Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ГЕОГРАФИИ для 5-6 классов Естественнонауное. «Школа географа-следопыта» (разработана в соответствии с ФООП)

МОУ Давыдовская ООШ

Камешковского района Владимирской области

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по ГЕОГРАФИИ для 5-6 классов Естественнонауное.

«Школа географа-следопыта»

(разработана в соответствии с ФООП)

 

Халдеева Марина Николаевна

учитель географии первой кв.категории

 

Пояснительная записка
 
Программа внеурочной деятельности по географии «Школа географа-следопыта», для 5-6 классов, является инвариативным модулем Рабочей программы воспитания "Курсы внеурочной деятельности", составлена в соответствии с требованиями обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (обновленный ФГОС ООО); авторской программы Аксенова М.Ю. «Внеурочная деятельность по географии (5-6 классы)».
Рабочая программа курса «Школа географа-следопыта» разработана на основе следующих нормативных документов:
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Фундаментального ядра содержания общего образования.
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования третьего поколения.
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.
 
Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки, через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.
 
При изучении курса решаются следующие задачи:
  • формирование интереса к географии;
  • дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;
  • обучить умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту:
  • формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
  • формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;
  • формирования представления о странах мира.
 
Актуальность курса.
Курс «Школа географа-следопыта», предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – «знание карты».
 
Практическая значимость курса.
Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения).
Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт.
Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.
Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса.
География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
 
Место курса в системе географического образования в школе.
Программа курса «Школа географа-следопыта», ориентирована на обучающихся 5-6 классов, спланирована на 34 часа в год (1 час в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла духовно-нравственной направленности для учащихся 5-6 классов, изучающих географию в рамках школьных программ. Возраст учащихся: 11-13 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 2 года.
Содержание курса «Школа географа-следопыта», в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой дифференциации. Курс
«Школа географа-следопыта», дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.
Форма организации занятий: внеурочная деятельность.
Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).
 
Основные принципы построения программы:
  • преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования
  • последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
  • сочетание   научности   и   доступности:   программа   опирается   на                   новейшие   достижения          картографии,                  а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
  • личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся.
 
Формы обучения. Программой предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, интерактивная формы обучения. Занятия носят научно-образовательный характер.
Формы проведения занятий: практические работы, игровые формы, электронные презентации, заочные путешествия, викторины, конкурсы, инсценировки, творческие проекты, экскурсии.
Методы и приемы: овладение основами исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, умение классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, умение работать с разными источниками географической информации, находить географическую информацию из различных источников (интернет, научно- популярной литературе, словарях, справочниках).
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности:
  • -раскладушка, серия иллюстраций
  • ция, стенгазета··
Содержание курса «Школа географа-следопыта» (5-6 классы), направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы,
ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
 
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
       5 КЛАСС
 
      Тема 1. Географическое изучение Земли.  Введение.  
 Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных. Экскурсия в природу. Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
 
Тема 2. История географических открытий
Представления о мире в древности. Плавания финикийцев вокруг Африки. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий.  Экспедиции Х. Колумба, Ф. Магеллана.  Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
 Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии.  Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.
 Географические открытия Новейшего времени.
 Составление ленты времени «История географических открытий».
 
       Тема 3. Изображения земной поверхности
Виды изображения земной поверхности.  Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.   Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Определение длин своего шага. План Куликовской битвы.
Градусная сеть на глобусе и картах.  Определение расстояний по глобусу.
Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Измерение высоты Полярной звезды над горизонтом.
 
       Тема 4. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе.  Теллурий. Изготовление гномона. 
 
 Тема 5. Литосфера  
Литосфера — твёрдая оболочка Земли.   Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.  Модель Земли. Минералы и горные породы. Образование горных пород.  Полезные ископаемые Владимирской области.
 Конструктор литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений.  Выращивание сталактитов и сталагмитов.
Рельеф земной поверхности. Формы рельефа суши: горы и равнины.  Проект прокладки газопровода по дну Черного моря. Использование горных пород и минералов в современном строительстве.
Весенняя экскурсия в природу.
 
