Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Рабочая программа ЛТО "Твори добро""

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13" городского округа г. Октябрьский РБ

 

Рабочая программа ЛТО "Твори добро""

 

Шамыкова Наталья Яковлевна

начальник ЛТО

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1

Наименование субъекта Российской Федерации

Республика Башкортостан

2

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан

3

ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности

Богданова Марина Сергеевна- директор МБОУ «СОШ№13»

Дергунова Ольга Алексеевна- заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ№13»

Шамыкова Наталья Яковлевна- начальник ЛТО МБОУ «СОШ№13»

4

Полное наименование программы (методических материалов)

Программа «Твори Добро»

5

Целевая группа (возраст детей )

14-16 лет, учащиеся МБОУ «СОШ№13»

6

Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес.

452602, Республика Башкортостан, город Октябрьский улица Садовое кольцо,155

school-1306@mail.ru

7

Краткая аннотация содержания

  1. цель и задачи
  2. этапы реализации с кратким описание ключевых мероприятий;
  3. ресурсное обеспечение;
  4. ожидаемые результаты;
  5. новизна

1. Цель и задачи

Создание оптимальных условий для полноценного оздоровительного детского отдыха, способствующих формированию и развитию у обучающихся культуры трудовой деятельности и нравственных качеств личности.
- поддержка детей и подростков,  в реализации их интересов, потребностей в саморазвитии;

  • формирование интереса к различным видам социально-значимой, общественно- полезной деятельности;
  • создание условий для трудовой деятельности и организованного отдыха подростков;
  • формирование знаний о волонтерском движении и основных его направлений;
  • развитие в подростке социально- активной  значимой жизненной позиции;
  • создание активной жизненной позиции, творческого подхода к решению любого рода задач, формирование таких качеств, как инициативность, патриотизм, трудолюбие.

2. Сроки реализации программы:

I смена – 04.06 – 14.06.18г.

 

II смена – 25.06 – 03.07.18г

 

IIIсмена – 16.07 – 24.07.18г.

 

3. Ресурсное обеспечение

  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническое;
  • информационно-методическое;
  • финансовое;
  • нормативно-правовое.

4. Ожидаемые результаты

  • оздоровление участников смены ;
  • получение навыков коллективной и индивидуальной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности;

- внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;

 

- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

 

-  формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;

 

- развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка

 

  • выработка способности применения полученных знаний и умений на практике, в жизни;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья участников смены, закрепление ими навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.

5. Новизна программы заключается в укрепление духовных и нравственных основ участников смены средствами трудовой и волонтерской деятельности, соответствующее их интересам, способностям и возможностям, позволяющие создать и постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон, на основе которого выстраивались межличностные отношения и продуктивное взаимодействие.

8

Социально-экономическая значимость

Наибольшую тревогу в российском обществе вызывает группа детей 14-16 лет, так называемая группа «риска». Именно в этой возрастной группе активно развивается девиантные и асоциальные проявления, национализм, наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. Рост преступности часто является следствием недостаточной занятости детей и подростков в свободное время.

Основная идея лагеря состоит в том, что участники смены ежедневно оттачивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, переживая успехи и неудачи, вырабатывают индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.

9

Достижения авторов и организаций, реализовавших представленную на конкурс программу (или методически материалы)

МБОУ «СОШ №13» -лауреат 2 степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические  инновации-2010» за программу летнего трудового объединения «Добрые дети Мира», победитель Республиканского межведомственного смотра-конкурса по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи на звание «Лучший лагерь Башкортостана» в номинации «Общеобразовательные учреждения (городские)  (2011г.), дипломант (2 место) Республиканского межведомственного смотра-конкурса по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи на звание «Лучший лагерь Башкортостана» в номинации «Общеобразовательные учреждения (городские)  (2013г.), лауреат Всероссийского конкурса на лучшую организацию летнего отдыха и оздоровления детей и молодёжи «Лето-2016»в номинации «Городские оздоровительные лагеря», победитель Республиканского межведомственного смотра-конкурса организаций отдыха и оздоровления детей на звание «Лучшая организация отдыха и оздоровления детей Башкортостана» в номинации «Лагеря труда и отдыха, трудовые объединения» ( 2017 г.)

победительВсероссийского открытого конкурса «Педагогические  инновации-2018» за программу «Твори Добро» трудового объединения «Добрые дети Мира»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Добрые Дети Мира» - программа социализации несовершеннолетних граждан через вовлечения их в благотворительно-волонтерскую деятельность в период нахождения в  лагере труда и отдыха.

Первый проект программы - «Фестиваль Добрых Дел»  помог внести в школьную жизнь яркое движение, азарт поиска и состязаний, новые формы коммуникаций, сделал школьную обстановку более дружелюбной и комфортной. Акция «Копилка добрых идей» выявила несколько интересных предложений обучающихся, одно из которых нашло продолжение в организации летнего отдыха детей, а именно создание лагеря труда и отдыха «Добрые Дети Мира».

