тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

19.11.2018 г.
Всероссийский конкурс детских рисунков и поделок, посвящённый Дню матери «Подарю я маме сразу и...
16.11.2018 г.
Всероссийская историческая викторина для обучающихся 5-11 классов (Из цикла исторических...
15.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс, посвящённый 110-летию со дня рождения Н.Н. Носова «Творец...
14.11.2018 г.
Всероссийский конкурс мастер-классов «Афиша творчества»
14.11.2018 г.
Всероссийский литературный конкурс «Вселенная под названием «КНИГА»
13.11.2018 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 25-летию принятия Конституции Российской Федерации «Основной...
12.11.2018 г.
Всероссийский конкурс семейных проектов «Под парусом семьи...»

«Реализация требований ФГОС на уроках в начальной школе: из опыта работы»

«Реализация требований ФГОС на уроках в начальной школе: из опыта работы» Игнатова Вероника Васильевна, высшая квалификационная категория Традиционный урок Урок по ФГОС Организационная часть урока Цель: - создать рабочую обстановку на уроке. Приёмы и способы: -приветствие; -проверка готовности к уроку; -выявление отсутствующих. Цель: - осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу урока. Приёмы и способы: -эмоциональный настрой; -вера в себя, свои силы; -пожелания успехов и удачи. Сообщение темы и целей урока Цель: - сообщить тему и цель урока. Приёмы и способы: -запись на доске; -озвучивание учителем. Цели: - определить вместе с учащимися тему и цель урока. -нацелить каждого ученика на решение учебной задачи; -составить план урока. Приёмы и способы: -создание проблемной ситуации (Что? Зачем? Как?) -формулирование проблемы, выдвижение предположения о том, какими могут быть тема, цель и результат урока. Актуализация опорных знаний и умений Цель: - повторить тот пройденный материал, который лежит в основе изучения нового. Приёмы и способы: -индивидуальный, фронтальный, комбинированный опрос. Цель: - повторить изученный материал, создавая ситуацию успеха и вовлекая ребёнка в конкретную деятельность по решению учебных задач. Приёмы и способы: -создание ситуации успеха; -выполнение практической работы на сравнение, обобщение, выводы; -высказывание и обоснование детьми собственной точки зрения. Изучение нового материала Цель: - формирование новых знаний и умений. Приёмы и способы: -изучение нового материала самостоятельно (чтение учебника); -фронтальная беседа. Цель: - формирование новых способов решения учебных задач. Приёмы и способы: -создание проблемной ситуации и поиск её решения, используя различные варианты; -организация обмена мнениями при решении учебных задач по принципу «ученик - учитель» и «ученик-ученик»; -открытие новых знаний путём поиска решения поставленной учебной задачи через фронтальную, групповую, парную и комбинированные формы работы; -использование видео-, аудио-, интернет ресурсов, содержащих информацию о новом материале. Закрепление изученного материала Цель: - закрепить изученный материал. Приёмы и способы: -опрос-закрепление; -самостоятельная работа. Цели: - подтверждение выдвинутых гипотез, -убеждение в правильности вариантов решения поставленной учебной задачи. Приёмы и способы: -диалог «ученик-учитель» или « ученик-ученик»; -высказывание и обоснование собственной точки зрения с приведением примеров; -умение пользоваться учебником как источником информации: выполнение практической работы в группе или паре; сопоставление вариантов решения учебной задачи с гипотезой; корректировка знаний. Оценивание работы учащимися Цель: - оценка работы каждого ученика на уроке. Приёмы и способы: -выставление отметок учащимся; -сообщение и обоснование результатов работы учащихся на уроке. Цель: - самооценка учеником своих учебных достижений. Приёмы и способы: -сопоставление учеником результатов решения учебной задачи с полученным результатом своей деятельности на уроке; -самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом. Итог урока Цель: - подведение итога урока. Приёмы и способы: -опрос-беседа; -окончание урока. Цель: - сообщение результата решения учебной задачи