Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир профессий» Направление: общекультурное для обучающихся 5 классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Первоуральск, Свердловская область
Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир профессий»
Направление: общекультурное
для обучающихся 5 классов
Ершова Дарья Александровна
учитель английского языка
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир профессий» составлена на основе Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.
Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.
У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «Мир профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса «Мир профессий» являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
Цели, задачи и принципы программы
Цель Программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения.
Основные задачи реализации Программы:
· формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;
· обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
· формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;
· приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- психологическая комфортность.
На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.
Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности.
Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.
Программа курса «Мир профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа курса «Мир профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.
Объем: Программа курса «Мир профессий» рассчитана на 35 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю в каждом классе.
Срок реализации – 1 год.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Мир профессий»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:
· овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
· формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
· формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.
Формы учета знаний, умений
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, групповая работа конструирование «Дом моей мечты», народные ремесла, профессиональный турнир. По окончании курса предусмотрено:
· составление презентации;
· проведение занятия в игровой форме «Экскурс в мир профессий» (5 кл.)
Календарно-тематический план
5 класс
№ п/п
|
Темы
|
Кол. часов
|
Виды деятельности
|
1
|
Многообразие мира профессий
|
1
|
Дискуссия
|
2
|
Профессии моего поселка
|
1
|
Просмотр презентации, отгадывание загадок
|
3
|
Профессии моих родителей
|
1
|
Просмотр презентации, беседа
|
4
|
Творческая работа «Древо профессий моей семьи»
|
1
|
Круглый стол, беседа
|
5
|
Профессии школы
|
1
|
Составляем список профессий в школе, выбираем профессии, составляем вопросы для интервью
|
6
|
Знаменитые династии поселка
|
1
|
Написание сочинения-рассуждения
|
7
|
Характеристики профессий
|
1
|
Знакомство с содержанием профессии. Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж.
|
8
|
Диагностика «Моя будущая профессия»
|
1
|
Тестирование, познание самого себя
|
9
|
Старые и новые профессии
|
1
|
Создание кластера
|
10
|
Профессия, специальность, должность
|
1
|
Разграничения понятий, просмотр презентации, беседа
|
11
|
Профессия «повар». Экскурсия в столовую
|
1
|
Экскурсия в столовую, интервью, фоторепортаж
|
12
|
Сюжетная игра «Накрываем на стол»
|
1
|
Сюжетно-ролевая игра
|
13
|
Профессии «учитель», «воспитатель»
|
1
|
Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель?
|
14
|
Профессии «психолог», «социальный педагог»
|
1
|
Встреча с работниками социально-психологической службы. Интервью, фоторепортаж
|
15
|
Профессия «библиотекарь»
|
1
|
Экскурсия в библиотеку, интервью, фоторепортаж
|
16
|
Профессия «юрист»
|
1
|
Встреча с юристом
|
17
|
Экскурсия в пожарную часть
|
1
|
Интервью. Краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества. Фоторепортаж.
|
18
|
Мир интересных профессий
|
1
|
Викторина, презентация
|
19
|
«Почему нравится профессия»
|
1
|
Просмотр презентации, беседа
|
20
|
Профессия «художник»
|
1
|
Встреча с работниками, интервью, фоторепортаж
|
21
|
Игротека «Угадай профессию»
|
1
|
Круглый стол
|
22
|
Встреча с родителями
|
1
|
Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна ваша профессия?»
|
23
|
Профессия строитель. Конструирование «Дом моей мечты»
|
1
|
Конструирование «Дом моей мечты»
|
24
|
Профессия «врач»
|
1
|
Написание сочинения-рассуждения
|
25
|
Экскурсия в магазин. Профессия «продавец»
|
1
|
Сюжетно-ролевая игра
|
26
|
Профессия «полицейский»
|
1
|
Анаграммы, ребусы, викторина
|
27, 28
|
Экскурсия в ОМВД
|
2
|
Встреча с полицейским; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии.
|
29
|
Беседа с ветеранами ОМВД
|
1
|
Пресс-конференция с ветеранами ОМВД. Профессионально-важные качества, риск профессии.
|
30, 31
|
Народные ремесла
|
2
|
выставка изделий (Хохлома, матрешки, поднос, ложки и др.), конверты с пословицами, компьютерная презентация, аудиозапись песни, мульт песня.
|
32
|
Профессиональный турнир
|
1
|
Беседа. Составление плана рассказа, презентации:
1.История профессии
2.Краткая характеристика профессии
3.Профессионально-важные качества
4.Риски профессии
|
33
|
Урок-игра
«Кем я хочу стать?
|
1
|
Урок-игра
|
34
|
«Экскурс в мир профессий»
|
2
|
Проведение игрового занятия
|
35
|
Урок – презентация:
«Это моя будущая профессия»
|
1
|
Обобщение, систематизация знаний учащихся
|
Литература
-
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
-
Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально-важных качеств. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
-
Бондарев В.П., Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с. – (Современная школа: управление и воспитание).
Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).