Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля – наш дом» 1-4 классы

Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска «Гимназия № 9»

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля – наш дом» 1-4 классы

 

 

учитель

 Третьякова Е.В.

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………..3
  2. Учебно – тематический план …………………………………....7
  3. Содержание изучаемого курса …………………………………15
  4. Планируемые результаты ………………………………….….. 17
  5. Направления проектной деятельности …………………….…19
  6. Список литературы …………………………………….………..20

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ №373 от 06.10.2009 г.);
  • Приказ № 1241 от 26 ноября 2010г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • Действующих требований СанПиН (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированных в Минюсте РФ              3 марта 2011 года, регистрационный номер 19993).
  • Приказ № 507 от 18 мая 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от   14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

 

Данная программа составлена на основе программы Потаповой С.Н. – учителя ГБОУ ООШ с. Старая Кармала, опубликованной на сайте образовательного учреждения: http://xn----7sbabaa1ekh9aefn9p.xn--p1ai/files/Lesson-2.pdf   

 Программа внеурочной деятельности "Земля – наш дом” составлена для учащихся 1-4 классов, направлена на развитие познавательной деятельности учащихся, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

 

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации образовательного процессе в гимназии.

 

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

 

Успех в достижении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у подростка экологической культуры. Младший школьный возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений к природе и людям. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ученик более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени.

 

Актуальность программы

 

При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Отличительной чертой данного курса является то, что назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности.

 

         В последнее время в системе экологического образования школьников используют самые разнообразные формы внеурочной и внешкольной работы: экскурсии, кружки, клубы, лагеря и др. они имеют в основном практическую направленность. Это эффективное дополнение к практической подготовке школьников в области охраны окружающей среды, которую получают они на уроках. Приобщение школьников к практической природоохранной работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием экологического мировоззрения.

 

 

Реализация программы рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей на уровне начального общего образования, возраст детей 6-10 лет. Количество учебных часов – 135 (33 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа - 4 класс). Количество занятий – 1 раз в неделю по 45 минут. Программа предусматривает теоретические, практические, экскурсионные занятия, проектную деятельность, конференции.

 

Цель программы: формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией среднего общего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

 

Задачи:

 

  • воспитывать умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей;
  • развивать навыки умения наблюдать природу;
  • воспитывать чувство любви к родной природе, внимания и заботы ко всему окружающему.

 

Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если:

 

  • систематически и непрерывно привлекать учащихся к решению проблемных ситуаций экологического характера;
  • включать в образовательный процесс формы и средства по формированию ответственного отношения к природе через народный фольклор, кружки, экскурсии.

 

Формы  организации занятий могут варьироваться педагогом и выбираться с учетом возрастных особенностей детей и уровня знаний по той или иной теме, полученного в основной системе образования. Планируются следующие формы организации занятий: лекции, игры, проекты, экскурсии, практические занятия с макетами, гербарием, образцами.

 

Основными методами работы являются наблюдения, измерения, работа с источниками информации.

Предлагается реализация следующих видов учебной деятельности:

  1. анализ информации,
  2. описание объекта по плану,
  3. составление вопросов к тексту или сообщению и ответов на них,
  4. составление сообщения и доклада на заданную тему,
  5. работа с картой (чтение карты),
  6. составление плана,
  7. составление сравнительных таблиц,
  8. написание и защита исследовательских проектов на заданную тему.

 

Учебно – тематический план

1 год обучения (33 часа)

 

занятий

 

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

 

1

2

3

4

 

5

Введение в экологию.

Подготовительная работа.

Почему мы часто слышим слово «Экология». Игра «Почемучки».

Веселое путешествие в природу. Сбор природного материала.

Творческая мастерская. Поделки из природного материала.

 

1

1

 

 

 

1

 

 

 

1

1

5

 

1

 

2-3

4

Молчаливые соседи

Наблюдение за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа и сообщения о домашних питомцах. Конкурс рисунков «Мой друг».

