Рабочая программа дополнительного образования «Школа юных талантов» (для детей 6-7 лет)
«Школа юных талантов»
Рабочая программа дополнительного образования
для детей 6-7 лет
ФГКДОУ «Детский сад № 154» Минобороны России
Составитель: Семёнова Елена Алексеевна, заместитель заведующего
Пояснительная записка
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры дошкольников является реализация художественно-эстетического развития.
Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Основной воспитательной задачей художественно-эстетического направления является создание условий для развития свободной активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним.
Направленность программы «Школа юных талантов» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению - специальной, общекультурной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Актуальность программы обусловлена рядом актуальных проблем:
- создание условий для творческого развития ребёнка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- укрепление психического и физического развития.
Практическая значимость программы состоит в том, что программа позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся.
К обучающимся, занимающимся в кружке «Школа юных талантов», приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения.
Программа предусматривает связь всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что результатами художественно-эстетического воспитания является определённый уровень развития обучающихся, позволяющий им наиболее эмоционально, осознанно относиться к творчеству, своим способностям.
Вид программы: модифицированная.
Цель программы: сформировать художественную культуру дошкольников в контексте различных видов искусств и творчества, оптимизировать и развивать лучшие качества личности.
Задачи:
- Формирование целостного представления об искусстве.
- Стимулирование творческой активности ребенка, развитие способности к самостоятельному творчеству и самообразованию;
- Развитие способности к эстетическому восприятию и переживанию;
- Развитие навыков актёрского мастерства.
- Развитие умения применять на практике полученные знания.
- Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
- Систематичности и последовательности.
- Учета индивидуальных особенностей
- Деятельностного подхода.
- Доступности.
- Наглядности.
- Сотворчества.
- Успешности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6-7 лет. Форма организации обусловлена возрастными особенностями обучающихся. В этом возрасте проявляются творческие способности каждого воспитанника.
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются эстетические, творческие и воспитательные задачи. Формы проведения занятия варьируются, в рамках одного занятия могут сочетаться разные виды деятельности:
- музыкально – дидактические игры;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционные упражнения, риторика;
- ритмические упражнения;
- литературное творчество;
- музыкальное творчество;
- цирковое искусство;
- театрализация.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Режим занятий:
1. Всего часов в год – 33;
2. Занятия проводятся 1 раз в неделю: групповые, индивидуальные.
3. Продолжительность занятия: 1 академический час по 45 минут.
Количество обучающихся в группах: 12 – 15 человек.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- Уметь передать свои впечатления в словесной форме.
- Иметь навыки концентрации внимания, слуха, координации движений.
- Иметь представление о средствах музыкальной выразительности.
- Иметь навыки игры на шумовых инструментах.
- Иметь навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования.
- Иметь представление о сценической культуре.
- Иметь навыки выступления перед публикой.
Содержание программы
Программа имеет семь направлений, работа по которым рассчитана на один год с детьми подготовительной к школе группы.
1. «Риторика»
Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также творческой фантазии.
2. «Ритмопластика»
Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей школьников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.
3. «Театральная деятельность»
Включает знакомство с различными видами театра, пьесами, их содержанием, дает представления о необходимости выполнять определенные упражнения, этюды, проигрывать сценки для постановки спектакля.
4. «Музыкальное творчество»
Возникает по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальных занятиях. Это рассматривается как элемент самообучения.
5. «Литературное творчество».
Предполагает расширение кругозора детей посредством знакомства с новыми литературными произведениями. Учит детей правилам стихосложения, сочинения коротких рассказов, сказок, сценок, которые можно впоследствии обыграть вместе с детьми.
6. «Цирковое искусство»
Включает знакомство с таким видом творчества, как цирковое искусство через игры и упражнения на развитие ловкости, смелости, быстроты реакции, уверенности в себе, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.
- «Хобби»
Предполагает самопрезентацию творческих способностей детей через различные виды деятельности и способы демонстрации своих умений и навыков. Знакомство с увлечениями товарищей.
Структура проведения занятия
Приветствие (ритуал, сначала предложенный взрослым, потом самими детьми):
- упражнения на развития произвольного зрительного и слухового внимания, памяти, саморегуляции поведения;
- упражнения на развитие техники речи;
- музыкально-пластические упражнения и этюды;
- упражнения по теме занятия.
Заключение
Реализация программы подразумевает широкую вариантность в выборе способов активизации художественного мышления, музыкального творчества, речевого материала для подготовки к различным мероприятиям. Не только дети, но и педагоги, в процессе работы по данной программе смогут проявить собственную инициативу, без чего невозможно создание поисковой творческой атмосферы на занятиях.
К видам различной деятельности в ДОУ следует отнести проведение праздников, постановку спектаклей, организацию дней развлечений, спортивных мероприятий и др
Так, на праздниках совершенствуется речевая деятельность детей посредством чтения стихотворений, исполнения песен. Знакомство детей с театром способствует формированию у детей вкуса, воображения, творческому развитию личности ребенка, а, следовательно, и обогащению его словарного запаса.
Возникающие в игровом процессе эмоции дети пытаются выразить словами, тем самым улучшая свой словарный запас. Поэтому ребенку важно создать мотивацию общения для того, чтобы у него сложилось впечатления об увиденном, появилась потребность реализовать свои творческие возможности.
Праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; длительное разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения.
На всех этапах подготовки и проведения совместных мероприятий необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Хорошо организованные мероприятия (праздники) в свою очередь благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.