Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Разработка урока по русскому языку. Тема: "Значение суффиксов"

МБОУ СОШ села Николаевка Бирского района Республики Башкортостан

 

Разработка урока по русскому языку. Тема: "Значение суффиксов"

 

Карпова Лиана Фирдависовна

учитель начальных классов

 

 

Пояснительная записка
 Автор разработки: Карпова Лиана Фирдависовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Николаевка Бирского района Республики Башкортостан
 УМК: «Школа России»
 Класс: 3
 Предмет: русский язык
Тема урока:  Значение суффиксов
 
Тип урока: урок новых знаний
 Продолжительность урока: 40 минут
 Целевая аудитория: учащиеся 3 класса, аудитория психологически однородная, уровень развития средний.
 Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, часть 1, М.:  Просвещение, 2022 г.
Раздел: Состав слова (9ч) Учебным планом предусмотрено 5 часов в неделю, в год – 165 ч.
 Необходимые технические средства и материалы для проведения урока: презентация, ПК,  проектор, раздаточный материал, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
 Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
 Деятельность учащихся: фронтальная, парная, индивидуальный опрос, групповая, самостоятельная.
 Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Цель: формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

 

Класс: 3  класс
Программа:  ФГОС Школа России.
Предмет: русский язык
Тема: «Значение суффиксов»
Цель: учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов, развивать умение морфемного анализа слов.
Планируемые результаты:
Предметные: 
- находить суффиксы,
- различать суффиксы с разным смысловым значением;
- объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.
Личностные:
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;     
– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; развивать умение навыка грамотного письма;
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
Коммуникативные УУД:
- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать;  строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь. 
Материалы и оборудование:  презентация, ПК,  проектор, раздаточный материал, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
 
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте ребята.
Долгожданный дан звонок.
Начинаем наш урок,
Будем грамотно писать,
Правила новые узнавать.
 
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания
- Пропишите слово рыба.
2. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, что в написанных словах общего? Чем они отличаются? (Слайд 2)
(Общее – корень, однокоренные слова, отличаются суффиксами).
- Послушайте сказку.
Жил-был суффикс. Подошел он к дому, и дом стал домиком, подошел к столу, стол стал столиком. Убежал суффикс в испуге, прислонился к стене, а стена стала стенкой. Сел суффикс на землю и заплакал. Он был очень напуган, что слова с ним так меняются. Тут к нему подошел корень и сказал: «Разве плакать нужно, нужно радоваться, ведь благодаря тебе слова становятся новыми, красивыми, ласковыми.» Улыбнулся суффикс, и больше уже не плакал. Он стал хорошим помощником корню, помогал образовать новые слова.
—  Сформулируйте тему урока.
-Какие задачи мы поставим перед собой? Какое новое знание нам предстоит получить? (Узнать, для чего служит суффикс)
-Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его значение в русском языке.  (СЛАЙД 3)
III. Работа по теме урока
1. Работа в парах
- Сейчас вы поработаете с карточками индивидуально. У вас на партах карточки. Ваша задача распределить слова в три столбика. (Иголочка, журавлиная, садик, выдумка, замазка, выходной, липовый, стройка, звонок, цветной, ласточка, тёмный, ночка, снеговой.) (СЛАЙД 4)
- Какой первый шаг вам нужно сделать прежде, чем распределить слова? (Разобрать слова по составу). (Работают с карточками)
- Проверьте себя, обменявшись карточками. (СЛАЙД 5)
- Оцените друг друга, оценки поставьте в карточки. (СЛАЙД 6)
- Ребята, давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).
- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.) (СЛАЙД 7)
- Умницы.
- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суф­фиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие —  иронически.
- Итак, суффикс, хоть и маленькая часть сло­ва, имеет своё лицо и многое может рассказать. (СЛАЙД 8)
2. Индивидуальная работа.
- Образуй новые слова, используя суффиксы -К, -ОВАТ, -ЕЧК.
Рябина, красный, Оля, малина, толстый, стена, Саня. (СЛАЙД 9)
-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?
3. Работа с учебником.
- Чтобы понять, какое значение придают суффиксы словам, поработаем с учебником. (Упр. 168 с. 91)
Учащиеся записывают слова с комментированием «по цепочке», обозначая суффикс.
- Какое значение придают слова суффиксам? (Суффиксы -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-
-очк-, -ечк- придают словам (СЛАЙД 10)
- Выполняется упражнение 169 с. 91. Делается вывод: с помощью указанных суффиксов образуются слова – названия по роду занятий.
— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
— Назовите слова с таким суффиксом.
IV. Физкультминутка.
На доске написаны слова:
Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук- внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.
При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх. (СЛАЙД 11)
VI. Закрепление изученного.
Работа по учебнику
Упр. 173 (с. 93).
- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?
- Что обозначает каждое из слов в тексте?
- Какие суффиксы использованы для образования этих слов?
- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
Упр. 174 (с. 93).
Самостоятельное выполнение. Проверка: учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы, а в глаголах приставки.)
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
 Продолжите фразы  (СЛАЙД 12)
Я узнал…….
Я научился….
- Какая форма работы больше всего понравилась на уроке?
- Что общего между суффиксом и приставкой?
- Оцените свою работу на уроке. На карточках с заданием, которое вы выполняли в начале урока поставьте оценку устные ответы и оценку за выполнение упражнений из учебника. Передайте листы с оценками мне, я проставлю вам за урок итоговые оценки.
- Спасибо вам за урок, ребята!
 
VIII. Домашнее задание
  Упр. 171 (с. 92)

Смотреть презентацию