Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Рабочая программа «МИР НА ЛАДошке» ВОЗРАСТ от 3 до 7 лет

МАДОУ № 25 "Рябинка" г. Бердск Новосибирской области

Рабочая  программа «МИР НА ЛАДошке»

 

Дер Евгения Робертовна

методист

 

Рабочая  программа «МИР НА ЛАДошке»

ВОЗРАСТ  от 3 до 7 лет

 

                                          СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов

стр.

I.

Целевой раздел

 

1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи рабочей программы (региональный компонент)

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

6

1.4.

Возрастные особенности детей 

7

1.5.

Планируемые результаты

8

II.

Содержательный раздел

Экологическое образование в образовательных областях

 

2.1.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

9

2.2.

Образовательная область «Познавательное развитие»

9

2.3.

Образовательная область «Речевое развитие»

9

2.4.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

10

2.5.

Образовательная область «Физическое развитие»

10

2.6.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

10

2.7.

Планирование работы с детьми

11

III.

Организационный раздел

 

3.1

Материально-технические условия реализации программы

33

3.2.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

33

3.3.

Режим дня

34

3.4.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

35

IЦелевой раздел

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной бразовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №25  «Рябинка»,  и основнойобразовательной программы дошкольного образования «От Рождения До Школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, для создания благоприятных условий и полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки  ребёнка в жизни в современном обществе.

Вся программа построена в соответствии с ФГОС ДО и  реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: Организованно     образовательной деятельности, осуществляемой в процессе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественно – эстетической и  чтения художественной литературы).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

Самостоятельная  образовательная деятельность детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации рабочей  программы.

 

Актуальность

В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы,  как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды»

В стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.

Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Л.Г. Нискакен, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Е.И. Казаковой и др.

По утверждению ученых, человече­ство идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружаю­щей среды приняли глобальный ха­рактер.

Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерацио­нальное их использование привели к нарушению экологического равнове­сия.

В настоящее время одной из приори­тетных педагогических проблем явля­ется формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обес­печена созданием определенной си­стемы.

В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основ­ные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды (И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и др.). Разработаны и внед­рены в практику теоретические поло­жения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т. А. Бабакова, Л. Д. Бобылева.Л. П. Салеева-Симонова, А. А. Плешаков), а также учащихся среднего и старшего школьного воз­раста (Н. В. Добрецова, И. Д. Зверев, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова и др.).

Однако важнейший этап — этап дошкольного образования — до сих пор остается малоисследованным.  Проведенный мной анализ научной литературы и практики экологического воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между: потенциальными возможностями детей в проявлении своих  познавательных способностей в области экологии и невозможностью их реализации на практике; большим развивающим потенциалом экологического образования и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Новизна заключается в том, что: выявленные противоречия обусловили поиск психолого – педагогических условий экологического воспитания дошкольников через развитие у них познавательных способностей средствами опытно – исследовательской деятельности.

Всвязи с этим и возниклапотребность в создании  рабочей программы формирования основ экологической грамотности до­школьников «Мир на ладошке».

  1. Цели и задачи рабочей программы

Цель,которой  -  определить образовательные и воспитательные задачи  путем формирования естественно – научных, экологических и валеологических представлений детей  в возрасте от 3 до 7 лет жизни.

Проведенный мониторингдетей позволил сформулироватьгипотезу: Если в процесс воспитания в дошкольном учреждении включить систему мероприятий (рабочую программу) по экологии «Мир на ладошке», то это повысит эффективность работы по развитию познавательных способностей детей в возрасте от 3 до 7 лет, который является сенситивным периодом по усвоению общебиологических понятий и закономерностей.

Для достижения цели программы первостепенное значение имеютзадачи:

  1. Создание  развивающей среды путем  развития ребенка через экологическое воспитание и образование;
  2. Максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  3. Вариативность использования образовательного материала, позволяющее развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  4. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности детей.
  5. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни группы  детского сада и дошкольного учреждения в целом.

Содержание рабочей программы по экологическому воспитанию детей включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому,  художественно-эстетическомуи физическому развитию.

Дети  дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического воспитания ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдения, опытно – исследовательская деятельность и собственная продуктивная деятельность детей в природе.

Предлагаемая программа построена таким образом, чтобы дети имели возможность изу­чать основные компоненты природной среды и взаимосвязи между ними, условия жизни живых существ в связи с особенностями сезонов года и др.,состоящие  из четырех составляющих: неживая природа, растения, животные и человек.  При ее составлении учитывались воз­растные особенности детей, а также сочетание разнообразных форм и ме­тодов работы с ними.  В связи с новыми  требованиями ФГОС ДО не мало важным фактором развития личности детей является взаимодействие с семьей.  Поэтому при разработке перспективного плана учитывалась работа с родителями.

Разработанная программа  предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Новосибирской области.

 

Ребенок проявляет интерес к малой родине: знает название области  - Новосибирская, города, улиц, на которой находится детский сад.

-Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах Бердска. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

-Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.

-С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, созданием мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

-Ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях: проектах, акциях, трудовых практикумах и десантах, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

-Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет.

-Ребенок проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Бердск и нашу страну в целом.

-Охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности  в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», «Бердск  - моя Родина», , проявляет инициативность и самостоятельность.

-Ребенок называет свою национальную принадлежность, знает народы, какие  национальности населяют Бердск , проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их культурой.

-Ребёнок толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, с удовольствием рассказывает о своих друзьях других национальностей.

 

  1. Принципы и подходы к формированию программы

       Содержание основной общеобразовательной Программы выстроено в соответствии с основными принципами дошкольного образования, обозначенными Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования:

1.                Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2.                Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3.                Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.                Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.                Сотрудничество организации с семьей;

6.                Приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7.                Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8.                Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9.                Учет этнокультурной ситуации развития детей.