урока. Приёмы и способы: -повторение плана, цели урока; -сопоставление цели урока с результатом решения учебной задачи урока; -обоснование своей точки зрения; -рефлексия пути осознания ребёнком личного вклада в общую деятельность. В данной таблице сравниваются цели, приёмы и способы организации уч-ся на традиционном уроке и на уроке по новым стандартам. С опорой на эту таблицу я расскажу о своём опыте проведения уроков по ФГОС. Затем расскажу, как нам с ребятами удалось реализовать некоторые технологии, основывающиеся на системно-деятельностном подходе. I этап урока. Организационная часть. На этом этапе мне нравится предлагать детям задания, которые требуют сосредоточения внимания и одновременно включают ребят в работу по теме урока. 1).Например, на уроке литературного чтения на этапе оргмомента можно сказать: -Рассказ, басня,…Сядут на места те ребята, которые могут продолжить ряд слов. (Далее на уроке запланировано знакомство с произведением, жанр которого обучающимся следует определить самостоятельно). 2).На уроке окружающего мира перед изучением темы «Мировой океан» можно предложить такое задание: -Река, море, озеро… Сядут на места те ребята, которые могут продолжить ряд слов. Следует отметить, что не все дети сразу включаются в работу: многие не слышат первых слов учителя, продолжают заниматься своими делами. Однако по мере продолжения диалога каждый начинает прислушиваться, старается понять, о чём идёт речь. Сначала садятся дети, справившиеся с заданием, по вызову учителя озвучивают его выполнение, затем садятся остальные. К этому времени в классе -рабочая обстановка, все ученики включились в урок, одновременно происходит развитие познавательного УУД («Установи закономерность и продолжи ряд»)и логически обусловлен переход к следующему этапу урока. Как показывает практика, в такой форме организационные этапы урока лучше проводить, начиная со второго класса, когда дети уже научатся готовить к уроку все необходимые принадлежности. В первом классе целесообразно перед началом урока дать ребятам такое, например, задание: - Ручка, карандаш, ластик, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе…Чего не хватает на парте, чтобы начать урок? -Сядут те ребята, у которых есть все перечисленные принадлежности. Во 2-4 классах оргмоменты в такой форме можно проводить, когда для урока потребуются принадлежности, не являющиеся обыденными, например, циркуль. II этап урока. Сообщение темы и целей. III этап урока. Актуализация опорных знаний и умений. Хорошо, если из оргмомента логически следует тема урока (см. выше, урок ОМ «Мировой океан»). Здесь можно сразу дать задание назвать все перечисленные понятия одним словом или предъявить это слово в случае затруднений с последующим предложением определить тему урока. На уроках гуманитарного цикла (ОМ, ОРКСЭ, ИЗО) мне нравится предъявлять ребятам картины известных художников или музыкальные произведения знаменитых композиторов по теме урока. Задание может быть таким: -Рассмотрите картину (Прослушайте музыкальное произведение). Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. 1).Например, ОРКСЭ «Православная молитва». Картина М.В. Нестерова «Моление о чаше» и молитва на греческом языке «Кирие, элейсон!» -Кто изображён на картине? Что Он делает? Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? 2).ОМ «Море и люди». Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал» -Что вы видите на картине? (Море бушует, люди в лодке борются за жизнь). -Какова тема урока? Если ребята затрудняются назвать произведение и автора, учитель обязательно сообщает эти сведения. Этот приём полезен тем, что расширяет общекультурный кругозор учащихся (личностное УУД), устанавливает межпредметные связи, развивает «сильных» учеников, готовит к олимпиадам. Часто ребята не могут составит план урока. Тогда я предлагаю им сформулировать вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Вопросы записываем на доске и последовательно отвечаем на них. Так получается план урока. Можно посмотреть в учебник, выяснить логику авторов. На уроках математики, русского языка стараюсь в процессе актуализации опорных знаний и умений создать проблемную ситуацию, которая и позволит определить тему урока. 