Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Развитие лингвистической одаренности у детей в процессе обучения английскому языку (из опыта работы).

1. Развитие лингвистической одаренности у детей в процессе обучения английскому языку (из опыта работы).

2. Методические материалы.

2. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышская  средняя общеобразовательная школа №2».

3. Гилёва Валерия Витальевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории,

Пояснительная записка

Обучение английскому языку требует от учителя постоянного усовершенствования  и поиска более продуктивных методов и стратегий обучения, соответствующих требованиям современного общества и особенностям современных детей.

Изучение английского языка обладает огромным потенциалом не только для всестороннего развития личности, но и для выявления одаренных детей, так как здесь особенно часто используются межпредметные связи (с математикой, русским языком, литературой, историей, географией). А это одна из главных задач совершенствования образования.

Одаренные дети – это особая категория детей. Таким детям требуется особое внимание и особый подход к их обучению. Ни у кого сегодня не вызывает удивление, что каждый человек рождается с определенным набором задатков, а вот способности появляются в результате развития задатков. Главное эти задатки вовремя заметить и создать максимально благоприятные условия для их развития общими усилиями родителей и педагогов.

Цель методических материалов: создать благоприятные условия для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей.

Задачи методических материалов:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

- отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

-активное включение обучающихся в процесс самообразования и саморазвития;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Настоящие материалы возможно применять с обучающимися 5-11 классов.

Ожидаемые результаты

Конечным результатом методических материалов должны стать:

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
  • повышение качества образования обучающихся;
  • создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;
  • сформированное чувство осознанного изучения английского языка;
  • формирование и развитие у обучающихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения;
  • формирование у обучающихся способности планировать и анализировать свою деятельность.

Тематическое содержание

1. Понятия одаренность и лингвистическая одаренность.

2. Использование маршрутной карты для осуществления индивидуального подхода к одаренным детям.

3. Индивидуальный образовательный маршрут в работе с лингвистически одаренными детьми.

4. Роль научно-исследовательской работы с одаренными детьми в реализации их познавательной активности.

5. Средства развития способностей обучающихся к иноязычной деятельности (олимпиады, конкурсы).

6. Результаты работы с одаренными детьми.

 7. Список используемой литературы.

1. Понятие «одаренность» трактуют  многие методисты, в частности из работ Шумакова Н.Б., Юркевича В.С. можно дать определение одаренности как: «1) уникальное сочетание способностей, обеспечивающее успешную деятельность; 2) умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3)   наличие задатков к развитию способностей».

Другой известный ученый - лингвист Пассов Е.И. предлагает определение лингвистической одаренности – «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка».

Говоря о неординарных способностях, в изучении иностранных языков обычно используют такие понятия, как «чувство языка», «языковые способности», «коммуникативные способности», «иноязычные способности», «языковая догадка», «языковая интуиция», «способности к иностранным языкам».

Работать с детьми с «языковой интуицией» не просто. Важно понимать, что одаренность может иногда скрываться за нестандартностью в поведении и мышлении. Это выражается в его интеллектуальных способностях, незаурядных способностях к обучению, творческом и продуктивном мышлении. Такие дети легко усваивают новый материал, активны, любят экспериментировать. Их отличают творческий подход, стремление к познанию нового, самостоятельному исследованию. Поэтому  одаренному ребенку на обычных занятиях наряду с другими детьми просто скучно. Все задания он выполняет с легкостью и быстрее остальных детей, а, главное, он способен сделать больше. Особенно быстро такие дети теряют интерес к изучению английского языка, где требуется регулярная, монотонная и кропотливая работа. Таким детям необходим глубокий индивидуальный подход. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, стремились к открытиям, были максимально загружены.

В трудах отечественных методистов (Азимов Э.Г., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Щукин А.Н.) указывается, что развитие языковых способностей возможно на основе индивидуализации, дифференциации процесса обучения и повышения мотивации к изучению языка.

