Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста «Родничок добра»

МАДОУ «Детский сад №460»

Авторы: старший воспитатель Анисимова Елена Александровна,

зам. зав. по ВМР Шибалкина Светлана Юрьевна

Методические материалы - статья

«Реализация дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы по духовно-нравственному развитию

детей дошкольного возраста «Родничок добра»

В данной статье раскрывается актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе, представлен опыт работы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №460 «Родничок» в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по приобщению детей дошкольного возраста к православным традициями культурой русского народа.

В настоящее время особенно актуально встают задачи духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Это подчеркивается  в статьях 64 и 87 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В статье 64  одним из направлений дошкольного образования выделяется формирование у детей общей  культуры, которая включает в себя, разумеется, и представления об отечественной культуре с ее православными традициями и ценностями [7]. В статье 87 указывается на то, что в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно- нравственными социокультурными ценностями в основные образовательные программы дошкольного образования могут быть включены разнообразные формы работы с воспитанниками, направленные на получение детьми знаний о культуре народов Российской Федерации [7].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (п. 1.4.6.)[8]. А одна из задач ФГОС ДО - это «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [8].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений воспитания подрастающего поколения является духовно-нравственное развитие детей, а именно «воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания» [6].

Актуальность включения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста в образовательный процесс МАДОУ связана, прежде всего, с результатами изучения запросов родителей. Большинство молодых родителей заинтересованы духовно-нравственным воспитанием своих детей (90%), во многих семьях поддерживаются традиции празднования православных праздников (80%); родители хотели бы, чтобы их ребенок посещал кружок духовно-нравственной направленности и считают уместным участие священнослужителей в образовательном процессе.

Кроме этого важность и необходимость проведения такой работы связанна с духовно- нравственным кризисом в обществе в целом, и в семьях в частности, когдаматериальные ценности превалируют над духовными, нравы детей и взрослых стали потребительскими, наблюдается заполнение духовной сферы детей и взрослых продуктами некачественной массовой культуры. У современных родителей чаще всего система ценностей далека от идеальной, поэтому большая роль принадлежит педагогу. Кроме того, только 22% детей(результаты анкетирования) живут с бабушками, а, как известно, раньше именно бабушки прививали духовность своим внукам.

Цель Программы: приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям.

Задачи Программы:

  • формировать у детей представления и отношение к семейным (забота о родных и близких, уважение старших, послушание и др.) и духовно-нравственным (добро, трудолюбие, бескорыстие, сопереживание и др.) ценностям;
  • познакомить детей с православными традициями и культурой русского народа, жизнеописанием известных людей, внесших вклад в историю страны, некоторых святых. 
  • дать представления о Православной церкви, Православном храме, культуре поведения в Храме.

Планируемые результаты:

В результате изучения Программы воспитанники должны иметь знания:

  • о духовно-нравственных категориях: добро-зло, послушание-непослушание, простота-хитрость,труд-лень,  «смирение», «жертвенность», «милосердие»;
  • о православных традициях и ценностях;
  • о людях, прославивших Россию: И.Муромец, К.Минин, Д.Пожарский, Ю.Гагарин, В.Чкалов, С.Саровский, К.Петербуржская, М.Московская и пр.
  • о предметах русского быта, традициях и культуре русского народа;
  • о Православном храме, культуре поведения в Храме;
  • о правилах взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В результате изучения Программы у воспитанников должны быть сформированы умения:

  • делать самостоятельный нравственный выбор;
  • разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, отличать в жизни хорошее от плохого.

В результате изучения Программы у воспитанников могут быть развиты:

  • интеллект и культурный кругозор;
  • любознательность, внимание, логика;
  • нравственные ценности: стремление к добру, щедрость, внимательное отношение  к людям и окружающему миру, ответственность и способность сострадать другому человеку;
  • любовь к Родине.

Среди организационно-педагогических условий отмечаем, что Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, рассчитана на 2 года и реализуется в старших и подготовительных группах.

Программа позволяет обеспечить освоение ФГОС ДО в образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», рассчитана на совместную работу воспитателя, музыкального руководителя и руководителя кружка.

Набор детей носит свободный характер, желание осваивать Программу фиксируется в заявлении родителей (законных представителей). Период реализации программы 72 ч., периодичность занятий - один раз в неделю с сентября по май, по 25-30 минут. Форма организации занятий: фронтальные занятия во вторую половину дня.

Среди материально-технических условий отмечаем оборудованный кабинет для работы с детьми предметами русского быта, макетами Нижегородского Кремля, нижегородских храмов, аудио и видеотекой, детской художественной литературой, интерактивным оборудованием и пр.

Учебный план и рабочая Программа представлены четырьмя тематическими блоками в старшей и подготовительной группах.

  1. Тематический блок «Добрые дела» (формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей).

Ценность формируется по своим законам: сначала о ней надо услышать, потом описать словами, проговорить по отношению к другим, а далееприменить к себе, сначала в игровых условиях, а потом в реальных.

Поэтому содержание таких занятий сначала строится на основе восприятия информации посредством чтения  художественных произведений нравственного характера (В.Осеева, Б.Ганаго, Н.Пермяк, Н. Носови др.), просмотра мультфильмов духовно-нравственного содержания (серия «Шишкин лес» и др.), бесед о родительской любви и заботе, почитании старших в семье, заботе о младших, о добре и зле, дружбе и ссоре, прощении и примирении и пр.