1).Например, математика «Вычислительные приёмы с «круглыми числами»». - Разделите числа на две группы: 56, 28, 30, 54, 20, 16, 40, 50, 18.(Числа с нулём на конце и все остальные). - Для обозначения числа, выражающего целое число десятков, достаточно к числу десятков приписать 0. Поскольку нуль - круглый, то и числа, оканчивающиеся нулем стали называться «круглыми». Какова тема урока? Предположите, какие математические операции мы сможем проделать с «круглыми числами»? (Цель урока -проверить наше предположение). Составьте план урока. 2).Русский язык. «За какими буквами прячется звук [й']»? (Урок обобщения и систематизации предметных знаний). -Соотнесите транскрипцию и буквенную запись слов: трамвай ёлка умные зайка юла листья [й'олка] [й'ула] [трамвай'] [зай'ка] [л'ис'т'й'а] -Какой звук присутствует в каждой транскрипции? -Почему не в каждом слове, записанном буквами, он есть? -Сформулируйте тему урока. (Куда прячется звук [й']? Почему этот звук пропадает в буквеной записи? Как понять, где на месте [й'] пишется буква й, а где- другие буквы? Какие буквы пишутся на месте [й']?). Все варианты, предложенные детьми, следует принять и одобрить, т.к. они свидетельствуют об осмыслении и понимании проблемы урока. -Давайте откроем учебники и прочитаем, как сформулировали тему авторы. Общеизвестно, что на уроках литературного чтения тему урока называет учитель или читают сами ребята, т.к. она соответствует названию изучаемого произведения. IV этап урока. Изучение нового материала. На этом этапе урока я часто применяю парную и групповую формы работы. Парная или групповая работа с последующей взаимопроверкой позволяет за определённое время на уроке решить как можно больше учебных задач. Работать в паре дети любят, пользуются этой формой даже по собственной инициативе, банально списывая у соседа. На мои замечания с невинным видом отвечают: «А мы работаем в паре!» В классе мы договорились, что работать в паре можно или по сигналу учителя, или если в учебнике напротив задания есть соответствующий значок. Работа в группах. В классе есть три группы постоянного состава по 5-6 человек, а также группы сменного состава (по интересам, по рядам, по желанию). При работе в группах часто возникают трудности общения: ребятам трудно выбрать лидера. Как правило, многие в группе хотят получить руководящую должность, а подчиняться хотят и умеют далеко не все. Детей нужно учить реально оценивать свои способности и способности одноклассника к данному конкретному виду деятельности. Детям трудно прислушаться к мнению соседа, часто они слышат только себя. Страдая от ошибок взаимодействия, с моей помощью ребята выработали правила работы в группах. Они напечатаны на листе бумаги, озвучиваются каждый раз и вывешиваются на доску. Надо сказать, дети стараются их соблюдать, т.к. хотят выполнить учебную задачу не хуже, чем их конкуренты из других групп. Таким образом развиваются коммуникативные и регулятивные УУД (планирование учебного сотрудничества со сверстниками (распределение ролей при парной, групповой работе, умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя). V этап урока. Закрепление изученного материала. Целесообразно дать житейскую проблему и попросить ребят решить её с применением знаний, полученных на уроке (работа в группах или парах). 1).Математика «Сложение и вычитание в пределах 20». Каждая группа получает задачу на карточке. Ручка стоит 9 р, а карандаш-7. Сколько денег нужно заплатить за покупку? В классе 20 учеников, болеют 3. Сколько учеников присутствуют на уроке? Полезны также задания на заполнение таблиц, распределение по группам, поиск «лишнего». Проблемные ситуации эффективны и на этом этапе урока. 2).Русский язык «Склонение существительных». Заполните таблицу. Ветер, земля, книга, тарелка, дерево, писать, мышь, склон. 1 склонение 2 склонение 3 склонение Слово «писать» не относится к существительным, поэтому его нельзя внести в таблицу. 3).