Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» Советского района

 г. Казани

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ИЗ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)

 

Учитель начальных классов

Бариева Светлана Николаевна

        

Успех современного урока целиком зависит от мастерства учителя, профессионального использования современных методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Главная цель педагогической деятельности – формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, которая хочет и умеет учиться. Системно-деятельностный подход способствует развитию учебных навыков в поиске, практике и, что самое главное, глубокому усвоению знаний.   Это значит, что ученик не получает готовое знание от преподавателя, а сам добывает его в результате собственных действий. На уроке создается такая ситуация, которая вызывает у ребенка потребность и желание самому добыть информацию и научиться ею пользоваться. При системно-деятельностном подходе в обучении необходимо с первого класса научить ребенка искать, анализировать, понимать, интегрировать, применять, сравнивать, давать оценку, взаимодействовать.

         Урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Приведу фрагмент урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Алфавит». Дети получили знания не в готовом виде, а «добыли» их сами, что способствовало развитию мыслительной деятельности учащихся и их творческих способностей. В ходе рассуждения дети дали ответы на поставленные вопросы, проверили себя, используя материал учебника, решали задачи в группах и индивидуально, делали выводы. Использование различных методов обучения позволили обеспечить качественное усвоение нового материала. Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную авторскую мысль в произведении, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Из всего вышесказанного делаем вывод, что главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Фрагмент урока

I. Подведение к раскрытию темы урока.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. (На доске слова: БИБЛИОТЕКА, КАТАЛОГ)

 · Объясните правильное написание этих слов.

 · Как это сделать? (посмотреть в словаре).

· В каком? (на столе различные словари, выберите нужный).

 · Почему выбрали именно этот словарь?

· За 1 минуту постарайтесь найти эти слова в словаре и рассказать о правильном написании этих слов.

II. Выявление места и причины затруднения.

Цель: построить проект будущих действий. (1 минута. Сигнал)

· Итак, что у вас получилось? Вопрос тем, кто сделал это быстрее всех:

· Как вам удалось так быстро найти эти слова?

· Кто не смог найти слова или долго искал их?

· Почему возникли затруднения?

 · Как же быть? Как выйти из этой ситуации? (Чтобы быстро найти слово в словаре, нужно знать алфавит).

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект будущих действий.

На доске запись: ПЛАН №1 «КАК РАБОТАТЬ СО СЛОВАРЁМ»

· У меня был готовый план работы, но пока шли уроки, здесь всё перепуталось. Помогите мне расположить этапы работы в том порядке, в котором вы считаете, должна проходить работа по поиску значения незнакомого слова. (Прослушать разные варианты, всё фиксируется на доске).

· Какой же план нам подойдет? Давайте выберем самый удобный план, по которому вам будет легко работать.

· Отлично!

IV. Реализация построенного проекта.

Цель: научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя свой жизненный опыт.

· Итак, нужно найти значение слова.

 · В каком словаре будет искать? (в толковом)

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 1. Сначала слово нужно прочитать. 2. Определить, с какой буквы начинается это слово. 3. Найти в словаре страницу с этой буквой.

 · А что для этого нужно знать? (алфавит) 4. Найти слово и узнать его значение. Я вам всем раздам эти планы, которыми вы сможете пользоваться при работе со словарём.

· А кому может этот план пригодиться?

 V. Первичное закрепление с проговариванием.

Цель: закрепить умение располагать слова в алфавитном порядке.

· А теперь,пользуясь планом №2, мы попытаемся записать слова в алфавитном порядке. Сначала прочитаем это план. Вот слова: Рамина, Алия, Алина, Зарина. Взаимопроверка. · Кто справился с заданием?

 · Почему у вас всё получилось?

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Цель: проверить уровень приобретенных знаний.

Игра «Помоги» 1 ряд: в энциклопедию нужно внести названия городов РТ.Расположите их в алфавитном порядке: Казань, Альметьевск, Елабуга, Набережные Челны. 2 ряд: в сотовом телефоне расположите список контактов в алфавитном порядке: мама, Руслан, бабушка, такси. 3ряд:в поликлинике перепутаны карточки больных. Расставьте их в алфавитном порядке: Иванов, Чайкин, Василькова, Алексеев. Проверка (готовые ответы на доске).

 · У кого нет ошибок? Похвалите себя.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: применение знаний для решения проблемы.

· Что вам помогло расставить слова по порядку?

 · Для чего же люди придумали алфавит?

 · Где он может нам помочь?

· Сравните ответы в начале урока и в конце.

Вывод: в нашей жизни нам часто приходиться сталкиваться с алфавитом.

VIII. Рефлексия учебной деятельности (итог).

 Цель: проверка способности самооценки, как личностный результат.

· Что нового вы узнали?

· Каким способом мы это сделали?

 · Чему научились?

Продолжите предложение: МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…. Я УЗНАЛ……… ТЕПЕРЬ Я МОГУ….. Я НЕ ПОНЯЛ……. На ваших столах лежат два знака «!» и «?» Если вы довольны своей работой на уроке, у вас хорошее настроение – покажите знак «!» Если у вас остались вопросы, вам нужна помощь, было что-то непонятно – покажите знак «?» · Кому понравилось работать с алфавитом? Это интересно знать (заранее подготовленный ученик): «Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа,живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют Итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы». Закончен урок и выполнен план. Ребята, огромное спасибо за урок. За то, что упорно и дружно трудились. Что на уроке вы не ленились!

Литература

1. Беньковская Т.Е. Направление, школа, система в методике преподавания литературы: монография. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 2. Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: монография. – СПб., 2007.