Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Рабочая программа ранней профориентации дошкольников "В стране мастеров"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7 "Умка"

 

Рабочая программа ранней профориентации дошкольников "В стране мастеров"

 

Ференец Татьяна Рифовна

Старший воспитатель

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
 
  1. I. Целевой раздел
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цели и задачи Программы
9
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
9
1.4. Характеристики особенностей  развития детей дошкольного возраста
12
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
14
1.6.Региональный компонент
15
1.7. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по Программе
16
 
 
II.Содержательный раздел
20
2.1. Описание образовательной деятельности по ранней профориентации дошкольников
20
2.2. Описание форм, методов, приемов организации образовательного процесса  по ознакомлению с профессиями взрослых
21
2.2.1.Описание форм, способов, методов и средств  реализации  Программы по региональному  компоненту
38
2.2.2. Формы, методы и приемы организации образовательного процесса по реализации регионального компонента
39
2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
43
2.4. Взаимодействие с социальными партнерами
49
 
 
III.Организационный  раздел
52
3.1. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
52
3.2.Материально-техническое обеспечение Программы
52
3.3.Методические условия и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
55
3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
58
 
 
Приложение №1
61
Приложение №2
64
Приложение №3
66
Приложение №4
68
Приложение №5
69
Приложение №6
70
Приложение №7
73
  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка
        Актуальность Рабочей программы ранней профориентации дошкольников обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
       В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий.
       Необходимость формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и должна осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. 
     Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
       Профессиональная ориентация – система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
        В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
       В Челябинской области разработан и запущен проект «Темп», который схематично выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е – единство целей и задач; М – мотивация и стимулирование; П – пути решения и приоритеты деятельности.
       В соответствии со стратегией образовательного проекта «ТЕМП», направленного на подготовку квалифицированных кадров для экономики уральского региона, Челябинская область должна стать территорией опережающего развития, причем, за счет собственных ресурсов. Для достижения этой цели необхо­димо накопить кадровый потенциал, нацеленный на производство и созидание. В рамках региональной концепции ТЕМП в русле популяризации технологического образования предполагается повыше­ние престижа рабочих и инженерных профессий на всех уров­нях общего образования, начиная с дошкольного.
      Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в которую он включается самим фактом своего рождения, когда ежедневно имеет возможность наблю­дать профессиональную деятельность взрослых, накапливать впечатления, а затем, в разнообразных видах культурных прак­тик (игре, познавательной, продуктивной деятельности и др.) воспроизводить свои знания. Ведущие отрасли экономики Челябинской области обу­славливают тематику ознакомления детей с профессиями взрослых.  
        Ребенок узнает, что в Челябинской области добывают полезные ископаемые, выплавляют металл, производят станки, тракторы, автоприцепы, дорожные машины, бульдозеры, грузо­вики. В области функционируют центры атомной промышлен­ности, ракетостроения и космической промышленности. Детям рекомендуется дать представления о профессиях, распростра­ненных на Урале: металлургов, шахтеров, машиностроителей, архитекторов, инженеров-конструкторов, робототехников и др.
      Однако опыт показывает, что дети недос­таточно владеют знаниями о содержании профессий взрослых Уральского региона, их общественной значимости (цель труда, предмет, условие, способы трудовой деятельности человека, необходимые ему инструменты и машины, конкретный продукт труда).
      Содержание сообщаемых детям знаний о труде взрослых  как и прежде, направлено, в основном, на сферу обслуживания и строительство, что отражается в сюжетах игр «больница», «парикмахерская», «библиотека», «магазин».
     Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, В.А. Цвык) можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
  • способности и склонности самого ребенка;
  • привычка к разным видам труда;
  • позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
  • интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
       Организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий, выстраивая таким образом модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка.
Рабочая программа ранней профориентации дошкольников (далее – Программа) знакомит детей дошкольного возраста с профессиями по 8 модулям такими как:
  1. Образование
  2. Медицина
  3. Железная дорога
  4. Производство
  5. Сельское хозяйство
  6. Сфера обслуживания
  7. МЧС
  8. Мир творчества
и дает возможность, используя интеграцию образовательных областей, стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и т.д. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Учитывая особенности дошкольного возраста и начальный этап профориентации, Программа в первую очередь направлена на развитие интересов ребенка и расширение его способностей и опыта через включение в различные виды деятельности. Это позволит в будущем осуществлять осознанный и свободный выбор профессии на основе собственных интересов и способностей. Традиционно сложилось, что ознакомление ребенка с миром профессий носит преимущественно информационный характер. При этом основными недостатками можно считать недостаточное включение ребенка в разные виды деятельности. Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и физического труда, что является основой многих рабочих специальностей.
       Программа, согласно ФГОС ДО, направлена:
– в области «Социально-коммуникативное развитие»: «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;
– в области «Познавательное развитие»: «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»;
– в области «Речевое развитие»: «на владение речью как средством общения и культуры»;
– в области «Художественно-эстетическое развитие»: «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
– в области «Физическое развитие»: «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
 
        Программа рассчитана на дошкольников с 3 до 7 лет.
        Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
– Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  • Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838);
  • Распоряжение Правительства РФ от 5.03.2015 № 366-р «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;
  • Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» от 27 сентября 1996 г. № 1;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях ребёнка» от 24.07.1998г. № 124 ФЗ;
  • Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от18.07.2011г.);
  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Управления образования Верхнеуфалейского городского округа  №371 от  21.11.2018 г. «О проведении городского конкурса на лучшую программу ранней профориентации дошкольников;
  • Приказ МБДОУ «Детский сад №7 «Умка» «О разработке Рабочей программы по ранней профориентации дошкольников» от 23.11.2018 г.  № 110 о/д.     
 
      Ранняя профориентация призвана:
– дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
– сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
      Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
 
Дошкольное образовательное учреждение является первой важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны, своего города. Данное положение обусловлено следующими факторами:
  • Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.
  • Родители воспитанников являются непосредственным профориентационным примером. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как их папы и мамы.
        Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного образования, предполагая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации, можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
  • способности и склонности самого ребенка;
  • привычка к разным видам труда;
  • позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
  • интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
        Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Ключевыми компетенциями, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте являются:
 
Социальная компетенция
Включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.
Коммуникативная компетенция
Это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности. Успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем.
Информационная компетенция
Направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов, например, при создании образов в театрально-игровой деятельности, или в продуктивной деятельности при создании рисунков, поделок из различных материалов.
Компетентность здоровьесбережения
Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.
Когнитивная компетенция
Формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.
Эмоциональная компетенция
Это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, – это осознание чувств и эмоций других людей, – это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Смотреть работу полностью