Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Рабочая программа по дополительному образованию художественно-эстетическое направление «Студия Art» для5-11 классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Асбест Свердловская область

 

Рабочая программа по дополительному образованию  художественно-эстетическое направление «Студия Art» для5-11 классов

 

             Миронова Яна Андреевна

 педагог организатор

 
 

Пояснительная записка

Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности, и внеурочная работа является одним из важнейших способов достижения этой цели.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Цели:

  1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
  2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.

3.

Развить

творческие  способности

школьников,

их  речевую  и  сценическую

культуру,  наблюдательность,

воображение, эмоциональную отзывчивость.

 

 

4.

Создать

условия  для  саморазвития

и  развития

личности  ребёнка,  выявление

его  творческого  потенциала

средствами театральной педагогики.

Задачи:

  1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
  2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства;
  1. Раскрывать творческие возможности детей, создать условия реализации этих возможностей.
  2. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  3. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, то есть развивать коммуникативные навыки;
  1. Развивать чувство ритма и координацию движения;
  1. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  1. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре.

Общая характеристика курса

Данная рабочая программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности. Программа создана на основе:

  • программы, методических рекомендаций, сборника упражнений А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе»;
  • программы, советов, разъяснений по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях«Актёрская грамота – подросткам» А.П. Ершовой, Б.М.Букатова;
  • разработок социо - игровой методики обучения в трудах Б. М. Букатова и А. П. Ершовой: «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя», «Педагогические таинства дидактических игр» и других статьях этих авторов;
  • обобщения опыта выдающихся педагогов, театральных деятелей, личного опыта.

Направленность модифицированной программы кружка по содержанию является художественно-эстетической, общекультурной, по форме – кружковой.

  • основу проекта были положены следующие принципы:
  • принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
  • принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
  • принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными    особенностями    и     новизной    программы   является     системно-деятельностный         подход                            к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Возрастные группы обучающихся.

Программа театральной объединения «Art» рассчитана на обучающихся 5-11 классов, возраст ребят, участвующих в реализации программы от 10 до 17 лет, увлекающихся художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Занятия проводятся в кабинете, где предусмотрена свободная от мебели зона для проведения коллективных занятий или на сцене актового зала.

Формы и методы работы

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакль как итоговый проект.

Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом постановки спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовно-нравственную и творческую деятельность.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Детям свойственно эмоциональное восприятие мира. В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Создать такой мир для детей и, что очень важно, вместе с ними, можно средствами театра.

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Театральное искусство в настоящее время выступает как средство познания мира и тех качеств личности, которые определяют эстетические потребности человека. Через театральное искусство учащиеся входят в мир чувств, в их сознание входит добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве.

Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся.

Поэтому так важно сегодня средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции.

Искусство театральной деятельности влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» – «пережито», «принято

– «сделано», становится очевидной.

Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве.

Актуальность театрального искусства обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.

Театральная деятельность основана на сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка.

Ведущей формой реализации театральной деятельности является игра-перевоплощение, когда ребенок выступает в той или иной роли в зависимости от ситуации, предлагаемой педагогом.

В основе концепции литературно-драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих искусства: театральной деятельности и литературы.

Программа внеурочной деятельности театрального объединения «Art» рассчитана на 1 год - 34 часа за учебный год (1 час в неделю)

Результаты освоения программы Ожидаемые результаты и формы их предъявления:

Предметными результатами изучения программы театральной студии «Лицедеи» является формирование следующих знаний и умений.

  • Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония
  • Сформированность первоначальных представлений о роли театрального искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
  • Ознакомление учащихся с выразительными средствами театрального искусства и освоение некоторых из них;
  • Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией театрального искусства;
  • Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
  • Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности. Личностными результатами изучения программы театральной студии «Лицедеи» является формирование следующих умений:
  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений театрального искусства (кино, спектакли, мюзиклы), объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы театральной студии «Лицедеи» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы; Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке изобразительного искусства; пользоваться памятками;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в действиях; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме;

  • уметь слушать и понимать речь других;
  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях театрального искусства и следовать им;
  • учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать свою работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Освоение программы театрального объединении «Art» предполагает достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности.

1 уровень результатов - Приобретение школьниками социальных знаний.