Несомненно, в области развития лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам остается еще много дискуссионных вопросов: возможность индивидуализации и дифференциации языкового образования, обоснованность и необходимость обучения языкам с раннего возраста, новые подходы к развитию и поддержке одаренных детей.

2. Одаренный ребенок - это личность, склонная к нестандартным решениям, порой имеющая тенденцию к неуравновешенности. Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Именно поэтому возникает необходимость использования в практике обучения личностно ориентированного подхода. Все плюсы данного подхода уже давно отмечены, но, тем не менее, учебный процесс станет более разнообразным, комфортным, благодаря этому подходу раскроются познавательные подлинные возможности и проявится творческий потенциал. Применяя личностно ориентированное обучение можно создать психолого-педагогическое пространство, которое позволит повысить успешность обучения одаренного ребенка.

В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке личностно-ориентированных уроков, особое внимание уделяю блочно-модульной технологии. Данную технологию относят к индивидуальной форме обучения, которая разнится с традиционной школой, но в ее основе лежит принцип дифференцированного подхода к обучению.

В рамках блочно-модульной технологии удобно применять маршрутную карту обучения обучающегося. Под модулем подразумеваю разработанный курс, в который может войти одна или более тем.

Маршрутная карта помогает осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, имеющим особые способности к изучению иностранных языков и, которые готовы работать самостоятельно. Данный документ является высшим этапом личностно-ориентированного образования, позволяющий по-новому строить и работу с обучающимися по ликвидации пробелов в знаниях и с одаренными личностями, которые способны искать, анализировать и осваивать большие объемы информации не только из учебной литературы, но и из дополнительных источников.

Предлагаю пример одной  маршрутной карты, разработанной для индивидуальной работы с обучающимся в 9 классе в рамках одной темы «Спорт». В разработке заданий использую дополнительный материал вне рамок УМК.

Тема:

 

 

 

Задания

Форма работы

Отметка о выполнении обучающегося/учителя

Спорт

Работа с новыми лексическими единицами                              стр.83 упр.12

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Составить предложения/ситуации, отражающие смысл новых слов

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Перевод, анализ слов (разбор слова)

 

 

 

 

Обсуждение текста.

Прочитать текст «Professional sports»  и ответить на вопросы стр.94 упр.26

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

составить 3-5 вопросов

САМОСТОЯТЕЛЬНО

ответить не менее чем на 3 вопроса после текста;

 

 

 

Письмо другу

Написать письмо другу, комментируя одно из утверждений текста  (100-140 слов)

САМОСТОЯТЕЛЬНО

 

 

 

Работа над произношением

Прослушать диалог и закончить его                                              стр.80 упр.5

Прослушать аудиофайлы, повторить за диктором

 

 

Упражнение по грамматике

(Времена группы Past)             стр.96 упр.1

САМОСТОЯТЕЛЬНО

 

 

 

 

 

 

 

Новый грамматический материал

Grammar in focus (Conditionals III) с.97 упр.3

ДОПОЛНИТЕЛЬНО                       с.98 упр.5

Анализ правила,

 

 

заполнение таблицы

 

 

 

Рефлексия

Что тебе понравилось в пройденной теме?

Какие ошибки ты совершал во время работы?

50-100 слов

 

 

 

3. Кроме использования маршрутных карт, индивидуализировать учебную деятельность, можно при помощи индивидуальных учебных планов (образовательных маршрутов) для каждого обучающегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающегося.

При разработке индивидуального образовательного маршрута учитываю следующие этапы:

определяю уровень развития ребенка - диагностика;

определяю долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;

определяю время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;

определяю роль родителей;

разрабатываю учебно-тематический план;

определяю содержание;

определяю способы оценки успехов ребенка.

Пример индивидуального образовательного маршрута

1. Фамилия, имя, отчество обучающегося

________________________________________________________________

2. Возраст:___________

3. Характеристика личностных качеств (краткая):

__________________________________________________________________

4. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:

способствовать наиболее полной реализации индивидуальных лингвистических способностей (наличие достижений).