Известно, что труд является одним из средств и методов  воспитания и оздоровления населения, формирования личности и «универсальным инструментарием», с помощью которого можно сформировать у подрастающего поколения и молодежи новый личностный опыт. В условиях волонтерской деятельности ярко проявляются высокие нормы и ценности человеческого поведения: товарищество, забота о других, интеллектуальная и деловая активность, необходимые для  благополучия группы. Они подкрепляются мощными положительными эмоциями за счет всего комплекса факторов, воздействующих на человека в трудовых условиях: новизны, обилия информации, чувства безопасности, дружеского общения, реальной возможности помочь другим. Психологический комфорт и чувство защищенности, возникающее в процессе коллективной  деятельности, приводят к снятию напряжения и тревоги, повышению обучаемости и уменьшению агрессивности.

Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей, как жизненно-важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, социализации несовершеннолетних граждан через вовлечение их в благотворительно-волонтерскую деятельность в период нахождения в лагере труда и отдыха.

На основе всего вышеперечисленного и возникла идея разработки программы Лагеря труда и отдыха «Добрые Дети Мира».

Состав – это учащиеся МБОУ «СОШ№13» При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а также детям, находя­щимся в трудной жизненной ситуации.

 

 Возраст участников смены от 14 до 16 лет.

Продолжительность  смены 7 дней.

Новизна программы заключается в укрепление духовных и нравственных основ участников смены средствами трудовой и волонтерской деятельности, соответствующее их интересам, способностям и возможностям, позволяющие создать и постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон, на основе которого выстраивались межличностные отношения и продуктивное взаимодействие.

            Летние каникулы позволяют целенаправленно проводить волонтерскую, оздоровительную,  трудовую работу, способствующую самосовершенствованию и развитию  подрастающего поколения. Важно, чтобы дети активно и осознанно участвовали в изучении природы своей местности, действиях по сохранению природы своего края и оздоровлению окружающей среды.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 3 смен.  В трудовом объединении задействовано 25 обучающихся.

 

Цель программы:создание оптимальных условий для полноценного оздоровительного детского отдыха, способствующих формированию и развитию у обучающихся культуры трудовой деятельности и нравственных качеств личности.

Задачи программы:

 - поддержка детей и подростков в реализации их интересов, потребностей в саморазвитии;

  • формирование интереса к различным видам социально-значимой, общественно- полезной деятельности;
  • создание условий для трудовой деятельности и организованного отдыха подростков;
  • формирование знаний о волонтерском движении и основных его направлений;
  • развитие в подростке социально- активной  значимой жизненной позиции;
  • создание активной жизненной позиции, творческого подхода к решению любого рода задач, формирование таких качеств, как инициативность, патриотизм, трудолюбие.

Концептуальные основы деятельности Лагеря труда и отдыха

Деятельность, общение и отношения в  лагере строятся на следующих принципах:

  1. Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие  - либо качества    подростка в комплексе, а не по очереди. Деятельность ребенка в трудовом объединении строится так, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон.
  2. Принцип природосообразности воспитания предполагает учет возраста, пола, особенностей психики и физиологии ребенка.
  3. Принцип индивидуальности предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, содействие  их дальнейшему развитию.
  4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности  и субъектности, самоактуализации способностей ребенка.
  5. Принцип уважения и доверия, т.е. добровольное включение ребёнка в ту или иную деятельность, доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, вера в возможность каждого ребёнка, учёт интересов учащихся, их индивидуальных особенностей.
  6. Принцип толерантности.

Толерантность — это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача учителя в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

Содержание программы

В лагере реализована  потребность детей в общении, как главной ведущей деятельности.

Общение в лагере со сверстниками и взрослыми помогает ребятам раскрыть и развить свои способности, так как появляется возможность «испытать» себя в разных вариантах деятельности, где они и само утверждаются. Это касается и трудовой, и досуговой деятельности. Наличие различных форм деятельности развивает самостоятельность и инициативу свободного человека, дает возможность для самоопределения.

В лагере труда и отдыха  дети учатся жить по принципу «здесь и теперь», но уносят из него всегда настроение оптимизма с надеждой на скорую встречу с друзьями. Эмоции, пережитые однажды, оставляют «след» в душе ребенка, формируя его личностное «Я».

Лагерь позволяет осуществить в воспитательном процессе переход «от слов к делу»,  провозглашаемых социально-значимых установок к реальному развитию личности.

  Для положительного результата и  дос­тижения целей программы, необходимо использовать многообраз­ные формы деятельности детей:

  1. Игры - создают эмоциональный фон жизнедеятельности дет­ского коллектива.
  2. Спортивные мероприятия - дают огромный положительный за­
    ряд, укрепляют организм.
  3. Труд - необходим при жизнедеятельности любых коллективов (детских особенно).

