Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного игрового развивающего материала»

Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей Удмуртской Республики

«Республиканский детский дом»

 

«Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

с использованием нестандартного

игрового развивающего материала»

 

Методическая разработка

 

 

Выполнили:

Гилязетдинова Е.И., воспитатель

Кузнецова О.М., воспитатель

 

Ижевск, 2020г.

 

Актуальность

Подбор игрового материала – дело серьёзное и ответственное. Игровой материал должен давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже известно, и побуждать к усвоению нового. Главным условием нормального психического развития ребёнка являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателями, способность к сотрудничеству, совместной продуктивной и речевой деятельности. От этого зависит его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном личностном развитии.

Сопровождение стихотворным текстом позволяет формировать познавательную активность и творческое воображение, развивать зрительное, слуховое восприятие, психические процессы.

Познавательные действия, направленные на решение той или иной дидактической задачи,  предлагаются с учётом возрастных возможностей детей и не утомляют их, воспитывают усидчивость. Положительные эмоции надёжно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.

В результате стандартных и нестандартных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Предложенный развивающий игровой материал доступен для понимания ребенка. Он изготовлен из «теплых» материалов. Развивающие игры и упражнения с применением данного материала непродолжительны по времени и просты по своей организации, поэтому их можно проводить в любое свободное время. Развивающий игровой материал позволяет многократное повторение определенных тренировочных действий, что является необходимым условием развивающего эффекта и создает предпосылки для освоения и применения нового опыта.

Развивающий игровой материал ориентирован на детей дошкольного возраста 3-5 лет. При необходимости возможно использовать в коррекционной работе. Может использоваться индивидуально и в подгруппах, под руководством взрослого или в самостоятельной деятельности

Введение

У воспитанников детского дома, как правило, наблюдаются характерные нарушения раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики), что в дальнейшем проявляется в эмоциональном нарушении в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте). Данные нарушения обусловлены материнской депривацией,  состоянием, возникающим вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери.

Необходимость развития мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена их возрастными психологическими и физиологическими особенностями; в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук

Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего материнскую депривацию, а также для его успешной социализации необходимо окружить его, независимо от возраста, эмоциональной теплотой материнской заботы, через ее постоянство и повторяемость,.

Именно поэтому при изготовлении нетрадиционного игрового материала для развития мелкой моторики мы использовали теплую, мягкую пряжу, мягкий поливинил, различные веревочки, ленточки и т.п.

Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передавать подрастающему поколению и усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это – основные условия успешного обучения.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Нетрадиционный игровой развивающий материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.

Классификация развивающего игрового материала:

По содержанию: развивающий игровой материал для развития мелкой моторики рук

По использованию игрового материала: игра с игрушкой

По степени активности детей и воспитателя: игра-занятие; игра-упражнение

Основные достоинства развивающего игрового материала:

  • многофункционально, простое в изготовлении, удобно в использовании (его можно перенести, переставить);
  • Развивает мелкую моторику рук с раннего возраста. Способствует совершенствованию координации движений обеих рук, развивают подвижность кисти, тренируют систему рука-глаз, приучают пальцы ребенка совершать точные движения – захват «Щепотью» (тремя пальцами), «пинцетный захват (двумя пальцами).
  • развивает умственные и творческие способности детей;
  • ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается мелкая моторика рук, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру;
  • вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление ранее полученных знаний;
  • последовательность использования (от простого к сложному)
  • можно применять как в совместной деятельности, так и в самостоятельных занятиях;
  • все игры и упражнения проводятся по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне
  • воспитанники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший воспитанник способен сделать такое пособие самостоятельно и подарить малышу.

«Заплети солнышко»

Описание развивающего игрового материала

Материал изготовлен из поливинилхлоридных (ПВХ) ковриков желтого или оранжевого цвета. Вырезанный круг (d 25 см) оформлен аппликацией из самоклеющейся цветной пленки (Oracal), и представляет улыбающееся лицо (глаза, реснички, ротик в улыбке). По всей окружности круга «прорубрены» круглые отверстия (d 0,5 см) на расстоянии 2 см. от края окружности и 3 см друг от друга.

В приложении:

- шнурки (лучше готовые с обработанными концами), длинной 50-70см.  В наборе 36-40 штук. Для усложнения заданий возможно наличие набора шнурков различных цветов и оттенков.

-заколки для волос. В наборе 18-20 штук. Для разнообразия и усложнения заданий наборы заколок могут быть с разными замочками, разного цвета.