 

1

 

1

 

 

 

1

1

4

 

1

 

2

3

 

4

Пернатые друзья

Прогулка в парк. Наблюдение за птицами.

Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц».

Художественное слово о птицах. Разучивание загадок, стихов и песен о птицах.

 

 

1

 

1

 

1

1

4

 

1

 

2

 

3

О чем плачут деревья

Этажи леса. Знакомство с разными видами растений.

Экскурсия в парк. Наблюдение за деревьями.

Загадки леса. Викторина.

 

1

 

 

 

1

1

3

 

1-2

 

3

Загадки животного мира

Беседа «Как звери проводят зиму». Санитары леса.

Викторина «Что я знаю о животных».

 

2

 

 

 

 

1

3

 

1

2

3-4

Секреты неживой природы

Беседа «Природа – наш общий дом».

Игра «Место, где хотелось бы жить».

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года.

 

1

 

1

 

 

1

1

4

 

1-2

 

 

3

Разнообразие цветочного мира

Виды комнатных растений. Экскурсия в кабинет биологии. Уход за комнатными растениями.

Викторина. Кроссворды. Загадки о комнатных растениях.

 

1

 

1

 

 

1

3

 

1

 

2-3

 

4

 

5

Человек – часть природы

Люди всякие нужны, люди всякие важны. Знакомство с профессиями.

Беседа «Человек, будь природе другом!» Стихи, песни о природе.

Выставка рисунков – плакатов об охране природы.

Сочинение «Какой я хочу видеть свою планету»

 

1

 

1

 

 

 

1

 

1

 

1

5

 

1

2

Охрана природы

Красная книга Земли.

Сообщения о растениях и животных Красной книги.

 

1

 

 

1

2

Итого:

 

15

18

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 год обучения (34 часа)

 

1

 

 

 

 

2-3

 

4

Введение в экологию

Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года.

 

Беседа «Я мир вокруг». Конкурс рисунков «Я и природа».

1

 

Экологическая прогулка в зимний парк.

       

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

1

4

 

1-2

 

3

4

Молчаливые соседи

Знакомство с разными породами кошек. Забота, кормление и уход за ними.

Сообщение «Мой кот-любимец».

Конкурс рисунков и сочинений «Я и моя кошка». Советы начинающим.

 

1

 

1

 

 

 

1

1

4

 

1

 

2-3

4

 

Пернатые друзья

Изучение разнообразия птиц родного края.

Викторина «Дикие и домашние птицы».

Художественное слово о птицах. Стихи, загадки, пословицы о птицах.

 

1

1

 

 

1

1

4

 

1

 

2-3

 

 

 

4-5

О чем шепчут деревья

 Сезонные изменения в природе. Их влияние на растения.

Беседа на основе наблюдений за осенними, зимними, весенними и летними деревьями.

Викторина «Знатоки растений» Кроссворды, загадки.

Лекарственные растения. Работа с гербарием.

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

5

 

1

2-3

 

 

 

4-5

Загадки животного мира

Грызуны такие одинаковые и разные.

Сообщения о грызунах нашего края. Конкурс рисунков и сообщений о домашних кроликах, крысах, хомячках и т.д.

Микромир. Насекомые – едоки или мусорщики?

 

1

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

5

 

1-2

 

 

3-4

 

5

Секреты неживой природы

Энергетика природных камней. Камни – сувениры, камни – амулеты. Изготовление амулета.

Тайны морских глубин: ракушки, кораллы.

КВН «Вода – источник жизни»

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

1

4

 

1

 

2-3

 

4

Разнообразие цветочного мира

Беседа «Любители света тени, влаги и тепла»

Викторина «Садовые растения». Разнообразие садовых растений.

Декоративные растения. Составление рассказа-описания о растении.

 

1

1

 

 

 

 

1

 

1

4

 

1

 

2

 

3

Человек – часть природы

Беседа «Загрязнение окружающей природы»

Выращивание лука в домашних условиях.

