Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

МБДОУ № 128г. Мурманска

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Боханова Дианна Андреевна,

воспитатель

 

 

Содержание

Введение…………………………………………..........................3

Основная часть……………………………………………………5

Заключение……………………………………………………....13

Литература…………………………………………………….....15

 

 

Введение

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возрастаобусловлена возрастными психологическими и физиологическими

особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Развитие мелкой моторики является важнейшим условием физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужноначинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Развить мелкую моторику рук детей можно с помощью различных средств. Одним из таких средств являются пальчиковые гимнастики.

Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
  • создать картотеку пальчиковых игр;
  • привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обстановке.

Основная часть

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Организация предметно-развивающей среды

Для целенаправленной работы необходимо подготовить соответствующую предметно – развивающую среду, с учетом возрастных особенностей детей.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Создавать среду, окружающую детей нужно таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Создавая развивающую среду, нужно учитывать и такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка.

Необходимо, чтобы предметно-развивающая среда включала в себя все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

При организации предметно-развивающей среды важно обеспечить разнообразие игрушек и игрового оборудования: матрёшки и различные игрушки-вкладыши, пирамиды, мозаики, мелкая и крупная мозаика, шнуры для нанизывания бусинок и пуговиц, пособия по застегиванию пуговиц разной величины, коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов, наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки, пальчиковый театр, конструкторы, заводные игрушки и т.д.

Предметно-развивающая среда должна быть динамична. Предметная среда не должна быть самоцелью, вне детской деятельности.

Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по указанному направлению образовательной деятельности

Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые взаимодействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения.

В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы работы, это:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • рекомендации;
  • памятки.

Взаимодействие с родителями осуществляла через родительские собрания «Развитие мелкой моторики ребёнка и её влияние на речь» и консультации «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие», «Использование нетрадиционных приёмов в работе с детьми по развитию мелкой моторики».

Можно на родительском собрании показать игры и обязательно проиграть их с родителями.

Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная согласованная работа родителей и педагогов.

Организация образовательной деятельности с воспитанниками

Преемственность в работе воспитателя, логопеда, психолога, методиста позволяют добиться положительных результатов в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

На практике используются разнообразные методы и приёмы развития мелкой моторики:

  1. метод наблюдения помогает получить общую картину уровня развития ребёнка на данном этапе, или зафиксировать отдельные отклонения в развитии. Наблюдение может быть скрытым и включённым, сплошным и выборочным, одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным). Этот метод позволяет исследовать ребёнка в естественных условиях жизни, незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных сведений о ребёнке;
  2. словесные методы – объяснения, указания, инструкции и т.д. Эффективность их зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выразительности, образности. Чтобы слово нужным образом повлияло на маленького ребёнка, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами;
  3. наглядные методы включают в себя непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, видеоматериалов и др. Наглядность должна опираться на все виды чувственного опыта ребёнка: зрение, слух, обоняние, осязание;
  4. практические методы. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически действовать;
  5. методы прямого воздействия включают в себя постановку перед ребёнком той или иной практической задачи (например, собрать пирамидку, разучить пальчиковую игру и т.п.), показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. При этом методы прямого воздействия не должны подавлять собственную активность ребёнка, инициативность и самостоятельность;
  6. метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия. При его использовании воспитатель не ставит перед детьми, какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способы её решения. Он даёт ребёнку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно – материальную среду. Очень важно сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы косвенного воздействия незаменимы при организации творческих видов деятельности детей – игры, рисования, лепки, конструирования и др.

Таким образом, систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковой гимнастики, совместной работой с родителями воспитанников и педагогами, организации предметно-развивающей среды, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения. Поэтому проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста остается актуальной на сегодняшний день.

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

«Пальчики здороваются»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

 «Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

 «Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

 «Водичка, водичка…»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчики»

 Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Цель: развивать движения пальцев рук

Ход игры: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

1. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

3. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

4. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

6. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

7. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Заключение

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ведь ум ребенка находится на кончике пальцев.

Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно.

 

 

Литература

  1. Волков,Б.С. Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах[Текст]/Б.С. Волков, Н.В.Волкова .- М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128с.
  2. Гурова О.В. Формирование психологической готовности к игровой деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2019.- № 11.- С. 37-43
  3. Ершова В.Н., Брехова Н.П. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры // Молодой ученый. - 2016. - №23 (2). - С. 42-45.
  4. Емельянова Н.В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 18-22.
  5. Князева О.В. Организация развивающей среды в игровой комнате для детей первого года жизни //Воспитатель ДОУ. – 2016. – №3. – С.31-35.
  6. Кондрашова Н. В. Основные направления и формы взаимодействия ДОО и семьи в современных условиях // Воспитатель ДОУ. – 2016. - № 8. – С. 83 – 85.
  7. Лазарев И.М. Психологические условия гармонизации развития ребенка младенческого и раннего возраста // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2016. - № 1 (3). - С. 64-75.
  8. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. -256 с.
  9. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 401-404.
  10. Пастухова И.В., Бацаева Н.А. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1370-1372.
  11. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Подходы к раннему познавательному развитию//Управление ДОУ. - 2018. - № 6. - С.86-92.
  12. Шарипова И.М. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей // Альманах мировой науки. - 2016. - № 3-2 (6). - С. 85-86.