Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «АНСАМБЛЬ» (БАЯН, АККОРДЕОН)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Гимназия №94 имени Л.Н.Мурысина»
Московского района г. Казани «Школа искусств»

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«АНСАМБЛЬ»

(БАЯН, АККОРДЕОН)

 

Медведева Марина Михайловна
преподаватель по классу баян, аккордеон

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Структура программы учебного предмета
I.      Пояснительная записка
 
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
-Цель учебного предмета
-Задачи учебного предмета
 
II.      Содержание учебного предмета
- Срок реализации учебного предмета
-Форма проведения учебных занятий и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
-Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
III. Формы и методы контроля, система оценок
 
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Критерии оценки
 
IV.    Требования к уровню подготовки учащихся
 
-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
-Результаты освоения
 
V.  Календарно- тематическое планирование
 
-Учебно-тематический план
-Годовые требования
-Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для  изучения по предмету «Ансамбль»
 
 V. Методическое обеспечение учебного процесса
 
-Методические рекомендации педагогу
-Материально-техническое обеспечение программы
VI.    Список литературы
 
I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
В процессе формирования и совершенствования каждого исполнителя важную роль выполняет игра в ансамбле.
Ансамбль (от французского ensemble – вместе) – искусство ансамблевого исполнения, основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, исполнительский стиль, технические приёмы с индивидуальностью, стилем, приёмами исполнения партнёров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом (Муз.  энциклопедия. М. 1973)
         Игра в ансамбле позволяет учащемуся раскрыться и как исполнителю, и как ансамблисту и улучшить свои профессиональные и исполнительские качества. Как правило, в ансамблях принимают участие учащиеся одного возраста, поэтому круг интересов у них очень близок. Игра в ансамбле помогает им не только найти новых единомышленников, но и расширить свой музыкальный кругозор.
         Ансамбль помогает исполнителю научиться оценивать и критически относиться к своему творчеству, видеть и свои недостатки, и достоинства партнёров по ансамблю. Игра в ансамбле воспитывает лучшие качества исполнителя как личности, повышает ответственность за коллективный труд.
Обучаясь по данной программе, учащиеся имеют возможность участвовать в различных коллективах: дуэтах, трио, ансамблях больших форм, где состав народных инструментов может быть как смешанным, так и однородным. Игра в ансамбле повышает интерес учащегося к инструменту и занятиям, помогает качественно улучшить выступления на концертах, расширить свой репертуарный кругозор.
Программа учебного предмета «Ансамбль (баян, аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, дополнительной  общеобразовательной программы художественно-эстетического направления в области музыкального искусства, положения о «Школе искусств» в составе МБОУ «Гимназия №94 имени Л.Н.Мурысина», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. За время обучения игре в ансамбле должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых  для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на  различных переложениях, произведениях различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Программа по ансамблю знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: русской музыкой, современной, эстрадной, джазовой, музыкой татарских композиторов.
 
Цель и задачи программы
Цель:
  • формирование у обучающихся исполнительских навыков необходимых для ансамблевого музицирования.
Задачи:
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
 
II. Содержание программы
          Актуальность программы заключается в повышении мотивации к обучению игре на баяне и аккордеоне. Ансамблевая игра способствует воспитанию художественно – эстетического вкуса в ребёнке. Данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных задач, стоящих перед учащимися в процессе обучения игре на баяне. Это формирование чувства коллективизма, ответственности, художественной индивидуальности ученика, выявляет его творческие наклонности.
         Коллективное музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети на сцене теряются. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей и снимает чрезмерное волнение перед выступлением.
         Новизна программы заключается в том, что она создает условия проявления личностных качеств каждого участника ансамбля, раскрывает творческие способности каждого ученика,
            Реализация данной программы осуществляется с 4 по 7 классы (по образовательным программам, срок обучения 7 лет).
         Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая (от 2 до 10 человек),  продолжительность урока - 45 минут один раз в неделю.
Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, гитаристов и  исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать  в роли  сопровождения солистам-вокалистам  академического или народного пения, хору.
         Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
  - словесный (рассказ, объяснение);
  - метод показа;
  - практический  (воспроизводящие  творческие упражнения,  деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
   -прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение   концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
    -индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Выбор методов обучения  по предмету «Ансамбль» зависит  от:
  • возраста учащихся;
  • их индивидуальных  способностей;
  • от  состава ансамбля;
  • от количества участников ансамбля.
Предложенные методы работы с ансамблем баянистов являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в школе искусств - дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из баянов, аккордеонов), так и из различных групп инструментов,  куда могут входить  гитара, флейта.
Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.
 