 

Программа  лагеря труда и отдыхареализуетсяв течение 3 смен. Данная программа по своей направленностиявляется ком­плексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность. Она состоит из трёх блоков:

  1. хозяйственного;
  2. благотворительно-волонтёрского движения;
  3.  досугового.

 

          В хозяйственном блоке ребята будут выполнять работу на пришкольном участке, участвовать в подготовке школьных помещений к новому учебному году.

 

         В благотворительно-волонтёрском блоке ребята будут оказывать хозяйственную помощь неработающим ветеранам-учителям; пенсионерам-ветеранам ВОВ, проживающим в частном секторе 21 микрорайона; социально-реабилитационному центру «Изгелек» в подготовке к новому учебному году; школьной библиотеке; участвовать в реставрации детских площадок 21микрорайона совместно с ЖЭУ-2, сотрудничать с ветеринарной клиникой «Кот и пес».

        В досуговом блоке ежедневно будут проводиться спортивные мероприятия, а также различные игровые и конкурсные программы. Кроме того, ребята смогут познакомиться с компьютерной грамотностью. Целью мероприятий является стимулирование творческой активности каждого ребенка и выработка умения коллективного взаимодействия.

Режим работы трудового объединения «Добрые Дети Мира»:

       10.00 – 10.05  – сбор детей

       10.05 – 10.15 – линейка, инструктаж по технике безопасности

       10.15 – 12.15  – трудовая деятельность

       12.20 – 12.40 – обед  

       12.40 – 13.55 –  мероприятия по программе ЛТО

       13.55 – 14.00 –  уход домой

Учащиеся четко распределяются на бригады, в которых существует система самоуправления. Работа в бригадах помогает ребятам прочувствовать личную ответственность за проделанную работу, учит работать в коллективе, заботиться о своей школе, близких и социальном окружении. Главным законодательным и исполнительным органом является штаб объединения (актив), состоящий из представителей бригад. Штаб собирается не реже 2 раза в неделю и по мере необходимости. Члены штаба помогают в организации проведения мероприятий и акций трудового объединения.

В ходе трудовой практики учащиеся приобретают важнейшие, необходимые в будущем навыки по самообслуживанию, по умению работать руками.

               Влагерепроводятся различные мероприятия: КТД, конкурсы, игровые программы, экскурсии, спортивные соревнования, занятия в тренажёрном зале, занятия в компьютерном классе, просмотр фильмов по основам безопасности жизнедеятельности и т. д.       

В процессе набора контингента учащихся в трудовые объединения в первую очередь принимаются ребята из социально – незащищенных слоев населения (многодетные; малообеспеченные; дети «группы риска»; дети, стоящие на ВШК и на учете в КДН; дети из неблагополучных семей). Для них, а также и для других ребят в течение сезонов продолжается активная работа по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма, курения, просмотр фильмов по социальной тематике и др . Содержание программы ЛТО «Добрые Дети Мира» ориентировано на оздоровление и социализацию участников смены .

Все мероприятия в рамках программы проводятся по шести направлениям деятельности:

- физкультурно-оздоровительная;

- гражданско-патриотическая;

- туристско-краеведческая;

- художественно-эстетическая;

- экологическая;

- трудовая.

План мероприятий на смену ежегодно корректируется и дополняется  на основе предварительного опроса участников смены до открытия лагеря. Суть содержания программы не только в укреплении здоровья участников смены, но и в перемене видов деятельности.

 

Физкультурно-оздоровительное направление

Цель – укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями и  вести здоровый образ жизни, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости.

Формы работы

  • первенство лагеря  по футболу, волейболу;
  • «Малые Олимпийские Игры»;
  • спортивные эстафеты.

Краткое содержание мероприятия «Малые Олимпийские Игры»

Цель - Совершенствование системы патриотического воспитания, изучение всемирного олимпийского движения.

Задачи: 1. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Воспитание любви к своей малой родине, гордости и уважения к своей стране.

3. Привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и

спортом.

4. Повышение уверенности детей в своих силах и знаниях.

Это мероприятие проводится в середине смены для того, что бы привлечь внимание к активным занятиям физической культурой. В ходе мероприятия участники знакомятся с Олимпийским Движением. Состав команды- 10 человек.  Мероприятие начинается с торжественного открытия, участники Игр дают клятву и начинаются состязания по бегу на 60м, метанию малого мяча, подтягиванию и отжиманию.

Ожидаемые результаты

Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий. Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья в рамках проведения спартакиады по различным видам спорта на протяжении смены, развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают участников смены к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения.

 

Гражданско-патриотическое направление

Цель- формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

Формы работы

  • спортивный праздник «Зарница»;
  • беседы о Великой отечественной войне;

- просмотр художественного фильма о ВОВ

 

Краткое содержание мероприятия «Зарницы»

Цели и задачи

  • формирование гражданской патриотической идеологии обучающихся;
  • воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу и его свершениям;
  • пропаганда здорового, активного образа жизни.