Результатом будут полученные знания, умения и навыки в области использования художественных материалов на доступном возрасту уровне при создании образов персонажей, понимание художественно-образного языка пластических видов искусств, умение высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства. Формой достижения

результата 1-го уровня можно считать практические занятия, организацию индивидуальной работы. Формой предъявления результата будет проведение капустников внутри объединения театральной студии, самодиагностика обучающихся.

2 уровень результатов - Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Формой достижения результата 2 уровня можно считать - создание эмоционально-окрашенной и дружеской среды внутри коллектива школьников (в данном случае театральной студии) для наиболее эффективного творческого процесса создания художественных произведений посредством индивидуальных и коллективных форм организации занятий, Формой предъявления результата будет проведение спектаклей, праздников обучающихся театральной студии в школе, самопрезентация обучающихся внутри объединения театральной студии, своего класса, а также организация при участии родителей выступлений.

3 уровень результатов - Получение опыта самостоятельного социального действия.

Формой достижения и предъявления результата 3 уровня будет организация спектаклей за пределами образовательного учреждения, в так называемой открытой образовательной среде, участие обучающихся театральной студии в муниципальных театрализованных конкурсах.

Требования к уровню знаний, умений и навыков

К концу года занятий школьник

должен знать:

  1. Что такое театр
  1. Чем отличается театр от других видов искусств
  2. Как зародился театр
  3. Какие виды театров существуют
  4. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

иметь понятие:

  1. Об элементарных технических средствах сцены
  1. Об оформлении сцены
  1. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

должен уметь:

  1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
  2. Образно мыслить
  3. Концентрировать внимание
  4. Ощущать себя в сценическом пространстве

приобрести навык:

  1. Общения с партнером (одноклассниками)
  2. Элементарного актёрского мастерства
  3. Образного восприятия окружающего мира
  4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
  5. Коллективного творчества
  • также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, чувство ответственности перед коллективом.

Диагностика достижения воспитательных результатов

Основными результатами воспитательной деятельности являются:

  • способность к конструктивному совместному труду
  • творческая активность
  • отношения учащихся к культуре
  • творческие работы учащихся, их достижения в отдельных видах искусства и культуры
  • повышение уровня художественного восприятия произведений культуры, умение оценивать чужое творчество и давать адекватную оценку собственному
  • развитие художественного вкуса
  • приобретение речевых навыков

Критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

- нет задатков к

- наличие интереса к

- есть задатки к

исполнительскому

обучению при

театрально-

театральному творчеству

отсутствии специальных

исполнительской

- отсутствие навыка

способностей

деятельности и интерес к

произвольного внимания

- существует

занятиям

- необходимость

первоначальный навык

- устойчивый навык

многократного повторения

произвольного внимания

произвольного внимания

материала

- постепенное усвоение

- инициативность,

- замкнутость,

материала

активность в выполнении

психологическая зажатость

- средняя утомляемость

заданий

- быстрая утомляемость

 

- работоспособность,

 

 

увлечённость

Критерии уровня освоения обучающимися данной программы для                                                                                                                                                                                                  итоговой аттестации

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

- устойчивая мотивация

- положительная

- устойчивая мотивация

только в некоторой части

мотивация к занятию

именно к театральному

занятия

вообще

творчеству

 

- отсутствие увлечённости в

- увлеченность при

- активность и

 

выполнении некоторых

выполнении упражнений

увлеченность в

 

упражнений

- испытывает

выполнении заданий

 

- отказывается выполнять

затруднения при

- умеет конструктивно

 

некоторые самостоятельные

выполнении

работать в малой группе

 

задания

самостоятельных

любого состава

 

- иногда отказывается

заданий

- творческий подход к

 

работать в группе с

- не активен в работе

выполнению всех

 

некоторыми детьми

малых групп

упражнений, изученных

 

- стесняется выступать

- испытывает стеснение

за определенный период

 

перед своей группой

в присутствии зрителей

обучения

 

- допускает пропуски

- пропускает занятия

- умение выполнять

 

занятий по уважительной и

только по уважительной

упражнения при

 

без уважительной причин

причине

зрителях-одноклассниках

 

- не принимает участия в

- средняя скорость

- пропускает занятия

 

открытых занятиях и

решений

очень редко,

 

выступлениях коллектива

- видит разницу между

предупреждая о пропуске

 

- низкая скорость решений

кривляньем и

- высокая скорость

 

- кривляется и смеётся во

перевоплощением в игре

решений

 

время исполнения этюдов

 

- всегда выполняют

 

 

 

задания

Формы проведения аттестации:

 

 

  • педагогическое наблюдение за творческим ростом учащихся, их общей культурой, их профессиональным уровнем
  • открытое занятие
  • выступления сольные
  • выступление коллектива
  • беседы с родителями и классным руководителем

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов или тем курсов

Всего

Теория

Практика

  1.  

