Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование».

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида

 п. Чернянка Белгородской области»

 

 

Методическая разработка мастер-класса для педагогов:

«Развитие музыкальных способностей и

формирование творческого мышления дошкольников

через элементарное музицирование».

 

                                                                             Музыкальный  руководитель:

                   Михалева Ю.С.

 

Цель: Ознакомление участников мастер-класса с  методами развития  творческих  способностей по средствам элементарного  музицированияв рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

-представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;

-создать условия для обретения большинством педагогов своего собственногопрофессионального стиля, который позволил бы воспитанникамреализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

Т.Э. Тютюнникова.

Актуальность.

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

В дошкольной педагогике накоплен опыт использования музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарномумузицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

І. Теоретическая часть

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная. Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Элементарноемузицирование я использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

ІІ. Практическая часть  

      Звучащие жесты. «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Задача: Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)щелчки.

Муз.рук.:  В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

Муз.рук.: Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Речевые игры со звучащими жестами

Дождик.

1Дождик, дождик, кап-кап-кап. (Хлопки)

Ты не капай дождик так. (шлепки)

Мы хотим идти гулять. (притоп)

Солнце выгляни опять. –(щелчки).

 

Вот еще одно творческое задание. 

Речевая игра.

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Едем, едем на тележке                            Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          Ш-ш-ш

Птички звонко так свистят.                              Фью-фью

Белочка на ветке орешки грызёт,            Цок-цок

Рыжая лисичка зайца стережёт.              Тс-тс

Едем, едем на тележке                             Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         Болтание языком

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  Скрип-скрип

Наконец, приехали!

Ух!                                                             Хором

 

3.Поэтическоемузицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участникам мастер-класса предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель»,оно прочитывается, подбираются подходящие по тембру ДМИ и озвучивается стихотворение.

 

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель. – треугольник

По полям бегут ручьи, глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи 

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. – погремушка

 

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник. – барабан

Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка

И расцвел подснежник. колокольчик

 

Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

 

4.Внутренний  слух.

Следующее задание на развитие внутреннего  слуха. Детская песенка « Мишка с куклой пляшут полечку». Задача четную строчку мы поем  мы поем и шлепаем по коленям, а не четные строчки мы только хлопаем.

 

…………..

 

5.Дирижер.

Будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь

6. Настроение.

Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»…

 

7. Озвучивание сказки« Песенка ноток».

Жили были нотки. И звали их До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Где жили нотки? То ли в лесу, то ли в поле, то ли в широком пруду, то ли на речном  берегу. Не важно где они жили,  главное жили они мирно и ладно. И пели они свою песенку.

Трям, трям, трям, ля, ля, дзынь

Трям, трям, трям, ля лядзынь..

Очень песенку они свою любили и захотели кому-нибудь ее подарить. Вот только кому? Оглянулись вокруг, деревья стоят высокие, красивые. 

Нотки говорят :Деревья, мы хотим подарить вам песенку.

Деревья:  Спасибо, хорошая песенка но у нас есть не хуже  песенка. И зашелестели листьями, зашуршали иголками. ( Султанчики).

Нотки: Своя, так своя. Вздохнули и полетели дальше.

Видят ручеек бежит, веселый, звонкий и говорят.

Нотки: Ручеек, ты такой, веселый, звонкий мы  хотим подарить  тебе песенку.

Ручеек: :  Спасибо, хорошая песенка но у нас есть не хуже  песенка. И ручеек весело побежал ( глиссандо  металофон) и колокольчик).

Нотки: Своя, так своя. Вздохнули и полетели дальше.Видят камушки. А может камушкам подарить песенку? Будут вместе с ручейком петь хором песенку.

Нотки: Камушки вы такие веселые , разговорчивые, что мы хотим подарить песенку.

Камушки: :  Спасибо, хорошая песенка но у нас есть своя  не хуже  песенка. И они застучали, перекатываясь по дну  ручейка.( ложки) Нотки огорчились, расстроились и  изглаз  потекли слезки. Кап, кап, кап, кап….. А  может песенка  дождику пригодится?, подумали нотки.

Нотки: Дождик, ты такой веселый, светлый,  летний, может быть  тебе наша песенка пригодится?