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
 
                                             IV. Формы и виды контроля
Конец I четверти -контрольный урок сдача партий  изучаемого произведения;
Конец II четверти – зачёт- исполнение произведения ансамблем;
Конец III четверти -   контрольный урок   – ( как в 1 четверти) 
Конец IV четверти -   экзамен – (как во второй  четверти)
Основными видами контроля успеваемости являются:
•текущий контроль успеваемости учащихся;
•промежуточная аттестация;
•итоговая аттестация.
Одна из главных моих задач  по предмету "Ансамбль" -   подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки. 
Предметом постоянного внимания  является работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий,  одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями,  умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
 
Критерии оценок
По  итогам  исполнения  программы  на  зачете,  академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично») 
технически  качественное  и  художественно осмысленное  исполнение,  отвечающее  всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») 
отметка  отражает  грамотное  исполнение  с небольшими  недочетами (как  в  техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
  исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс  недостатков,  причиной  которых является  отсутствие  домашних  занятий,  а  также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки) 
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
 
 
 
 
IV.    Требования к уровню подготовки учащихся
 
Годовые требования
        В младших классах игра в ансамбле является частью  процесса усвоения элементарных приемов игры на инструменте.
        В средних классах при исполнении ансамб­левой музыки учебные задачи
направлены на освоением динамических и тембральных качеств, на формирование целостного музыкального мышления учащегося. Усиливается равноправие партий в ансамблях.
В старших классах повышаются требования, касающиеся синхронности исполнения, динамического и тембрального баланса, звуковедения каждой партии, умения ученика вслуши­ваться в свое исполнение и подчинять его общему звучанию ансамбля. В репертуаре используется бо­лее сложный музыкальный материал.
Первый год обучения
     В течение учебного года разучить 3-4 несложных в техническом и художественном плане произведения. В конце 1 и 2 полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете.
 
Ожидаемые результаты
 - ученик должен знать особенности игры в ансамбле, основные приемы игры
инструменте.
 - уметь добиваться синхронного одновременном взятии звука
 - уметь  слушать партнера;
 -чувствовать единый метро-ритм;
 - иметь навыки разбора нотного текста;                                                       
 
Второй год обучения
     В течение учебного года разучить 3-4 несложных в техническом и художественном плане произведения. В конце 1 и 2 полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете. Принимать участие в мероприятиях школы.
 
Ожидаемые результаты
  - уметь точно прочитывать авторский текст;
  - анализировать функцию своей партии по отношению к партии партнера, определяя, чем каж­дая из них дополняет друг друга.
  - выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
  - иметь навыки чтения нот с листа
 
Третий год обучения
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения. В конце 1 и 2 полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете. Принимать участие в мероприятиях школы.
 
 
Ожидаемые результаты
  - уметь исполнять разножанровые музыкальные произведения
  - слышать тему, подголоски, аккомпанемент, бас,
  - иметь навыки грамотного исполнения
  - выразительно и эмоционально исполнять свою партию
 
Четвертый год обучения
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения. В конце 1 и 2 полугодия исполнить 1 произведение на концерте-зачете. Принимать участие во всех мероприятиях школы.
 
