Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУППЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ "ВДОХНОВЕНИЕ +" НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ

МАОУ Гимназия № 1 г. Калининграда

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУППЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ "ВДОХНОВЕНИЕ +" НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ

 

Желобкович Илона Владимировна

учитель ИЗО

 

СОДЕРЖАНИЕ

Образовательная программа  содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, формы занятий и методы обучения, календарно-тематический план, описание методического обеспечения и список использованной литературы.

Пояснительная записка данной программы отражает цель, задачи и особенность данной программы.

В учебно-тематическом плане расписано количество часов на теорию и практику.

В содержании программы описаны по наименованиям разделы  занятий: рисование с натуры и по памяти, рисование на темы, лепку, декоративное рисование, работу с бумагой и беседы.

В разделе форм и методов рассмотрены принципы обучения, требования к занятиям.

В календарно-тематическом планировании отражены все темы и количество часов, которое отводится на каждую тему,  и типы и содержание каждого занятия.

В программе также имеется раздел, описывающий методическое обеспечение.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с изменением культурной среды и культурных ценностей современного общества появляются новые задачи в образовании, появляются новые формы и методы воспитания и обучения детей, новые требования для создания оптимальных условий для развития детей, как творческих личностей, и для более успешной адаптации в современном обществе. Дети, которые осваивают направления образовательной деятельности за рамками школьной программы, реализовываются творчески, получают художественные навыки и более осознанно ориентируются в дальнейшем выборе профессии.

Одним из интереснейших направлений является изобразительное искусство, которое включает в себя основы живописи, рисунка, композиции, лепки, декоративного рисования,  бумагопластики, батика и новых видов творческой деятельности - декупаж (аппликация) и квиллинг и др.

Образовательная программа  предполагает развитие у детей творческих способностей. Для данного развития в программу входят занятия рисунком, живописью, композицией, лепкой и декоративным рисованием. Программа разработана на основе программы по изобразительному искусству В.С.Кузина.  По мере освоения курса программы у детей происходит развитие творческих способностей, появляется творческий опыт, развивается кругозор. Дети познают основы художественного изображения, основы композиции, углубленно знакомятся с орнаментом и символикой орнамента, перспективным построением изображения, основами цветоведения.

По мере приобретения творческого опыта - обучающиеся становятся более активными в творческом плане, раскрепощенными. На занятиях  у детей начинается формирование интересов от интереса к процессу обучения до развития начального профессионального интереса, поэтому тема развития ведущих интересов младших школьников, в том числе и интереса к искусству, значит - развитие творческих способностей детей актуально.

Основная роль в художественном творческом процессе принадлежит воображению, а для поиска решения поставленной творческой задачи служит интуиция; способность творить позволяет человеку создавать новые материальные воплощения духовной культуры, а необходимым условием развития творческих способностей является преобразующая деятельность. Этот вид деятельности превращает человека в творца, воспитывает волю, делает человека всесторонне развитым. Привлекательным для детей занятия творчеством делает неизвестность получения результата и желание получить его особенно положительным.

Занятия не только увлекательны и познавательны, но также имеют и практическую пользу.

Важно отметить, что дети, занимаясь в изостудии "Вдохновение +", работают с разными материалами и такие занятия можно назвать комплексными.

Целью программы является формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение  художественной грамотой и образным языком декоративно-прикладного искусства, элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи программы:

1) знакомство с основными знаниями художественной грамоты (основы рисунка, цветоведения, композиции);

2) формирование навыков работы с разными художественными материалами и инструментами;

3) обогащение словарного запаса обучающихся специальными терминами;

4) формирование умения обучающихся следовать устным инструкциям;

5) приобретение обучающимися навыков научно-исследовательской деятельности;

6) развитие творческих способностей;

7) развитие смекалки, художественного вкуса;

8) развитие интереса к народному и декоративно-прикладному искусству;

9) развитие аналитических способностей, воображения, внимания, памяти;

10)совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, и пространственного восприятия и воображения;

11) воспитание патриотических чувств, интереса к народному искусству;

12) формирование культуры труда, обучение аккуратной работе и бережному и экономному расходу материалов.

13) способствовать расширению коммуникативности обучающихся и повышению общего культурного уровня.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1.

Кол-во часов

64 часа

Теория

18 часов

Практика

46 часов

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Программа включает в себя рисование с натуры и по представлению, рисование на темы и иллюстрирование, лепка, работу с бумагой и беседы об изобразительном искусстве.

Таблица 2.

 

Тема

Кол-во  часов

обучения

1.

Рисование  с  натуры  и  по  памяти

18

2.

Рисование  на  темы  и  иллюстрирование, рисование по представлению

24

3.

Декоративная  работа

6

4.

Лепка

6

5.

Работа с бумагой

6

6.

Беседы  об  изобразительном  искусстве  и  красоте  вокруг  нас

4

 

Итого

64

 

 

 

 

 

ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Форма занятий в изостудии "Вдохновение +" имеет ряд принципиальных отличий в сравнении с занятиями в школе. Занятия имеют менее формализованный характер. Педагог выступает и носителем информации и способствует развитию ребенка как Личности. Занятия отвечают следующим требованиям:

1) имеют развивающий характер,

2) носят профориентационный характер,

3) способствуют раскрытию врожденных творческих задатков,

4) развивают творческие способности,

5) обеспечивают многообразие видов деятельности.

Большее количество занятий - практические. Педагог на занятиях соблюдает выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия с учетом возрастных особенностей детей.