На занятиях создаются игровые проблемные ситуации (сравнение доброты и солнца, почему бывают несчастными дети,щедрость: всегда ли это хорошо, как стать честным, зависит ли доброта от возраста и благосостояния, может ли скромный человек быть гордыми пр.), придумываются окончания рассказов.

Только после этого используются активные методы, способствующие проявлению сформированных ценностей в жизни, с этой целью устраиваем благотворительные акции «Сделаем книжку для малыша», «Поможем пожилому человеку», встречи с ветеранами, празднование ценностно-окрашенных праздников «День матери», «День семьи», «День Победы» и др.Вся работа в рамках этогоблокаподчинена формированию у детей определенных нравственных ценностей и качеств: доброта, любовь, патриотизм, трудолюбие, забота, послушание, ответственность, сострадание, милосердие и др. Такие мероприятия проводятся во взаимодействии воспитателей, музыкального руководителя и руководителя кружка.

2. Тематический блок «Мы живем в России» (ознакомление детей с  традициями и культурой русского народа).

На таких занятиях дети получают представления о народных традициях: гостеприимство, хлебосольство, знакомятся с устройством русской избы, предметами русского быта, одежды, народной игрушкой, русским танцем, песней.

Образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняная посуда, самовары, расписные прялки и другие экспонаты нашего музея- «Комнаты русского быта» помогают погрузиться в атмосферу жизни человека на Руси.

Также дети знакомятся с образцами русского декоративно- прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи, Дымковская и Филимоновская игрушка. Далее дети закрепляют свои представления в изобразительной деятельности по мотивам русских народных сказок, былин, потешек и поговорок, по декоративно-прикладному искусству.

Детей знакомим с православными праздниками «Рождество», «Пасха», «Троица», рассказываем об имени и именинах, традиции посещения Храма по воскресеньям, внешнем и внутреннем устройстве Храма, священнослужителе, значимости труда в жизни человека и пр.

3. Тематический блок «Прославляем Россию» (ознакомление детей с жизнеописанием людей,внесших след в историю страны и некоторых почитаемых святых).

На  занятиях этого блока проводим беседы о русских богатырях, о подвигах наших соотечественников, представляем презентации и видеофильмы из серии «Родные края», «Мой любимый город», «Уроки истории», «Стены древнего Кремля», знакомим с песнями, стихотворениями, посвященными им. Особое внимание уделяем знакомству детей с известными людьми Нижегородского края, такими как Минин и Пожарский, Иван Кулибин, Валерий Чкалов, Максим Горький, Николай Зайцев и др.

Руководитель кружка рассказывает о жизни некоторых почитаемых святых: Николая Чудотровца, Сергия Радонежкого, Серафима Саровского, Матроны Московской, Ксении Петербуржской, дети рассматривают иллюстрации детских книг об их жизнеописании.

4. Тематический блок «С нами Бог»

Этот блок реализуется во взаимодействии с духовным наставником, именно тандем педагог - священник позволяет насытить духовную и нравственную жизнь ребёнка главными жизненными ценностями. С этой целью мы приглашаем на занятия с детьми священника. Он рассказывает детям о праздниках, иконах, как нужно себя вести в Храме, о некоторых заповедях и таинствах.

Для углубления впечатлений детей мы регулярно организуем экскурсии в близлежащие храмы. Кроме этого проводим совместно с родителями экскурсии в Сормовскую Православную гимназию, Воскресную школу, иконописную мастерскую.

С целью оценки качества освоения Программы проводится промежуточная и итоговая аттестация. Анализ результативности оформляется отчетом руководителя кружка. В аттестации используем мониторинг Л.И. Гладких «Мир – прекрасное творение», критериями которого являются следующие показатели: эмоционально-чувственный показатель (чувство сопереживания, проявление милосердия, сорадования); когнитивный показатель (проявление любознательности, наличие представлений); практический показатель (добрые дела и поступки, отзывчивость)[2]. В соответствие с этим выделяются три уровня проявления эмоционально-действенного отношения ребенка к окружающему в игре и творческо- продуктивной деятельности. Низкий уровень - по подражаниювзрослому в совместной деятельности с ним. Средний уровень - по побуждению взрослого в совместной деятельности с ним и самостоятельно.Высокий уровень- самостоятельно, по собственной инициативе в свободной деятельности.

Программа реализуется в МАДОУ с 2011 года. За этот период охват детей Программой составил 7011 детей старшего дошкольного возраста.

И самое главное, эта дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа реализуется во взаимодействии с семьями воспитанников. Ведь в духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит в первую очередь семье. Душевное здоровье ребенка, уравновешенность характера зависят от любви и счастья, царящего в его семье.Вся работа строится на основе единства знаний, убеждений и действий педагога и родителей.

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, достойными гражданами родной страны, а тот небольшой опыт, который мы приобрели в процессе деятельности, способствует оздоровлениюнашего общества.

Библиографический список

  1. Бородина А.В. Бородина В.А. Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе / под редакцией А.В. Бородиной. – Изд-е 2-е. - М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2016. – 112 с.
  2. Гладких, Л.П. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008, 324 с.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010, 304 с.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2005, 220 с.
  5. Кузьмин И.А. «Истоковедение». Издание 5-е, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2012, 224 с.
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением  Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р
  7. Федеральный закон 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155

Шевченко Л.Л. Добрый мир: Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011.