Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

МБОУ ООШ №45 г. Томск


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Учитель

Масленникова Мария Васильевна
 

 

 Наиболее трудным уроком для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)    является урок математики в силу того, что овладение математическими знаниями связано со способностью к отвлечению, анализу, обобщению  и умению сравнивать и классифицировать. Функции мыслительной деятельности у данной категории детей развиты очень слабо, кроме того, у них нарушена моторика, плохо развиты мелкие движения пальцев рук, пространственная ориентация, что затрудняет письмо и, в частности, написание цифр.
 Развитие мелкой моторики напрямую связано со становлением многих психических процессов, например, речи, мышления. Работы А.Р.Лурия, В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности. Развивающая работа направлена от движения к мышлению. Как писал философ Ф.И.Кант: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
 Обучение написанию цифр детей с ОВЗ довольно сложный процесс, который осуществляется на каждом уроке математики во время минуток  чистописания. В первом классе особое внимание обращается на последовательность написания элементов цифр, на правильность расположения цифры в клетке, потому что некоторым детям в силу ограниченных потенциальных возможностей это сразу не удаётся. С этой целью для детей подбираются индивидуальные задания, например, письмо мокрым пальцем на доске, по крупе, выкладывание цифр с помощью шнурков, гороха, фасоли,  лепка цифр из пластилиновых «колбасок», чтобы через зрительные образы усвоить конфигурацию цифры. В последующих классах детям предлагаются разнообразные задания с цифрами и числами на строке. Для закрепления навыка правописания цифр в группе продлённого дня и домашних условиях рекомендуются задания на тактильное восприятие цифры: обводка пальчиком цифры из набора, письмо «по следу», обводка карандашом.
 Традиционные минутки чистописания, которые имеют своей целью работу над каллиграфией и формирование у ребёнка  двигательно-моторной координации, неэффективны: дети стараются выводить несколько цифр, а остальные пишут как попало, цифры «пляшут», располагаются больше, чем в одной клетке,  графическое написание нарушено, не выполняется наклон.
 Поэтому педагогу минутки чистописания необходимо проводить с разнообразными заданиями, которые детям понятны и интересны: охарактеризовать цифры, составить из них числа, сравнить, разложить, произвести действия и т. д. Я назвала это чистописанием с заданием. В тетрадях обучающихся делаются показы.  Перед началом работы ставлю перед детьми задачу, даю чёткие инструкции. Такой приём помогает детям выработать внимание, усидчивость, старание, развивать память, они больше запоминают, чаще употребляют в речи математические термины, размышляют, делают простейшие выводы.
 В первом классе написание каждой цифры сопровождается словами из стихотворения С.Я.Маршака «Весёлый счёт». Дети слушают объяснение цифры и с удовольствием проговаривают слова из стихотворения. Объяснение написания цифры проводится на доске в большой клетке, составленной из длинных полос - магнитов. Обязательна предварительная работа с клеткой (на доске): счёт,  показ и называние углов (правые – верхний и нижний; левые – верхний и нижний), сторон клетки; постановка точек в тех углах клетки, где нельзя писать цифру.
Для каждого класса можно разработать целую систему заданий для минуток чистописания, используя программный материал.
 Ниже приведены некоторые примеры заданий для обучающихся разных классов.
 Красным цветом выполняются показы в тетрадях.
Задания для первого класса.
Задание 1.
7  1        I I I      7  1  7  1  7  1  7>1
 прочитайте числа
 какие они
 назовите в числе одинаковые элементы
 запишите этот элемент три раза
 запишите цифры 7 и 1 до конца строки
 сравни последнюю пару чисел (дополнительно: можно составить пример на сложение).

Задание 2.
1  2  3          1 2 3     1 3 2     2 1    2  3    1< 2  1>3   2>3
 прочитайте числа
 запишите числа 1,2,3 один раз
 запишите самое маленькое (большое) из этих чисел
 запишите число, которое стоит между числами 1 и 3
 запишите числа, которые являются предыдущими к числам 3 (2)
 запишите числа, которые являются следующими к числам 1 (2)
 сравните пары чисел: 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3 (дополнительно: можно составить примеры на сложение и вычитание

Задание 3.
6  4    6    4     6-4=2
 прочитайте числа
 запишите каждое число один раз
 устно сравни эти числа, большее число возьми в «облачко» (возьми в кружок)
 составьте и запишите пример на вычитание
 скажите, из какого числа можно вычитать

Задание 4.
1  2  3       1+2=3      3-1=2     3-2=1
 прочитайте числа
 составьте пример на сложение, содержащий эти три числа
 вспомните, из какого числа можно вычитать
 составьте примеры на  вычитание, содержащие эти три числа

Во втором классе задания усложняются.
Задание 5.
4 5       4  5  4  5  ###  4+5=9    4 <5    5-4=1    9 <1
 прочитайте числа
 запишите числа до «заборчика» (ёлочки, домика …)
 составьте пример на сложение
 как называется результат сложения
 подчеркните сумму
 сравните числа, возьмите большее число в «облачко»
 составьте пример на вычитание
 как называется результат вычитания
 подчеркните остаток
 сравните сумму и остаток, сделайте вывод

Задание 6.
0        0+2=2     0+0=0     4-0=4     5-5=0     0-7=?
 составьте примеры на сложение и вычитание с нулём
 каким компонентом может быть 0
 сделайте вывод: «Ноль может быть слагаемым, суммой, вычитаемым, но не может быть уменьшаемым»

Задания для третьего класса.
Задание 7.
7  5  2        75   72   52   57   25   27
 прочитайте числа
 какие они
 из этих цифр составьте и запишите  двузначные числа
 выберите и подчеркните самое большое и самое маленькое из этих чисел
 назовите, сколько в них десятков и единиц

Задание 8.
24   24 / 42     24+6=30     42+8=50    40    20
 прочитайте число
 какое оно
 запишите число один раз
 переставьте в нём цифры и запишите полученное число
 прочитайте  полученное число, какое оно
 числа 24 и 42 дополни до круглого десятка
 запиши числа, являющиеся круглыми десятками (с опорой на цифры 2 и 4)

Задание 8. 
43   29   /   43   29      4x2=8      3x  9=27      9:3=3
 прочитайте числа
 запишите данные числа один раз
 первую цифру первого числа перемножьте на первую цифру второго числа
 вторую цифру первого числа перемножьте на вторую цифру второго числа
 вторую цифру второго числа разделите на вторую цифру первого числа

Задания во время минуток чистописания можно изменять, дополнять, упрощать или усложнять. В  результате таких минуток чистописания с заданием  детьми:
1. отрабатывается  правильное написание цифры отдельно и в выражениях
2. выполняется запоминание чисел
3. даются характеристики числа, цифры
4. записываются разные комбинации цифр
5. производятся действия с числами, анализируются результаты действий, делаются выводы
6. наполняется речь математическими терминами
7. письменная работа сочетается с устно мыслительной деятельностью и развитием речи
8. проводится подготовительная работа к изучению новой темы
9. выполняется самооценка.

Данные методические рекомендации позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья осваивать счёт. Они постепенно осознают и осваивают графический образ цифр и приобретают устойчивый навык их написания, что помогает им поверить в свои силы и почувствовать себя успешными.

Литература
1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986.
2. Экк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. –М.:Просвещение, 1990