-цветные ленточки (шириной 1-1,5 см., длинной 20-25 см.). В наборе 18-20 штук. Для закрепления цветов можно иметь несколько наборов ленточек по цветам и оттенкам)

-декоративные резинки для волос (в наборе 20-25 штук). Наборов может быть несколько (по цветам и плотности)

Используется для развития мелкой моторики рук воспитанников. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, поэтому это пособие, поможет детям в игровой форме развивать не только пальчики, но и речь. Дети заплетают и расплетают косички, завязывают бантики, застегивают заколки на косах.

Возможные дидактические задачи:

Развивать мелкую моторику рук

Развивать умение сравнивать, находить сходства и различия, подбирать по образцу, продолжать заданную последовательность, действовать эмоционально.

Закреплять знание цветов и оттенков, умение их называть

Упражнять в употреблении количественных и порядковых числительных

Игровое правило:

Детям предлагают сделать солнышку прическу (заплести косички). Дети причесывают солнышко (прошнуровываю), затем заплетают косички и оформляют (закрепляют) готовые косички предложенным материалом (заколки, ленточки, резинки), выполняя при этом различные задачи, поставленные взрослым (в случае совместно организованной деятельности).

Возможно применение художественного слова:

СОЛНЕЧНЫЙ ДОЖДИК
Надежда Болтачева,

Солнечные зайчики скачут по дорожке.
Я поймаю солнышко, солнышко в ладошки.
Лучики искристые заплету косичкой,
Подрумяню щечки спелой земляничкой.
А потом мы вместе побежим к фонтану,
Из ладошек огненных солнышко достану,
Разлетятся капельки солнечной прохлады,
Девочки и мальчики будут очень рады
Вместе любоваться «солнечным дождём»,
Радуги дождаться яркой, а потом
Солнышко растает в пышных облаках.
Лишь тепло оставит на моих руках.
            Вариации заданий:

-исключение этапа шнуровки

-подобрать шнурки одного цвета или по заданной периодичности (красный-красный-красный; желтый-желтый-желтый и т.д., либо: красный-желтый-зеленый-синий-красный-желтый и т.д.)

-закрепить косички одинаковыми заколками, разными заколками,   заколками по заданному образцу с соблюдением заданной последовательности (форме, цвету и т.п.);

-вплести ленточки, завязать бантики, выполнить данное задание по заданному образцу с соблюдением заданной последовательности (цвету, структуре и т.п.)

-отсчитать  шнурочки, сосчитать косички, взять столько сколько, подобрать по описанию и т.п.

«Осьминожки»

Описание развивающего игрового материала

Материал связан из акриловой пряжи разного цвета. Основа (головка) наполненная наполнителем связанная полусфера. На основе  закреплены кнопки (для глаз и рта) и нитяная кисточка (хвостик из волос). Возможны вариации: кнопки, липкая лента, застежка. По основанию  окружности полусферы (d 10-13см) на одинаковом расстоянии друг от друга закреплено 8 пуговиц (по возможности декоративных). К каждой основе прилагается 8 вывязанных спиралью полосок (под цвет основы, длина в готовом виде 10-13см.). На конце полоски петелька, диаметр которой соответствует диаметру пуговички.

В приложении:

- ленточки для завязывания на хвостике, декоративные шапочки (для оформление на липучей ленте), косыночки, заколки, резинки и т.п.

-наборы декоративных частей для оформления лица (глазки, ротик, носик на кнопочке, липе)

Используется для развития мелкой моторики рук воспитанников. Пособие поможет детям в игровой форме развивать не только пальчики, но и речь. Дети пристегиваю, завязывают бантики и т.п. застегивают заколки на косах.

Возможные дидактические задачи:

Развивать мелкую моторику рук

Развивать умение сравнивать, находить сходства и различия, подбирать по образцу, продолжать заданную последовательность, действовать эмоционально.

Закреплять знание цветов и оттенков, умение их обозначать, называть

Упражнять в употреблении количественных и порядковых числительных

Формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение (составление рассказа)

Игровое правило: Детям предлагают собрать осьминожку на прогулку. Дети пристегивают осьминожке лапки, оформляют головку (умывают личико, заплетают косичку, одевают шапочку и пр.), выполняя при этом различные задачи, поставленные взрослым (в случае совместно организованной деятельности). 

Возможно применение художественного слова:

Разноцветная семейка

Эдуард Успенский

Жил осьминог

Со своей осьминожкой,

И было у них

Осьминожков немножко.

Все они были

Разного цвета:

Первый — зеленый,

Второй — фиолетовый,

Третий — как зебра,

Весь полосатый,

Черные оба — Четвертый и пятый,

Шестой — темно-синий

От носа до ножек,

Желтый-прежелтый — Седьмой осьминожек,

Восьмой — Словно спелая ягода, Красный...

Словом, не дети,

А тюбики с краской.