Педагог создает на занятиях атмосферу творчества, что раскрепощает обучающихся. Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2 классов 20-25 минут, для учащихся 3-4 классов - 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 2-3-х - 5-7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Обязательно внутри занятия и после занятия педагог организует с учащимися физкультминутки и минутки гимнастики для глаз.

 На занятиях чередуются  различные по характеру задания. Недопустимо на занятии выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени работы.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В качестве основных методов используются беседы, беседы-семинары, игровые методы, метод мастер-классов, метод создания на занятиях ситуаций занимательности, репродуктивный, практических работ. Занятия часто носят индивидуальный характер, поскольку обучающиеся при рисовании с натуры имеют каждый свой вид (точку и угол зрения), при рисовании на темы, лепке, декоративном рисовании - каждый выполняет задание по своему эскизу, что также способствует развитию творческих способностей. Также в плане программы есть и групповые задания, которые также учат детей быть коммуникативными. На занятиях применяется метод наглядности, принцип последовательности, активности, доступности, прочности и связи теории с практикой.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

1

 

Наброски листьев простых форм.

1

2

 

Наброски листьев на веточках.

1

3

 

«Дары осени» – рисование с натуры овощей и фруктов

1

4

 

«Дары осени» – лепка овощей и фруктов

1

5

 

Тема осени в творчестве русских художников. (Левитан,  Шишкин)

1

6

 

  В сентябре у рябины именины

1

7

 

Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне», «Осень на природе за городом»..

1

8

 

История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы. Рисование матрешки.

1

9

 

Беседа на тему "Творчество художников-анималистов"

1

10

 

Рисование животных в разных техниках

1

11

 

Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»

1

12

 

Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная животные, птицы или рыбки..

1

13

 

Рисование набросков гуся.

1

14

 

Создание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».

1

15

 

Выполнение орнаментальной полосы "Мои любимые животные". Коллективная работа

1

16

 

Создание иллюстрации к сказке «Репка».

1

17

 

Беседа. "Знакомство с новым жанром изобразительного искусства - натюрмортом".

1

18

 

Рисование книг (открытая книга, стопка книг, закрытая книга)

1

19

 

Рисование натюрморта с книгами

1

20

 

Рисование легковых игрушечных машин.

1

21

 

Рисование  игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);

1

22

 

Рисование натюрморта новогодней тематики

1

23

 

«Веселые клоуны»,

1

24

 

Лепка клоуна

1

25

 

«Радуга-дуга» С. Маршака

1

26

 

Рисование с натуры Ели.

1

27

 

Иллюстрирование рассказов  Г.Скребицкого

1

28

 

Знакомство с русской глиняной игрушкой (Дымковской) .

1

29

 

Лепка и роспись Дымковской игрушки.

1

30

 

«Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

1

31

 

«Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

1

32

 

«Мои друзья»

1

33

 

Рисование дорожных знаков, детского воздушного шара, мяча,

1

34

 

Иллюстрирование русских народных сказок

1

35

 

«На морском берегу»

1

36

 

Знакомство с Городецкой росписью.

1

37

 

«Зимние развлечения с друзьями».

1

38

 

Знакомство с Хохломской росписью по дереву.

1

39

 

Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов Хохломы.

1

40

 

«Праздничная улица»

1

41

 

Рисование бабочек,  цветов (незабуд ка, ландыш, фиалка и т. д.);

1

42

 

«Елка» Е. Благининой;

1

43

 

Знакомство с Гжелью

1

44

 

Оставление гжельского узора в круге из растительных форм.

1

45

 

Рисование старинной башни.

1

46

 

Рисование натюрморта с разными овощами.

1

47-

 

Рисование любимого героя

1

48

 

«С чего начинается Родина»,

1

49

 

«С чего начинается Родина». Лепка солдатиков и военной техники ВОВ

1

50

 

Иллюстрирование рассказов Е. Чарушина

1

51

 

«Весна наступает».Рисование весеннего пейзажа. Рисование передача настроения пробуждения природы. Рисование набросков природы весной.

1

52

 

Натюрморт с овощами и фруктами

1

53

 

Составление узора из геометрических фигур

1

54

 

Беседа на тему "Художники-сказочники" (Билибин, Васнецов)

1

55

 

«Маша и медведь»

1

56

 

«Маша и медведь»

1

57

 

Натюрморт из геометрических тел

1

58

 

Натюрморт "Тропический"

1

59

 

Маковое поле. Эскиз и выполнение в свободной росписи "по сырому" батиком

1

60

 

Лепка барельефа натюрморта

1

61

 

Иллюстрирование стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...»

1

62

 

Рисование предметов быта

1

63

 

Цветы и ягоды» И. Надеждиной

1

64

 

Цветы нашей Родины.

1

К концу обучения обучающиеся получат возможность научиться:

1) выполнять построение предметной плоскости,

2) построение простых предметов геометрическим способом и теней падающих и собственных предметов,

3) выполнять грамотное простое, но грамотное композиционное решение,

знать теплые и холодные цвета,

4) уметь выделять главное и второстепенное в рисунке,

5) иметь навыки работы с бумагой и пластилином,

6) знать и уметь отличать жанры и виды изобразительного искусства,

7) знать пройденные промыслы,

8) уметь выполнять тональный рисунок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

2. Альбомы по искусству.

3. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

2. Печатные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

 2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

 3. Плакаты.

4. Репродукции произведений художников.

3. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

2. Гербарии.

3. Гипсовые геометрические тела, вазы, посуда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006.

4. Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4) - М.: Просвещение, 2001.

5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96. "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49).