Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке в начальной школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 44 Г. ТВЕРИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Степаненко Нелли Оттовна,

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ «Гимназия № 44 г. Твери»

Пояснительная записка

        Работа представляет собой методические рекомендации для учителя начальных классов по организации урока на основе системно-деятельностного подхода. Определены личностные и метапредметные результаты к концу обучения в первом классе. Раскрыто определение деятельности и ее структурных компонентов. Описаны приемы работы при проведении урока в режиме проблемно-диалогической технологии.

       В процессе подготовки работы была использована следующая литература:

1. Бунеева Е. В. Русский язык. 1 – 2 классы: Методические рекомендации для учителя. – М.:  Баласс, 2010.

2.  Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. 1999. № 7.

3.  Демидова Т. Е. и др. Особенности содержания курса математики в 1-4 классах //

     Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2006.

4.  Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

5.  Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

6.  Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова  и  др; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –

2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Реализация системно-деятельностного подхода

на уроке в начальной школе

   Цель современного образования – функционально грамотная личность – человек самостоятельный, познающий, понимающий, умеющий жить среди людей. Миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника самому строить свое счастье: найти свое место в жизни, построить семью, достичь успеха в профессии.

 Фундаментальной основой формирования  функционально грамотной личности является развитие у учащихся общеучебных умений: организационных,  интеллектуальных, оценочных и коммуникативных. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и достижение школьником личностных результатов.  Система обучения направлена на развитие у учащегося умения учиться, работать в команде, способности к самоизменению и саморазвитию, умения наиболее эффективно использовать информацию.

         Очевидно, что реализовать такие цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации  и самооценки, опыт коммуникативного воздействия – то есть формируются те «способности  к самодеятельности», о которых говорил А. Дистервег и другие великие педагоги и психологи.

       Исходя из планируемых результатов по формированию УУД, сформулированных в примерной образовательной программе, определяются личностные и метапредметные результаты к концу обучения в первом классе.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом, между целью деятельности и ее результатом;

- делать выбор при поддержке одноклассников и учителя, как поступить, быть самостоятельным и нести ответственность за свои поступки;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;

- определять и высказывать самые простые правила поведения при сотрудничестве;

- оценивать поступки людей;

- понимать эмоции других людей;

- осознавать роль языка в речи;

- эмоционально проживать текст;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений;

- называть и объяснять свои чувства от созерцаемых предметов.

Регулятивные:

- готовить «рабочее место», все необходимое для включения в учебную деятельность;

- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- овладевать умением прогнозировать;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- учиться   совместно    с учителем    и другими   учениками  давать  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

- учиться определять степень успешности своей и чужой работы.

Познавательные:

- делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопрос в тексте, иллюстрациях;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать, классифицировать, обосновывать основания классификации и критерии сравнения;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей;

- формулировать тезис и приводить доказательства к нему;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подробно пересказывать небольшие тексты, рассказывать наизусть;

- ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного).

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- донести   свою  позицию до   других, оформлять  свои мысли   в устной  форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе,  выполняя различные роли (лидера, исполнителя);

- владеть двумя формами речи  (диалогической и монологической);

- выразительно   читать и   пересказывать   текст    в соответствии  с   синтаксическими    и грамматическими нормами родного языка;

- учиться разрешать конфликтные ситуации с помощью учителя.

       Основной формой организации обучения  является урок – образовательное событие, акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменение личности, очевидное для самих участников.  Как построить урок так, чтобы каждый ребенок понимал, зачем он учится, какие действия совершает, как он делает и достиг ли он результата  собственной деятельности? Во-первых, процесс учения необходимо сделать привлекательным для своих учеников:

  • не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
  • соблюдать преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей;
  • выбирать средства обучения, формирующие  у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);
  • создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
  • формировать  у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
  • создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
  • предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

       Известно, что ведущим фактором развития является деятельность. Любая деятельность – это активность личности, направленная на творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя. Советский психолог А. Н. Леонтьев и его ученики, исследуя конкретное строение человеческой деятельности, определили ее компоненты – это потребности и мотивы (мотивационный компонент), цели (целевой компонент), условия и средства их достижения (исполнительский компонент), действия и операции по контролю и оценке собственной деятельности (контрольно-оценочный компонент).