 

К участию в этапах имеющих физическую нагрузку допускаются  участники мероприятий, не имеющие ограничений по состоянию здоровья. К этапам интеллектуального и менее подвижного характера допускаются все желающие.

 Для участия в военно-спортивной игре  «Зарница» все участники делятся на отделения по 10 человек, у каждого из которых имеется свое название в соответствии с тематикой мероприятий.

 

Содержание мероприятий

Техника безопасности – знакомство участников мероприятий с правилами поведения на территории школы.

Построение на линейке.Торжественное открытие, ознакомление участников с порядком проведения мероприятий – создание условий «вхождения в игру» участников: завязка игрового сюжета, постановка игровых задач, краткое описание заданий, направленных на достижение основной цели Старт  группы отделений в военно-спортивной игре  «Зарница» - осуществляется с линейки. Движение отделений по карте , на которой отмечены этапы игры и их очередность.

Прохождение этапов военно-спортивной игры «Зарница»  группы отделений - командиры по карте ведут отделение по этапам игры в соответствии с условиями проведения.

Смотр строя и песни – обязательное выполнение строевых приемов:

  • построение в 1 шеренгу;
  • перестроение в 2 колонны;
  • повороты: направо, налево, кругом (не более 2 повторов);
  • ходьба на месте;
  • движение по плацу с исполнением  строевой песни.

Викторина – участники отвечают на вопросы викторины.

Прохождение этапов военно-спортивной игры «Зарница» группы отделений - командиры по карте ведут отделение по этапам игры в соответствии с условиями проведения и маршрутным листом своего отделения.

Костер памяти и конкурс чтецов – проводится с целью подведения итогов и награждения в военно-спортивной игре «Зарница», диспута на тему «Помним, гордимся, чтим…».

Перечень этапов

  1. Минное поле.
  2. Огневой рубеж.
  3. Азбука Морзе.
  4. Болото.
  5. Подъем.
  6. Маятник.
  7. Паутина.
  8. Мышеловка.
  9. Параллельные перила.
  10.  Первая медицинская помощь.
  11.  Морской бой.
  12.  Поиск флага.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ВНУТРИ ОТДЕЛЕНИЙ.

Внутри каждого отделения участники имеют отличительные нашивки и выполняют определенные функции:

Снайпер – 1 человек от каждой отделения. При себе имеет  резиновый мяч. Перемещается по территории отдельно от своей армии в любом направлении с целью «ранить» 1 человека из отделения противника.  Нападать и отнимать мяч у снайпера запрещается. Каждый снайпер имеет 3 выстрела, за каждый из которых в случае попадания санитары получают 1 карточку разного цвета  (красный – ранение в ногу, синий – ранение в руку, зеленый – ответ на вопрос. Снайперы не могут атаковать отделение, которое ожидает санитаров и «раненого» и во время прохождения этапов игры.

Санитары (этап «Первая медицинская помощь»)  – 2 санитара сопровождают «раненого» до медсанчасти и оказывают первую медицинскую помощь в соответствии с цветом карточки, которую вручает снайпер (независимо от того в какое место был «ранен» участник армии) или отвечают на вопрос теста. В то время пока санитары и «раненый» находятся в медсанчасти, остальные участники не могут продолжать движение по этапам. Движение продолжается только в полном составе.

Стрелки (этап «Огневой рубеж») – 3 стрелка должны после 3 выстрелов по мишени в сумме  набрать  20 и более очков – это возможность получить код корабля для участия в Морском бое.

Саперы (этап «Минное поле») – 2 сапераразминируют минное поле по карте (см. Приложение 1.6). Обнаружение всех мин – это возможность получить код корабля для участия в Морском бое.

Пехота (этап «Параллельные перила», «Маятник», «Подъем», «Мышеловка», «Болото») – отделениеза определенный отрезок времени (контрольное время – КВ) проходят полосу препятствий: параллельные перила (4 минуты), маятник (2 минут), мышеловка (5 минут), болото (2 минут), подъем (4 минуты). Если пехотинцам удается пройти полосу за КВ, установленное на каждом препятствии – это   возможность получить коды кораблей для участия в Морском бое.

Связисты (этап «Азбука Морзе») – 2 связиста, расшифровывают текст и код для участия в Морском бое с помощью Азбуки Морзе.

Разведчики (этап «Ориентирование в лабиринте»)  – на этапе участвует 3 человека отделения, задача каждого с помощью карты найти 4 контрольных пункта каждому и произвести отметку компостером. Контрольное время 5 минут

Морская пехота (этап «Морской бой») – отделение отмечает на игровом поле «Морской бой» месторасположение 9 однопалубных кораблей (младшая группа) и 8 однопалубных корабле (средняя и старшая группа). Если по ходу игры отделение не имеет кодов местонахождения всех кораблей, то их расположение отмечается на игровом поле вслепую. От судьи на этапе участники получают легенду для поиска флага противника.