       6 КЛАСС
 
       Тема 1. Гидросфера  
Гидросфера и методы её изучения.  Изучение свойств воды. Определение, сравнение и анализ солености воды.
Исследования вод Мирового океана.  Погружение в Мировой океан. Океанические течения.  Путешествие по маршруту глобального океанического конвейера. Игра «Знатоки морских названий»
Воды суши.  Виртуальная экскурсия на Мертвое море. Реки. «Работа» родников. Виртуальная экскурсия в Антарктиду. Виртуальная экскурсия на озеро Байкал.
 Тема 2. Атмосфера  
Воздушная оболочка Земли. Изготовление простого барометра, термометра, дождиметра. Флюгер. Исследование условий образования тумана. Составление карты климатических рекордов Земли. Исследование молнии. Определение относительной и абсолютной влажности. Синоптическая карта. Облака нашей местности.
 Тема 3. Биосфера   
Выделение компонентов природного комплекса. Оценка изменений природного комплекса, происходящих под влиянием хозяйственной деятельности человека. Создание коллекции комнатных растений. Исследование глубин океана. Путешествие по экологической тропе. Экскурсия в природу.
 Тема 4. Природно-территориальные комплексы.
 Взаимосвязь оболочек Земли. Исследование механического состава почвы. Изучение почвенного горизонта своей местности. Ботанический заказник «Давыдовский». Природная среда. Охрана природы.  
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
 
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
  • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
  • оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • систематизировать географическую информацию в разных формах.
 
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
  • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
 
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
5 КЛАСС
  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
  • выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
  • определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
  • объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
  • различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
  • различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
  • различать горы и равнины;
  • классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
  • называть причины землетрясений и вулканических извержений;
  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
  • приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
  • приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
  • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
  • приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
  • представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
 
6 КЛАСС
 
  • Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
  • приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
  • различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
  • применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
  • различать питание и режим рек;
  • сравнивать реки по заданным признакам;
  • различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • описывать состав, строение атмосферы;
  • определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;
  • объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
  • устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
  • сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
  • различать виды атмосферных осадков;
  • применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;
  • называть границы биосферы;
  • приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
  • различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
  • объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
  • сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
  • применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
  • приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.
 
Тематическое планирование - 5 класс
 
п/п
Содержание темы
Количество
часов
1
Тема 1. Географическое изучение Земли.
2+1
2
Тема 2. История географических открытий. 
7
3
Тема 3. Изображения земной поверхности.
11
4
Тема 4. Земля – планета Солнечной системы.
5
5
Тема 5. Литосфера.
8
 
Итого:
34
 
 
Тематическое планирование - 6 класс
 
п/п
Содержание темы
Количество
часов
1
Тема 1. Гидросфера.
10
2
Тема 2. Атмосфера.
12
3
Тема 3. Биосфера.
6
4
Тема 4. Природно-территориальные комплексы.
6
 
Итого:
34
 
Список литературы для учителя
 
  1. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.
  2. Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической конференции “Человек и географическая среда”. Орел: ОГУ, 2001.
  3. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.
  4. Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12
  5. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.
  6. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996г.
 
Календарно-тематическое планирование 5 класс.
 
 
№ п/п
Разделы и темы
 
Коли чес тво
часов
Форма проведения занятия
Дата факт
Дата план
 
Тема 1. Географическое изучение Земли.
2
 
 
 
1
Почувствуйте себя фенологами.
(календарь природы)
 
1
Вводное занятие
Практикум
 
 
2
Почувствуйте себя метеорологами
(календарь погоды)
Экскурсия в березовую рощу.
 
1
Экскурсия
 
 
 
Тема 2. История географических открытий
7
 
 
 
3
Почувствуйте себя древними географами
(карта Древнего Египта)
Почувствуйте себя астрономами (гномон)
 
1
Занятие с ИКТ
(аудиторное)
Практикум
 
 
4
Почувствуйте себя путешественниками
(книга Марко Поло)
 
1
 Занятие с ИКТ
(аудиторное)
 
 
5
Почувствуйте себя мореплавателями
(на к/к маршруты путешественников)
 
1
 Практикум
 
 
6
Почувствуйте себя топонимистами (игра «Материки и части света)
 
1
Практикум
 
 
7
Почувствуйте себя штурманами (на к/к маршруты экспедиций)
 
