Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся «Дорога к себе» на 2016 – 2017 учебный год

БОУ Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию

и социализации обучающихся «Дорога к себе» на 2016 – 2017 учебный год

 

Елизарова Антонина Сергеевна

воспитатель

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Наблюдается потеря позитивной мотивации к учению. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

              В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

              Духовно - нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого  в системе образования: духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основными его направлениями, а основной формой - служение добру, служение людям.

        Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания ответственности сегодняшних школьников не только за свою судьбу, а также за судьбу ближних, сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

       Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.    

       Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание социальной ответственности и компетентности;
  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание);
  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

            Каждое направление программы содержит цели, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени основного общего образования и концептуальную основу уклада школьной жизни.       

            В каждом направлении приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени основного общего образования. Определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы (таблицы), отражающие пути реализации данных направлений.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. Продолжительность  - 40 мин. На занятиях присутствует весь класс  10 человек или группа обучающихся 8 человек. Срок реализации программы 1 год.

2. Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

 

3. Ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека –  любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов;

• воспитание социальной ответственности и компетентности – правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны;

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания – нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности;

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии – научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание – красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

 

3. Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития, воспитания и социализации:

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример педагога.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

 

4. Планируемые результаты  духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся распределены по трем уровням.

            Результаты первого уровня – приобретение обучающимися социально значимых знаний:

  • о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества;
  • о нормах и традициях миротворческой деятельности человека;
  • о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры;
  • о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве;
  • о нормах и традициях трудовой деятельности человека;
  • о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми;
  • о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе;
  • о самих себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека.

Результаты второго уровня – развитие социально значимых отношений школьников, а именно:

  • ценностного отношения школьников к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности;
  • ценностного отношения обучающихся к миру, согласию, диалогу, сотрудничеству, ненасильственным способам разрешения конфликтов;
  • ценностного отношения обучающихся к культуре, к языку, литературе, искусству, к культурному наследию человечества, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии;
  • ценностного отношения обучающихся к знаниям, к педагогу как носителю этого знания, к школе, к учению и самообразованию;
  • ценностного отношения обучающихся к труду – как к физическому, так и к умственному, уважительного отношения к людям труда, к результатам чужого и собственного труда;
  • ценностного отношения обучающихся к другим людям, гуманного, дружелюбного, приветливого отношения к окружающим, милосердного отношения к падшим, сострадательного отношения к нуждающимся в помощи;
  • ценностного отношения обучающихся к иным людям – людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам и негативного отношения к проявлениям расизма, шовинизма, ксенофобии;

ü  ценностного отношения обучающихся к здоровью – своему собственному здоровью и здоровью окружающих; к здоровому образу жизни и здоровой окружающей среде, негативного отношения к вредным привычкам;

  • ценностного отношения обучающихся к своему собственному внутреннему миру, своему «Я», адекватной позитивной оценки самого себя.

Результаты третьего уровня – накопление школьниками опыта социально значимых действий:

  • опыта действий, направленных на пользу своему Отечеству, и деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыта миротворческих действий;
  • опыта культурного поведения, опыта создания собственных произведений культуры, опыта изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества;
  • опыта самостоятельного приобретения новых знаний, опыта проведения научных исследований;
  • опыта участия в трудовых делах, производственной практике;
  • опыта заботы о других людях, оказания помощи другим людям, опыта благотворительности и волонтерства;
  • опыта действий направленных на установление доброжелательных взаимоотношений между людьми разной национальности, веры, культуры;

ü  опыта здоровьесберегающих действий, опыта заботы о здоровье других и ведения собственного здорового образа жизни;

ü  опыта самопознания, самооценки и самореализации.

Достижение названных выше результатов воспитания и социализации увеличит вероятность появления эффектов воспитания, таких как формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся, становление их социокультурной идентичности, овладение ими социально полезными видами деятельности, ориентированными на сохранение, утверждение и развитие базовых общественных ценностей.

 

5. Для реализации программы используют следующие виды деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

 

Занятия проводятся в форме следующих внеурочных работ с детьми:

- экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки;

- детская благотворительность;

-  разнообразные проекты;

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

- организация спортивных соревнований, традиционных праздников и дел;

- проведение совместных праздников школы и общественности;

- беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

 

6.1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

 

Цель: Формирование осознанного отношения к ценностям Отечества: его прошлому, настоящему и будущему. Формирование чувства собственного достоинства, самостоятельности, начиная с умения использовать свои школьные права, выполнять школьные обязанности.