Поиск флага – отделение по легенде ищут местонахождениефлага противника на территории лагеря  по легенде.  Содержание легенды зависит от качества работы отделения на этапе «Морской бой» - чем больше ошибок, тем короче легенда. После обнаружения флага, он передается организаторам игры.

Подведение итогов. Победителем игры становится отделение, которое находит флаг противника. Победители игры награждаются памятными призами.

Ожидаемые результаты

Гражданско-патриотическое направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в участниках смены патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Обогащение знаниями и опытом общения с природой; овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора, приобретение необходимой физической и моральной закалки , воспитание экологической культуры.

Туристско-краеведческое направление

Цель– выработка знаний, умений и способностей по пешеходному туризму и ориентированию, массовое вовлечение участников смены в туристско-краеведческую деятельность.

Формы работы

  • секционные занятия по оказанию первой доврачебной помощи;
  • прохождении дистанции «Полоса препятствий»;
  •  экскурсии в краеведческий музей.

Соревнования по пешему туризму «Полоса препятствий»

Цель -повышение мастерства юных туристов, выявление сильнейших команд, использование туризма для укрепления здоровья, духовного и физического воспитания участников смены, приобщения к здоровому образу жизни.

Краткое содержание мероприятия. При проведении мероприятия используется групповая форма  работы, позволяющая сплотить участников смены и выработать у них умение прислушиваться к мнению товарища. Состав команды 4 мальчика и 2 девочки. Система штрафов - «Стоп! Ошибка!» Дистанция проходится без специального туристского снаряжения, обязательное требование ко всем участникам наличие спортивной одежды, закрывающей колени и локти, а также, рукавиц или перчаток для прохождения этапа спуск спортивным способом. Командные результаты определяются по общему времени, затраченному командой для прохождения дистанции. Данный вид соревнований проводится  на местности. Он включает в себя семь заданий-этапов, на которых юные туристы должны выполнить определенные действия в зависимости от поставленной задачи.   На каждом этапе команду встречает судья и объясняет последовательность выполнения предложенного задания.

  • этап «Спуск-подъем»;
  • этап «Проверь глазомер»;
  • этап «Преодоление завала»;
  • этап «Оказание первой доврачебной помощи и транспортировка пострадавшего на волокуше (на носилках)»;
  • этап «Гатти»;
  • этап «Бабочка»;
  • этап «Мышеловка».

Ожидаемые результаты

Туристско-краеведческое направление способствует формированию разносторонне развитой личности, развитию самодеятельности, социальной и личностной адаптации участников смены через создание благоприятных условий для проявления инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей, способствует профессиональному и жизненному самоопределению участников смены.

Художественно-эстетическое направление

Цель – создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга участников смены,  приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства. Это направление способствует творческому развитию участников смены и их инициативе. Мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации участников смены в жизни.

Формы работы

  • виртуальная экскурсия «Семь чудес Башкортостана»
  • конкурс «Арт-объект»;
  • конкурсная программы «Голос»;

Виртуальная экскурсия «Семь чудес Башкортостана»

Цель – формирование у участников смены понятий о  «7 чудесах Башкортостана», выяснение легенд и преданий, связанных с ними, приобщение к культуре и традициям своей родины.

Краткое содержание мероприятия. Включение в мероприятие начинается с принятия совместного решения отправиться в путешествие по интересным и значимым местам Башкортостана. В ходе виртуальной экскурсии запланировано 7 остановок, связанных с семью «чудесами Башкортостана». Объекты экскурсии:

  • памятник Салавату Юлаеву;
  • цветок курая;
  • башкирский мед;
  • пещера Шульган-таш;
  • красноусольские минеральные источники;
  • эпос «Урал-батыр»;
  • гора Янган-тау.

Знакомство с объектами экскурсии реализуется через различные формы практической работы. Пример: «В Салаватском районе есть другое чудо – гора "Янган-тау", которая находится на высоте 413 метров над уровнем моря. В переводе с башкирского языка означает «Горящая гора». На различных участках склона горы выходит горячий воздух, насыщенный водяными парами. А у подножья горы растут лекарственные растения и травы.  Давайте вместе с вами попробуем сделать ароматические мешочки «саше», наполненные этими травами (участники смены наполняют заранее подготовленные мешочки из ткани разнообразными травами и самостоятельно украшают их). Пусть они внесут в нашу  жизнь частицу тепла и уюта, ведь «саше» – отличный подарок и способ продемонстрировать близкому человеку вашу заботу и дружбу).

По такому же принципу осуществляется знакомство и с остальными  объектами виртуальной экскурсии.

Ожидаемые результаты

Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма; приобретение навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности; максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в развлекательных программах.

Трудовая деятельность

Цель – вовлечение детей в разнообразные педагогические организованные виды общественно-полезного труда с целью развития трудолюбия и эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда. 