 
Практикум
 
 
8
Почувствуйте себя современными топонимистами (составляем список по теме «Имена российских первопроходцев и мореплавателей на карте мира)
 
 
Практикум
 
 
9
 Учимся читать космические снимки (Проект «Составление ленты времени «История географических открытий и исследований»)
 
 
Практикум
 
 
 
Тема 3. Изображения земной поверхности
11
 
 
 
10
Почувствуйте себя топографами. Оценим наглядность и информативность изображений (сравнительная таблица)
 
1
Постановка и решение проблемных
вопросов
 
 
11
Почувствуйте себя ориентировщиками (определение длины шага)
 
1
Практикум
 
 
12
Почувствуйте себя топографами. Проведение полярной съемки пришкольного участка.
 
1
Практикум (внеаудиторное)
 
 
13
Изучайте рельеф местности с помощью макетов (конусы в воде)
 
1
Практикум
 
 
14
Почувствуйте себя историками (план Куликовской битвы)
 
1
Практикум  
 
 
15
Изучаем глобус (измеряем расстояния по глобусу)
 
1
Практикум
 
 
16
Почувствуйте себя штурманами (изготовление самодельной широтной линейки, определение широты и долготы)
 
1
Практикум
 
 
17
Проводим измерения по школьному глобусу (создаем рельефную карту Африки)
 
1
 Практикум
 
 
18
Почувствуйте себя картографами (правила работы с к/к)
 
 
Практикум
 
 
19
Учимся определять географические координаты на местности. Измеряем высоту Полярной звезды над горизонтом.
 
 
Практикум
 
 
20
Создаем игру «Картографическое домино»
 
 
Игра (аудиторное)
 
 
 
 Тема 4. Земля – планета Солнечной системы.
5
 
 
 
21
  Почувствуйте себя древними астрономами.
 
1
 Практикум
 
 
22
Осваиваем метод моделирования. Теллурий: модель «Земля – Луна - Солнце»
 
1
                            Практикум
 
 
23
 Почувствуйте себя древними географами. (изготовление гномона)
 
1
 Практикум
 
 
24
Осваиваем метод моделирования. Теллурий.
 
1
Практикум
 
 
25
Проект. Составление информационного рисунка-инфографики по теме «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и движения по околосолнечной орбите»
 
1
Занятие практикум с
использованием ИКТ
 
 
 
Тема 5. Литосфера.
8
 
 
 
26
 Осваиваем метод моделирования. Строим свою модель Земли. (из пластилина)
 
1
Практикум
 
 
27
Почувствуйте себя геологами. Собираем коллекцию горных пород и минералов (описание свойств минералов)
 
1
Практикум
 
 
28
 Осваиваем метод моделирования. Создаем конструктор литосферных плит. Учимся оценивать интенсивность землетрясений.
 
1
 Практикум с использованием ИКТ
 
 
29
Почувствуйте себя спелеологами. Проведение опыта по выращиванию сталактита и сталагмита.
 
1
Занятие практикум с
использованием  ИКТ
 
 
30
Учимся определять и описывать географическое положение гор или географическое положение равнин.
 
1
    Практикум
 
 
31
Почувствуйте себя картографами. (обозначение на к/к крупных островов, полуостровов, гор и равнин мира и России)
 
1
Практикум
 
 
32
Разрабатываем проект прокладки газопровода по дну Черного моря.
 
1
Практикум
 
 
33
Проект. Составление информационного рисунка «Использование горных пород и минералов в современном строительстве»
 
1
Занятие с
использованием ИКТ
 
 
 
34
Весенняя экскурсия в березовую рощу. Сезонные изменения. 
 
1
Экскурсия
 
 
 
Всего
 
34
 
 
 
 
 
Календарно-тематическое планирование. 6 класс.
 
№ п/п
Разделы и темы
 
Колич
ество часов
Вид занятия
Дата факт
Дата план
 
Тема 1. Гидросфера.
10
 
 
 
1
Почувствуйте себя гидрологами. Изучение свойств воды. Определение, сравнение и анализ солености воды.
 