Вводное занятие

1

1

 

  1.  

Основы театральной культуры

3

3

 

  1.  

Театры на все времена

2

2

 

  1.  

Гимнастика чувств и пантомима

1

 

1

  1.  

Культура и техника речи

7

 

 

  1.  

Рождение спектакля

20

3

17

 

 

34

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

Теоретические сведения

Практическая часть

УУД

  1.  

 

Введение. Ознакомление с правилами техники

безопасности. Цели и задачи занятий кружка

Упражнения на развитие

дикции, скороговорки, игра.

Импровизация (сказка

«Колобок»)

Личностные: положительное отношение к новому

виду деятельности, желание приобретать начальные

навыки актёрского мастерства, совершенствование

навыков выразительного чтения.

Познавательные: умение анализировать текст

скороговорок, развитие представления об

импровизации.

Регулятивные: осуществление самоконтроля и

корректировки в ходе работы, оценка действий других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в группе,

участвовать в игре, соблюдая правила; умение слушать и слышать других участников коллектива.

  1.  

 

Театр. Перед поднятием

занавеса. Правила игры.

Театр начинается с вешалки.

Культура поведения в

театре. Словарь театральных терминов

Выразительное чтение,

Упражнения на интонацию.

Этюды «Вышивание», «Грим»

Личностные: развитие эмоционального восприятия

поэтических произведений, стремление к

совершенствованию своей речи, правильному

интонированию; изображение знакомых действий при создании образов.

Познавательные: восприятие новой информации,

участие в диалоге с учителем, в полилоге с другими

членами коллектива, усвоение терминов.

Регулятивные: планирование в сотрудничестве с

учителем необходимых действий, жестов для работы над этюдами, участие в обсуждении результатов, осуществление самоконтроля.

Коммуникативные: умение задавать вопросы с целью получения необходимой для решения сценической задачи информации.

  1.  

 

Виды театров. Творцы

сценического чуда.

Актёрское мастерство.

Спектакль и зритель.

Работа над сценической речью,

упражнения по развитию

внимания.

Этюд «Взгляд в зал»

Упражнение «Мой любимец»

Личностные: осознание уровня своих возможностей в сценическом искусстве и желание развивать речь и

внимание; стремление к эмоциональному отражению действительности; развитие умения выражать в сценическом действии любовь к своему домашнему животному.

Познавательные: осознание познавательной задачи, систематизация новых знаний, извлечение необходимой информации, усвоение информации о различных видах театров.

Регулятивные: стремление работать в коллективе, а также проявлять индивидуальность в различных

этюдах.

Коммуникативные: выстраивание взаимоотношения с другими членами коллектива, обучение свободному выражению своих представлений и эмоций перед зрителями-одноклассниками.

  1.  

 

Театры на все времена:

история развития

театрального искусства в

разных странах. Самые

знаменитые театры.

Презентация

Упражнение на развитие

внимания «Путь в школу и домой».

Декламация стихотворений

А.Барто, О.Высотской.

Упражнения по правильной

постановке ударения,

эмоциональному окрашиванию

фразы

Личностные: развивает потребность в новых знаниях, стремится к равноправному сотрудничеству, доброжелательному отношению к одноклассникам, развивает внимание, речь.

Познавательные: осуществляет анализ,

синтез, сравнение, классификацию, запоминает сведения о знаменитых театрах мира.

Регулятивные: оценивает своё упражнение и

упражнения одноклассников, применяет навык

произношения скороговорки, полученный ранее, при чтении стихотворения А.Барто «Болтунья».

Коммуникативные: обменивается мнением, учится

правильно оценивать работу других членов коллектива

  1.  

 

Словарь театральных

терминов. Сообщение о

знаменитых актёрах Почему их все любят и

ценят их творчество.

Упражнения на правдивое

отображение ситуаций: «Спор»,

«Уборка», «Чай из самовара». Упражнения на развитие

дикции, дыхания.