  1. Возрастные особенности детей

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, те общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются. Хочется отметить, что дети младшей группы в форме игры занимаются опытно – экспериментальной деятельностью, а дети средней и старших групп ставят опыты и эксперименты. 

Дети младшей группыдолжны знать характерные признаки времен года. Отделять по внешним признакам фрукты овощи. Знать, что зимой медведь спит, зайчик меняет шубку, птицы улетают.Подвести ребят к пониманию зависимости жизни животных птиц и насекомых от сезона.

Дети в средней группе обязательно должны знать, какими явлениями характеризуются каждое из времен года, определять отдельные признаки сезонов, например, что осенью должны созревать плоды, улетать птицы, опадать листья. В этом  возрасте малышами уже могут устанавливаться простейшие связи, такие как: внешний вид фруктов и овощей определяет степень их зрелости, связаны между собой свойства снега и состояние погоды, труд людей и времена года. Подвести ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Одним из методов является опытно – экспериментальная  деятельность в воспитании познавательных способностей детей.

 

  1. Планируемые результаты

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года

  1. У детей сформированы представления о сменах времен года.
  2. Дети понимают взаимосвязь времен года с изменениями в жизни растений и животных.
  3. Дети имеют представление как изменения в природе оказывает влияние и на самого человека.
  4. Дети осознают, что исчезновение одного ведет к гибели другого, знакомы с экологической цепочкой.
  5. Дети самостоятельно могут проводить опыты и ставить эксперименты.
  6. Дети понимают, как сказывается на жизни человека и живой природы ухудшение экологической обстановки.
  7. Дети имеют представление о солнечной системе и как влияет солнце на жизнь на земле.

 

IIСодержательный раздел

2.1.ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

2.2. ОО «Познавательное  развитие»

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

2.3. ОО «Речевое развитие»

Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

2.4. ОО «Художественно-эстетическое  развитие»

Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.).

2.5. ОО «Художественно-эстетическое  развитие»

Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Успешная реализация рабочей программы «Мир на ладошке» невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс.

Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.

В своей работе с родителями дошкольников в рамках рабочей программы использую традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.

 

2.7.Планирование работы с детьми

 

Перспективный план

Возраст детей 3- 4 года(вторая младшая группа)

Сентябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«В гостях у сентябринки»

Формировать представления обизменениях в природе ранней осенью

Игры с песком и водой (рисование на мокром песке)

Сбор листьев для поделок.

«Во саду ли в огороде»

Формировать представления о форме, вкусе, цвете, запахе овощей и фруктов.

Определение по вкусу (овощи и фрукты)

Книжки – малышки: «Витамины»

«На бабушкином дворе»

Формировать представления о домашних животных; дать первоначальное представление об их образе жизни.

Игры с водой (тонет - плавает)

Наблюдение за домашними животными

«Я - человек»

Формировать  представление понимать смысл слова «человек»; Умение выделять у человека и животных одни и те же внешние органы – глаза, рот, нос, зубы и др.

Игры с вертушками (сильный – слабый ветер)

Изготовление вертушек

 

     Октябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Осень -  золотая»

Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего месяца – октября.                                                                       

Первые заморозки (наблюдение на участке)

Наблюдение по дороге в детский сад (за лужами)

«Хлебушек»

Формировать представления у детей, откуда хлебушек пришел.

Игры с мукой (мука – какая она?)

Развлечение «Хлебушек душистый»

«Птицы»

Формировать представления у детей, куда улетают птицы на зиму.

Игры с водой (окрашивание воды)

Акция «Кормушка для птиц»

«Я –мальчик, Я - девочка»

Формировать  представление у детей запечатлевать отличия мальчиков от девочек

Где прячется воздух? (надувание воздушных шаров)

Предложить родителям принести воздушные шарики

 

   Ноябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Поздняя осень»

Формирование понятия детей об особенностях осеннего месяца – ноября.Уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле.

Игры с камешками (составь узор из камешков)

Конкурс «Необычные узоры» (из камней)

«Деревья и кустарники»

уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как от­личить дерево от куста.

Игры с песком и глиной

Поделки из засушенных осенних листьев

«Насекомые»

Дать первоначальное представление о насекомых  и куда они прячутся?

Игры с водой (вкус воды)

Конкурс «Что нам осень принесла?»

«Я –в мире человек»

Формировать  представление понимать смысл и использовать в активной речи слово «Я»; уметь называть свою имя и фамилию, а также имена своих родителей.

Как дует ветерок?

Книжки – малышки: «Моя семья»

 

Декабрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Зимушка -  зима»

формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (день убывает, а ночь прибывает)

Игры со снегом (качество снега)

Стенгазета «Постройки нашего двора»

«Царство комнатных растений»

Дать представление о комнатных растениях, формировать умение описывать растения, отмечая различие и сходство между ними.

Игры со льдом (качество льда)

Изготовление цветных льдинок

«Кто живет в лесу»

Дать первоначальное представление об обитателях леса; формировать умение различать животных по внешним признакам.  Их жизни в зимнее время.

Игры с водой (запах воды)

Принести (ароматизированный чай, кофе)

«Труд и  человек»

Формировать  умение запечатлевать образы работающих людей, получить первичные представления о некоторых профессиях.

Игры с водой (превращение снега в воду)

Акция «Покормите птиц»

Январь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Зима - рукодельница»

формировать представления об изменениях в природе в середине  зимы (ночь убывает, а день прибывает).

Где живет воздух?

Снежные постройки

«Деревья зимой»

Дать представление о деревьях в зимнее время. Что делают деревья зимой?воспитывать бережное отношение к растениям (не заде­вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ло­маются).

Игры со льдом и снегом (что быстрее тает?)