Конкурс рисунков «Цветик – семицветик».

 

1

 

 

1

1

3

 

1

Охрана природы

Экологическая сказка «Теремок на новый лад».

 

 

1

1

Итого:

 

17

17

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 год обучения (34 часа)

 

1

 

 

 

2-3

 

 

4

Введение в экологию

Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями.

Экологические связи в природе. Экосистемы Омской области. Глобальные проблемы экологии.

Природа и искусство. Художники и поэты о природе.

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

1

4

 

1-2

 

 

3

Молчаливые соседи

Породы собак. Разнообразие, способы питания и ухода. Содержание собак разных пород.

Как ухаживать за аквариумными рыбками.

 

1

 

 

1

 

1

3

 

1

 

2-3

 

4

Пернатые друзья

Подготовка птиц к зиме. Кто улетает последними в Омской области?

Акция «Поможем птицам зимой!» Кормушки, кормление.

Народные приметы «Птички – невелички».

 

1

 

1

 

1

 

 

 

1

4

 

1

 

1

 

1

О чем шепчут деревья

Разнообразие деревьев, произрастающих в Омской области.

Художники и поэты о деревьях «Воспетые навек».

Сообщение о хвойных деревьях Омской области.

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

3

 

1

2

 

3

 

4

Загадки животного мира

Разнообразие паукообразных.

Польза или вред от пауков. Народные приметы. Излишние опасения. Советы.

Земноводные в природе и в домашних условия.

Конкурс рисунков «Замечаем незаметных».

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

4

 

1-2

 

3

4

Секреты неживой природы

Беседа «Что такое снег и лед». Опыты и наблюдение за снегом и льдом.

Новогодние праздники для природы.

Викторина «В гостях у природы».

 

1

 

1

 

1

 

 

1

4

 

1-2

 

 

 

3

4

Разнообразие цветочного мира

Аптека на окне. Знакомство с растениями-целителями. Изготовление лечебного средства – нужен только цветочный горшок.

Лесные цветы. Первоцветы.

Конкурс стихов, загадок, пословиц о цветах.

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

4

 

1

 

2-4

Человек – часть природы

Человек и его роль в экосистеме. Биоритмы в живой природе.

Исследовательская работа «Что вырастет на подоконнике (салат, чеснок, петрушка, укроп)».

 

1

 

1

 

 

 

2

4

 

1-3

 

4

Охрана природы

Проект «Защитим природу. Что можем сделать мы».

Викторина «Что узнали. Чему научились».

 

1

 

2

 

1

4

Итого:

 

17

17

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 год обучения (34 часа)

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Введение в экологию

Подготовительная работа. Распорядок дня. ТБ на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности.

Наша планета. Работа по карте и глобусу.

Правила поведения в природе. Акция «Сохраним наш город чистым!»

Экологическая безопасность. Экологические катастрофы.

Конкурс рисунков «Пожар в лесу».

 

1

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

5

 

1

2

 

3

Молчаливые соседи

Что мы знаем о попугаях?

Беседа «Домашние черепашки». Интересные факты из жизни.

Викторина «Домашние питомцы».

 

1

1

 

 

 

 

 

1

3

 

1

 

2

3

О чем шепчут деревья

Работа по рассказу Л.Лежневой «Рябинка».

Викторина «С какого дерева лист».

Работа с гербарием. Конкурс рисунков «Мое дерево».

 

1

 

 

1

1

 

 

3

 

1

 

2

3

4

Загадки животного мира

Животные зимой. Способы пережить зиму.

Животные теплых стран – сообщения.

Любопытные факты о животных. Пресмыкающиеся, потому что пресмыкаются?

 

1

 

1

1

 

 

1

4

 

1

 

2

3

Секреты неживой природы

Солнечная система. Теллурий – модель солнечной системы.