Была у детишек

Плохая черта:

Они как хотели

Меняли цвета.

Синий в минуту

Мог стать золотистым,

Желтый — коричневым

Или пятнистым!

Ну, а двойняшки,

Четвертый и пятый,

Все норовили

Стать полосатыми,

Быть моряками

Мечтали двойняшки —

А кто же видал моряка

Без тельняшки?

Вымоет мама

Зеленого сына,

Смотрит —А он не зеленый, а синий,

Синего мама

Еще не купала.

И начинается

Дело сначала.

Час его трут

О стиральную доску,

А он уже стал

Светло-серым в полоску.

Нет, он купаться

Нисколько не хочет,

Просто он голову

Маме морочит.

Вариации заданий:

-собери осьминожек по заданному цвету

-собери осьминожку в соответствии с цветами радуги (красный, оранжевый, желтый и т.д.)

-пристегнуть лапки с соблюдением заданной последовательности (цвету)

-выполнить задание, например: сосчитать общее количество лапок; показать третью лапку от желтой  и т.п.

-рассказать историю про веселых осминожек. Воспитатель может сам задать сюжетную линию, дать начало истории, либо составить рассказ в процессе обыгрывания

«Прогулка с гусеницей»

Описание развивающего игрового материала

Материал связан из акриловой пряжи в форме чулка и натянут на основу от 5 шоколадных яиц (больших). Между основами чулок перетягивается. Головка оформляется под «лицо» гусеницы. На каждую из частей основы по бокам пришиваются 2 перфорированные ленточки (длина 15 см., ширина 2,5-3 см.). К гусенице прилагаются 8 парных по оформлению, связанных ботиночек (размера маленьких пинеток). Пинетки наполнены легким наполнителем и плотно прошиты. На них имеются  декоративно связанные веревочки (для завязывания). На задник каждой пинетки пришита идентичная перфорированной, ленточка, на которой закреплена застежка-пряжка.

Используется для развития мелкой моторики рук воспитанников. Поможет детям в игровой форме научиться работать с застежкой-пряжкой, завязывать шнурки бантиком.

Возможные дидактические задачи:

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать умение находить парные предметы по описанию

Закреплять знание цветов и оттенков, умение их обозначать, называть

Развивать умение составлять описательный рассказ по предмету

Игровое правило: Детям предлагают погулять с гусеничной. Для этого ее необходимо обуть.  Дети подбирают парные ботиночки и пристегивают к гусенице, что бы она не замерзла и не испачкала ножки. Возможно применение художественного слова:

…Что за чудо? Ты откуда
Приползло на край листка…
Ты, наверно, Чудо-Юдо
Из волшебного цветка?

Это Гусеница! Верно!
И пуховая она!
Нарядилась так, наверно,
Как на праздник для меня!

Высотская С.

Вариации заданий:

-подбери ботиночки по парам

-найди ботиночек по описанию

-расскажи, какой ботиночек нужно найти

- Расскажи историю про то, что гусеница увидела во время прогулки.  Воспитатель может сам задать сюжетную линию, дать начало истории, либо составить рассказ в процессе обыгрывания

Заключение:

Целью этих игр и упражнений с использованием нестандартного развивающего игрового материала  является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности. Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а так же формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.

Рекомендации по использованию развивающих пособий:

  • поощрять творческую инициативу ребенка;
  • ни в коем случае не ругайте за «неистетичность», «неряшливость», не насмехаться даже «над самыми нелепыми действиями»;
  • обязательно говорить ребенку, что он умный, способный. Разумеется, не нужно захваливать, но начинать всегда следует с похвалы;
  • не спешить подсказывать, указывать «как лучше», «красивее», стараться, чтобы ребенок находил правильный вариант хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельно;
  • воспитывать у ребенка умение доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения – это закрепляет его уверенность в себе, в своих силах. Поэтому, даже если он что то сделал или сказал неправильно, всегда нужно спросить: «Почему ты так считаешь?»;
  • стараться предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры;
  • игры должны вызывать положительные эмоции;
  • избегайте принуждения. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой творческой и умственной деятельности.

Литература:

  1. Кольцова М.М. «Развитие моторики»
  2. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  3. Громова О.Н, Т.А. Прокопенко «Игры - забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно - практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва, 2001
  4. Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудовании. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016
  5. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги "СПб, "Корона", 2007г.
  7. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику: учебно - методическое пособие. - М.: Эксмо, - 2007

 

Интернет-ресурсы:

http://www.maam.ru/poleznaja-informacija/sait-dlja-vospitatelei.html;

http://nsportal.ru;

http://dohcolonoc.ru;

http://www.detskiysad.ru/