Стенгазета: «Зимние забавы»

«На птичьем дворе»

Дать первоначальное представление о домашних птицах. Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам

Откуда берутся снежинки? (наблюдение за снегом)

Подкормка птиц зимой

«Человек и природа»

формировать представления о сезонной одежде, понимать,как одеваться в разные сезоны года.

Игры со льдом (превращение льда в воду)

Конкурс: «Разноцветные узоры» (из цветных льдинок)

                                      Февраль

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Февраль»

формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (пер­вая капель)

Игры со льдом (таяние сосулек)

Рассмотреть морозильную камеру

«Посадка лука»

Дать представление о посадке лука в ящики и в банки с водой, запомнить, что всем растениям нужна вода.

Игры с водой (полив растений)

Принести лук для посадки

«На кормушке»

Формировать умение распознавать птиц,расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

Снег бывает разным (рассыпчатый - липкий)

Акция «Скворечник»

«Я в мире человек»

формировать умение замечать процесс роста, запомнить, что каждый ребенок когда – то вырастет.

Игры с водой (превращение снега в воду)

Стенгазета: «Здоровая семья»

 

                                    Март

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Весна идет – весне дорогу »

формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы начала весны

Игры со снегом (измерение снежного покрова)

Прогулка в парк

«Что растет в лесу?»

Дать представление о лесе весной, вызвать интерес к лесу, воспитывать бережное отношение к растениям.

Распустившиеся почки

Праздник «Веснянка»

«Весенние секреты»

Продолжать расширять представление о жизни диких животных весной; уметь узнавать и называть дикое животное и его детеныша.

Снег бывает разным (первые проталины)

Книжка – малышка «Дикие животные»

«Я и мое здоровье»

формировать представление, о чистоте, чтобы быть здоровым надо быть чистым

Игры с водой (мытье рук)

Развлечение «Да, здравствует мыло душистое… »

 

Апрель

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Веснянка »

формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы  в середине весны.

Игры с ветром (сильный - слабый)

Экскурсия в весенний лес

«Первые цветы»

Дать представление о первых весенних цветах, формировать представление об изменениях в жизни растений в весеннее время.

Игры с водой (полив комнатных растений)

Стенгазета «Цветы нашего города»

«Птицы прилетели»

Продолжать расширять представление о птицахи их жизни весной.

Игры с почвой

Акция: «Скворечник»

«Труд и  человек»

формировать представление, о некоторых профессиях, формировать умение работать рядом с воспитателем.

Игры с бумагой (качество бумаги)

Принести разные виды бумаги

                                              Май

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Май »

формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конце весны.

Игры с ветром (плывущие облака)

Конкурс рисунков «Облака»

«Деревья в цвету»

Дать представление о деревьях, рассмотреть, как цветут деревья, как распускаются листья.

Игры с песком

Стенгазета «Деревья в цвету»

«Обитатели водоемов»

Дать представление о рыбах, формировать умение выделять общие для рыб признаки.

Игры с солнцем (солнечные зайчики)

Игры с солнечными зайчиками

«Я в мире человек»

формировать умение называть свой адрес, место работы родителей.

Игры с водой

Макеты «Мой двор»

Возраст детей 4 - 5лет (Средняя группа)

                                                     Сентябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«В гостях у осени »

Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего сезона и начале осени.

Испарение воды и высыхание

Прогулка в парк

«Фрукты и овощи»

Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания, формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу

Вершки - корешки

Конкурс: «Огородное чудо»

«Лесные жители»

Уточнить представление об обитателях леса, развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса, вызвать интерес к их жизни

Опыты с водой (запах, цвет, вкус)

Экскурсия в лес

«Я в мире человек»

формировать представление детей, что такое семья, умение разбираться в родственных взаимоотношениях: «бабушка – мама - ребенок», «дедушка – папа - ребенок»

Опыты с песком и водой

Стенгазета «Моя семья»

                                              Октябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Осенняя пора»

Уточнение представлений об особенностях осеннего сезонав середине осени.Закрепление представления детей о «золотом периоде» осени – листопаде.

Измерение дождевой воды

Стенгазета «Здравствуй осень золотая»

«Грибы, ягоды»

Формировать представление детей о грибах и ягодах. Запомнить, как выглядят ядовитые грибы, научиться отличать их от неядовитых, знать названия некоторых видов грибов и ягод.

Опыты с водой (тонет - плавает)

Конкурс: «Огородное чудо»

 «Насекомые»

Формирование умения детей устанавливать связи между погодными условиями и жизнью насекомых. Развитие интереса к наблюдениям за насекомыми.

Опыты с воздухом (где прячется воздух?)

Акция «Разноцветные шары»

«Труд и человек»

формировать представление детей оработающих людях, проявлять желание помогать взрослым в работе дома и в детском саду.

Опыты с песком и глиной

Стенгазета «Маленькие помощники»

                                            Ноябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Поздняя осень»

Уточнение представлений об особенностях осеннего сезонав конце осени. Закрепление представления детей о «поздней» осени.

Определение по листовой пластине (с какого дерева листок?)

Поделки из сухих листьев

«Цветы»

Формировать представление детей обувядших растениях, умение проводить причино - следственные связи между  живой и неживой природой.

Опыты с бумагой (плотность)

 Конкурс «Оригами»

«Перелетные птицы»

Дать понятие о перелетных птицах и почему птицы улетают в теплые края, формировать умение распознавать птиц по характерным признакам.

Эксперимент с солнцем (день - ночь)

Акция «Кормушки для птиц»

«Я и мое здоровье»

формировать представление детей онеобходимости основных гигиенических мероприятиях и их пользе для здоровья.

Опыты с песком и глиной и землей.

Стенгазета: «Мама, папа, я – спортивная семья»

 

                                           Декабрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Зимушка - зима»

Уточнение представлений об особенностях наступления зимы. Знакомить с характерными признаками наступления зимы.

Опыты со снегом (где растает быстрее?)