Формы работы

- выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (дежурство по кухне, подготовка и уборка мест работы и отдыха пр.);

- общественно полезный труд(благоустройство пришкольной территории, акция «Помоги ветерану»- оказание хозяйственной помощи неработающим ветеранам-учителям; пенсионерам-ветеранам ВОВ, проживающим в частном секторе 21 микрорайона; социально-реабилитационному центру «Изгелек» в подготовке к новому учебному году; школьной библиотеке; участие в реставрации детских площадок 21микрорайона совместно с ЖЭУ-2, акция « Братья наши меньшие»- сотрудничество с ветеринарной клиникой «Кот и пес»);

- мероприятие «День добрых дел»;

- конкурс «Арт-объект».

Краткое содержание мероприятия «День добрых дел»

Цель – раскрыть участникам смены сущность понятий «добро», «добрые поступки», «терпимость», способствовать формированию представления о доброте как важном человеческом качестве.

Краткая суть мероприятия. Мероприятие «День добрых дел» проводится в течение всего дня. Командам необходимо продумать и осуществить как можно больше добрых дел, приносящих пользу и удовольствие не только не только тем, для кого выполняют это работу, но и тем, кто ее выполняет. За проделанную работу команды получают отзывы в специальном «Акте об оказании добрых и нужных  услуг». Команда, которая в течение дня  наберет наибольшее количество отзывов, станет победителем.

Акт № ____ от  _______  2018 г.

об оказании добрых и нужных услуг

 

Исполнитель:  Команда  _________________

 

Заказчик

 

Наименование дела, работы, услуги

Отзыв заказчика, подпись

 

 

 

 

 

 

Работу сдал:

Капитан команды ______________

 

___________________/__________________

 

 

Работу принял:

Начальник ЛТО «Добрые дети мира»

 

__________________/ _______________

 

Ресурсное обеспечение

  1. Кадровое обеспечение

      Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний,    умений и подготовленности к работе тех взрослых, ко­торые организуют жизнедеятельность лагеря труда и отдыха.К работе в лагере допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке. Работники лагеря  привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.
Каждый работник ЛТО имеет личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации .
Работники ЛТО  имеют документы, подтверждающие их профессиональные навыки и квалификацию (диплом, сертификат, удостоверение). 
    Кадровое обеспечение – решающий фактор успешного проведения смены Лагеря труда и отдыха  «Добрые Дети Мира». Сведения о количестве педагогического состава, образовании, педагогических категорий и стажа приведены в таблице.

 

№ п/п

Показатели

Количество (чел.)

Количество специалистов, прошедших подготовку и курсы повышения квалификации (чел.) с 2016 г. по 2018 г. включительно

по штату

в наличии

подготовка и переподготовка

курсы

1

Штатная численность организации (всего работников организации)

5

5

 

 

2

Руководящие работники

1

1

 

1

а

руководитель

1

1

 

1

б

заместители руководителя (старшая вожатая)

 

 

 

 

3

Педагогические работники

3

3

 

 

а

вожатые (воспитатели)

2

2

 

 

б

педагоги дополнительного образования

1

1

 

 

4

Медицинские работники

1

1

 

 

 

     Организационные вопросы с работниками лагеря обсуждаются перед открытием смены.

14.30-15.00 (каждый день)- совещание воспитателей, где под­водятся итоги дня, проходит  подготовка к следующему дню.

  1. Материально-техническое обеспечение

Для качественного проведения всех  запланированных мероприятий по программе на территории  имеются:

- универсальная спортивная площадка;

- актовый зал для проведения конкурсных и концертных мероприятий;

- тренажерный зал;

- санитарные комнаты с туалетами и умывальниками;

- поле для игры в мини- футбол;

  •  

-  оборудование для работе на пришкольной территории (  перчатки, специальная форма);
-оргтехника: ноутбук, компьютер, МФУ, экран, проектор, фотопринтер; 
фотоаппарат;
-канцелярские товары.

 

3.Организационная структура

Каждый день лагеря имеет свою тематику, но общую структуру (за исключением первого дня, т.к в первый день решаются организационные вопросы):

- совместное планирование «Деловая пятиминутка»;

- трудовая  и благотворительно- волонтерская деятельность;

 - досуг: конкурсы, игры, праздники;

- подведение итогов дня «Деловая пятиминутка».

Механизм реализации программы

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный (апрель - май):

-подбор кадров;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы;

-комплектация отряда.

 

2. Организационный:

-формирование отряда;

-знакомство с режимом работы трудового объединения и правилами;

-оформление уголка отряда.

Цели:

- сплотить детский коллектив, раскрыть перспективы деятельности детей в трудовом объединении;

- заложить основы временной деятельности коллектива, учитывая прошлый опыт и основываясь на традициях трудового объединения;

- организовать жизнедеятельность детей.

 

3. Основной:

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно - досуговая деятельность;

-патриотическое воспитание;

-трудовая деятельность;

-методическая работа с воспитателями.

