Рабочая программа «Внучата - Казачата»
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа «Внучата - Казачата»
(направление и наименование внеурочной деятельности )
Воспитатель: Чепурко Наталья Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы Астапенко Г.
«Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков»
Пояснительная записка
Рабочая программа духовно- нравственное воспитание «Внучата - Казачата» для ГКП составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
< >Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;Основная образовательная программа НОО МБОУ Багаевской СОШ № 3Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2018 – 2019 учебный год;Календарный учебный график МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2018-2019 учебный год.Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе
Цели:
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям казачьей культуры.
2.Изучение истории, культуры донских казаков.
3. Стремление возродить традиции семейного и казачьего воспитания.
Задачи:
1.Создать условия для приобщения к ценностям донского казачества всех участников образовательного процесса.
2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали на примере жизни кубанских казаков. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.
3. Формировать чувство любви к малой и большой Родине на основе изучения культурных традиций.
4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с историей, культурой, традициями кубанского казачества, формирование представлений о формах традиционного казачьего семейного уклада).
Общая характеристика направления кружковой деятельности:
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Актуальность.
Обращение к опыту своих предков в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Донские казаки – люди православные, а православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по ознакомлению с историческим прошлым своих предков, духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников дополняет систему дошкольного образования и усиливает содержание раздела «Социальный мир», ориентируя его на развитие духовно-нравственного потенциала ребенка, на интегративной основе с учетом условий, обеспечивающих гармонию человека со своим внутренним миром, природой и социумом.
Актуальность программы объясняется и тем, что, изучая своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению патриотов своей Родины.
Программа позволит систематизировать обучение и воспитание в духе православной культуры и объединить проводимые в ДОУ мероприятия с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Место направления кружковой деятельности в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 по кружковой деятельности предусматривает организацию кружковой деятельности на уровне дошкольного образования в ГКП - в количестве 64 часов (2 часа в неделю).
Но согласно календарному учебному графику МБОУ Багаевской СОШ №3, занятия, выпавшие на праздничные дни (23 февраля, 9 марта), не планирую. Таким образом, рабочая программа курса будет пройдена за 62 часа.
РАЗДЕЛ № 1
Содержание направления кружковой деятельности
Содержание программы строится на модульной основе. В каждом модуле даётся информация об истории возникновения художественного ремесла и рукоделия Донского края с точки зрения целостности пластов национальной культуры (традиции, обряды, обычаи, религиозные взгляды, нравственные установки). Даётся информация о характерных особенностях видов рукоделия Донского края, о богатых технических приёмах вышивки, и других видов рукоделия. Дети получают знания о материалах, инструментах, приспособлениях, безопасной работе при выполнении данных видов деятельности.
< > Знакомство с жизнью и бытом казаков-18ч.
< >Расширенное знакомство детей с казачьим фольклором Донского края-13ч.
Знакомство с казачьей музыкой, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся фольклорные праздники , музыкальные игры.
3.«Казачьи игры праздники и традиции. Крещение»19ч Знакомство с традициями Рождественских праздников. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. Изготовление Рождественских и Новогодних открыток. Рассказ о праздновании Нового года на Руси, рассказ о гаданиях и показ одного из них. Коль живешь на Дону, должен знать старину. В прошлом в каждой казачьей семье было много детей, которые очень любили играть в разные игры. Знакомства с играми и забавами.
4.Праздники, викторины, игровые программы-14ч. Вышивание петуха на рушнике. Занятие- игра. Разгадывание загадок, исполнение казачьих песен, конкурс на ловкость, смекалку, лучшего певца. . Конкурсная работа на лучшего знатока народных традиций и обычаев на Дону. Потешки, прибаутки, колыбельные, загадки, сказки. Разучивание казачьих игр, песен, хороводов. Экскурсия в музей Донского казачества ст. Багаевской. Разучивание и исполнение казачьих песен. Разучивание казачьих игр и забав на свежем воздухе, прогулка. Участие в праздничном концерте для ветеранов. Конкурс на лучшего чтеца, исполнителя песен. Экскурсия в природу. Выполнение эскизов реки Дон .
Итоговое отчетное мероприятие, награждение за лучшую творческую работу, проект. Праздник.