Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Рабочая программа учителя - логопеда по организации коррекционно - развивающей работы в старшей группе с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Карасик»

 

Рабочая программа учителя - логопеда по организации коррекционно - развивающей работы в старшей группе с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

 

Захарова Елена Александровна

учитель - логопед

 

Пояснительная записка
 
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева). Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июня.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются не только вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, но и вопросов достижения нового современного качества дошкольного образования, что оправдывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно- развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР) I,II,III уровня, посещающих старшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ №16 "Карасик".
Исходной теоретической и методологичекой основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л.С. Выготским ( о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка), П.Я. Гальпериным ( о поэтапном формировании умственных действий), Р.Е. Левиной (о трех уровнях речевого развития детей и психолого - педагогическом подходе в системе специального образования), В.И. Лубовским, Л.Е Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.
Рабочая программа средней группы №2 МБДОУ №16 "Карасик" компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в возрасте 5-6 лет разработана на  основе следующих программ и нормативных документов:
  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  2.  Примерная адатированная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" под ред. Н.В. Нищевой, 20167;
 
  1.  Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет (Авт. Н.В. Нищева)
  2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Авт. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина).
  3. Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №16 "Карасик"
Образовательная деятельность в группе с ТНР регулируется нормативно-правовыми документами:
  • Закон РФ от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;      
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 No1155);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.No 26 СанПиН 2.4.1.3049-13) и др.)
  • Письмо Министерства образования Россииот 22.01.98 г. №20-58-07 ин/20-4 "Об учителях - логопедах и педагогах - психологах" (о продолжительности рабочего дня учителя - логопеда);
  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1998;
  •  Всемирная декларация об обеспечивании выживания, защиты и развития детей;
  •  Декларацией прав ребенка;
  • Нормативные документы МБДОУ №16 "Карасик".
Для обеспечения целостности педагогического процесса в ДО компенсирующей направленности Рабочая Программа интегрируется с выше перечисленными программами.
Программа старшей группы определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 5-ти до 6-ти лет с тяжелыми нарушениями речи и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, а также для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушениями речи) в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
 Программой предусматривается коррекция недостатков в речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
 
 
Цели и задачи реализации рабочей программы
Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно­развивающей работы и развития интегративных качеств детей, имеющих речевые наруше­ния. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-педагогической работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой МБДОУ № 16, отвечает Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного об­разования (ФГОС ДО), структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы - организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, предусматривающих полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на исправление речевых и психофизических нарушений у детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
 
Реализация рабочей программы обеспечена психолого-педагогическими условиями:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
-защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Программа коррекционно-педагогической работы для детей с нарушениями речи направлена на реализацию задач:
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно нарушения речи.
- Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей - инвалидов.
- Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционно - развивающей работы с ребенком с ОНР в ДОУ и семьей.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно - речевой работы с детьми ОНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами.
- Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы дощкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
- Осуществление индивидуально- ориентированной пихолого- медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Основные задачи коррекционного обучения:
  • Устранение дефектов звукопроизношения и формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха;
  • Развитие навыков звукового анализа;
  • Развитие слоговой структуры слова, способствующей усвоению навыка слогового анализа и синтеза, в целях предупреждегния возможныхнарушений процессов языкового анализа и синтеза;
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запасп дошкольников с нарушениями речи;
  • Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка;
  • Развитие навыков связной речи дошкольников (диалогической и монологической форм);
  • Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации;
  • Развитие и коррекция моторной сферы;
  • Развитие и коррекция психических процессов;
  • Развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка;
  • Формирование компонентов устной ркчи у детей с тяжелыми нарушениями речи в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно- образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию);
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
 
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Предусмотрено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях рабочей программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Таким образом, целостность рабочей программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Воспитатели, музыкальный руководитель, осуществляют все мероприятия, предусмотренные программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно - развивающей работы в соответствии с программой является комплексно - тематический подход.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Смотреть работу полностью