Цели:

- превратить коллектив отряда в инструмент целенаправленного формирования определённых качеств личности у входящего в него ребят,

- добиться активной деятельности коллектива в выполнении поставленных задач.

 

4. Заключительный:

-закрытие смены

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

-выпуск видеодневника.

Цели:

- психолого-социально-педагогический анализ результатов,

- подготовка отчётной документации.

Сведения об участниках

Основные участники- это учащиеся МБОУ «СОШ № 13». При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а также детям, находя­щимся в трудной жизненной ситуации.

В лагере организуется отряд с учётом возрастных особенностей и интересов детей, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности. Ребята при выполнении различных  заданий сталкиваются с препятствиями, становятся участниками конкурсов, состязаний и испытаний, в ходе которых каждый участник может проявить свои интеллектуальные, духовные, творческие и физические способности. Дети окрепнут физически, получат импульс к духовному развитию в процессе общения с природой, научатся приносить пользу другим людям.

Ожидаемые результаты    

  • оздоровление участников смены ;
  • получение навыков коллективной и индивидуальной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности;

- внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;

- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

-  формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;

- развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка;

  • выработка способности применения полученных знаний и умений на практике, в жизни;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья участников смены, закрепление ими навыков безопасного поведения и здорового образа жизни.

Реализация программы ЛТО «Добрые Дети Мира» обеспечивает  полноценные условия для укрепления физического здоровья участников смены, их разностороннее духовно-нравственное развитие, в том числе детей с отклоняющимся от общепринятых норм поведением, детей из малообеспеченных семей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Выполнение программы способствует развитию духовности личности, нравственной и  эстетической воспитанности участников смены, приобретению  знаний и умений по благотворительно- волонтерской деятельности, труду и творчеству.

Программа лагеря труда и отдыха «Добрые Дети Мира» составлена так, чтобы компенсировать участникам смены, хотя бы частично, дефицит общения в коллективе сверстников, позволить оторваться от дома, семьи, привычных стереотипов, что создает условия для испытания себя в новой обстановке, для определения своих слабых и сильных сторон, реабилитации подростков из социально неблагополучной среды.

Участие в различных конкурсах позволит ребятам обогатить себя духовно, эстетически, расширить свой кругозор, проявить себя творчески.

Участвуя в спортивных мероприятиях, находясь на свежем воздухе, принимая полноценное питание, ребята укрепят свое здоровье, смогут приобщиться к здоровому образу жизни, забудут о «вредных» привычках.

Творческий труд и нравственно-ориентированный коллектив помогут детям с отклоняющимся от общепринятых норм поведением сформировать адекватное отношение к будущему, повысить самооценку и самоутвердиться.

Возможность интенсивного общения со сверстниками позволит участникам смены приобрести новых друзей, проверенных в настоящем деле.

Организация аналитической работы

В ЛТО разработан свой вариант организации аналитической работы.

Прежде всего, необходим ежедневный анализ:

  • учитываются мнения участников смены, обобщенные на  заседаниях органов самоуправления;
  • проводятся аналитические планерки не только по итогам дня, но и при планировании следующего дня;
  • имеется специальный стенд, на котором участники смены могут оставлять свои отзывы, впечатления о прожитом дне, а так же пожелания и отзывы. Все это позволяет накапливать материалы для систематического обдумывания педагогических процессов и явлений, позволяет чутко реагировать на запросы и интересы участников смены;
  • в течение смены проводится анкетирование;

Диагностика результативности работы по программе

В процессе реализации Программы осуществляются следующие виды контроля над деятельностью групп:

Предварительный контроль

Цель предварительного контроля — предварительная психологическая диагностика личностных характеристик участников смены с целью выявления способностей, интересов, мотивов участия в лагере. Проводится в виде анкетирования участников смены в организационный период.

Текущий и периодический контроль

Текущий и периодический контроль – это систематическая проверка и оценка результатов работы команды на конкретных этапах реализации программы, а также в процессе реализации конкретных мероприятий. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку участники смены обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупных блоков изучаемой информации и связанной с нею деятельности. Проходит в виде наблюдения за поведением участников смены.

Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится в конце каждого дня смены, в конце смены. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку программных результатов по всем ключевым целям и направлениям этапов. Итоговый контроль включает диагностику развития познавательной мотивации участников смены, уровень их культуры общения, развитие интеллектуальных и рефлексивных способностей. Анкетирование участников смены в конце смены, позволяющие выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.

4. Информационно-методическое обеспечение программы

Название мероприятия

Период проведения

Основная задача проведения

1

Проведение круглого стола для воспитателей

В начале и в конце смены

мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем

2

Подбор методических разработок в соответствии с планом работы

Подготовительный этап

Оказание методической помощи воспитателям ЛТО

3

Создание методической копилки для работы в лагере

Подготовительный этап

оказание практической помощи воспитателям лагеря

4

Создание информационного стенда лагеря

Подготовительный этап

Информировать участников лагеря о планируемых событиях

5

Проведение ежедневных планёрок.