 

Задачи:

  • сформировать представления о политическом устройстве Российского государства; о символах государства;
  • сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • сформировать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • сформировать ценностное отношение к своему национальному (чувашскому) языку и культуре чувашского народа;
  • сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • развивать интерес к важнейшим событиям в жизни России;
  • мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • развивать умение отвечать за свои поступки.

 

Содержание:

• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

• системные представления о народах Чувашии, России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

 

Ценностные установки: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; гражданское общество; правовое государство; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Планируемые результаты:

  • Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
  • Обучающиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
  • Обучающиеся имеют знания постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.
  • Обучающиеся имеют знания ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
  • Обучающиеся имеют знания социальной и межкультурной коммуникации.
  • Обучающиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

6.2  Воспитание социальной ответственности и компетентности

Цель: развитие и формирование общественной активности обучающихся, организационной культуры, гражданской позиции.

Задачи:

  • повысить социальную активность в совместной деятельности;
  • достичь взаимопонимания и уважения среди старших и младших;
  • снять агрессивность сильных по отношению к слабым;
  • знать навыки бесконфликтного общения;
  • формировать чувства ответственности;
  • помочь в определении профессиональных интересов;
  • развить позитивные личностные качества каждого;
  • уметь передавать  и сохранять традиции;
  • уметь организовать КТД;
  • обучение взаимодействию с социальными структурами: изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование;
  • развитие коммуникативных навыков;
  •  формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

 

Содержание:

• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

- социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

- социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

- социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

 

Ценностные установки: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.

 

Планируемые результаты:

  • имеют знания о позитивном социальном опыте, о поведениях подростков и молодежи в современном мире;
  • сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество города, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
  • обучающиеся имеют элементарные знания  норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
  • знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
  • ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил поло ролевого поведения в контексте традиционных моральных норм;
  • обучающиеся имеют элементарный опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем.

 

6.3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

 

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка и воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Задачи:

  • сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • сформировать представления о правилах поведения;
  • сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
  • развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Содержание:

• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

• любовь к школе, городу Чебоксары, Республике Чувашии, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

 

Ценностные установки: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

 

Планируемые результаты:

  • обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • обучающиеся имеют нравственно-этический  опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям;
  • обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • сформирована способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
  • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
  • готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

 

6.4.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Цель: формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.

Задачи:

  • сформировать первоначальные представления о нравственных основах труда и значении в жизни человека и общества;
  • сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
  • развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
  • воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Содержание:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• осознание нравственных основ образования;

• осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

• готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

• общее знакомство с трудовым законодательством;

• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Ценностные установки: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.

Планируемые результаты:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• понимание нравственных основ образования;

• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

•умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• понимание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

•  посильное участие в общественно значимых делах;

• умения трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

• общие представления о трудовом законодательстве.

 

6.5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

 

Цель: формирование эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к искусству, спо­собность воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • сформировать представления о душевной и физической красоте человека;
  • развивать чувство прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
  • развивать стремление к опрятному внешнему виду.

 

Содержание:

• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• представление об искусстве народов России.

 

Ценностные установки: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

 

Планируемые результаты:

• понимать искусство как особую форму познания и преобразования мира;

• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• имеет первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• имеет представление об искусстве народов России;

•имеет элементарный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• проявляет интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

• имеет стремление само реализовываться   в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивированы к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

 

6.6.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

 

Задачи:

  • помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
  • развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;
  • способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
  • проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологическое просвещение с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей

Содержание:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Принципы:

- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

-поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

 

Формы работы:

1. Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары – практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.)

2. Индивидуальные (консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятия, посещения на дому)

3. Наглядно-информационные:

-Информационно-ознакомительные (эпизодические посещения родителями школы, дни открытых дверей, выставки детских работ, фотовыставки…);

-Информационно-просветительские (информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты).

 

Планируемые результаты:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • просвещение родителей по вопросам семейного воспитания;
  • снижение факторов риска в детско-родительских отношениях;
  • активность родителей в классных делах, вовлечённость их в учебно-воспитательный процесс;
  • единство требований к обучающимся родителей и педагогов;
  • согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

Подведение итогов реализации программы осуществляется на итоговом родительском собрании в форме круглого стола с участием родителей, педагогов и администрации школы.

Смотреть работу полностью