Разработка урока по русскому языку. Тема: "Значение суффиксов"
МБОУ СОШ села Николаевка Бирского района Республики Башкортостан
Разработка урока по русскому языку. Тема: "Значение суффиксов"
Карпова Лиана Фирдависовна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Автор разработки: Карпова Лиана Фирдависовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Николаевка Бирского района Республики Башкортостан
УМК: «Школа России»
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тема урока: Значение суффиксов
Тип урока: урок новых знаний
Продолжительность урока: 40 минут
Целевая аудитория: учащиеся 3 класса, аудитория психологически однородная, уровень развития средний.
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, часть 1, М.: Просвещение, 2022 г.
Раздел: Состав слова (9ч) Учебным планом предусмотрено 5 часов в неделю, в год – 165 ч.
Необходимые технические средства и материалы для проведения урока: презентация, ПК, проектор, раздаточный материал, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
Деятельность учащихся: фронтальная, парная, индивидуальный опрос, групповая, самостоятельная.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Цель: формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Класс: 3 класс
Программа: ФГОС Школа России.
Предмет: русский язык
Тема: «Значение суффиксов»
Цель: учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов, развивать умение морфемного анализа слов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- находить суффиксы,
- различать суффиксы с разным смысловым значением;
- объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.
Личностные:
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;
– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; развивать умение навыка грамотного письма;
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
Коммуникативные УУД:
- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь.
Материалы и оборудование: презентация, ПК, проектор, раздаточный материал, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте ребята.
Долгожданный дан звонок.
Начинаем наш урок,
Будем грамотно писать,
Правила новые узнавать.
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания
- Пропишите слово рыба.
2. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, что в написанных словах общего? Чем они отличаются? (Слайд 2)
(Общее – корень, однокоренные слова, отличаются суффиксами).
- Послушайте сказку.
Жил-был суффикс. Подошел он к дому, и дом стал домиком, подошел к столу, стол стал столиком. Убежал суффикс в испуге, прислонился к стене, а стена стала стенкой. Сел суффикс на землю и заплакал. Он был очень напуган, что слова с ним так меняются. Тут к нему подошел корень и сказал: «Разве плакать нужно, нужно радоваться, ведь благодаря тебе слова становятся новыми, красивыми, ласковыми.» Улыбнулся суффикс, и больше уже не плакал. Он стал хорошим помощником корню, помогал образовать новые слова.
— Сформулируйте тему урока.
-Какие задачи мы поставим перед собой? Какое новое знание нам предстоит получить? (Узнать, для чего служит суффикс)
-Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его значение в русском языке. (СЛАЙД 3)
III. Работа по теме урока
1. Работа в парах
- Сейчас вы поработаете с карточками индивидуально. У вас на партах карточки. Ваша задача распределить слова в три столбика. (Иголочка, журавлиная, садик, выдумка, замазка, выходной, липовый, стройка, звонок, цветной, ласточка, тёмный, ночка, снеговой.) (СЛАЙД 4)
- Какой первый шаг вам нужно сделать прежде, чем распределить слова? (Разобрать слова по составу). (Работают с карточками)
- Проверьте себя, обменявшись карточками. (СЛАЙД 5)
- Оцените друг друга, оценки поставьте в карточки. (СЛАЙД 6)
- Ребята, давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).
- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.) (СЛАЙД 7)
- Умницы.
- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — иронически.
- Итак, суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать. (СЛАЙД 8)
2. Индивидуальная работа.
- Образуй новые слова, используя суффиксы -К, -ОВАТ, -ЕЧК.
Рябина, красный, Оля, малина, толстый, стена, Саня. (СЛАЙД 9)
-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?
3. Работа с учебником.
- Чтобы понять, какое значение придают суффиксы словам, поработаем с учебником. (Упр. 168 с. 91)
Учащиеся записывают слова с комментированием «по цепочке», обозначая суффикс.
- Какое значение придают слова суффиксам? (Суффиксы -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-
-очк-, -ечк- придают словам (СЛАЙД 10)
- Выполняется упражнение 169 с. 91. Делается вывод: с помощью указанных суффиксов образуются слова – названия по роду занятий.
— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
— Назовите слова с таким суффиксом.
IV. Физкультминутка.
На доске написаны слова:
Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук- внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.
При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх. (СЛАЙД 11)
VI. Закрепление изученного.
Работа по учебнику
Упр. 173 (с. 93).
- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?
- Что обозначает каждое из слов в тексте?
- Какие суффиксы использованы для образования этих слов?
- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
Упр. 174 (с. 93).
Самостоятельное выполнение. Проверка: учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы, а в глаголах приставки.)
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
Продолжите фразы (СЛАЙД 12)
Я узнал…….
Я научился….
- Какая форма работы больше всего понравилась на уроке?
- Что общего между суффиксом и приставкой?
- Оцените свою работу на уроке. На карточках с заданием, которое вы выполняли в начале урока поставьте оценку устные ответы и оценку за выполнение упражнений из учебника. Передайте листы с оценками мне, я проставлю вам за урок итоговые оценки.
- Спасибо вам за урок, ребята!
VIII. Домашнее задание
Упр. 171 (с. 92)