Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» (АООП вариант 2)

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» (АООП вариант 2)

 

 учитель Кавелина Д.Н.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………….. 3

2. Содержание учебного предмета ……………………………………………………………………………………..4

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………………………………….....7

4. Учебно-тематическое планирование………………………………………………………………………………… 8

5. Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………………….8

6. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………….20

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599)

  3. Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»

  4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»

 

Цели изучения коррекционного курса:

  • Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы;

  • Формирование полноценного восприятия окружающей действительности;

  • Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка;

  • Стимуляция эмоционально-двигательной отзывчивости, концентрации внимания, вокализации;

  • Формирование сенсорно-перцептивных действий

 

«Сенсорное развитие» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часов, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает в себя следующие разделы:

  1. Зрительное восприятие

Содержание раздела

1.

Фиксация взгляда на лице человека.

2.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете

3.

Прослеживание взглядом за движущимся предметом

4.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

5.

Прослеживание взглядом за движущимся светящемся предмете

6.

Зрительное ориентирование на плоскости, бумаги

7.

Зрительное ориентирование в пространстве

8.

Зрительно-моторная координация

9.

Узнавание (различие) цвета объектов

10.

Соотнесение предметов по цвету

11.

Узнавание (различие) формы объектов

12.

Составление предмета или целостной конструкции из геометрических деталей по образцу

13.

Узнавание (различие) величины объектов (самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький)

14.

Узнавание (различие) величины объектов (самый высокий, высокий, низкий, самый низкий)

15.

Узнавание (различие) величины объектов (самый длинный, длинный, короткий, самый короткий)

16.

Узнавание (различие) величины объектов (самый широкий, широкий, узкий, самый узкий)

17.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

18.

Составление целого из частей (2-5 частей) на разрезном наглядном материале.

19.

Конструирование счетными палочками

20.

Развитие зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания

21.

Развитие глазомера

22.

Профилактика и коррекция зрения

 

  1. Слуховое восприятие

    Содержание раздела

    1.

    Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

    2.

    Локализация неподвижного удаленного источника звука 

    3.

    Нахождение одинаковых по звучанию объектов 

    4.

    Ознакомление со звуками неживой природы

    5.

    Соотнесение звука с его источником (звук неживой природы)

    6.

    Ознакомление со звуками живой природы

    7.

    Соотнесение звука с его источником (звук живой природы)

    8.

    Различие звуков живой и неживой природы

    9.

    Изучение звуков музыкальных инструментов

    10.

    Различение звучания музыкальных инструментов

    11.

    Дифференциация звуков

    12.

    Различение характера музыки

    13.

    Различение музыки по громкости

    14.

    Выполнение действий по звуковому сигналу

  2. Кинестетическое восприятие

Содержание раздела

1.

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

2.

Адекватная реакция на изменение положение частей тела

3.

Выполнение упражнений на изменение положения частей тела, вербализация положений частей своего тела

4.

Выполнения движений в разных направлениях

5.

Выполнение противоположных движений

6.

Координация разных частей тела

7.

Выразительность движений

8.

Формирование произвольной регуляции движений

9.

Формирование умений владеть приемами расслаблений разных частей тела

10.

Зрительно-моторная координация с предметами

11.

Ощупывание предметов с различной поверхностью

12.

Ощупывание предметов с контрастными поверхностями

13.

Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен, или по другому признаку (выбор сначала из двух предметов, а затем из 3-5 ти предметов)

14.

Нахождение контура предмета из нескольких (3-4) предложенных контуров предметов.

15.

Определение по контуру предмета с закрытыми глазами

16.

Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных контуров предметов с закрытыми глазами

17.

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.)

18.

Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий)

19.

Определение на ощупь величины предмета (самый большой - большой — маленький — самый маленький)

20.

Работа с пластилином, тестом (раскатывание).

 

  1. Восприятие запаха

    Содержание раздела

    1.

    Адекватная реакция на запахи

    2.

    Выделение приятных и неприятных запахов, обозначение словом собственных ощущений

    3.

    Знакомство с характерными запахами предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом

    4

    Сравнение различных запахов и закрепление их различения

    5.

    Сопоставление по запаху двух идентичных веществ

    6.

    Выделение запаха объекта путем сравнения с контрастными запахами

    7.

    Сравнения объекта с запахами той же видовой группы (пряности, цветы, ягоды и т.д)

  2. Восприятие вкуса

Содержание раздела

1.

Адекватная реакция на вкус продуктов

2.

Ознакомление с основными видами вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

3.

Ознакомление с основными видами вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

4.

