Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Рабочая программа факультативного курса «Традиции и культура родного края» для 8 класса

Государственное бюджетное  образовательное учреждение  «Татарско-Елтанская   школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Чистопольский муниципальный район, Республика Татарстан

 

Рабочая программа  факультативного курса «Традиции и культура родного края» для 8 класса

 

Галиуллина Венера Талгатовна

учитель-дефектолог

 

 

 

Рабочая программа
факультативного курса   для 8 класса
 
Пояснительная записка
     Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины.
    Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности  школьника.
   Содержание программы  отражает комплексно-системный подход к изучению традиции и культуру родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.
    Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она  сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.
    Данная программа ориентирована на среднего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
    Программа  образования  руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность используемого материала; соответствие содержания, комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств, творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка.
    Программа рассчитана на учащихся 8 класса. Курс программы рассчитан на 34 часа. Знания учащихся не оцениваются.  Преподавание курса  имеет перед собой следующую цель:
  • приобщение обучающихся к богатствам культуры родного народа,
  • развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений культуры и отражённой в ней действительности, и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, личностной идейно-нравственной позиции.
Программа  ставит следующие задачи:
  • формирование навыка нравственно-эстетического отношения к действительности.
  • воспитание чувства гордости за национальную культуру татарского народа.
  • понимание общечеловеческого, гуманистического характера народного искусства.
  • понимание национальных особенностей в татарском народном искусстве.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
  • формирование навыков работы с историческими источниками, литературой и периодической печатью.
 
Занятия по программе  должны позволить учащимся понять и освоить историю, культуру и язык татарского народа.
Достижение этой цели предполагает:
  • чтение и изучение произведений устного народного творчества;
  • изучение истории своего народа;
  • сбор материала по обычаям, традициям и обрядам родного (татарского) народа;
  • развитие эмоциональной культуры речи.
В изучение истории, культуры и быта родного (татарского) народа выделяют следующие разделы:
Предания старины глубокой (Введение). Наш край в древности. Культура. Понятие структуры и содержание народного фольклора.
Виды народного творчества. Народное декоративное искусство.
 
   Работа осуществляется через  организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний);
- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения);
- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка рядом с домом, в школе).
 
   Формы работы: занятия, наблюдения, визуальные экскурсии, экскурсии в сельский фольклорный музей, просмотр видеосъемок о проведенных народных праздниках на селе,  игры, практические работы, индивидуальная работа.
 
Тематическое планирование.
№ п.п.
Раздел.
Количество часов
1
Предания старины глубокой (Введение).
1
2
Наш край в древности.
2
3
Культура
1
3
Понятие структуры и содержание народного фольклора.
2
4
Виды народного творчества
16
5
Народное декоративное искусство.
12
 
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать:
  • своих предков, их ФИО, профессии, увлечения;
  • знать символику Татарстана, названия сёл своего района, рек и других объектов;
  • названия улиц, культурных центров, памятных мест города, района;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • национальный состав  села или города, где они живут, праздники и обычаи народов;
 Учащиеся должны уметь:
  • составлять родословную;
  • переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;
  • общаться, сотрудничать.
 
Календарно-тематическое планирование.
 
урока
Раздел. Тема урока
Количество часов
Дата проведения
по плану
Дата проведения
по факту
1
Предания старины глубокой. – 1 ч.
1
 
 
2
Наш край в древности.- 2 ч
 Появление тюркских народов на территории Поволжья и образование ими своих государств.
1
 
 
3
Древние татары и развитие в истории как нации
1
 
 
4
Культура и этническая культура. – 1 ч
1
 
 
5
Понятие структуры и содержания народного фольклора – 2 часа
1
 
 
6
Устное народное творчество
1
 
 
7
Виды народного творчества. 16 ч.
Знакомство с татарским эпосом
1
 
 
8
Татарские народные сказки «Танбатыр», «Зирәк карт».
1
 
 
9
Сказка А. Алиша «Ялкаулык – хурлык, тырышлык – зурлык».
1
 
 
10
Пословицы и поговорки о языке, о народе.
1
 
 
11
Фольклорная музыка, исполнительское мастерство, многоголосие.  Сельский фольклорный ансамбль “Гэлэр” (заочное знакомство)
1
 
 
12
Бытовые, обрядовые песни.
1
 
 
13
Народные инструменты. Курай, гармонь, кубыз, сырлы бәләк.
1
 
 
14
Праздник «Уйнагыз, гармунннар» Приглашение гармонитса села  Минабутдинова Рашита Валиахметовича.
1
 
 
15
Искусство танца. Народные пляски, хороводы.
1
 
 
16
Классический татарский танец «Әпипә», его специфика.
1
 
 
17
 Народные танцы «Парлы бию», «Бишле бию», «Чабата биюе».
 
 
 
18
Традиционные мотивы татарского костюма. Праздничный костюм. Бытовой костюм. Экскурсия в сельский музей.
1
 
 
19
Традиционные цветосочетания в костюме. Ведущие художники-модельеры.
1
 
 
20
Религиозный праздник Курбан-байрам.
1
 
 
21
Обрядовые праздники «Навруз», «Нардуган».
1
 
 
22
Традиционный праздник «Сабантуй»
1
 
 
23
Народное декоративное искусство. 11 ч.
Виды  декоративного искусства
1
 
 
24
Возрождение и развитие народного декоративного искусства.
1
 
 
25
Его основные общественно значимые виды.
1
 
 
26
 Взаимодействие профессионального и народного творчества.
1
 
 
27
 Специфика художественного языка.
1
 
 
28
Образность декоративного искусства.
1
 
 
29
Применение декоративного искусства в оформлении празднеств, обрядов, выставочных экспозиций, костюмов и других элементов временного убранства.
1
 
 
30
Роспись и аппликация по ткани
1
 
 
31
Художественная обработка кожи. Татарская вышивка.
1
 
 
32
Русские народные промыслы. Керамика.
1
 
 
33
Русские народные промыслы: гжели, хохлома
1
 
 
34
Обобщение Повторение. Экскурсия в фольклорный музей.
1