Дождик: Спасибо, нотки, очень краситвая песенка, но у меня есть своя.( треугольник, металафон)., а вот сильный дождик  поет песенку.( барабан).

Нотки полетели  дальше и видят  сидит птичка.

Птичка: Нотки не  огорчайтесь, я вам помогу. В  поселке  Чернянка  есть  компазитор  ему  ваша песенка  очень  понравится и пригодится.

Композитор: Какая  прекрасная  песенка, я ее всю ночь и весь  день  сочинял, спасибо!

Нотки: Мы ее  тебе  дарим.

 И с тех пор вся  округа  напевала  эту  песенку.

Шумовой оркестр «Едем из Берлина»

 

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.

И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

 

Рефлексия:

Если занятие  понравилось сыграйте на  инструментах  громко, если нет, то тихо.

 

 

Используемая литература:

 

1«Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.

2«Видеть музыку и танцевать стихи. Творческоемузицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.

3«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.

4С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - 5СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.

6Internetресурс: www.orff.ru

7http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.htm.

 

 

2Мелкий дождик моросит

Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками об пол)

В листьях сада шелестит

Кап - кап - кап - кап! (шуршим ладошками)

Мокнет мячик у ворот,

Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками)

 

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

 

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

•         хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

•        шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

•        притопы (всей стопой, пяткой, носком);

•        щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку эмоционально-двигательную разрядку.

Прошу желающих  принять участие в мастер-классе.

Давайте познакомимся и поздороваемся.

«Представься по имени» (каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бёдер:

Один.  «Ка-тя» – (хлопки)

Все. «Ка-тень-ка  (шлепки по коленям), и.т.д.

Игры со звучащими жестами: Музыкальная зарядка.

Сейчас я прочитаю такое стихотворение:

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают сначала по показу, потом повторяем вместе.

А теперь без слов – хлопают.

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по коленкам.

Топаем ногами (проговорить со словами –«хорошо живет на свете Вини-пух»)

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки и шлепушки!

Тюшки-тютюшки, сделаем бомбушки и топотушки!

Молодцы, мы с вами сделали зарядку, а теперь повторим  под музыку,  кто как хочет.

.

Слайд 6.

Игра «Сороконожка»

Идут друг за другом змейкой.

Топают все ножки

У сороконожки

Ножка, ножка, попляши

Своё имя расскажи – останавливаются  и первая проговаривает свое имя с интонацией движением ног. И так далее по очереди. В конце все произносят своё имя с движением ног.

Слайд 7.

Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент.

Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них(стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному инструментов.

        И сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам озвучить  стихотворение  «Осенняя сказка».

Прослушать произведение «Вальс-шутка» Д. Шостакович.

Слайд 9.

Я предлагаю вам превратиться в настоящий оркестр и исполнить «Вальс – шутку» на музыкальных инструментах.  Но сначала, мы выучим партию каждого инструмента.

Показ схем партитуры каждого инструмента.

А настоящему оркестру требуется репетиция.

 Репетируют Бубенцы….Треугольник…Ксилофоны.

Оркестр «Вальс-шутка» Шостаковича

Подвижная игра с султанчиками и погремушками (фонограмма)

Играющие стоят по кругу. У одних - бубенчики, у других  – маракасы.

Играющие с бубенчиками, чуть наклонившись вперёд, звенят. На ответную фразу с маракасами звенят (по 2 раза).

На повторение музыки все играющие постукивают по чуть согнутой в колене правой ноге рукой. На ответную фразу «бубенчики» перебегают по кругу через одного по ходу танца.

Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве), соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.

Методики и практический материал, наработанные Т. Э. Тютюнниковой, будут полезны и воспитателям и музыкальным руководителям.

Используемая литература:

«Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей.» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.

«Видеть музыку и танцевать стихи. Творческоемузицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.

«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.

   Т. Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое    музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений
 

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.  

II

Муз.рук.: Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Муз.рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

Озвучивание рассказа  …………………….

Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

Развивается чувство ансамбля

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                               про себя

Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

Муз.рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

Последовательность обучения: - звуковые жесты (хлопки, движения под музыку, притопы, шлепки…); - ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами; - творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); - импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); - свободный обмен инструментами по желанию детей; - разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально- слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка); - формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях. Важную роль в элементарноммузицировании играет чувство ритма. Не все дети имеют врожденное чувство ритма, возникает необходимость его развивать. Методы и приёмы для развития ч(Элементарное музицирование как средство развития музыкально - творческих способностей детей логопедическойгруппы

Проблема развития музыкально-творческих способностей – одна из самых сложных в педагогике. С одной стороны сегодняшние условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для нашей действительности, требуются активные, творчески мыслящие люди.

С другой стороны становится очевидным, что развитие воображения дошкольников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Чаще всего, воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

Еще большие трудности испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний, небольшой объём мимических и пантомимических средств, слабость артикуляции и тонкой моторики. Всё это затрудняет возможность проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.

Поэтому целью моей работы стало развитие музыкально-творческих способностей детей. Были определены изадачи по реализации цели:

Ø  обучение дошкольников простейшим элементам музыкального языка

Ø  развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему;

Ø  формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе.

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т. Э. Тютюнниковой. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Элементарное музицирование – это уникальная возможность:

Ø  развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;

Ø  воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

Ø  проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;

Ø  воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

Ø  тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

На музыкальных занятиях для творческих заданий отводится немного времени. Поэтому основную работу по обучению элементарному музицированию осуществляю на кружковых занятиях. Занятия проводятся один раз в неделю с детьми логопедической группы. Весь цикл рассчитан на два года с соблюдением принципа «от простого к сложному». Надо заметить, что занятия, предложенные в программе Тютюнниковой «Бим-бам-бом», в готовом виде я не использую. Т. к. работа ведется с детьми логопедической группы, в содержание были внесены некоторые коррективы. Например, наблюдения показывают, что этим детям достаточно трудно даются некоторые движения. Поэтому танцевальные задания целесообразней было заменить коммуникативными играми, позволяющими проявить спонтанные индивидуальные движения, препятствующие формированию штампов, помогающие выразить свои эмоции.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

ü  Ознакомление со звучащими самодельными и фабричными инструментами

ü  Творческое исследование тембро-динамических возможностей инструментов

ü  Разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления детей о средствах выразительности

ü  Поэтическое музицирование

ü  Координационно-подвижные игры и упражнения

ü  Пальчиковые игры

ü  Коммуникативные игры

ü  Создание детьми собственных произведений и музыкальных образов

Теперь я расскажу подробней о некоторых специфических элементах занятия.

Поэтическое музицирование

Это озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментов.

Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык. Сначала дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – в импровизацию. Здесь соблюдается триединство «слышу, говорю, играю».

Координационно-подвижные игры и упражнения

Это ритмизованная речь с движениями. Они оказывают влияние на характер восприятия образов в музыке. Использование двигательных упражнений учит ребенка изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.

 

Заказать полный текст работы

В исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна передача ребенком образа, сколько согласованность метроритма текста с движениями.

Использование координационно-подвижных игр способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, настроению, выразительности поз и жестов. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.

Игры с инструментами

Именно инструменты занимают центральное место на занятиях по элементарномумузицированию. Инструменты должны быть простыми в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают шумовые инструменты. С помощью них возможно творческоемузицирование детей независимо от уровня способностей.

Всё начинается со знакомства с инструментом, его составными частями, способами игры. Далее исследуется звук инструмента, сравнение его с другими. После этого звучание инструмента отождествляется с предметами или явлениями из жизни. Только тогда становится возможной творческая деятельность: сочинение мелодий, озвучивание сказок, аранжировка произведений. Последовательность действий можно проследит в следующих ключевых фразах данного раздела:

o  Попробуй озвучить стихотворение, сказку и т. д.

Апрель.

 

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель

(удары по треугольнику)

 

По полям бегут ручьи

(глиссандо на металлофоне снизу вверх),

 

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

(удары в пластмассовый молоточек)

 

После зимней стужи.

(Погремушка, встряхивание листа бумаги или катание ребристого карандаша по столу)

 

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

(размеренные встряхивания маракаса, удары деревянными ложками или игра на барабане)

 

Стали птицы песни петь

(игра на свистульке),

 

И расцвел подснежник.

(Игра на колокольчике)