Ожидаемые результаты
  -уметь исполнять разножанровые музыкальные произведения
  - знать роль каждой партии в ансамбле
  - слышать себя и партнеров, стремится к художественному единству при
исполнении;
  - уметь передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разры­
вая при этом музыкальной ткани;
  - эмоционально исполняет свою партию, следуя замыслу композитора
  - уметь самостоятельно разбирать музыкальные произведения
Календарно – тематическое планирование
3-4 класс ( ансамбль «Гармоника»)
I четверть
Тема:
месяц
Количество
часов
1
Г.Гладков, перел. Е. Тихоновой «Песня друзей»из м/ф «Бременские музыканты»,                         Знакомство с произведением Музыкальные партии - ознакомление
сентябрь
1
2
Разбор музыкальных партий
сентябрь
2
3
Работа с каждой группой обучающихся по партиям
сентябрь
2
4
Работа над аппликатурой, штрихами
октябрь
2
5
Работа над динамикой и оттенками
октябрь
1
6
Г.Гладков, перел. Е. Тихоновой «Песня друзей»из м/ф «Бременские музыканты»
Контрольный урок, сдача партии
 
октябрь
1
 
Итого часов:
 
9
II четверть
 
Тема
месяц
Количество
часов
1
Г.Гладков, перел. Е. Тихоновой «Песня друзей»из м/ф «Бременские музыканты» - объединение партий в единый ансамбль
Р.н..п..Обработка Н. Дмитриевой «Лебёдушка» - ознакомление
ноябрь
2
2
Работа над динамикой и оттенками
ноябрь
1
3
Работа над характером исполнения
декабрь
2
4
Работа над артистичностью исполнения
декабрь
1
5
Г.Гладков, перел. Е. Тихоновой «Песня друзей»из м/ф «Бременские музыканты» Зачёт
декабрь
1
 
итого
 
7
 
III четверть
 
Тема
месяц
Количество
часов
1
Р. Ахметшин
 «Танец джигитов» - знакомство с произведением
Музыкальные партии - ознакомление
январь
1
2
Разбор музыкальных партий
январь
2
3
Работа с каждой группой обучающихся по партиям
февраль
2
4
Работа над аппликатурой, штрихами
февраль
2
5
Работа над динамикой и оттенками
март
2
6
Р. Ахметшин
 «Танец джигитов»
Контрольный урок, сдача партии
март
1
 
итого
 
10
 
 
 
IV четверть
 
Тема
месяц
Количество
часов
1
1.Р. Ахметшин
 «Танец джигитов»  - объединение партий в единый ансамбль
2. Г. Беляев «Осенний вальс» - ознакомление
март
1
2
Объединение партий в единый ансамбль
апрель
2
3
Работа над динамикой и оттенками
апрель
1
4
Работа над характером исполнения
апрель
1
5
Работа над характером исполнения
май
1
6
Работа над артистичностью исполнения
май
1
7
Р. Ахметшин
 «Танец джигитов»  - объединение партий в единый ансамбль
Экзамен
 
май
1
 
итого
 
8
 
Список рекомендуемых произведений для игры в ансамбле
учащихся 3-4 классов:
 
1. С.Садыкова «Песня о маме»
2. Э.Колмановский «Вальс о вальсе»
3. В.Моцарт «Колокольчики звенят»
4. Б.н.т. «Янка»
5. В.Баканов «Деревенские страдания»
6. Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
7. М.Глинка «Ходит ветер у ворот»
8. Б.н.п. «Перепёлочка»
9. Г.Перселл «Вечерняя песня»
10. Р.н.п. «Ты заря моя зорька», обр. А.Марьина
11. И.С.Бах «Песня»
12. Обр.Н.Римского-Корсакого р.н.п. «Что от терема да до терема»
13. П.Чекалов Смятение Ксении из к-ф «Во бору брусники»
14. Б.Бриттен «Сентиментальная сарабанда»
 
5-7класс ( ансамбль «Аккорд»)
 
I четверть
Тема
месяц
Количество
часов
1
А. Новиков Переложение В. П. Паниной «Смуглянка» - знакомство с произведением Музыкальные партии - ознакомление
сентябрь
1
2
Разбор музыкальных партий
сентябрь
2
3
Работа с каждой группой обучающихся по партиям
сентябрь
2
4
Работа над аппликатурой, штрихами
октябрь
2
5
Работа над динамикой и оттенками
октябрь
1
6
А. Новиков Переложение В. П. Паниной «Смуглянка»
 Контрольный урок, сдача партии
октябрь
1
 