Подготовка к конкурсу чтецов

 

Личностные: участвует в обсуждении, составляет

монолог об актёрах; устанавливает причинно-

следственные связи («Почему любят тех или иных

актёров?»), преодолевает стеснительность, замкнутость.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия: сравнение, анализ; запоминает термины и учится уместно употреблять

их.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, ищет причины и пути их преодоления.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения по выдвижению одноклассников на городской конкурс чтецов.

  1.  

 

Особенности театров разных

эпох. Словарь терминов.

Понятие пантомимы

Пантомима. Простейшие

упражнения на пантомиму:

погладить кошку, разложить

предметы, поиски предмета,

ожидание чего-либо.

Артикуляционные упражнения

«Хомячок», «Рожицы» (из

книги А.М.Нахимовского)

Подготовка к конкурсу чтецов

Личностные: приобретает мотивацию к выполнению упражнений на пантомиму, учится применять навыки на других уроках и в жизненных ситуациях.

Познавательные: применяет знания по географии и истории, учится связывать их с развитием культуры разных стран, применяет термины, анализирует новый материал.

Регулятивные: ставит цели и выполняет их;

самостоятельно придумывает простейшие упражнения и показывает их; оценивает пантомиму одноклассников, а также актёров: К.Райкина, Л. Ярмольника и др.

Коммуникативные: высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится не обижать одноклассников резкими суждениями, учится принимать иную точку зрения.

  1.  

 

Сообщение о

К.С.Станиславском и его

системе

Упражнения на развитие

пластичности и развития рук: изобразить ветви деревьев, показать процесс рисования

человека с натуры, движения играющего барабанщика и др

 

Личностные: учится понимать роль жестов в

актёрском мастерстве, стремится развивать пластику,анализирует новые знания о деятельности

К.С.Станиславского.

Познавательные: самостоятельно извлекает

информацию, ставит цель и осуществляет анализ новой информации.

Регулятивные: планирует совместно с учителем

пластические упражнения и самостоятельно их

выполняет.

Коммуникативные: пользуется собственными

навыками, обменивается мнениями с одноклассниками, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

  1.  

 

Действие как главное

выразительное средство

актёрского искусства.

Движение на сцене,

упражнения на одновременное

использование речи и

движения.

Исполнение басни

И.А.Крылова «Лисица и

виноград».

Личностные: понимает значение новых знаний и

навыков, участвует в творческом процессе.

Познавательные: осуществляет анализ и синтез,

выполняет упражнения на движение по сцене, познаёт особенности исполнения басни, сравнивает с исполнением стихотворения.

Регулятивные: работает по плану, сверяя свои действия с намеченной целью, составляет последовательность действий.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и

отвечает на вопросы других, высказывает и

обосновывает свою точку зрения.

  1.  

 

Понятие мизансцены.

Отрывок из сказки «Двенадцать

месяцев». Сделать мизансцену

самостоятельно. Сравнение

получившихся мизансцен,

выбор лучшей. Анализ

недостатков.

Личностные: испытывает желание участвовать в

коллективном творчестве, осознаёт себя как

индивидуальность и одновременно как члена группы и всего коллектива; смыслообразование – установление связи между целью сценической деятельности и её мотивом.

Познавательные: осознаёт задачу; планирует

собственную деятельность; осуществляет сравнение и анализ.

Регулятивные: контролирует процесс и результаты

деятельности своей и своих партнёров, ориентируется на решение поставленной задачи.

Коммуникативные: умеет работать в группе, умеет обсуждать действия других членов группы, давать оценку, слушать других и высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  1.  

 

Мимика и жесты

Тренинг мимики лица,

упражнения на развитие

мимики. Выражение чувств с помощью мимики. Использование жестов в сценах, работа над их уместностью и

выразительностью.

Личностные: проявляет эмоциональность в

сценических упражнениях, учится выражать

собственные чувства.

Познавательные: познаёт возможности мимики, учится анализировать и применять результаты наблюдения; ориентируется на решение задачи.

Регулятивные: осознаёт недостаточность своих умений и необходимость их совершенствовать.

Коммуникативные: обменивается мнениями, учится понимать позицию партнёра.

  1.  

 

Диалог и монолог

Участие в сценках двух

учащихся, умение реагировать на игру товарища, отвечать в

соответствии с содержанием сценки.

Работа над монологом. Чтение прозы наизусть (от первого лица).

Упражнения и игры для

развития дикции.

Личностные: осознаёт важность новых навыков;

учится работать в паре; адекватно реагировать на игру партнёра; развивает свои актёрские навыки.