Различие и определение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)

5.

Различие и определение продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

6.

Формирование собственных ощущений от вкуса продуктов

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Предметные результаты

Личностные результаты

2 класс

Учащиеся должны знать:

  • признаки и свойства предметов;

  • основные плоскостные геометрические фигуры;

  • основные цвета и оттенки;

  • определения понятий величин;

  • виды особых свойств предметов;

  • виды вкусовых ощущений

Учащиеся должны уметь:

  • полноценно воспринимать окружающую действительность;

  • концентрировать внимание;

  • зрительно воспринимать окружающие предметы и явления;

  • различать звуки окружающей среды;

  • определять на ощупь предметы;

  • определять и вербализировать положения и движения тела;

  • узнавать объекты по запаху;

  • различать основные виды вкуса продуктов

 

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (3 часа в неделю)

Название раздела

Количество часов

1.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

12

2.

Зрительное восприятие

31

3.

Слуховое восприятие

18

4.

Кинестетическое восприятие

24

5.

Восприятие запаха

9

6.

Восприятие вкуса

8

Всего

102


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

1

5.09

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

2

6.09

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

3

7.09

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

4

12.09

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

5

13.09

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

6

14.09

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

7

19.09

Фиксация взгляда на лице человека.

Формирование умений фиксировать взгляд

8

20.09

Фиксация взгляда на неподвижномпредмете

Формирование умений фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка) 

9

21.09

Прослеживание взглядом за движущимся предметом

Развитие умений прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад) 

10

26.09

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

Формирование умений фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

11

27.09

Прослеживание взглядом за движущимся светящемся предмете

Развитие умений прослеживать взглядом за движущемся светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

12

28.09

Зрительное ориентирование на плоскости, бумаги

Обучение понятий о разных сторонах, углах и частях листа;

Вербализация действий

13

03.10

Зрительное ориентирование на плоскости, бумаги

Обучение понятий о разных сторонах, углах и частях листа;

Вербализация действий

14

04.10

Зрительное ориентирование в пространстве

Коррекционные упражнения направленные на дифференциацию отношений предметов и их частей по вертикали (на, над, под, вверху, сверху, внизу);

Вербализация действий

15

05.10

Зрительное ориентирование в пространстве

Анализ отношения горизонтального пространства (близко, далеко, рядом, около, за, сзади, спереди, впереди, справа, слева)

Вербализация действий

16

10.10

Зрительно-моторная координация

Коррекционные упражнения на развитие согласованности движений рук и глаз

17

11.10

Зрительно-моторная координация

Коррекционные упражнения на развитие согласованности движений рук и глаз

18

12.10

Узнавание (различие) цвета объектов

Коррекционные упражнения на ознакомления основных цветов

19

17.10

Соотнесение предметов по цвету

Формирование умений различать основные цвета

20

18.10

Узнавание (различие) формы объектов

Формирование представлений о форме объекта

Самостоятельное называние форм

21

19.10

Составление предмета или целостной конструкции из геометрических деталей по образцу

Развитие навыков конструирования

22

24.10

Узнавание (различие) величины объектов (самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький)

Формирование представлений о величине объекта

Развитие умений различать величину объекта

23

25.10

Узнавание (различие) величины объектов (самый высокий, высокий, низкий, самый низкий)

Сравнение:

  • предметов (объектов) по высоте

  • плоскостных изображений

  • нарисованных предметных изображений

  • параметров предметов по представлению

Выстраивание сериационных рядов предметов

24

26.10

Узнавание (различие) величины объектов (самый высокий, высокий, низкий, самый низкий)

Сравнение:

  • предметов (объектов) по высоте

  • плоскостных изображений

  • нарисованных предметных изображений

  • параметров предметов по представлению

Выстраивание сериационных рядов предметов

25

31.10

Узнавание (различие) величины объектов (самый длинный, длинный, короткий, самый короткий)

Сравнение:

  • предметов (объектов) по длине

  • плоскостных изображений

  • нарисованных предметных изображений

  • параметров предметов по представлению

Выстраивание сериационных рядов предметов

26

07.11

Узнавание (различие) величины объектов (самый длинный, длинный, короткий, самый короткий)

Сравнение:

  • предметов (объектов) по длине

  • плоскостных изображений

  • нарисованных предметных изображений

  • параметров предметов по представлению

Выстраивание сериационных рядов предметов

27

08.11

Узнавание (различие) величины объектов (самый широкий, широкий, узкий, самый узкий)

Сравнение:

  • предметов (объектов) по ширине

  • плоскостных изображений

  • нарисованных предметных изображений

  • параметров предметов по представлению

Выстраивание сериационных рядов предметов

28

09.11

Узнавание (различие) величины объектов (самый широкий, широкий, узкий, самый узкий)

Сравнение:

  • предметов (объектов) по ширине

  • плоскостных изображений

  • нарисованных предметных изображений

  • параметров предметов по представлению

Выстраивание сериационных рядов

29

14.11

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

Формирование умений целенаправленного обследования объекта

Обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением

Сравнение натуральных объемных предметов и объектов, отличающихся ярко выделенными признаками

30

15.11

Составление целого из частей (2-5 частей) на разрезном наглядном материале.