ОМ «Пресные воды суши». -Распределите на группы по разным признакам (Естественные и искусственные водоёмы; с пресной и солёной водой) -Выпишите названия пресных водоёмов: Озеро, река, море, ручей, океан, бассейн, болото (Бассейн может быть и с пресной , и с солёной водой). VI этап урока. Оценивание работы учащимися. В связи с тем, что часто обучающиеся работают в группах, учителю сложно проследить работу каждого ученика и степень его участия в решении общей проблемы. С другой стороны, в соответствии с требованиями ФГОС, дети должны уметь самостоятельно оценить степень своего владения учебным материалом. Я стараюсь приучать ребят оценивать решение каждой учебной задачи в течение урока. В классе выработан алгоритм оценивания. Перед началом урока ученик получает таблицу, в которой обозначены учебные задачи урока. В эту таблицу после решения каждой учебной задачи по итогам самопроверки или взаимопроверки ребята вносят ход решения учебной задачи и отметки, в том числе и озвученные мной в течение урока. Среднее арифметическое - это и есть отметка за урок. Литературное чтение. Кластер Выборочное чтение Чтение по ролям «Тонкие» и «толстые» вопросы» Отметка за урок Сначала ребята сдают листки с таблицей, и отметку за урок вывожу я. По мере изучения темы «Среднее арифметическое» в курсе математики (а зачастую и раньше) ребята высчитывают среднее арифметическое сами и сдают мне листочки с выставленной самостоятельно отметкой за урок. Если ученик участвовал не во всех этапах урока и получил мало отметок, он сохраняет таблицу до следующего урока и сдаёт её вместе со следующей таблицей, стараясь восполнить недостающее, чтобы получить отметку в журнал и дневник. Такая работа требует подготовки и проводится не на каждом уроке. Как альтернативу периодически я прошу ребят аргументированно (опираясь на алгоритм) оценить работу каждого члена группы по степени его участия в решении учебной задачи. Тот ученик, который просидел и ничем не помог своей группе или отвлекался и мешал работать на уроке, часто вызывает порицание своих товарищей и отметку за урок не получает. VII этап урока. Итог урока. Рефлексия на уроке обязательно должна быть. «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед» (Евгений Доманский). Ребята в классе любят приём «Комплимент»: Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого, формирует комфортную психологическую среду в классе, способствует развитию коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (при аргументации своей точки зрения)). Трудности возникают, когда нужно словами выразить своё эмоциональное состояние в конце урока (беден словарный запас младшего школьника). Мы стараемся пользоваться словарём эмоциональных состояний, который напечатан в ТПО по литературному чтению (ОС «Гармония»). Во ФГОС осуществлён пересмотр схемы и требований к традиционному уроку. Уроки, спроектированные с учётом требований ФГОС, должны основываться на системно- деятельностном подходе. В практику работы начальной школы внедряются новые педтехнологии для создания и организации условий, инициирующих детское действие, развитие личности ребёнка на основе УУД. Таковы технология проектной деятельности и метод создания интеллект-карт. Я расскажу о проекте, который мы с ребятами реализовали после окончания 1 класса. Не секрет, что современные школьники мало и неохотно читают книги. С предыдущим набором ребят мы вели читательские дневники и не совсем успешно пробовали решить эту проблему с помощью создания в классе «Дерева прочитанных книг». В прошлом учебном году на заседании МО от своей коллеги я услышала о проекте «Проводим лето с книгой» и решила его реализовать. Дети как всегда получили список книг для чтения летом. При этом мы договорились все прочитанные книги вносить в читательский дневник по установленной форме. На родительском собрании я заручилась поддержкой родителей. Суть проекта заключалась в том, что тот, кто прочитает больше всех книг, выходит в финал. А в финале (сентябрь нового учебного года) нужно будет выбрать самую интересную из прочитанных книг, рассказать о ней по плану и подготовить творческую работу по содержанию этой книги. Благодаря тому, что проект основывался на деятельностном подходе и поддержке родителей, работа имела успех. (Показать). Следует отметить, что техника чтения у финалистов проекта выросла в разы! Один ученик, читающий со скоростью взрослого человека, но медленно и плохо пишущий, поленился летом заполнить читательский дневник и таким образом не смог участвовать в финале. Т.