итого
 
9
 
 
II четверть
Пьеса
Тема
месяц
Количество
часов
1
1. А. Новиков Переложение В. П. Паниной «Смуглянка»
 - объединение партий в единый ансамбль
2. «Свет и тени»- ознакомление
ноябрь
2
2
Работа над динамикой и оттенками
ноябрь
1
3
Работа над характером исполнения
декабрь
2
4
Работа над артистичностью исполнения
декабрь
1
5
А. Новиков Переложение В. П. Паниной «Смуглянка»
Зачёт
декабрь
1
 
итого
 
7
 
 
III четверть
 
Тема
месяц
Количество
часов
1
«Подмосковный хоровод»- знакомство с произведением
Музыкальные партии - ознакомление
январь
1
2
Разбор музыкальных партий
январь
2
3
Работа с каждой группой обучающихся по партиям
февраль
2
4
Работа над аппликатурой, штрихами
февраль
2
5
Работа над динамикой и оттенками
март
2
6
«Подмосковный хоровод» Контрольный урок, сдача партии
март
1
 
итого
 
10
 
 
 
IV четверть
 
Тема
месяц
Количество
часов
1
1.«Подмосковный хоровод»
2. «Артист эстрады»- ознакомление
март
1
2
Объединение партий в единый ансамбль
апрель
1
3
Работа над динамикой и оттенками
апрель
2
4
Работа над характером исполнения
апрель
1
5
Работа над характером исполнения
май
1
6
Работа над артистичностью исполнения
май
1
7
«Подмосковный хоровод»
 Экзамен
май
1
 
Итого часов:
 
8
 
 
 
 
Список рекомендуемых произведений для игры в ансамбле
учащихся 4 – 7 классов:
 
  1. Музыкальная картинка Е.Лёвина на обработку Д. Самойлова «Перевоз Дуня держала»
  2. Р.н..п..Обработка Н. Дмитриевой «Лебёдушка»Дербенко Е.« Веселей играй, гармонь»
  3. П. Маккартни Переложение А. Крылусова «Вчера»
  4. А. Новиков Переложение В. П. Паниной «Смуглянка»
  5.  Дулева «Карело - финская полька»
  6. Пешков Ю.«Аргентинское танго»
  7. Пьяццола А.«Либертанго»
  8. Свяцкевичуса Р. «Кубинские народные мелодии»
  9. Петров А. Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»
  10. Пфейл Й. «У янтарного моря»
  11. Вершюрен А. «В стиле мюзет»
  12. Каррара Э. «Вальс для Дэдди»
  13. Векслер Б. «Фестивальный вальс»
  14. Обр. Павина С. Матросский танец «Яблочко»
  15. Чайкин Н. «Вальс»
 
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 
         Заниматься ансамблем необходимо систематически, начиная с первых уроков. Для начинающего ученика первым партнёром будет преподаватель. Учащемуся легче преодолевать динамические, ритмические трудности, исполняя с педагогом. Занятия по инструментальному ансамблю должны проходить строго по учебному расписанию под руководством преподавателя. Прежде чем приступить к занятиям с ансамблем, педагог обязан сформировать ансамбль(-ли), учитывая уровень подготовки каждого учащегося в отдельности, исполнительские и технические качества, подобрать репертуар. Педагог обязан оказывать методическую помощь в определении формы и стиля произведения, определить технические трудности, порекомендовать рациональную аппликатуру, определить динамические кульминации, агогику, штрихи, приемы игры и т.д. Теоретические и методические сведения сообщаются педагогом в форме собеседования. Преподаватель по классу ансамбля должен воспитывать у учащихся уважение к своим товарищам, с радостью и гордостью относиться к достигнутым исполнительским успехам ансамбля. Преподаватель должен включать в репертуар различные по стилю и жанру произведения. Коллективному чтению с листа в ансамбле необходимо уделять время на каждом классном занятии ансамбля и в самостоятельных репетициях.
 