        Когда эти компоненты наполнены специфическим предметным содержанием и когда учитель создает в классе условия, требующие от школьников получения знаний о предмете посредством экспериментирования с ним, можно говорить о том, что дети усваивают знания в форме учебной деятельности.

         Развернутая учебная деятельность целенаправленно формирует и развивает у учеников основы теоретического сознания и мышления, способствует развитию их личности. Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном  материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (при этом учитель воспитывает у школьников указанную потребность, формирует у них умение принимать учебную задачу и выполнять учебные действия).

       Если проанализировать вышеизложенное, становится понятна  позиция  педагога  по  отношению  к ученику.    Учитель –  не информатор,  не контролер, не стоящий над учеником, а участник учебного процесса, который побуждает к постановке учебных задач и самостоятельному поиску способов решения этих задач, т. е. субъект, который создает условия для включения учащихся в учебную деятельность.

       Известно, что компонентами любой деятельности, в том числе и учебной, являются:  мотивационный,  целевой,  исполнительский  и контрольно-оценочный. Рассмотрим, как организовать урок с точки зрения формирования учебной деятельности.

       Одним из средств  достижения личностных и метапредметных результатов является технология проблемного диалога  (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности.

Этапы урока в режиме проблемно-диалогической технологии

Компоненты учебной деятельности

1. Организационный этап.

1. Мотивационный

(формирование положительной мотивации).

2. Актуализация опорных  знаний и умений.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Формулирование проблемы, планирование.

2. Целевой

 (формулирование темы урока и постановка учебных задач).

5. Открытие нового знания.

3. Исполнительский

(решение учебных задач, открытие нового знания).

6. Применение нового знания.

4. Контрольно-оценочный

( применение учащимися знаний на практике, рефлексия).

         Ребенок  усваивает  какой-либо  материал  в форме учебной  деятельности,  когда у  него  есть  внутренняя  потребность  и   мотивация  такого  усвоения.  Ведь  мыслить человек  начинает  тогда,   когда   у   него   появляется   потребность   что-либо   понять. И  начинается   мышление   с   проблемы   или   вопроса,  удивления   или   недоумения. Проблемная  ситуация  создается  с   учетом  реальных   противоречий,   значимых   для детей.  Только  в   этом   случае   она   является   мощным   источником   мотивации   их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего,  на каждом уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На этом этапе я использую следующие приемы работы при общей доброжелательной атмосфере урока:

  1. ставлю проблемный вопрос;
  2. создаю проблемную ситуацию:

         - предъявление противоречивых фактов,

         - столкновение разных мнений учащихся вопросом или практическим заданием,

         - ошибочное суждение педагога,

         - невыполнимое практическое задание;

3)      веду подводящий диалог (система посильных ученикам вопросов и заданий,

которые подводят их к осознанию темы урока):

         - репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори),

         - задания на развитие логического мышления (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»);

 4)      сообщаю тему с мотивирующим приемом:

         - использование стихов, сказок, загадок, исторического материала,

         - прием «актуальность» (понимание учащимися практической значимости знаний);

  5)     анализирую жизненные ситуации;

  6)     создаю ситуацию спора, дискуссии, выбора;

  7)     организую игру.

        В ходе такой организации работы учащиеся обращаются к своему личному опыту или опыту одноклассников и в результате формулируют тему урока, приходя к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать».

