддизма.
2. Воровство. Не укради, но уважай собственность других и практикуй щедрости - вторая заповедь буддизма.
3. Половая распущенность. Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни - третья заповедь буддизма.
4. Ложь. Не лги в речах своих, будь честным и искренним - четвертая заповедь буддизма. 
5. Клевета. Не клевещи, но вноси гармонию между людьми - пятая заповедь буддизма.
6. Грубая речь. Не говори грубо - шестая заповедь буддизма.
7. Пустая болтовня и сплетня. Не трать время на пустую болтовню иль сплетню - седьмая заповедь буддизма.
8. Алчность. Пресеки алчные мысли - восьмая заповедь буддизма.
9. Злонамеренность. Не намеревайся причинить кому-либо вред - девятая заповедь буддизма.
10. Ложные взгляды - верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.