Ежедневно, в конце рабочего дня

Подведение итогов дня. Планы  на следующий день.

6

Мастер- класс по ландшафтному дизайну

В середине смены

Воспитать личность творца и художественно-эстетический вкус.

7

Ведение дневника ЛТО «Твори Добро»

ежедневно

  Подведение итогов дня.

8

Монтаж видеоролика

В конце смены

Подведение итогов смены.

 

  1. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб.: Речь, 2005
  3. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2004
  4. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. Автор составитель: Маленкова Л. И., авторский коллектив. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
  5. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.
  6. Патриков А.Ю. Подвижные игры. - М.: ВАКО, 2007
  7. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  8. Я познаю мир: Детская энциклопедия; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; 1999  (серия книг).
  9. Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря», 2002 г.
  10. Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М.: Педагогическое общество России,2001. 11.Черный Г.П. Пионерский праздник. - М.: Мол.гвардия, 1980. -95с.: ил.
  11. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1993. -111с.
  12. Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. - М., 1994. - 160 с.
  13. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения, СПб.: Речь, 2006
  14. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8 – 11 классы, М., ВАКО - 2006

       15. «В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков.» – М.: СПО-ФДО, 1991.

       16.«В помощь организатору детского оздоровительного лагеря»/ под редакцией М.Е. Сысоевой. –  Москва, 2000 .

17. Григоренко Ю.Н. «Дневник вожатого: практическое пособие». – М.: «Педагогическое общество России», 2002.

 

5. Финансовое обеспечение

Денежные средства на организацию и содержание  лагеря труда и отдыхапоступают из местного   бюджета. Выделено на питание 36750 рублей (из расчета 70  руб.*7 дн.* 25 чел* 3 смены) и 7050 рублей на покупку спецодежды ( фартуки и перчатки).

  1. Нормативно- правовое обеспечение

Система управления сферой отдыха и оздоровления детей регламентируется федеральными нормативными актами, ежегодными Указами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, региональными законодательными актами, Указами, постановлениями глав администраций субъектов Российской Федерации, региональными программами, ведомственными актами.

  Структура нормативной правовой базы в сфере отдыха и оздоровления детей состоит из четырех уровней:

федеральный уровень;

региональный уровень;

муниципальный;

уровень самой организации.

Основные нормативные правовые документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституция Республики Башкортостан;
  • Федеральный закон  РФ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике           Башкортостан»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Закон Республики Башкортостан от 31 декабря 1999года №44-з "Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан";
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон  от 28 декабря 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»;
  • Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»  на 2013-2020 годы;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы;
  • Целевая федеральная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации» на 2011-2018 годы;
  • Концепцию развития дополнительного образования детей до 2020 года;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  до 2025 года;
  • Федеральная программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»;
  • Государственная  программа «Развитие образования Республики Башкортостан» на 2013-2020 годы (подпрограмма «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи», включающую мероприятия «Развитие дополнительного образования детей в Республике Башкортостан», «Организация малозатратных форм отдыха, оздоровления и занятости в каникулярное время детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан»);
  • приказ Министра образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»;
  • постановление Правительства Республики Башкортостан от 14  марта 2008 года №75  «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи»»;
  • постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 июня 2011 года №205 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи  в Республике Башкортостан»;
  • постановление Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2010 года №72 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Башкортостан (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)»;
  • постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 года №314 «Об утверждении Порядка предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ежегодные Указы Президента Российской Федерации и глав субъектов Российской Федерации об объявлении  темы Года  (например , в 2018 году – Год семьи);
  • другие федеральные законы,указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы  Республики Башкортостан, постановления и распоряжения Правительства РФ и РБ  и иные нормативные правовые акты по вопросам организации и развития туристско-спортивной, экскурсионно-краеведческой, детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей.
  • Положение «О лагере труда и отдыха на базе образовательного учреждения».

 

Жизнеспособность программы

Необходимость организации лагеря подтвердилась анкетированием, проведенным среди участников смены и их родителей и опекунов на протяжении нескольких лет подряд. Администрация МБОУ «СОШ№13»  внимательно изучила мнение участников смены и учла его при планировании деятельности лагеря труда и отдыха «Добрые дети мира».

Основными причинами, по которым подростки отдыхают в ЛТО являются:

  1. удовлетворение потребности в общении;
  2. стремление к самосовершенствованию, самоутверждению;
  3. желание общаться со сверстниками.                    

             Для подросткового возраста характерны повышенная активность, энергия, склонность к риску, к демонстрации поведения. Важно направить эти проявления в нужное русло, применяя психолого-педагогические методы воспитания.

             По многолетнему  опыту организации деятельности ЛТО «Добрые Дети Мира», по положительным отзывам участников смены, родителей, организаторов, доказана жизнеспособность  данного проекта в последующие годы.