Познавательные: перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую, осуществляет анализ, сравнивает монолог и диалог, применяет новые знания на практике.

Регулятивные: планирует свои действия, отвечает на действия товарища, замечает допущенные ошибки, стремится к их исправлению.

Коммуникативные: осуществляет совместную

деятельность в парах, умеет задавать вопросы для

уточнения последовательности работы, составляет

монолог самостоятельно, выразительно читает монолог, созданный автором.

  1.  

 

Голос – главный инструмент

актёра. Сила голоса,

динамика, диапазон

звучания, темп речи, тембр голоса.

Упражнения для владения

своим голосом. Сравнение

разных исполнений. Анализ

недостатков.

Игры со словами.

 

Личностные: свободно владеет своим голосом, учится использовать его возможности, формирует устойчивое стремление к самосовершенствованию, ощущает свободу при участии в играх, испытывает радость при успешном выполнении задачи, радуется успехам товарищей.

Познавательные: осуществляет операции анализа,

синтеза, сравнения, классификации разных голосов,

делает обобщения, выводы.

Регулятивные: контролирует свои действия, замечает недостатки, стремится к их исправлению.

Коммуникативные: осуществляет самостоятельную деятельность с учётом конкретных задач, адекватно оценивает свои достижения и достижения товарищей.

  1.  

 

Использование голосовых

возможностей при

озвучивании мультфильмов

Просмотр мультфильма «Вовка

в тридевятом царстве».

Обсуждение интонации и

голоса актёров, озвучивающих

сказку. Как они используют

тембр, в каком темпе говорят

Личностные: устойчивая мотивация к углублению

знаний об актёрском творчестве, интерес к новому

материалу по озвучиванию мультфильмов по сказкам, имеет желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: выполняет операции анализа,

синтеза, сравнения, делает обобщения, выводы.

Регулятивные: оценивает работу профессионалов,

пробует свои силы, работает над недостатками.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

  1.  

 

Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене. Их роль в спектакле.

Упражнения по нанесению грима.

Создание костюма из

имеющихся материалов.

Декорации на листе ватмана. Использование различных атрибутов для воссоздания эпохи, разных по назначению

помещений, на улице города или деревни. Творческие задания, их оценка

Личностные: применяет новые практические навыки, создаёт собственный проект декорации, костюма, развивает художественные способности.

Познавательные: приобретает умение использовать знания в практической деятельности, самостоятельно находит способ решения задачи. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности.

Коммуникативные: осуществляет индивидуальную, совместную деятельность в группах, умеет мыслить творчески и воплощать задуманное, доводит дело до конца.

  1.  

 

Музыкальное оформление спектакля. Применение

различной техники

Упражнения по подбору

музыки для различных сцен из

сказок, басен, рассказов,

спектаклей.

Личностные: осознаёт связь разных видов искусства, умеет чувствовать настроение литературного и музыкального произведений.

Познавательные: понимает необходимость

музыкального оформления спектакля, использует

технические средства, анализирует, сопоставляет

произведения разных видов искусства

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение слушать и слышать других участников коллектива, учитывать их мнение при выполнении совместного задания.

  1.  

 

Творим самостоятельно.

Режиссёр и его роль в

спектакле. Автор и его

замысел. Воплощение

режиссёром замысла автора.

Создание сценок из школьной жизни с режиссурой, атрибутами, костюмами, музыкальным оформлением, декорациями, гримом.

Личностные: проявляет собственные творческие

способности, осознаёт ответственность за воплощение сценок, развивает творческое воображение.

Познавательные: осознает роли людей разных

театральных специальностей при работе над

постановкой спектакля.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в группе,

находить общий язык с другими участниками

творческого процесса, умеет признавать более удачные задумки других участников коллектива.

  1.  

 

Театральный словарь:

афиша, анонс, премьера.

Создание афиши к спектаклю.

По возможности посещение спектакля в театре или во Дворцах культуры нашего

города

Личностные: активно участвует в создании афиши, по новому воспринимает спектакль в театре, применяет на практике культуру поведения в зрительном зале.

Познавательные: запоминает новые термины,

посещение детского спектакля Кимрского

драматического театра.

Регулятивные: оценивает игру актёров-

профессионалов.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

  1.  

 

Становимся актёрами,

режиссерами, декораторами,

костюмерами,

осветителями, работниками

сцены и т.д.

Выбор пьесы, распределение

ролей, обязанностей.