Космос. Карта звездного неба.

Выпуск газеты «Горы».

 

1

 

1

 

 

 

 

1

3

 

1-3

 

 

4

Разнообразие цветочного мира

Исследовательская работа «Влияние света и тепла на рост и развитие комнатных растений».

Беседа «Растения просят помощи».

 

1

 

 

1

 

2

4

 

1

2-3

 

4

5

Человек – часть природы

Вредные привычки.

Человек и культура – поведение в природе.

Конкурс рисунков «Цвети, Земля!»

Классный час «Свалка по имени Земля».

 

1

 

 

1

 

 

2

1

5

 

1

 

2-3

Охрана природы

Неделя экологии в начальных классах «Лесной репортаж».

Экологическая викторина «Земля – наш дом».

 

1

 

1

 

 

 

1

3

Итого:

 

17

17

34

             

Содержание программы

Основная часть курса «Земля – наш дом» включает в себя несколько разделов:

Введение в экологию.

Эти уроки направлены на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

«Молчаливые соседи».

На этих уроках дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, На этих уроках дети учатся общаться с братьями меньшими. развивают у детей познавательный интерес.

«Пернатые друзья».

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в своей местности. Поэтому на этих уроках много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, загадыванию загадок. На этих уроках дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.

«О чем шепчут деревья».

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре от рук людей гибнет множество елочек, даже целые просеки. Лесники охраняют территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста, развития деревьев планируется рассказать на этих уроках.

«Загадки животного мира».

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки, С. Чарушина. Дети знакомятся с животными Омской области и всей России,  занесенными в Красную книгу.

 

 

«Секреты неживой природы».

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся на данных уроках.

«Разнообразие цветочного мира».

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горошках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

«Человек – часть природы».

На этих уроках дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

«Охрана природы».

Дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

 

Выход за пределы аудитории

Условия проведения

(место проведения, аудиторный фонд)

Средства технического

оснащения

Территория гимназии

Сквер

Пришкольный участок

Компьютерный кабинет с выходом в интернет, интерактивная доска, микроскоп, лупа, набор рабочих инструментов для практических занятий, Цифровые образовательные ресурсы  по окружающему миру: «Экологическое воспитание» - видеосюжеты для начальной школы, «Окружающий мир» (Кирилл и Мефодий 1-4 класс)

 

Формы подведения итогов реализации программы

• общественный смотр достижений;

• папка исследователя;

• коллективная творческая работа;

• публичная презентация результатов проведенного исследования;

• отчет о проведении опыта, протокол эксперимента;

• периодическая организация выставок будет давать детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

 

Досуговые занятия

Тема

Содержание

Сроки

День журавля

Выставка рисунков, плакатов, поделок.

Сентябрь

Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

Наблюдения за птицами. Фиксирование количества видов.

Октябрь

Посвящение в экологи

Викторина с экологическими

заданиями.

Ноябрь

Зимняя прогулка

Игра по станциям.

Январь

Игра «Думай, отвечай!»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным решением, сочинение своих загадок.

Февраль

Будь здоров!

Игра путешествие по городу Здоровейску.

Март

1 апреля – международный день птиц

КВН «Знатоки птиц»

Выставка поделок.

Апрель

Направления проектной деятельности обучающихся:

 

  1. Что растет на подоконнике
  2. Защита природы. Что можем сделать мы?
  3. Влияние света и тепла на рост и развитие комнатных растений
  4. Аптека в цветочном горшке
  5. Мой домашний любимец
  6. Растения Омской области

Список литературы

 

1.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004

2.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

3.Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

4.Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009

5.Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение,1991

6.Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004

7. Крюкова Н.С. Праздник «Птицы – наши друзья». //Досуг в школе -2002-№3-с. 16

8. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников.//Начальная школа.-1988-№2-с.42     ;

 

Цифровые образовательные технологии

 

  1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
  2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
  3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» /Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
  4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
  5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
  6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.