Снежные постройки

«Деревья»

Формировать представление детей о деревьях, умение группировать растения по признакам: по внешнему виду: деревья, кусты, травы; по месту произрастания: лес, парк, огород, луг, сад. 

Опыты с предметами (тяжелый - легкий)

Экскурсия в парк

«Дикие и домашние животные»

Формировать умение детей распознавать диких и домашних животных, расширять знания детей о жизни диких и домашних животных в зимнее время.

Опыты с ветром (направление ветра)

Экскурсия в зоопарк

«Я и мое здоровье»

формировать  первоначальное представление детей оздоровьесбережении, почему полезно заниматься физкультурой.

Опыты с водой

Стенгазеты: «Мама, папа, я – спортивная семья »

                                             Январь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Зимняя пора»

Уточнение представлений о зиме. Знакомить с характерными признаками зимнего времени, формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе.

Опыты со снегом (из чего состоит снег)

Акция «Елочка – зеленая иголочка»

«Комнатные растения»

Закреплять знания названий комнатных растений, умение сравниватьрастения, видеть сходства и различия, формировать представление, что у растений есть корень, стебель, листья и цветы.

Опыты с водой и почвой (зачем растениям вода)

Изготовление цветных льдинок

«Зимующие птицы»

Формировать представление о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними)

Опыты со льдом (свойства льда)

Стенгазета: «Наши пернатые»

«Я - человек»

формировать  первоначальное представление детей о строении тела человека и наличии у человека сердца и желудка (внутренних органов)

Опыты с водой (замерзание воды в формочках во время прогулки)

Рассматривание энциклопедии: «Тело человека»

                                            Февраль

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Зима»

Уточнение представлений о зимнем времени года. Знакомить с характерными признаками конца зимы. Формировать умение отмечать разницу между началом зимы и концом.

Опыты с водой (состояние воды)

Прогулка по лесу

«Деревья и кустарники зимой»

Закреплять знания названий деревьев и кустарников. Формировать представление о жизни растений в зимний период.

Посадка лука в ящик с почвой и банку с водой

Принести лук

«Водное царство живого уголка»

Формировать знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок, выделять общие для рыб признаки и проводить по ним сравнение, воспитывать желание ухаживать за рыбками

Измерение глубины снега в разных местах участка

Экскурсия в зоологический магазин

«Я в мире человек»

формировать  первоначальное представление детей о разных национальностях, начать знакомить с национальными обычаями, играми, праздниками, культурой своего и других народов.

Измерение температуры воздуха на улице и в помещении.

Акция «Покормите птиц зимой»

 

 

                                               Март

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Весна пришла»

Уточнение представлений о весенних изменениях в природе, развивать умение сравнивать различные периоды весны, начало весны и оттепель.

Веточки в вазе (набухание почек)

Прогулка по парку

«Деревья весной»

Формировать представления детей о разновидностях деревьев, уметь различать хвойные и лиственные деревья. Умение видеть, как меняется жизнь растений весной.

Опыт с луком в банке (на свету и в темном месте)

Поделки из природного материала

«Перелетные птицы»

Формировать представления детей о перелетных птицах их  внешних признаках, повадках, уметь различать и называть птиц. 

Опыты с бумагой

Акция: «Скворечник»

«Я и мое здоровье»

формировать  первоначальное представление получать простейшие сведения о наиболее распространенных заболеваниях и о мерах по их предупреждению.

Опыт с водой (плавает - тонет)

Стенгазета: «Как мы закаляемся»

                                          Апрель

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательскаядеятельность

Взаимодействие с родителями

«Весенние секреты»

Уточнение представлений о весенних изменениях в природе, развивать умение видеть какие изменения происходят в природе (тает снег, бегут ручьи), солнце светит ярче, греет теплее, умение видеть взаимосвязь  между солнцем и изменением в природе.

Опыты с солнцем (через цветное стекло в разное время суток)

Принести ростки семян подсолнечника или фасоли

«Посев»

Формировать представления детей о подготовке к полевым работам, закреплять знания о сельской местности как там готовятся к посевным работам.

Рассматривание семян пшеницы или овса через лупу

Принести семена пшеницы или овса

«Животный мир весной»

Формировать представления детей о жизни животных весной, уметь видеть, как меняется жизнь животного мира в разные сезоны года.

Опыты с разными видами почв.

Акция: «Высадка цветов»

«Я в мире человек»

Дать первоначальное представление о космосе, о планете Земля, иметь представления о наличии на Земле гор, морей, океанов, рек, узнать, что Земля круглая.

Игры с глобусом

Макет «Космос»

  Май

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Май»

Продолжать расширять представленияо  конце весны, уметь сравнивать начало весны и ее конец.Уметь отмечать изменения в природе.

Опыты с водой

Экскурсия в лес

«Одуванчики»

Формировать представления детей обизменениях в растительном мире весной. Отметить рост одуванчиков и других первоцветов, отметить взаимосвязь солнца и растений.

Опыт солнце, почва (рост растений)

Акция «Высадка рассады и цветов»

«Насекомые весной»

Формировать знания о жизни насекомых в весеннее время. Знать названия насекомых, отличать их по внешним признакам.

Опыт с ветром (направление ветра)

Стенгазета: «Насекомые»

«Человек и животные»

формировать  первоначальное представление детей о сходстве в строении людей и животных: имеют одни и те же органы, пьют, питаются, растут, рождают детей.

Посадка цветов

 Помощь  в поливе  рассады и цветов

Возраст детей 5- 6лет (старшая группа)

                                                      Сентябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«В сентябре»

Продолжать расширять представленияо  начале осени, уметь сравнивать начало осени  и ее конец.Уметь отмечать изменения в природе.

Опыты с корнеплодами (уточнить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения)

Принести различные корнеплоды

«Овощи и фрукты»

Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов, уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты, развивать умение ребят сравнивать объекты, сформировать представление о плоде и семени.