1
Практикум
 
 
2
Погружение в Мировой океан. Создание шкалы «Глубины океана»
 
1
Занятие практикум с
использованием ИКТ
 
 
3
Путешествуйте по маршруту глобального океанического конвейера.
 
 
Занятие практикум с
использованием ИКТ
 
 
4
Почувствуйте себя мореходами. Игра «Знатоки морских названий»
 
1
 Игра (аудиторное)
 
 
5
Почувствуйте себя гидрологами. Учимся определять и описывать географическое положение реки.
 
1
Практикум
 
 
6
Почувствуйте себя гидрологами. Виртуальная экскурсия на Мертвое море»
 
1
Виртуальная экскурсия
 
 
7
 Почувствуйте себя гидрологами. Знакомство с принципом  «работы» родников.
 
1
Практикум
 
 
8
  Почувствуйте себя гляциологом. Виртуальная экскурсия в Антарктиду.
 
1
 Виртуальная экскурсия
 
 
9
Почувствуйте себя фольклористами. Виртуальная экскурсия на озеро Байкал.
 
1
 Виртуальная экскурсия
 
 
10
Почувствуйте себя гидроэнергетиком. Элементарно о ГЭС.
 
1
Занятие   с
использованием ИКТ
 
 
 
Тема 2. Атмосфера.
12
 
 
 
11
 Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями. Изготовление простого барометра.
 
1
  Практикум
 
 
12
 Почувствуйте себя метеорологами. Создаем термометр.
 
1
   Практикум
 
 
13
 Почувствуйте себя метеорологами. Создание графика годового хода температур.
 
1
   Практикум   
 
 
14
Почувствуйте себя метеорологами. Создаем флюгер.
 
1
   Практикум
 
 
15
Почувствуйте себя метеорологами. Исследование условий образования тумана.
 
1
 Практикум
 
 
16
Почувствуйте себя метеорологами. Создаем дождиметр.
 
2
Практикум
 
 
17
Осваиваем метод моделирования. Составление карты климатических рекордов Земли.
 
 
Практикум
 
 
18
Исследование условий нагрева подстилающей поверхности.
 
 
Занятие   с
использованием ИКТ
 
 
19
Почувствуйте себя метеорологами. Как ученые исследуют молнии.
 
 
Занятие   с
использованием ИКТ
 
 
20
Почувствуйте себя метеорологами. Построение графиков хода температур. Определение относительной и абсолютной влажности.
 
 
Практикум
 
 
21
Почувствуйте себя климатологами. Простейшие приемы работы с синоптическими картами.
 
 
Практикум
 
 
22
Почувствуйте себя климатологами. Простейшие приемы работы с синоптическими картами.
 
 
Практикум
 
 
 
Тема 3. Биосфера.
6
 
 
 
23
 Почувствуйте себя биогеографами. Выделение компонентов природного комплекса.
 
1
Диспут
 
 
24
Почувствуйте себя геоэкологами. Оценка изменений природного комплекса, происходящих под влиянием хозяйственной деятельности человека.
 
1
Постановка и решение проблемных
вопросов
 
 
25
Почувствуйте себя Биогеографами. Создаем коллекцию комнатных растений, сгруппировав их по географическому принципу.
 
1
Практикум
 
 
26
  Почувствуйте себя исследователями глубин океана.
 
1
 Занятие   с
использованием ИКТ
 
 
27
Почувствуйте себя экотуристами. Путешествие по экологической тропе.
 
2
Общественно полезная
практика
 
 
28
Почувствуйте себя экотуристами. Путешествие по экологической тропе.
 
1
Практикум
 
 
 
Тема 4. Природно-территориальные комплексы.
6
 
 
 
29
Связь биосферы с другими оболочками Земли. Рисование схемы.
 
1
Диспут
 
 
30
Экскурсия в сосновый лес.
 
1
Экскурсия
 
 
31
Почувствуйте себя почвоведом. Исследование механического состава почвы.
 
1
 Практикум
 
 
32
Почувствуйте себя почвоведом. Изучение почвенного горизонта своей местности.
   
1
Практикум
 
 
33
Ботанический заказник «Давыдовский». Защита проектов.
 
 
Практикум
 
 
34
Почувствуйте себя антропологами.
 
 
Зкскурсия
 
 
 
Всего
 
34