Обсуждение содержания пьесы,

её настроения, замысла автора.

Что нужно донести до зрителя?

Личностные: осознаёт свои возможности при

распределении ролей.

Познавательные: умеет анализировать содержание

пьесы, её идейный замысел.

Регулятивные: осознаёт важность любой роли в

спектакле, планирует свою деятельность при создании постановки.

Коммуникативные: умение работать в коллективе,

уступать другим, договариваться, находить наиболее правильное решение при распределении обязанностей, умение слушать и слышать других участников коллектива

  1.  

 

Актёрское мастерство.

Пробы на роль

Репетиция-знакомство с пьесой.

Чтение по ролям всей пьесы.

Обсуждение костюмов,

декораций, использование

атрибутов.

Личностные: положительно относится к новому виду деятельности, желает приобретать навыки актёрского мастерства, совершенствовать навыки перевоплощения.

Познавательные: адекватно воспринимает пробы на роль, узнаёт особенности пьесы, её идею.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение слушать и слышать других участников коллектива

  1.  

 

Режиссерское мастерство.

Создание мизансцен спектакля.

Репетиция первой мизансцены.

Оформление декораций к ней, подбор костюмов.

Личностные: осознание важности своей роли, создания настоящего образа.

Познавательные: анализирует различные виды

деятельности, сравнивает разные по характеру образы, применяет знания о режиссуре постановки.

Регулятивные: осуществляет контроль выполнения

требований режиссёра, контроль своей игры и игры товарищей.

Коммуникативные: умение работать в коллективе

  1.  

 

Создание правдивого

образа.

Роли и их воплощение. Работа над интонацией, движениями, мимикой, жестами при исполнении каждой из ролей.

Личностные: осознаёт своё место в создании

постановки, стремится к правдивому воплощению

Образа.

Познавательные: умеет применять и творчески

воплощать замыслы автора и режиссёра, применять

ранее полученные навыки, анализирует происходящее на сцене.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе репетиции.

Коммуникативные: умение адекватно реагировать на справедливую критику, учитывать в работе мнение других членов коллектива, выполнять пожелания режиссёра.

  1.  

 

Работа над отдельными

эпизодами.

Этюды из пьесы с

импровизированным текстом

Личностные: положительно относится проекту,

стремится воплотить собственное понимание пьесы,

творчески подходит к работе, развивает фантазию.

Познавательные: устанавливает причинно-

следственные связи, делает выводы из наблюдений.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль,

придумывает монологи и диалоги.

Коммуникативные: умение работать в группе,

участвовать в общем проекте, проявляя

индивидуальные качества.

  1.  

 

Постановка танцев для

отдельных эпизодов.

Включение в пьесу песен

Работа над пластикой под

музыку.

Репетиция песен для спектакля

Личностные: положительно относится к новым видам деятельности – танцевальному и вокальному; развивает свои способности в этих видах деятельности.

Познавательные: сравнивает, анализирует, делает

выводы; осознаёт важность текста и мелодии песен,

танцев.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в группе,

участвовать в пьесе, применяя навыки, полученные

ранее и новые знания; умение слушать и слышать

других участников коллектива, предлагать свои идеи для воплощения замысла пьесы.

  1.  

 

Репетиция.

Работа над отдельными

сценами

Личностные: развивает чувство ответственности за

воплощение своей роли в спектакле.

Познавательные: систематизирует знания и навыки, необходимые в создании спектакля.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: осуществляет совместную

деятельность при работе над сценами из спектакля

  1.  

 

Репетиция.

Работа над отдельными

сценами

Личностные: развивает чувство ответственности за

воплощение своей роли в спектакле.

Познавательные: систематизирует знания и навыки, необходимые в создании спектакля.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: осуществляет совместную

деятельность при работе над сценами из спектакля

  1.  

 

Репетиция.

Работа над отдельными

сценами

Личностные: развивает чувство ответственности за

воплощение своей роли в спектакле.

Познавательные: систематизирует знания и навыки, необходимые в создании спектакля.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: осуществляет совместную

деятельность при работе над сценами из спектакля

  1.  

 

Костюмы

Подготовка костюмов.

Исполнение отдельных сцен в костюмах

Личностные: положительно относится к новому виду деятельности, желает совершенствовать навыки актёрского мастерства.

Познавательные: осознаёт роль костюма как вида

художественного творчества в создании образа.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: умение работать в коллективе,

осуществляет совместную деятельность при решении общей задачи.