Опыт с семенами(рассматривание через лупу)

Принести различные семена овощей и фруктов

«Насекомые осенью»

Формировать знания о жизни насекомых в осеннее время. Знать названия насекомых,  уметь отличать их по внешним признакам. Познакомиться с некоторыми сведениями о них.

Опыт с солнцем (две банки с проросшим луком: одну на свет, другую в шкаф)

Сбор растений для гербария

«Я - Человек»

Получить первичные представления о некоторых внутренних органах(коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, нервах) их функциях и значении

Опыт со стеклом

(качества стекла)

 Помощь в приобретении плаката или энциклопедии «Мое тело»

                                          Октябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Золотая осень»

Продолжать формирование представлений о втором периоде осени – золотая осень(дальнейшее похолодание первые заморозки, сокращение светового дня, расцвечивание листьев). Расширять представление о реках и их характерных признаках, возникновение рек.

Опыты с воздухом и водой (установить зависимость между температурой воздуха и воды)

Рассматривание термометра за окном и в комнате

«Хлеб – всему голова»

Познакомить детей со злаковыми растениями, из семян которых выпекают  черный и белый хлеб. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел нам на стол, обратить внимание на труд людей.

Опыт с почвой (глинистая, песчаная, чернозем)

Конкурс: «Поделки из соленого  теста»

«Домашние животные»

Формировать умение детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя модели. Формировать умение находить признаки внешнего сходства домашних животных с предметами, расположенными вокруг.

Опыт с металлом (качество металла)

Принести разные металлические предметы

«Чудесное яблоко»

Познакомить с органом чувств – глазом и его основными признаками. Формировать познавательный интерес к человеку.

Опыт с деревянными предметами

(качество древесины)

Праздник осени

     Ноябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Ноябрь»

Закрепить представление о последнем периоде осени. Ноябрь – это ворота зимы.Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.

Опыт с почвой (установить, что почва необходима для жизни растений)

Помощь в приобретении кресс - салата

«Путешествие растений»

Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте  и развитию растений, расширять представление детей о частях растений.

Опыт с растениями (рассматривание гербария)

Конкурс: «Что нам осень принесла»

«Как звери к зиме готовятся»

Закреплять знания детей о диких животных; формировать умение детей находить не только различие, но и сходство в строении и поведении животных; усвоить общие закономерности сезонных изменений  в жизни знакомых животных.

Опыт с воздухом (свойства воздуха)

Рассматривание вентилятора

«Человек и животные»

Формировать умение видеть сходство в строении человека и животных, понимать гомологичность органов: руки и ноги равноценны лапам животных, волосы – шерсти и т.п.

Опыт с магнитом (свойства  магнита)

Книжки – малышки: «Мое любимое животное»

                                             Декабрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Здравствуй зимушка - зима»

Формировать представление детей о первом периоде зимы, закрепить представление о снеге как особом состоянии воды. Формировать умение устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы.

Опыт со снегом и льдом (что быстрее растает: рыхлый снег, утрамбованный или лед)

Опыты со льдом

(замораживание льдинок)

«Удивительный лес зимой»

Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе; наблюдать деревья в зимнем уборе, закреплять умение распознавать их по строению и цвете коры.

Опыт замерзание воды (где вода быстрее замерзнет на подносе или в чашке)

Прогулки по парку

«Зимующие птицы»

Закреплять знания детей о связи между явлениями неживой природы и живой на примере зимующих и перелетных птиц, куда улетают перелетные, почему; особенности поведения зимующих.

Опыт соснегом (защитные свойства снега)

Акция: «Покормите птиц зимой»

«Самая быстрая улитка в мире»

Познакомить с важным органом чувств – ухом. Дать понятие о его функциях. Рассказать, как работает слуховой аппарат, как важно соблюдать гигиенические правила.

Опыт с различными звуками.

Стенгазета: «Мы здоровые ребята»

                                                 Январь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Зима - волшебница»

Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы. Продолжать наблюдения за снегом. Воспитывать интерес к народному календарю, формировать умение определять погоду по приметам.

Опыт со снегом (при помощи лупы рассматривание формы снежинок)

Акция: «Зимние постройки»

«Комнатные растения»

Закрепить знания детей о комнатных растениях, название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, и ухода за растением, формировать умение описывать внешний вид растения, правильно используя название частей.

Опыт с термометром (измерение на солнечной стороне и в тени)

Книжка малышка: «Мое любимое комнатное растение»

«Зимой в лесу»

Уточнять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи.

Опыт с воздухом (теплый воздух поднимается вверх)

Экскурсия в зоопарк

«Человек и труд»

Дать понятие, что каждая вещь создана трудом человека, поэтому ее надо беречь, научиться уважать свой труд и труд других людей.

Опыт с тканями

(свойства и качество) ткани

Предложить родителям принести различные виды ткани

                                          Февраль

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Февраль»

Формировать у детей представление о феврале как о заключительном месяце зимы. Сформировать обобщенное представление детей о зиме. Развивать умение выделять первые признаки весны.

Опыты с водой (тонет - плавает)

Посмотреть телепередачу о кораблях, лодках, яхтах.

«Растение как живое существо»

Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимы тепло, свет, вода, земля.

Опыт срезать ветки разных деревьев (береза, тополь) поставить в тени и на солнце

Наблюдение за первыми признаками весны по дороге домой

«Животные жарких стран и севера»

Расширять и углублять представление детей о диких животных, систематизировать представление детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Формировать умение детей по внешнему виду животного определить место его обитания.

Опыт с водой (поставить в банке без воды, с водой)

Макеты   «Животных жарких стран и севера»

«Я - Человек»

Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с  органом обоняния – носом. Формировать умение бережно относиться к своему здоровью

Опыт с запахами.