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
-учебная аудитория для групповых занятий;
-учебная аудитория (малый или большой концертный зал) для проведения промежуточной аттестации;
-учебное оборудование в необходимом количестве: наличие баянов, аккордеонов, концертных инструментов, чехлов, пультов, стульев разной высоты для разных возрастных групп обучающихся, мест для хранения инструментов и нот;
-компьютер;
- принтер;
-создание условий для и обслуживания и ремонта инструментов;
 
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список нотной литературы.
                                                                                        
1. Аккордеон,  Ансамбли 3-5 классы ДМШ, «Кифара»,1999г.
2.Ансамбли баянов в музыкальной школе, вып.1, «Советский композитор»,1983г.
3. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып.7. Сост. Судариков А. и Талакин А.-М.: Сов. Композитор, 1980.
 4. Американские танцы в переложении для аккордеона (баяна). Переложение Лихачёва М.Ю.- Санкт-Петербург: Композитор,2002.
5. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып.1. Сост. Грачёв В.- М.: Советский композитор, 1983.
6. Ахметшин  Р. «Баян ансамбль очен пьеслар»,2003г.
7.Бажилин  Р. «Пьесы для ансамблей аккордеонистов», Издательский дом В.Катанского , М.,2004г.
4. Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне: Тетрадь 2. Учебное пособие.- М.: Изд. В.Катанского,2000.
5. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Часть 1,2- М.: Музыка, 1996.
Бортянков В. Эстрадные миниатюры «Ретро» для баяна или аккордеона.     
6.Волков Г. Популярные мелодии в обработке для баяна и ансамблей баянов.- Казань: ГранДан, 2003.
7. Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Ч.2- СанктПетербург: Композитор, 2003.
8. Композиции для дуэта аккордеонистов. Вып.1-5. Сост. Ушаков В.- Санкт-Петербург: Композитор 1998.
9. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Ред. Басурманова А.- М: Советский композитор, 1978.
10.Обработки и сочинения для ансамблей баянов или аккордеонов. Выпуск I. – Санкт-Петербург, 1993.
11. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Вып.1. Сост. Лихачёв С.- Санкт- Петербург: Композитор, 2002.
12. Песни военных лет в переложении для дуэта баянов или аккордеонов. Сост. Лихачёв Ю.- Санкт- Петербург, 2005.
13. Сборник ансамблей для баяна или аккордеона. Сост. Гречухина Р.Н.- Санкт-Петербург, 1999.
14. Самойленко Б. Педагогический репертуар баяниста – аккордеониста.2-7 классы ДМШ. Региональное приволжское изд.: Детская книга, 2000.
15. Хрестоматия для ансамблей баянов. Вып.3. Сост. Розанов В. И Шашкина П.- М.: Государственное муз. издат., 1957.
16. Хрестоматия баяниста 3-4 классы ДМШ. Сост. Грачёв В.- М.: Музыка, 1996.
17.Хрестоматия для ансамблей баянов. Вып.10.Сост. Максимов Е.- М.: Музыка,1964. 24. Хрестоматия для ансамблей баянистов 2-5 классы ДМШ. Сост. Крылусова А.- М., 1999.
18.Школа игры на аккордеоне. Сост. Лондонов П.- М.: Советский Композитор, 1977.
Список методической литературы.
1.Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. - М.:Просвещение, 1990.
2.Акимов Ю.А. Прогрессивная школа игры на баяне. I, II ч. – М.: Советский композитор, 1974.
3.Головинский Г.,Ройтерштейн М.Книга о музыке. – М.: Советский
композитор, 1988.
4. Кузнецов В. Работа с самодеятельными оркестрами и ансамблями М., 1981.
5. Липс. Ф. Искусство игры на баяне. М., 1985.
6. Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне. – Санкт – Петербург: Композитор, 2003.
7. Максимов Е. Ансамбли и оркестры гармоник. М., 1974.
8. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1983.
9.Мирек А. Школа игры на аккордеоне. – М.: Советский композитор,1970.
10.Накапкин    В. Школа   игры    на   готово-выборном    баяне. – М.: Советский композитор, 1991.
11. Розанов В. Русские народные инструментальные ансамбли. М., 1972.
12.Ушенин В. Школа художественного мастерства баяниста. -  Ростов – на – Дону.: Феникс, 2009.
11. Чунин В. Современный русский народный оркестр. М., 1981.
12. Шахматов Н. Переложения музыкальных произведений для ансамблей русских народных инструментов: Методическая разработка. Л., 1983.
13. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. М., 19