5. Этапы образовательного маршрута.

Этап / цель

Содержание

Предполагаемый результат

Начальный этап

Цель: выявить индивидуальные интересы и творческие потребности на данном этапе.

 

1. Беседы и наблюдения за обучающимся во время занятий.

2. Проведение анкетирования

по изучению мотивации к обучению.

3. Выявление индивидуальных

способностей.

4. Индивидуальные занятия по английскому языку.

 

1. Развитие индивидуального интереса к английскому языку.

2. Подготовка к мероприятиям, раскрывающим лингвистические способности (недели ИЯ, праздники).

3. Участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, исследовательских работах).

 

Этап развития

Цель: способствовать дальнейшему развитию и реализации лингвистических способностей обучающихся.

 

1. Продолжение индивидуальных занятий.

2. Усложнение видов учебной деятельности, подготовка к выступлению в конкурсе.

 

1. Высокий уровень участия в школьной и районной олимпиаде.

 

Этап саморазвития

Цель: содействовать выходу

учебной деятельности обучающегося на новый, более высокий уровень

 

1. Совместный подбор и об-

суждение нового материала.

2. Индивидуальная работа над проектом.

 

1. Высокий уровень участия в конкурсах разного уровня.

 

Учитель ____________(ФИО учителя)

Для того чтобы из задатков появились способности, чтобы занятия с ребенком развивали его ум, необходима познавательная потребность. Именно эта потребность, т.е.  собственный интерес ребенка к познанию выступает своего рода катализатором развития одаренности. Без этой потребности способности развиваться не могут. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Научно-исследовательская деятельность – тому доказательство. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Следует отметить, что при обучении одаренных детей очень важно выделять сферу исследовательского и научно-познавательного общения. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности  может дать обучающимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.

В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах - его любознательности, в средних и старших - потребности в творческой деятельности.

5. Одним из средств развития способностей к иноязычной деятельности является участие в олимпиадах. Они ставят своей целью выявление обучающихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в области английского языка. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют учащимся возможность самореализовываться в иноязычной деятельности. Учитель имеет возможность получать данные подготовленности обучающихся по различным видам речевой деятельности и уровню использования языка. Учащиеся имеют также возможность сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями, принимать участие в международной игровом конкурсе  «British Bulldog», «Золотое руно».

6. Применяя различные методики работы с одаренными детьми неизбежно добиваюсь результатов:

  • Мои выпускники успешно сдают Единый Государственный экзамен по английскому языку. Средний тестовый балл по результатам ЕГЭ выпускников 11-х классов выше областного на 15,49% и российского на 9,6%.
  • Ежегодно мои ученики становятся победителями и призёрами районной олимпиады по английскому языку. Общее количество призёров и победителей с 2009 по 2016 – 16 человек.
  • Дважды одерживали победу в районном конкурсе научно-исследовательских работ.
  • Традиционно мои ученики участвуют в международном игровом конкурсе  «British Bulldog». Общее количество победителей и призеров регионального и муниципального уровней за пять лет – 28 человек.
  • Два победителя всероссийского уровня в конкурсе «Золотое руно».
  • В настоящее время 5 моих выпускниц обучаются на факультетах иностранных языков.

Список используемой литературы

1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 –95.                                                                                                                                            2. Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.

3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.

4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.

6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.

7. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59.

8. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.

9. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.

10. Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.

11.  Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с. 

12. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83.

13. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

14. Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.

15. Пассов, Е. И., Кузовлев, В. П., Царькова, В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. — Просвещение, 1993. — 159 с. — (Библиотека учителя иностранного языка).

16. Патык А.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с разными учебными возможностями: 2008.

17. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95с.

18. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.

19. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.

20. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.

21. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.

22. Тен К. Б. Летний лагерь как технология организации работы с одаренными детьми / К. Б. Тен // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 86 – 91.

23. Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школы «Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. – С.97-105.

24.  Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

25. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.

65.  Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78с

27. http://www.odardeti.ru