Найдите вместе с ребенком источники тепла в доме

                                              Март

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Весна пришла»

Формировать представление детей о марте как о месяце пробуждения природы, развивать умение замечать новые изменения в неживой природе, формировать представление о ледоходе.

Опыты со снегом (переход снега и льда в воду)

Акция: «Скворечник»

«Где живет растение?»

Углублять представление о растениях, о существовании их в различных экосистемах – в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно – следственных связейв зависимости от условий окружающей среды

Опыт с водой (переход воды в пар)

Наблюдение закипением воды в чайнике

«Красная книга»

Дать представление детям о Красной книге, о чем рассказывает, познакомить с редкими животными и растениями, назначением  Красной книги.

Опыт со светом(поставить в  две банки луковицы с водой, одну накрыть каким – нибудь предметом)

Отметить длину светового дня по дороге домой

«Человек и здоровье»

Начать дифференцировать  понятие «здоровье», и «болезнь». Увязывать состояние здоровья с соблюдениемгигиенических мероприятий, знать названия некоторых болезней, их признаки и причины возникновения.

Опыт со светом (Проницаемость предметов)

Найдите вместе с ребенком источники света в доме

     Апрель

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Весна красна»

Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, развивать умение сравнивать различные периоды весны, доказать вместе с детьми, почему апрель называют месяцем пробуждения от спячки.

Опыт с бумагой

Экскурсия в весенний лес

«Первоцветы»

Уточнять и расширять представления о первых цветах весны; формировать умение любоваться растущими цветами, воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Опыт с семенами

Праздник «Березка»

«Рыбье царство»

Познакомить с многообразием обитателей водоемов, развивать умение узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов.

Опыт с водой (что быстрее промокнет)

Экскурсия к водоему

«Человек и космос»

Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы, познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах и человеке в космосе.

Опыт с фонариком и глобусом

Конкурс «Солнечная система»

                                              Май

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Май»

Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Продолжать формировать умение находить связи в природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны.

Опыт с тканями (свойства ткани)

Прогулка в парк

«Грибы и ягоды»

Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; формировать представление различать грибы и ягоды по их характерным признакам

Опыт с почвой (виды почв)

Книжки – малышки: «Грибы и ягоды»

«Насекомые и цветы»

Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе; углубить знания детей о насекомых.

Опыт с камнями (свойства камней)

Стенгазета:

«Насекомые»

«Органы чувств»

Сформировать у детей представления о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств. Развивать умение понимать мимику человека

Опыт эмоции

Рассматривание энциклопедии

Возраст детей 6- 7лет (подготовительная группа)

                                                   Сентябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Осень, осень в гости просим»

Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, устанавливать взаимосвязи(изменения положения солнца приводит к изменению продолжительности дня)

Опыт с воздухом

(как можно увидеть, услышать и почувствовать воздух)

 

Предложить родителям принести воздушные шары

«Дары осени»

Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.

Опыт с водой (круговорот воды в природе)

Сбор листьев  и растений для гербария

«Муравьи – санитары леса»

Углубить знания детей о муравьях и о насекомых в целом, их образе жизни. Сформировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Опыт с ветром

(сила, направление)

Экскурсия в парк

«Я - Человек»

Познакомить детей с дыхательной системой человека. Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку.

Опыт с почвой, песком, глиной

Рассматривание энциклопедий «Строение тела человека»

Октябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Золотая осень»

Развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, устанавливать причинно – следственные связи, воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту.

Опыт с термометром

(понижение температуры и замерзание почвы)

 

Праздник осени

«Путешествие колоска»

Закреплять знания детей о злаковых, из которых выпекают белый и черный хлеб. Развивать умение различать растения по характерным признакам. Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.

Опыт с листьями (чьи – детки?)

 

Конкурс «Что нам осень принесла»

«Перелет птиц»

Углубить знания детей о перелетных птицах, уточнить, зачем улетают птицы и как это связано с изменениями в природе.

Опыт с одуванчиком (колышками отметить где растет одуванчик)

Экскурсия в парк

«Человек и труд»

Дать четкие представления о развитии труда человека от древности до наших дней.

Опыт с металлом и магнитом

Стенгазета «Профессии родителей»

                                           Ноябрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Поздняя осень»

Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать умение устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха.

Опыт с водой (испарение воды)

 

Поделки из осенних листьев

«Растения и семена»

Закрепить представления детей о том, что семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения. Формировать у детей представления о распространении семян растения.

Опыт с семенами (чьи – детки?)

 

Акция «Кормушка»

«Перелет птиц»

Углубить знания детей о перелетных птицах, уточнить, зачем улетают птицы и как это связано с изменениями в природе.

Опыт с воздухом (рисование ветром)

Экскурсия в лес

«Я - Человек»

На уровне элементарных представлений познакомить детей с желудком, его функциями и значением для жизни. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью

Опыт с магнитом (какие предметы магнитятся)

Рассматривание энциклопедий «Строение тела человека»

                                         Декабрь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Зимушка - зима»

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Формировать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и видом осадков, умение видеть зависимость характера состояния снега от погоды.

Опыт со снегом (снежинки)

 

Экскурсия лес или парк

«Парк и лес»

Формировать представления детей о парке как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность парка (деревья, кусты, травы). Сравнивать экосистемы «Парк», «Лес».

Опыт с водой (образование инея)

 

Акция «Елочка – зеленая иголочка»

«Зимовье зверей»

Закреплять умение детей классифицировать  диких и домашних животных. Углублять знания детей о зимовье зверей. Развивать умственные операции: анализ, сравнение, обобщение. Формировать познавательный интерес к животным

Опыт со снегом (защитные свойства)

Экскурсия в Зоопарк

«Человек и здоровье»

Формировать у детей умение заботиться о своем здоровье, понимать, зачем нужно чистить зубы и умываться.