Развитие зрительного анализа и синтеза

Развитие умений определять целое из частей

31

16.11

Конструирование счетными палочками

Формирование ориентироваться на поверхности стола, конструировать по образцу

32

21.11

Развитие зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания

Определение изменений в ряду предметов

Нахождение различий между двумя сходными сюжетными картинками

Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок

Запоминание последовательности из 3-5 предметов и ее воспроизведение

33

22.11

Развитие зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания

Определение изменений в ряду предметов

Нахождение различий между двумя сходными сюжетными картинками

Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок

Запоминание последовательности из 3-5 предметов и ее воспроизведение

34

23.11

Развитие глазомера

Коррекционные упражнения на определения расстояния в шагах до заданного объекта

Развитие умения показывать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков

Формирование навыков деления круга, квадрата на 2-4 равные части

35

28.11

Развитие глазомера

Коррекционные упражнения на определения расстояния в шагах до заданного объекта

Развитие умения показывать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков

Формирование навыков деления круга, квадрата на 2-4 равные части

36

29.11

Профилактика и коррекция зрения

Комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения

Коррекционные упражнения для тренировки зрения

37

30.11

Профилактика и коррекция зрения

Комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения

Коррекционные упражнения для тренировки зрения

38

05.12

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча и др.) 

Развитие произвольного внимания на источнике звука, расположенного на разных уровнях

39

06.12

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Развитие умений концентрировать внимание на перемещающимся источнике звука

40

07.12

Локализация неподвижного удаленного источника звука 

Развитие умений концентрировать внимание на перемещающимся источнике звука

41

12.12

Нахождение одинаковых по звучанию объектов 

Развитие умений прислушиваться и определять одинаковые по звучанию объекты

42

13.12

Ознакомление со звуками неживой природы

Формирование представлений о звуках неживой природы

43

14.12

Соотнесение звука с его источником(звук неживой природы)

Развитие умений соотносить звуки неживой природы с их источником

44

19.12

Ознакомление со звуками живой природы

Формирование представлений о звуках живой природы

45

20.12

Соотнесение звука с его источником(звук живой природы)

Развитие умений соотносить звуки живой природы с их источником

46

21.12

Различие звуков живой и неживой природы

Развитие умений различать звуки неживой и живой природы с их источником

47

26.12

Изучение звуков музыкальных инструментов

Формирование представлений о звуках музыкальных инструментах

48

27.12

Изучение звуков музыкальных инструментов

Формирование представлений о звуках музыкальных инструментах

49

28.12

Различение звучания музыкальных инструментов

Развитие умений различать звучание музыкальных инструментов, соотносить движения с характером звучания

50

09.01

Различение звучания музыкальных инструментов

Развитие умений различать звучание музыкальных инструментов, соотносить движения с характером звучания

51

10.01

Дифференциация звуков

Формирование умение разделять несколько звуков

52

11.01

Дифференциация звуков

Формирование умение разделять несколько звуков

53

16.01

Различение характера музыки

Коррекционные упражнения с элементами музыкально-ритмической деятельностью

Развитие умений соотносить действия с силой звучания

54

17.01

Различение музыки по громкости

Коррекционные упражнения с элементами музыкально-ритмической деятельностью

55

18.01

Выполнение действий по звуковому сигналу

Коррекционные упражнения на формирование слухо-моторной координации

56

23.01

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

Формирование положительной реакции на вибрацию, исходящую от объектов

57

24.01

Адекватная реакция на изменение положение частей тела

Комплекс упражнений на формирование кинестетических ощущений:

  • на смену положения туловища;

  • на смену качества движений;

58

25.01

Выполнение упражнений на изменение положения частей тела, вербализация положений частей своего тела

Развитие умений обозначать словом положения своего тела.

59

30.01

Выполнения движений в разных направлениях

Комплекс упражнений на формирование кинестетических ощущений:

  • на движения в разных направлениях

60

31.01

Выполнение противоположных движений

Комплекс упражнений на формирование двигательной реакции на заранее обозначенный сигнал

61

01.02

Координация разных частей тела

Ознакомление с играми малой и средней подвижности с элементами основных движений

62

06.02

Выразительность движений

Ознакомление с мимическими и пантомимическими упражнениями

63

07.02

Формирование произвольной регуляции движений

Комплекс упражнений для развития навыков целенаправленному выполнению инструкций

64

08.02

Формирование умений владеть приемами расслаблений разных частей тела

Комплекс упражнений для развития кинестетических ощущений

65

13.02

Зрительно-моторная координация с предметами

Ознакомление с играми малой и средней подвижности

66

14.02

Ощупывание предметов с различной поверхностью

  • с открытыми глазами;

  • с закрытыми глазами;

  • обозначение словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета

Развитие умений анализировать воспринимаемый объект посредством прикосновения, тактильному обследованию.

Выполнение «ручных» видов деятельности с различными материалами

67

15.02

Ощупывание предметов с различной поверхностью

  • с открытыми глазами;

  • с закрытыми глазами;

обозначение словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета

Развитие умений анализировать воспринимаемый объект посредством прикосновения, тактильному обследованию.

Выполнение «ручных» видов деятельности с различными материалами

68

20.02

Ощупывание предметов с контрастными поверхностями

  • с открытыми глазами;

  • с закрытыми глазами;

  • обозначение словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета

Развитие умений анализировать воспринимаемый объект посредством прикосновения, тактильному обследованию.

Выполнение «ручных» видов деятельности с различными материалами

69

21.02

Ощупывание предметов с контрастными поверхностями

  • с открытыми глазами;

  • с закрытыми глазами;

  • обозначение словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета

Развитие умений анализировать воспринимаемый объект посредством прикосновения, тактильному обследованию.

Выполнение «ручных» видов деятельности с различными материалами

70

22.02

Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен, или по другому признаку (выбор сначала из двух предметов, а затем из 3-5 ти предметов)

Комплекс пальчиковой гимнастики, массажа, самомассажа, способствующие повышению тактильной чувствительности

Формирование умений находить заданный объемных предмет в процессе его ощупывания

71

27.02

Нахождение контура предмета из нескольких (3-4) предложенных контуров предметов.

Комплекс пальчиковой гимнастики, массажа, самомассажа, способствующие повышению тактильной чувствительности;

Формирование умений находить заданный объемных предмет в процессе его обведения

72

28.02

Определение по контуру предмета с закрытыми глазами

Комплекс пальчиковой гимнастики, массажа, самомассажа, способствующие повышению тактильной чувствительности;

Дидактические игры для развития способствующие повышению тактильной чувствительности;

Формирование умений находить заданный объемных предмет в процессе его обведения

73

01.03

Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных контуров предметов с закрытыми глазами

Комплекс пальчиковой гимнастики, массажа, самомассажа; Дидактические игры способствующие повышению тактильной чувствительности;

Формирование умений находить заданный объемных предмет в процессе его обведения

74

06.03

 

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.)

  • по температуре (холодный, теплый, горячий);

  • фактуре (гладкий, шероховатый, колючий, твердый, мягкий);

  • влажности (мокрый, сухой);

  • вязкости (жидкий, густой)

Формирование представлений о признаках материалов через тактильные ощущения;

Развитие умений различать материалы по свойствам и признакам через тактильное восприятие с открытыми, закрытыми глазами;

Обозначение словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета

75

07.03

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.)

  • по температуре (холодный, теплый, горячий);

  • фактуре (гладкий, шероховатый, колючий, твердый, мягкий);

  • влажности (мокрый, сухой);

  • вязкости (жидкий, густой)

Формирование представлений о признаках материалов через тактильные ощущения;

Развитие умений различать материалы по свойствам и признакам через тактильное восприятие с открытыми, закрытыми глазами;

Обозначение словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета

76

13.03

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.)

  • по температуре (холодный, теплый, горячий);

  • фактуре (гладкий, шероховатый, колючий, твердый, мягкий);

  • влажности (мокрый, сухой);

  • вязкости (жидкий, густой)

Формирование представлений о признаках материалов через тактильные ощущения;

Развитие умений различать материалы по свойствам и признакам через тактильное восприятие с открытыми, закрытыми глазами;

Обозначение словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета

77

14.03

Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий)

Коррекционные упражнения для формирования представлений, умений различать и сравнивать свойства объектов, предметов путем тактильного восприятия

78

15.03

Определение на ощупь величины предмета (самый большой - большой — маленький — самый маленький)

Развитие умений определять величину объектов на ощупь

79

20.03

Работа с пластилином, тестом (раскатывание).