к. читать он обожает, он очень переживал о том, что не может рассказать ребятам, сколько интересных книг прочитал летом. В следующий раз твёрдо решил участвовать. Договорились в классе следующим летом повторить проект. В этом учебном году я преподаю во 2 классе и попыталась освоить метод создания интеллект-карты на уроке. Был выбран урок окружающего мира «Животные. Многообразие и классификация животных» (Урок применения метапредметных и предметных знаний). Я сомневалась, освоим ли мы во 2 классе этот сложный метод: поймут ли дети, что от них требуется, успеем ли уложиться в рамки урока. Но всё же решила попробовать. Урок начали с «мозгового штурма», в результате которого выяснили значение термина «интеллект-карта». Класс был поделен на группы, каждая группа создавала свою часть интеллект-карты. Информацию извлекали из учебника 1 класса. Ориентировались по содержанию, пользовались справочным аппаратом учебника, развивая познавательные УУД (действия поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; действия моделирования изучаемого содержания; логические действия и операции (анализ информации учебника, классификация, обобщение). Моя помощь заключалась в том, что я напомнила название нужной темы в учебнике 1 класса («Мохнатая азбука»), информацию об одной из групп животных мы внесли в интеллект-карту вместе и план работы составили вместе. Интеллект-карта у нас получилась, затем была «защита» каждой группой своей работы. При этом я задавала проблемные вопросы: «Разве пингвин-птица, он же не умеет летать?», «Кит живёт в море, у него форма тела, как у рыбы, как же вы отнесли его к млекопитающим?», и т.д. Для ответа на эти вопросы ребята должны были приводить признаки, положенные в основу классификации животных, применяя таким образом имеющиеся знания в изменённой ситуации. Трудности возникали при распределении ролей в группе. Например, для защиты работы группы к доске выходил ученик, недостаточно полно владеющий материалом или с неразвитой речью. Я не вмешивалась в работу групп, чтобы ребята сами осознали возникшие затруднения и сделали выводы на будущее. Кроме того, все работы оказались оформлены одинаково, хотя была установка на творчество. Надеюсь, мы ещё будем составлять интеллект-карты, и у ребят будет возможность проявить свои творческие способности. Желательно такую работу проводить на двух последующих уроках, т.к. для защиты работ не хватило времени, приходилось всё время подгонять учеников. Однако после урока отрадно было слышать от ребят, что им было интересно, урок очень понравился всем, только один «слабый» ученик воздержался. Он участвовал в работе группы, но был неудовлетворён отведённой ему ролью (клеил картинки с изображениями животных). В ответ на его реплику ребята из этой группы повернулись к нему и заметили, что он читает и пишет медленно, речь развита слабо, и больше ничего ему поручить было нельзя. Положительным моментом является то, что ребята сами стали предъявлять требования друг к другу, и этот мальчик захотел сделать больше, чем умеет, стал тянуться за остальными детьми. Такие уроки требуют большой подготовки, поэтому темы уроков с применением метода интеллект-карт следует выбирать «фундаментальные», материал которых пригодится и в последующие годы обучения, чтобы можно было развернуть интеллект-карту, повесить на доску и актуализировать изученный материал. В заключение хочется отметить, что уроки по ФГОС, спроектированные на основе системно-деятельностного подхода, требуют перестройки работы учителя, большой подготовки, на которую не всегда есть время и силы. Однако, по мере вхождения в эту новую деятельность, по мере накопления наработок, методических «находок», наблюдая неподдельный интерес ребят и усвоение ими темы на хорошем уровне, работать становится легче.