  1.  

 

Музыка

Репетиция с музыкальным

оформлением, танцами,

песнями

Личностные: развивает  творческие способности,

привносит в общий проект своё видение и понимание пьесы, проявляет фантазию.

Познавательные: приобретает умение использовать приобретённые знания и умения.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива, сравнивает результаты,

делает выводы.

Коммуникативные: высказывает и обосновывает свою точку зрения.

  1.  

 

Атрибуты

Размещение атрибутов. План сцены для  расстановки атрибутов

Личностные: участвует в размещении атрибутов,

предлагает свои варианты, проявляет художественные и творческие навыки.

Познавательные: совместно с другими членами

коллектива выделяет и формулирует цель,

осуществляет поиск информации.

Регулятивные: осуществляет контроль, осознаёт

важность получения лучшего результата.

Коммуникативные: высказывает собственные мысли, обосновывает собственную точку зрения.

  1.  

 

Грим

Обсуждение и использование грима для каждого персонажа

Личностные: развивает художественные и творческие способности.

Познавательные: осуществляет поиск информации, извлечение необходимых знаний о роли и возможностях применения грима.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: осуществляет совместную

деятельность в рабочих группах, умеет задавать

вопросы для уточнения последовательности работы.

  1.  

 

Генеральная репетиция

Игра всей пьесы полностью

Личностные: получение удовольствия от совместной деятельности, развитие способности перевоплощаться на сцене, забывая о страхе и стеснении.

Познавательные: творческая практическая

деятельность по реализации построенного проекта.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы, оценивает действия

других членов коллектива.

Коммуникативные: осуществляет совместную

деятельность в коллективе.

  1.  

 

Оформление сцены.

Оформить сцену атрибутами и

декорациями.

Личностные: испытывает радость от участия в

масштабном коллективном проекте

Познавательные: воплощает задуманные проекты по оформлению сцены.

Регулятивные: осуществляет самоконтроль и

корректировку в ходе работы.

Коммуникативные: умение советоваться с учителем и членами коллектива.

  1.  

 

Премьера спектакля.

Интервью у участников

спектакля и у зрителей

Личностные: стремление донести до зрителя

задуманный проект, испытывает радость от участия в масштабном коллективном проекте.

Познавательные: учится применять знания и умения на практике.

Регулятивные: проявляет интерес к мнению зрителей, участников проекта, родителей.

Коммуникативные: участвует в обсуждении,

высказывает свою точку зрения и обосновывает её.

  1.  

 

Итоги нашего содружества:

чему мы научились за год, что узнали, было ли

интересно.

Написать мини-сочинение: «Я в

театральном кружке».

Личностные: применяет умение анализировать

деятельность коллектива, оценивает своё место в его работе.

Познавательные: применяет анализ, синтез, умение делать выводы.

Регулятивные: оценивает свою работу, свой интерес к деятельности кружка.

Коммуникативные: умение создавать письменный

монолог, высказывать свою точку зрения и

обосновывать её, способность адекватно оценивать

проделанную работу, развивать самокритичность и

умение ощущать пользу от совместной деятельности коллектива.

Содержание курса

Вводное занятие (1 ч)

На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на занятиях, с инструкциями по охране труда, противопожарной безопасности учащихся, проводит инструктаж по ПДД. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

I раздел: «Основы театральной культуры» (3 ч)

Раздел призван помочь детям в овладении профессиональной терминологией театрального искусства.

  • этот раздел включены темы:
  1. Что такое театр
  2. Виды театрального искусства
  3. Рождение спектакля
  4. Театр снаружи и внутри
  5. Культура зрителя Эти темы раскрываются при помощи основных понятий:

Виды театрального искусства: драматический театр; музыкальный театр; кукольный театр и др.

Рождение спектакля: творцы сценического чуда; спектакль и актёр; спектакль и зритель.

Театр снаружи и внутри: театральное здание; зрительный зал; актёры; мир кукол.

Культура поведения в театре: «театр начинается с вешалки…»; зрительская культура.

Содержание:

Раздел призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео-просмотры и аудио-прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре должны воспитываться в первую очередь.

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы – экскурсии, игры, этюды, беседы, презентации.

  1. раздел. «Театры на все времена»(2 ч)
  • этом разделе ребята знакомятся с историей зарождения театрального искусства в разных странах. Расширяют свои представления о законах творческого подхода разных народов. Учитель знакомит учащихся с самыми известными театрами мира, выдающимися драматургами и их пьесами. Ребята смотрят отрывки из известных фильмов, видеозаписи спектаклей, обсуждают замысел режиссера и актёрское воплощение этого замысла. По возможности осуществить совместный поход в театр нашего города с последующим обсуждением увиденного.
  1. раздел.«Гимнастика чувств и пантомима» (1 ч)

Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает в учащихся свободу и выразительность движений.

Игры этого раздела:

-общеразвивающие игры,

  • театральные игры,
  • импровизация,
  • действия с воображаемым предметом,
  • пластические, ритмические, музыкальные игры.

Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят детей к художественной деятельности, но способствуют более быстрой и лёгкой их адаптации в школьных условиях. Эти игры создают весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривают зажатых и скованных детей. У них появляется возможность оценить действия других и сравнить со своими собственными.

Театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию. Для этого нужно опираться на личный опыт ребёнка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения, пробуждать и воспитывать интеллект.

Поэтому импровизация как вид игры очень важна для детей. Знакомить со сценическим действием можно на материале хорошо знакомых сказок и рассказов. Участвуя в импровизации, ребёнок учится находить ответы на вопросы: почему, для чего я это делаю?

В театральном искусстве «этюд» - это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях. Темы для этого должны быть понятны и доступны детям.

IV раздел. «Культура и техника речи» (7 ч)

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Уделяется внимание играм со словом, развивающим связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы; происходит работа над тембром, темпом речи.

Упражнения и игры раздела:

  • речевая гимнастика
  • дыхательные и артикуляционные упражнения
  • дикционные и интонационные упражнения
  • творческие игры со словом.

Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать детям правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.

Дети должны понимать, что театральная речь должна быть чёткой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по театральной деятельности. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем подключать другие компоненты речи. В зависимости от поставленной задачи постепенно тренируются все мышцы речевого аппарата. Затем переходим к работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.д.

Всё это тренируется на скороговорках, стихах, без применения специальных актёрских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный отрезок.

Эта работа предполагает встречи с мастерами слова, во время которых юные актёры учатся сценическому мастерству.

Vраздел. «Рождение спектакля». (20 ч)

Это самое увлекательное занятие – создание спектакля. Процесс постановки спектакля вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, активных и не очень, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.

Первая встреча детей с пьесой должна быть интересной, эмоционально насыщенной, чтобы им хотелось играть её. Чаще всего это бывают сказки. Выбирая материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, расширяя творческие возможности.

Этапы работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы
  2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом.
  4. Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов).
  5. Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами.
  6. Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.
  7. Репетиция отдельных картин и репетиция всего спектакля.
  8. Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями.

Занятия комплексные, проводятся с использованием тем и упражнений из разных разделов программы.

Материально-технические средства

Компьютер, экран, диски, записи сказок и спектаклей.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Букатов В.М. Я иду на урок : Хрестоматия игровых приемов обучения : книга для учителя / В.М. Букатов,   А.П. Ершова. – М., 2002.
  2. Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003.
  3. Ершова А.П. Актёрская грамота – подросткам. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Запорожец Т. Логика сценической речи: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.
  5. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003.
  6. А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002.
  7. Саричева Е. Сценическая речь. – М., 1955.
  8. Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос. 2001
  9. Журналы, энциклопедии, альбомы по театральному искусству, диски, записи спектаклей, сказок,     аудиозаписи исполнителей стихотворений, прозы.

Результаты работы

В рамках работы объединения ежегодно проводились новогодние спектакли:

  • «Аленький цветочек»,
  • «Летучий корабль», 
  • «По щучьему веленью, по моему хотенью».

А так же ежегодными стали мероприятия:

  • Дни открытых дверей для будущих первоклассников
  • День Учителя
  • Концерты посвящённые Дню защитника Отечества и Международному женскому Дню
  • Фестивали «Мама, папа я – музыкальная семья»
  • Посвящение в первоклассники
  • Посвящение в старшеклассники
  • Праздник первой отметки
  • Бал старшеклассников в день Святого Валентина и др.

Участники «Студии Art» являются участниками и дипломантами фестивалей школьного и муниципального и регионального уровня:

  • «Уральские звёздочки»
  • «Славу пою тебе, Родина»
  • «ПризNanie»
  • «Жемчужина»
  • «Праздник танца»