Формирование тактильно-двигательных ощущений через «ручные» виды деятельности

80

21.03

Адекватная реакция на запахи

Знакомство с внешними признаками органа обоняния (нос) и его функциональными возможностями;

Развитие осведомленности о различных запахах;

Формирование умений различать простые запахи

81

22.03

Выделение приятных и неприятных запахов, обозначение словом собственных ощущений

Развитие осведомленности о различных запахах;

Формирование умений различать простые запахи и делить на приятные и неприятные;

Обучение осторожному изучению незнакомых продуктов через обоняние

82

03.04

Знакомство с характерными запахами предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом

Развитие осведомленности о различных запахах;

Формирование умений различать простые запахи и делить на приятные и неприятные;

Обучение осторожному изучению незнакомых продуктов через обоняние

83

04.04

Сравнение различных запахов и закрепление их различения

Формирование умений сравнивать разные запахи и закреплять их различения посредством коррекционных упражнений, дидактических игр

84

05.04

Сравнение различных запахов и закрепление их различения

Формирование умений сравнивать разные запахи и закреплять их различения посредством коррекционных упражнений, дидактических игр

85

10.04

Сопоставление по запаху двух идентичных веществ

Формирование умений сравнивать разные запахи и закреплять их различения посредством коррекционных упражнений, дидактических игр

86

11.04

Выделение запаха объекта путем сравнения с контрастными запахами

Формирование умений сравнивать разные запахи и закреплять их различения посредством коррекционных упражнений, дидактических игр

87

12.04

Сравнения объекта с запахами той же видовой группы (пряности, цветы, ягоды и т.д)

Формирование умений сравнивать разные запахи и закреплять их различения посредством коррекционных упражнений, дидактических игр

88

17.04

Сравнения объекта с запахами той же видовой группы (пряности, цветы, ягоды и т.д)

Формирование умений сравнивать разные запахи и закреплять их различения посредством коррекционных упражнений, дидактических игр

89

18.04

Адекватная реакция на вкус продуктов

Знакомство с внешними признаками органа вкуса (язык) и его функциональными возможностями;

Развитие осведомленности о разных вкусах продуктов;

Формирование умений различать вкусы продуктов

90

19.04

Ознакомление с основными видами вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Развитие осведомленности о различных вкусах продуктов;

Формирование умений различать виды вкусовых качеств продуктов;

Вербализация собственных вкусовых предпочтений

91

24.04

Ознакомление с основными видами вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Развитие осведомленности о различных вкусах продуктов;

Формирование умений различать виды вкусовых качеств продуктов;

Вербализация собственных вкусовых предпочтений

92

25.04

Ознакомление с основными видами вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Развитие осведомленности о различных вкусах продуктов;

Формирование умений различать виды вкусовых качеств продуктов;

Вербализация собственных вкусовых предпочтений

93

26.04

Различие и определение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)

Формирование умений различать и определять продукты по вкусовым качествам;

94

02.05

Различие и определение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)

Формирование умений различать и определять продукты по вкусовым качествам;

95

03.05

Различие и определение продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

Формирование умений различать и определять продукты по вкусовым качествам;

96

08.05

Формирование собственных ощущений от вкуса продуктов

Вербализация собственных вкусовых предпочтений

97

10.05

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

98

15.05

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

99

16.05

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

100

17.05

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

101

22.05

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

102

23.05

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж.Айрес; (пер.с англ.Юлии Даре). – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.

  2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.: ил.

  3. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно- развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.

  4. Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.

  5. Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии/ Э.Фишер. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. – 256 с.

  6. Эллнеби И. Право детей на развитие / И.Эллнеби. – Мн.Н БелАПДИ – «Открытые двери», 1997. – 131 с. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей/ И.Эллнеби. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. –108 с.

  7. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

  8. Программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Сенсомоторное обучение: I – IV классы. – Минск, 2007.

  9. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизич.развития/ Е.А.Якубовская, Т.В.Лисовская, И.В.Ковалец и др. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с.

 

Комментарии

No Avatar
Носкова Наталья on вс, 09/08/2019 - 15:31

Материал очень полезный

No Avatar
Минисламовна Му... on пт, 10/02/2020 - 09:32

Хороший материал

No Avatar
Н@талья on пн, 04/03/2023 - 19:57

Спасибо, мне очень помог этот материал