Опыт с водой (образование облаков)

Заливка дорожек для катания

                                         Январь

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Зимняя пора»

Формировать умение детей обобщать и делать выводы, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Опыт со снегом (рассматривание снежинки через лупу)

Стенгазета «Зимние забавы»

«Родной край»

Расширять знания детей  о растительном мире родного края, дать сведения о равнинах, холмах, оврагах, о главных реках, о полезных ископаемых, познакомить с заповедниками.

Опыт с солью (выращивание кристаллов соли)

 

Акция «Покормите птиц зимой»

«Морские глубины»

Познакомить детей с морскими обитателями, их внешним видом, образом жизни, показать многообразие, красоту окружающего мира.

Опыт по выявлению плавучести предметов

Акция «Добрых дел»

«Я - Человек

На уровне элементарных представлений познакомить детей с самым важным органом человека – сердцем. Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму.

Опыт со снегом(измерение глубины сугробов до и после снегопада)

Экскурсия в краеведческий музей

                                          Февраль

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Зимняя сказка»

Обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Умение замечать прибавление светового дня. Уметь сравнивать вьюгу, поземку и метель.

Опыт с магнитом (притягивание разных предметов)

Стенгазета «Природа нашего края»

«Комнатные растения»

Расширять кругозор детей, знания о комнатных растениях и по уходу за ними, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Опыт с водой (вода умеет расширяться)

 

Праздник «Проводы зимы»

« Животные пустыни»

Расширять знания детей о животном мире пустыни и  их приспособляемости в этих климатических условиях.

Опыт с солнцем (нагревание предметов)

Акция «Подкормка птиц»

«Человек и здоровье

Формировать представления детей о приспосабливаемости человека к зимним условиям. Формировать у детей представления об использовании факторов природной среды для укрепления здоровья. Познакомить детей с правилами поведения при заболеваниях

Опыт с огнем (опасно - безопасно)

Катание  на лыжах, ватрушках и т. д

                                                 Март

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Весна идет»

Формировать у детей умение самостоятельно выявлять первые признаки весны в неживой природе, умение  выявлять взаимосвязь в природе, увеличение светового дня.

Опыт «Почему не тонут корабли»

Акция «Скворечник»

«Лес, луг»

Расширять кругозор детей, знания о лесе и луге, обобщать представления детей о типичных  экосистемах леса и луга и растениях произрастающих в этих экосистемах.

Опыт со светом (прозрачность)

 

Экскурсия в краеведческий музей

« Животные севера»

Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Показать детям как приспосабливаются  животные к условиям северного климата. Развивать доказательную речь, умение сравнивать

Опыт с ветром (Сила, направление)

Поход в весенний лес

«Я в мире Человек

Формировать умения детей  различать возрастные и половые особенности по внешнему виду человека. Показать детям значение семьи в жизни человека.

Опыт с бумагой (свойства бумаги)

Рассматривание семейных фотографий

                                              Апрель

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Весна пришла»

Стимулировать у детей стремление самостоятельно находить новые признаки весны, умение видеть изменения в природе в середине весны.Объяснитьдетям, что такое ледоход

Опыт с растениями

(на улице и в комнате), различие

Праздник «Веснянка»

«Первоцветы»

Формировать у детей умение видеть изменения в живой природе сокодвижение  растений – появление первоцветов, набухание почек на деревьях.

Опыт с почвой (состав почвы)

 

Прогулка в парк

«Красная книга»                                 

Продолжать расширять представления детей о Красной книге, запомнить названия некоторых животных (в том числе и местных) занесенных в Красную книгу, формировать осознание того, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природы, в том числе и человека.

Опыт с тканями.

Выпуск стенгазеты «Красная книга»

«Планета Земля»

Уточнять представления о Солнечной системе рассказать, об уникальности Земли, что на ней есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, тепло. Объяснить, что люди живут в разных местах на суше, но только там, где есть пресная вода и воду надо беречь.

 Опыт (Рассматривание солнца через темное стекло)

 Изготовление макета «Солнечная система»

 Май

Тема

Программное содержание

Опытно – исследовательская деятельность

Взаимодействие с родителями

«Весна - красна»

Формировать умения детей самостоятельно отмечать изменения в природе, увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы.

Опыты с солнцем (темные и светлые предметы, что быстрее нагреется)

Помощь в посадке цветов

«Зеленая аптека»

Познакомить детей с основными лекарственными растениями, формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека.

Сбор лекарственных растений

Праздник « В гостях у Березки»

«Птицы»                                 

Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной, учить устанавливать связи между сроком прилета птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, заботятся о птенцах.

Опыт с воздухом (свойства воздуха)

Акция «Добрых дел»

«Человек и природа»

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Опыт с солнцем (тепло и теплопередача)

Выпуск стенгазеты «Защитники природы»

III Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия реализации программы

МАДОУ № 25 – отдельно стоящее здание имеет самостоятельный земельный участок общей площадью 8835 кв. м., ограждение участка металлическое, целостность не нарушена, высота 1м 60 см. Озеленение участка составляет 70% площади территории, вокруг здания выложен асфальт, высажены кустарники, деревья, цветы.

На территорию детского сада имеется самостоятельный въезд с улицы для транспорта обеспечивающего жизнедеятельность МАДОУ № 25 и экстренных служб. Имеется наружное электрическое освещение по периметру здания (лампы накаливания). Имеется спортивная площадка, выделено 11 групповых  прогулочных площадок, участки оборудованы теневыми навесами, малыми формами, песочницами. Игровые площадки разделены друг от друга ограждениями высотой 55 см.

Расположено МАДОУ № 25 в жилом квартале, окружено многоквартирными жилыми домами. Ближайшее окружение – МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 3 «Пеликан», МБОУ СОШ № 10, ДХШ «Весна», ДШИ «Берегиня», Центральная городская детская поликлиника №1, Городской дом культуры, Центр развития образования, МБОУ ДОД «Бердская детская музыкальная школа им. Г.В. Свиридова.