         Следующее  условие  организации    учебной   деятельности  –  это   постановка   перед школьниками учебной задачи, т. е. предоставление такого материала, с которым дети могут производить преобразования. В этом случае у школьника сформируется готовность   и   способность   принимать,  осмысливать,  удерживать  в  течение работы, преобразовывать,  дополнять,  а также  самостоятельно  ставить  перед  собой  учебные задачи (целевой компонент учебной деятельности). На этом этапе создаю условия для формулирования  учащимися цели урока и постановки учебных задач:

1)      веду побуждающий диалог:

        - Какие есть предположения?

        - Какие вопросы можно задать?

        - Какие вопросы вы хотели бы задать?;

 2)    организую фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися

  учебных задач;

 3)     применяю приемы, помогающие учащимся удерживать учебные задачи в течение

  всего урока (фиксирую предположения учащихся).

        Школьники,  участвуя  в  диалоге,  дискуссии,  высказывая свою точку зрения, свое отношение к материалу, самостоятельно формулируют цель урока и учебные задачи, ставя перед собой вопрос: «Что мне надо узнать?».

       После   того,  как  сформулирована  цель   урока   и  поставлены  учебные   задачи, перехожу к организации поиска их решения, создавая условия для самостоятельного выбора учащимися способов решения учебных задач. Исполнительский компонент учебной деятельности связан со способами и приемами решения поставленных задач. Он обращен к технике и   культуре учебного труда, направлен на предметное содержание вопроса. На этом этапе я:

1)      побуждаю к поиску собственного плана решения;

2)      учу выбирать более эффективный путь решения;

3)    организую процесс решения учебных задач (фронтально, индивидуально, в парах сменного или постоянного состава, в группах сменного или постоянного состава);

4)      стимулирую учащихся к исследовательской деятельности;

5)      побуждаю учащихся к высказыванию собственных затруднений и организую

     деятельность по выявлению их причин;

6)      консультирую;

7)      ненавязчиво контролирую;

8)      создаю «ситуацию успеха».

        В результате при такой организации этого этапа урока ученик самостоятельно или с помощью учителя  выбирает  способ  решения  учебных задач, отвечая на вопрос: «Как я буду узнавать?». Школьники  участвуют в  предложении и обсуждении способов деятельности,  формулируют гипотезы,  планируют  работу,  задают  вопросы  учителю, одноклассникам, осуществляют решение  учебных  задач,  работая  фронтально,  в  парах, в группах, индивидуально, осуществляют процессуальный самоконтроль, обращаясь к учебнику, модели, таблице, консультируясь с учителем.

       Завершающий компонент учебной деятельности – контрольно-оценочный. Контроль обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий. Оценка позволяет ему определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи. На этом этапе организую первичное закрепление знаний (работа с учебником, выбор задания по теме, выполнение разноуровневых заданий) и создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся:

  1. обучаю анализу полученного результата с точки зрения требования задач:

    - выполнение заданий по инструкции с ограничениями или с нарушенным порядком действий,

    - памятки, алгоритмы, схемы, рабочие закладки;

  1. помогаю учащимся оценивать свои действия и действия товарищей.

       На  этом этапе  урока   учащиеся   применяют  полученные знания  в  практической деятельности,  отвечая  на  вопрос: «Что я узнал?»;  осуществляют  само-  и  взаимоконтроль   (по образцу,  без предъявления эталона с другими,  с  собой в  прошлом); демонстрируют результат рефлексивной деятельности, отвечая на вопросы: «На каком уровне я узнал?», «Каков уровень моего незнания?».

       При такой организации учебного процесса у моих учеников закладывается прочная основа для успешного формирования основ умения учиться в основной школе. Ведь у них есть внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, они умеют учиться в условиях коллектива, они верят в свои силы, им интересно, комфортно и хорошо в школе.

       Глубоко убеждена в том, что если школьник  хочет учиться, он обязательно добьется успеха.   И я, учитель начальных классов, создаю условия для того, чтобы  мои первоклассники   были активны, любознательны, эмоциональны,  способны  в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки,  способны организовать свою деятельность, контролировать и оценивать себя и своих товарищей.