Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по развивающим играм В.В. Воскобовича «Юный математик» в средней группе
Филиал МДОУ «Увинский детский сад № 6»
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка
по развивающим играм В.В. Воскобовича
«Юный математик» в средней группе
воспитатель
Данилова Регина Юрьевна
Пояснительная записка
1.1.Введение
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
-
интеллектуальное развитие;
-
создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.
Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций.(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).
Вторая группа- это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», », «Читайка на шариках 2»).
Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Геовизор»)
1.2. Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
1.3. Основными задачами реализации программы являются:
-
Обучение пониманию и решению логических задач.
-
Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
-
Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
-
Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
-
Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
-
Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
-
Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
-
Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
-
Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
-
Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
1.4. Возраст детей – 4-5 лет
1.5. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2023-2024 учебного года.
К концу года дети научатся:
-
различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
-
использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
-
ориентироваться в пространстве и на плоскости;
-
Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
-
высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
-
Повышение педагогической культуры родителей.
-
Формирование интереса к развивающим играм.
1.6. Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».
2. Учебно-тематический план
Работа осуществляется под руководством педагога, проводится 1 раз в неделю, в форме игрового практикума длительностью 20 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
В течение года будет запланировано провести 31 занятие (таблица 1).
3. Соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Программа дополнительных платных услуг составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Основные принципы:
-
самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
-
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
-
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
-
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.
Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
ФГОС нацеливает на решение следующих задач:
-
сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
-
формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
-
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
В соответствии с ФГОС программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы кружка «Занимательная математика» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:
-
коммуникативно-личностное развитие;
-
познавательно-речевое развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
В соответствии с ФГОС создана предметно-развивающая среда:
-
развивающие игры математического характера: «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Чудо-цветик», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» «Сложи узор», «Танграм», «Колумбово яйцо».
-
игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», «Читайка на шариках 2».
-
универсальные игровые обучающие средства: Коврограф «Ларчик», «Игровизор».
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Формы организации работы с детьми:
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.
4. Конструктивную деятельность.
5. Развлечения.
Методы: игровые, практические, словесные.
-
Игровые приемы:
-
манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
-
побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
-
Практические приемы:
-
манипуляция,
-
превращение,
-
складывание,
-
выбор,
-
показ,
-
совместные действия,
-
сравнение.
-
Словесные приемы:
-
диалог с игровыми персонажами,
-
объяснение,
-
описание,
-
рассказ,
-
сказка,
-
уточнение,
-
стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
-
игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).
Формы организации работы с родителями:
-
консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;
-
индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
-
развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;
-
совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
-
подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
-
организация «Домашней игротеки»;
-
разъяснительная и образовательная работа.
Методы и приемы:
-
Словесные (беседы с родителями, рассказ о работе).
-
Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов).
-
Практические (показ предоставляемых услуг)
Литература:
1. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича: вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014.
2. Воскобович, В. В. У нас в гостях Вячеслав Вадимович Воскобович / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014.
3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
4. Монтессори М.. Дети - другие. Уникальная методика раннего развития. Монтессори М., И.: «АСТ» 2015.
5. Закирова И. М. Студия развивающих игр "Фиолетовый лес" : [об игровой технологии В. Воскобовича] / Закирова И. М. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009.
6. Сказка об удивительных приключениях — превращениях квадрата // Дошкольное образование. – 2005.
7. Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
9. Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. – Детство-Пресс, 2012.
10. Щербакова, Т. С. Познаем математику играя : из опыта реализации игровой технологии интеллектуал.-твор. развития детей 3-7 лет В. В. Воскобовича / Т. С. Щербакова, А. В. Мельничук // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013.
Краткая характеристика логических операций, доступных для детей
среднего возраста.
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез –мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.
Систематизация – приведение в систему, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности.
Обобщение - процесс познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов, явлений и объединении их на основе общности существенных черт.
Классификация –распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков..
Классификация включает такие логические действия, как:
1. выделение общего признака – основание классификации;
2. деление на классы по основанию классификации.
Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания (таблица 2).
Специальные «ключевые слова и фразы» способствуют активизации мыслительных процессов ребёнка или группы детей:
-
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию познания: «соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте», «опишите», «установите» и т.д.;
-
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию понимания: «расскажите своими словами»; «опишите, что вы чувствуете относительно…»; «суммируйте»; «покажите взаимосвязь»; «объясните смысл» и т.д.
-
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию применения: «покажите как…»; «продемонстрируйте»; «объясните цель применения» и т.д.;
-
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию анализа: «сравните»; «разложите по порядку»; «объясните, как и почему»; «разложите на составляющие» и т.д.;
-
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию синтеза: «придумайте»; «создайте»; «что произойдёт, если…»; «придумайте другой вариант» и т.д.;
-
ключевые слова и фразы, направленные на активизацию оценки: «выберите то, что вам больше нравиться»; «отберите и выберите»; «что вы думаете о …»; «подскажите критические замечания» и т.д.
Таблица 1
Месяц
|
Неделя
|
Тема занятия
и используемые игры
|
Задачи
|
ОК
Т
Я
Б
Р
Ь
|
1
|
«В гостях у зверят цифроцирка».
«Цифроцирк», «Чудо-соты»
(стр.12; Т.Г.Харько «Сказки Фиолетового леса» средний возраст)
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2
|
«Как Кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию»
(«Кораблик Плюх-Плюх» и «Прозрачный квадрат»
(стр. 61 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» и стр.14 «Сказки Фиолетового леса»)
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
|
3
|
«Как лягушата пополняли запасы пресной воды»
(«Чудо-соты», «Коврограф Ларчик» игра «Игрушечный дождь»)
стр.16 «Сказки Фиолетового леса», стр. 6 методичка к пособию «Коврограф Ларчик»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные
воспитывать нравственные и волевые качества.
|
4
|
«Фабрика фигур»
(«Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина)
|
Образовательные:
• закреплять навык счета в пределах 5;
• учить устанавливать закономерность в расположении ряда геометрических фигур;
• учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».
Развивающие:
• развивать элементы логического мышления, умение расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям с отрицательной частицей «не»;
• упражнять в конструировании фигур по схемам.
Воспитательные:
• формировать умение слушать и слышать задания педагога, контролировать свое поведение.
|
|
Н
О
Я
Б
Р
Ь
|
1
|
«Путешествие в Фиолетовый лес»
(«Цифроцирк», «Чудо-цветик»)
стр.64 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2
|
«В гости к веселым гномам»
(Эталоны цвета «Лепестки» и «Геовизор»)
(стр. 42 «Развивающие игры в ДОУ»)
|
Образовательные:
• познакомить с персонажами игры – клоунами (Кохле, Охле, Желе.Зеле, Геле, Селе, Фи), помочь запомнить их имена;
• учить детей ориентироваться на координатной плоскости игры, находить и соединять точки для получения изображения зонтика.
Развивающие:
• упражнять в количественном счете, развивать умение определять порядковый номер «лепестка»;
• развивать пространственную ориентировку при расположении элементов игры «Лепестки» по словесным указаниям и его смысловое отражение в речи (над, под, между, рядом, слева, справа);
• продолжать развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений.
Воспитательные:
• приобретение детьми опыта коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.
|
|
3
|
«В гостях у сказки»
(«Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Геоконт»)
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
4
|
«Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли по ковровой дорожке»
(«Коврограф:Ларчик», «Чудо-соты», «Чудо-цветик»)
стр. 21«Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
|
1
|
«Как малыш Гео гостил у девочки Дольки и Ворона Метра»
(«Чудо-цветик», «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный)
стр. 23 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2
|
«Как малыш Гео оказался на островах»
(«Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат»)
стр. 25 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
|
|
3
|
«Как друзья разгадывали загадки Краб-Крабыча»
(«Чудо – соты», «Прозрачная цифра»)
стр. 27«Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
4
|
«Как зверята выступали на арене Цифроцирка»
(«Чудо-соты», «Колумбово яйцо»)
Стр.34 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
Я
Н
В
А
Р
Ь
|
1
|
«Как кораблик попал в шторм»
(«Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор»
стр. 35 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2
|
«Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 1 занятие
(«Танграм», «Прозрачный квадрат»)
1 игровая ситуация «Загадочный конверт»
2 игровая ситуация «Портреты друзей»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
|
1
|
«Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 2 занятие
(«Танграм»), «Лепестки»)
3 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (звери)»
4 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (птицы)»
«Методика ознакомления с игрой»
(распечатка)
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2
|
«Найди фигуру»
(«Танграм», «Геоконт», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина, стр.42)
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
3
|
«Как гусеница Фифа наряжалась»
(«Сложи узор» Никитина, пособие «Коврограф «Ларчик», «Эталоны цвета», «Прозрачный квадрат»)
Стр. 49 и стр. 158 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
4
|
«Волшебные превращения счетных палочек»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
М
А
Р
Т
|
1
|
«Вечернее представление в Цифроцирке»
(«Прозрачная цифра», пособие «Коврограф «Ларчик» - «Цветные квадраты», «Забавные цифры», «Сложи узор»
Стр. 60 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2
|
«Как малыш Гео нашел грибы»
««Чудо-цветик», «Квадрат Воскобовича (двухцветный), «Забавные цифры»)
Стр. 65 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
3
|
«Как Медвежонокс Галчонком поссорились и помирились»
«Выбери фигуры» пособие «Логика» М.В.Кралина, «Чудо-соты», «Танграм»)
Стр. 67 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
4
|
«Как артисты Цифроцирка плавали на Кораблике Плюх-Плюх»
(«Кораблик Плюх-Плюх», пособие «Коврограф «Ларчик», «Колумбово яйцо»)
Стр. 82 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
А
П
Р
Е
Л
Ь
|
1
|
«Как артисты Цифроцирка получили волшебную стрелочку»
(«Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Забавные цифры», «Колумбово яйцо»)
Стр. 85 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2
|
«Как гусеница Фифа вырастила цветы»
(«»Чудо-соты», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), пособие «Коврограф «Ларчик», «Геовизор»)
Стр. 93 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
3
|
«Как у гусеницы Фифы осыпался цветок»
(«Лепестки», » пособие «Логика» М.В.Кралина (знаки - символы), наборы геометрических фигур, «Геоконт»)
Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
4
|
«Как на Чудо-островах появилась необычная машина»
(«Чудо-соты», «Танграм»)
Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
М
А
Й
|
1
|
«Как друзья помогли Девочке Дольке»
(«Чудо-цветик», «Колумбово яйцо», пособие «Коврограф «Ларчик»)
Стр. 102 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
2
|
«Как друзья играли с Крутиком По»
(«Прозрачный квадрат», «Счетные палочки»)
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
3
|
«Как Ворон Метр спас команду кораблика Плюх-Плюх»
(«Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо-соты», «Колумбово яйцо»)
Стр. 109 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
4
|
«Как ГалчонокКаррчик помогал Пчелке Жуже»
(«Прозрачный квадрат», пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты»)
Стр. 114 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|
|
5
|
«Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры»
(наборы геометрических фигур, «Игровизор» лист № 1, пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты»)
Стр. 118 «Сказки Фиолетового леса»
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Таблица 2
Игры
|
Цель
|
1. «Цифроцирк»
|
|
2. «Чудо-соты»
|
|
3. «Кораблик Плюх-Плюх»
|
|
4. «Чудо-цветик»
|
|
5. «Прозрачный
квадрат»
|
|
6. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)
|
|
7.Эталоны цвета «Лепестки»
|
|
8. «Прозрачная цифра»
|
|
9. «Геовизор»
|
|
10.«Игровизор»
|
|
11. «Шнур-затейник»
|
|
12. «Геоконт»
|
|