Состояние материально-технической базы МАДОУ № 25 удовлетворяет педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам.

3.2.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От Рождения до Школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
  4.  Основная образовательная программа МАДОУ № 25
  5. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 112 с.
  6. Шорыгина Т.А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М.: ТЦ Сфера 2014. – 80 с.
  7. Веракса Н. Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2014. – 80 с.
  8. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!  - СПб.: «Детство - Пресс», 2008. – 496 с.
  9. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.  Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.
  10. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2 – е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

 

3.3. Режим дня

Организация экологически значимой деятельности в режиме дня.

Углубленная работа по экологическому воспитанию детей строится не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы. Необходимо строить образовательный процесс максимально компактно, чтобы в условиях сжатого времени обеспечить освоение ребенком культурных средств познания, охватить наиболее значимые представления об окружающем мире, не превышая максимальную образовательную нагрузку. Чтобы сделать занятия привлекательными и вызвать исследовательскую активность детей, воспитатель использует доступные и интересные старшим дошкольникам «типы исследования»:

-опыты (экспериментирование)

-коллекционирование (классификация)

-путешествие по карте и по «реке времени».

Каждый «тип исследования» создает благоприятные условия для реализации развивающих задач:

-опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей, получение представлений о связях и зависимостях в живой и неживой природе и т.п.;

-коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений, получение представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.;

-путешествие по карте — освоение пространственных схем, получение представлений о пространстве мира, природных ландшафтах, частях света и родной стране;

-путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений, получение представлений об историческом времени, истории материальной цивилизации.

        Проектная деятельность осуществляется по перспективному плану, который предполагает различные формы работы с детьми и виды детской экологически значимой деятельности.

Формы работы с детьми по экологическим проектам.

Утро

Прогулка

2 половина дня

(по перспективному плану каждая группа углубленно работает по своему проекту и участвует в мероприятиях других проектов)

Знакомство с объектом экологической тропы (1 объект в неделю )

Наблюдения за экологическими объектами

Дежурство и труд в уголке природы

Подготовка к проведению акций, выставок, конкурсов

Сбор природного материала, оформление гербариев, коллекций

Игры с естественными природными материалами

Знакомство с новинками Полочки умных книг

Заполнение календарей наблюдений и «Портрета месяца»

Знакомство с объектом экологической тропы  (1 объект в неделю)

Наблюдение за экологическими объектами и явлениями с фиксированием результатов

Разведка на местности (экологическая тропинка и участки детского сада)

Проведение акций, конкурсов

Экскурсии, походы за пределы детского сада

Целевые прогулки по экологической тропе

Трудовой десант в естественных условиях (огород, сад, ягодник, фито-огород, питомник, цветники)

Интегрированное оздоровительное занятие-прогулка по экологической тропе

Сбор природного материала (для поделок, коллекций, гербария); Опыты и эксперименты в природе

Игры с природными материалами

Экологические практикумы

Знакомство с объектом экологической тропы (1 объект в неделю)

Наблюдения за природными объектами фиксированием результатов

Опыты и эксперименты в групповых лабораториях

Составление писем в «Жалобную книгу Природы», выпуск и оформление стенгазет и листовок, занесение новых видов в книгу микрорайона

Видеосалон: просмотр передач и м\фильмов о природном мире, прослушивание грампластинок, просмотр диафильмов; экологический театр и другие виды театра

Дежурство в уголке природы

Самостоятельная творческая деятельность: изготовление поделок из природного материала, подарков для экологических объектов

Нравственно-экологические праздники

Викторины, развлечения

 

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Особенности эколого-образовательной среды в МАДОУ № 25.

В помещениях и на участке ДОУ создана развивающая эколого-пространственная среда с учётом климатических особенностей региона, условий учреждения: экологическая тропа, огород, альпийская горка, сообщества: «Луг», «Водоём», «Уголок леса», спортивная площадка, дорожка здоровья,  в помещении: краеведческая экспозиция «Наш край», галерея алтайских писателей, постоянно действующая выставка детского творчества «Волшебный квиллинг», фотовыставка «Наши дети и наши дела».

В эколого-образовательном направлении среда ДОУ оказывает эмоциональное и интеллектуальное воздействие на ребёнка своей необычностью, оригинальностью оформления, на формирование мотивации познавательного интереса детей, начал экологической культуры и элементарной трудовой деятельности.

В эколого-оздоровительном направлении созданная  среда помогает  ребёнку понять самоценность здоровья, приобрести первые навыки здорового образа жизни; показать ребёнку, какая среда может обеспечить человеку здоровье и нормальную жизнедеятельность; познакомить ребёнка с природными и социальными явлениями как факторами здоровья человека, дать представление о взаимодействии человека с природой.

Элементы предметно – пространственной среды

 

Элементы РППС

Функциональная роль

Формы и методы работы

Экологический центр

Обучающая, релаксационная

Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы

Лаборатория

Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие

Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения

Библиотека

Познавательная, формирование интереса к чтению

Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов

Экологическая тропинка

Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой

Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа

Огород, сад

Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения

Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности

Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)

Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы

Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников

Музей, картинная галерея

Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая

Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ

Изостудия (художественная студия), дизайн-студия

Эколого-эстетическая, эмоциональная

Интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), игр, иллюстрации к художественным произведениям и детским сказкам

Театральная студия

Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках

Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала

Музыкальный зал

Эколого-эстетическая

Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы

Физкультурный зал

Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие

Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки

Коридоры, холлы

Познавательная, развивающая, эстетическая

Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, оформление информации о программе и т.п.

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные)

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы

Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ

Фитобар

Оздоровительная, познавательная, релаксационная

Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур